Запустить бренд одежды в регионе: стартовый капитал, методы продвижения и трудности бизнеса Статьи редакции

Истории пяти российских брендов, которые зарабатывают на идентичности городов.

  • Города: Ставрополь, Ростов-на-Дону, Шахты, Краснодар, Волгоград.
  • Продукты: одежда и аксессуары.
  • Стартовый капитал: 300 тысяч рублей.

К моменту создания «Наши люди — это Юг» в июле 2015 года у Артёма Плясецкого уже был опыт создания и ведения бренда. Он занимался организацией вечеринок в Ростове-на-Дону, выступал в клубах и в какой-то момент захотел сделать то, что бы выделило его среди других артистов и увеличило запоминаемость.

Так появился его первый локальный бренд одежды «Ростов папа». Разработкой принтов Артём занимался сам. Поначалу знаний не хватало: молодой человек усиленно изучал графический дизайн, смотрел, как работает реклама в социальных сетях.

Первая партия футболок вынудила отказаться от метода печати плёнкой — предпринимателю не понравилось качество изображения, его низкая износостойкость. Сейчас он работает только с шёлкографией. Нанесение принта по такой технологии обходится примерно в 100 рублей за вещь, вне зависимости от того, футболка это или свитшот.

Мы продали этот бренд, сейчас он принадлежит другому человеку. «Ростов папа» хорошо раскрутился, был популярен среди жителей города. Год спустя, я запустил «Наши люди — это Юг». Я долго думал, что потерял. А потом в голове пронеслась мысль: «Почему я не могу сделать ещё круче?». На тот момент я работал диджеем в Ставрополе и решил начать развиваться там.

Артём Плясецкий
, основатель бренда «Наши люди — это Юг»

Вдохновившись песней группы «Каста», Артём называет новый бренд «Наши люди — это Юг». Творчество музыкантов помогает продвигать одежду в клубах: обычно презентацию и розыгрыш футболок предприниматель проводил в перерывах между их треками.

Через тур-менеджеров Артём связывался и со звёздами, дающими концерт в Ростове-на-Дону. Посмотрев фотографии одежды, некоторые из них соглашались выйти в ней на сцену или опубликовать фото в Instagram. На жителей Ростова-на-Дону сегодня приходится 70% всех заказов, остальные 30% расходятся по всей России.

Когда я понял, что молодёжи нравится моя одежда, я выставил свою квартиру на продажу. Бизнесом надо заниматься всерьёз, и если я живу своим делом, то вложу в него всё до копейки. Мне не хватало капитала, деньги с продажи недвижимости я мог пустить в оборот.

От этого шага меня отговаривали практически все: говорили, что я просто останусь на улице. Но с друзьями вести бизнес сложно: им вроде как нравится, что ты делаешь, но они хотят получать всё бесплатно.

Артём Плясецкий

В планах было вложиться в раскрутку, выйти на другие города и создать в них новые локальные принты. Развиваться только в Ставрополе Артёму было неинтересно. Он путешествовал по югу страны и спрашивал местных жителей, что бы они хотели видеть на футболках.

Такси, магазины, бары — источником информации было каждое место. Перед тем как выпустить новый принт, Артём проводил опросы в социальных сетях. Исходя из этого, рассчитывались тиражи. Сейчас у него их около 45 штук. Предприниматель начал сотрудничать с другими дизайнерами и иллюстраторами, чтобы добавить новое видение.

Основная сложность — найти цех. Когда часто подрывают сроки, ты уже не можешь гарантировать людям быструю доставку. Приходилось искать страховочное производство.

У меня в работе три предприятия: одно основное и два страховочных. Я должен быть уверен, что есть цех, который в случае острой необходимости сдвинет сетку заказов и выполнит твой без очереди.

Артём Плясецкий

Пошив изделия обходится предпринимателю примерно в 30% от конечной стоимости вещи. Если футболка, состав которой 5% лайкра и 95% хлопка, стоит 1500 рублей — на изготовление потребуется 400 рублей.

То же правило работает со свитшотами и кепками. На закупку товара без учёта дизайна Артём тратит около 120 тысяч в месяц. Далее на вещи наносится принт или вышивка. Вышивка будет дороже, чем принт: за обычную цеха просят 200 рублей, за объёмную — 300 рублей за штуку.

Сегодня одежду бренда можно приобрести на полках магазинов-партнёров. «Наши люди — Юг» платит торговой точке процент с продаж. Помимо повседневной коллекции предприниматель выпускает тематические принты к важным событиям: Дню города, 9 мая или Чемпионату мира по футболу.

Чемпионат мира принёс хорошую прибыль. Туристы из Турции, Бразилии, Сирии разбирали футболки с символикой Ростова. Здесь главное всегда искать что-то новое, постараться найти тренды. Мои вещи — для людей, которые влюбились в Юг. И носят их за качество и вариативность в цветах.

Артём Плясецкий

Средняя прибыль не в сезон составляет 50–60 тысяч рублей. За четыре года бизнеса Артём заработал около 3 млн рублей.

  • Город: Новосибирск.
  • Продукты: одежда и аксессуары.
  • Стартовый капитал: около 1 млн рублей.

История сибирской марки одежды началась в 2015 году, когда фотограф Михаил Лукьянов обратил внимание на большое количество иностранных брендов. Горожане носили импортные вещи, и молодой человек решил попробовать изменить ситуацию в своём регионе.

Местного рынка одежды, который бы представлял взгляды современного сибирского общества, на мой взгляд, нет. Я всегда увлекался искусством, и мне показалось интересным совместить что-то локальное с работами художников.

Михаил Лукьянов, основатель Snowman clothing & design

Опыта шитья или моделинга у него не было. Но в итоге идея нашла единомышленников, команда Snowman clothing & design состояла из пяти человек: дизайнер, менеджер проекта, финансовый директор, фотограф.

Принтами первой коллекции стали работы Дамира Муратова — известного омского художника, чьи полотна выставлялись в Мультимедиа Арт Музее, Государственном Русском Музее, Эрарте, галерее Саатчи в Лондоне. Сначала Михаил написал Дамиру, потом они встретились и договорились о сотрудничестве. Так появились футболки «Капитан Сибирь» и трикотажные костюмы «Соединённые штаты Сибири».

Михаил Лукьянов подбирал ткани, искал цеха, вместе со швеями прорабатывал фасоны. С местом пошива было больше всего проблем: где-то брали слишком большие сроки, где-то их не соблюдали, где-то работали только с определёнными тканями. Выйти на подходящий цех удалось только во время второго года работы. Свою одежду сегодня он носит и сам. Во-первых, необходимо знать, как она носится. Во-вторых, из соображений идентичности.

Продвинуть бренд было несложно, первую коллекцию, хоть и небольшую по количеству, раскупили быстро. Из того, что мы делали, сразу видна целевая аудитория: молодые люди, любящие моду и увлекающиеся современным искусством.

Плюс у художников есть свои ценители, поэтому выпуская вещи в коллаборации, можно значительно расширить круг потенциальных покупателей.

Михаил Лукьянов

Эту логику продолжила и вторая коллекция 2016 года. Михаил начал сотрудничать с основателем новосибирской ежегодной художественной акции «Монстрация», художником Артёмом Лоскутовым. Зацепил главный лозунг шествия «Здесь вам не Москва», понравилось сочетание серебряных букв и розового фона.

И лозунг перекочевал на футболки и свитшоты. Это был успех: одежду начали заказывать не только сибиряки, но и жители Москвы, Санкт-Петербурга. Из известных людей свитшот стала носить Надежда Толоконникова (участница панк-группы Pussy Riot). Всего распространили около 500 штук.

«Если самому изготавливать одежду, то на вещи среднего сегмента можно смело делать наценку 300% от их изначальной стоимости. Вы делаете свой продукт, и это здорово», — считает Михаил Лукьянов. Стоимость свитера Snowman clothing & design в зависимости от принта варьируется от 2000 до 5000 рублей.

У марки появился шоурум в Новосибирске. Большие подоконники, меняющая цвета подсветка, белая стена-экран для проектора. Основной поток продаж шёл через интернет-магазин и группы в социальных сетях, но, по словам Михаила, именно в шоуруме проходили встречи с интересными и нужными людьми.

Магазин часто посещали туристы в поисках чего-то необычного из Сибири. Содержание шоурума в среднем обходилось в 50–60 тысяч рублей в месяц.

Параллельно с работой над третьей коллекцией Михаил Лукьянов разрабатывает спортивную линейку для хоккейного клуба «Сибирь». Он связался с главным дизайнером клуба и предложил ему сотрудничество. Они вместе доработали принт, подобрали ткани и определились с её методом обработки.

Договор давал возможность Михаилу шить и выходить на широкую аудиторию, повышать лояльность своего бренда и был прибыльным. Вещи отшивались Snowman clothing & design. Помимо игровых свитеров спортсменам, Михаил занялся свитшотами, футболками, шарфами, перчатками для болельщиков.

В 2017 году Михаил Лукьянов решил попробовать выйти на другой уровень. Он отправил заявку-презентацию проекта Snowman clothing & design в компанию IMG, которая, в частности, занимается организацией недели моды в Нью-Йорке. Туда его и пригласили. «К тому, что меня пригласят, если честно, я был не готов. Сразу кинулся восполнять пробелы: учить английский, больше читать о моде, тренироваться шить», — рассказывает Михаил.

Сейчас он будет заново собирать команду, думает о полном ребрендинге. Идеальная команда, по его мнению, должна состоять примерно из 20 человек. Новое название марки — «Кайф». Из четырёх букв две встречаются исключительно в русском алфавите.

Мы интересны миру и можем предложить ему не только медведей, водку и балалайку — самые распространённые стереотипы. Нужно открыть свою страну, показать, что мы — люди, которые могут сами одеваться в свои бренды и могут одеть в них мир.

Михаил Лукьянов

  • Города: Владивосток, Находка, Хабаровск, Южно-Сахалинск.
  • Продукты: термокружки, кружки, чехлы, футболки, бутылочки.
  • Стартовый капитал: 2 млн рублей.

Когда четыре года назад во Владивостоке открылась «Мастерская панды», о сотрудничестве с местными иллюстраторами и дизайнерами, в чём уникальность компании сейчас, речи не шло. Фирма занималась сублимационной печатью на заказ — клиенты приносили изображение, и его наносили на кружки и термостаканы при помощи специализированного оборудования.

Учредителей было трое, изначально планировалось вложить 300 тысяч рублей. Валютный кризис 2014 года внёс коррективы: решение закупить много товара по докризисной цене и открыть сразу две точки продаж требовало 2 млн рублей вложений.

Через год после запуска мы начали активно продвигать сувениры местного производства. Рынок был свободен. Было много безвкусицы из Китая, и только начинали появляться небольшие интересные проекты.

У авторов не особо получалось это коммерциализировать — магазины с сувенирами не хотели брать их на реализацию. Это объяснимо: на начальном этапе проекты нужно продвигать и тратить на это много сил и ресурсов

Валентин Дубинин, директор по стратегическому развитию «Мастерской панды»

Занимаясь организацией городских и молодёжных мероприятий, он почувствовал необходимость продвижения бренда города, но тогда не обладал производственными мощностями. По словам Валентина, часть принта в общей стоимости должна быть не более 10%. Самые хорошие иллюстрации могут окупаться за один-два летних сезона, больше половины — не окупаются, так как продаются нечасто.

Сегодня на сайте «Мастерской панды» можно найти 90 работ от десяти приморских иллюстраторов. Каждого дизайнера компания искала: кому-то писали лично в социальных сетях, кто-то откликнулся на публикации о поиске авторов.

Поиск новых лиц продолжается и сейчас. «Мастерская панды» меняет методы продвижения товаров: акцент на аккаунтах в Instagram и «ВКонтакте» смещается в сторону контекстной рекламы и сотрудничества с блогерами. При этом основная деятельность компании по печати на заказ остаётся. В среднем продажи с торговой точки не в сезон составляют около 500 тысяч рублей.

Изначальный прирост был незначительным, много денег и времени уходило на работу с дизайнерами. Первые два года проект был крайне убыточным. Скорее нам было интересно этим заниматься и тратить на это время.

Но сейчас на тематику города приходится примерно 20% всех продаж. Мы ориентируемся на местного жителя в возрасте от 21 до 29 лет. Хотим делать продукт, который можно носить в городе в повседневной жизни. Если так сделать, то туристам это тоже понравится.

Валентин Дубинин

Магазины «Мастерской панды» есть во Владивостоке, Находке, Хабаровске, Южно-Сахалинске. Компания занялась разработкой франшизы практически сразу же, и через год после основания первый бизнес открылся в Хабаровске.

Паушальный взнос составляет 250 тысяч рублей, при запуске выбирается пакет «Базовый» (705 тысяч рублей) или «Мастер» (805 тысяч рублей), отличающиеся степенью поддержки на начальном этапе. Перед открытием точки руководителя франшизы в течение двух недель обучают всем процессам.

Затем специалист головной компании выезжает на место и помогает в обучении персонала. Первая и вторая франшизы потребовали значительной перестройки в работе «Мастерской панды»: структура должна была быть простой, понятной, а все процессы описаны и закреплены на бумаге.

Всем необходимым товаром «Мастерская панды» обеспечивает себя и всю франшизную сеть самостоятельно. Расходные материалы привозят контейнерами из Китая, каждый из которых стоит около 1 млн рублей. Прямые поставки позволяют иметь цену значительно ниже, чем у российских перекупщиков. Выгодно это и франшизам: им поставляют товар по цене ниже рыночной. В России покупают только бумагу, краску и футболки.

Коммерческую значимость франшизная сеть обретает при хотя бы трёх-четырёх франшизах. Иначе замораживать деньги в больших партиях товара и хранить его просто не выгодно. Мы все свои расчёты делали из этого количества.

Недавно приблизились к этому показателю. У нас есть отдельный специалист, который постоянно контактирует с франшизами и отвечает на их вопросы, а также следит за поддержанием необходимого уровня соответствия бренда.

Валентин Дубинин

Наценка на готовое изделие составляет 100–200%. У «Мастерской панды» есть производственное оборудование, и в этот процент, в частности, закладывается риск брака. В торговых точках компании работают не обычные продавцы, а иллюстраторы, работающие с дизайнерскими программами. Следовательно, зарплата у них тоже выше.

  • Город: Архангельск.
  • Продукты: одежда, аксессуары.
  • Стартовый капитал: 90 тысяч рублей.

«Доска, треска, тоска» — эта фраза о жизни Архангельска легла в основу названия бренда, созданного в 2015 году. «Мы из этого уравнения тоску убрали. Кому она нужна, верно?» — пишут на сайте учредители.

Идея создать молодёжную одежду с северными принтами, которая бы отражала любовь к родному городу, пришла в голову четырём друзьям. Все они уже достаточно долго работали в развлекательной индустрии: проводили мероприятия, организовывали вечеринки, поэтому с контактами творческих людей города проблем не возникло.

Они обратились к своему другу — дизайнеру Тимиру Азбукину, и он нарисовал базовый принт. В ноябре проект был задуман, а уже в мае следующего года вышли свитшоты «Поморье».

Никакого страха, была только идея, которая настолько нас вдохновила настолько, что о сомнениях и речи не было. Вложив частичку родного края в наши изделия, мы достучались даже до тех, кто покинул город много лет назад — вышел такой здравый акт патриотизма для всех слоёв населения и возрастов.

Для нас это гораздо большая история, чем просто одежда с принтами и бизнес.

Максим Пушкин, один из основателей бренда

Первую партию из 90 свитшотов реализовывали три месяца. О бренде быстро узнали через социальные сети и сарафанное радио, однако приобретать свитер из тёплого материала — футера с начёсом — в мае никто не спешил. Изначально выпуск одежды планировался на январь, но производство затянулось.

Сегодня оборот «Доски Трески» составляет 500 тысяч рублей в месяц. Учредители решили сделать ставку на качество. Первые полгода производство находилось в Санкт-Петербурге, но нужно было ездить и периодически его контролировать. Решили перенести всё в Архангельск.

Проблема глобально одна — импортное сырьё. Несмотря на активную политику импортозамещения, ткань мы по-прежнему закупаем турецкую. А её стоимость, само собой, сильно зависит от курса валют.

Максим Пушкин

В ноябре 2018 года у бренда появилась собственная точка продажи — отдел в крупном торговом центре. До этого вещи можно было заказать в онлайне или купить на полках в магазинах друзей «Доски трески», но расширение ассортимента потребовало увеличения площадей.

Появились принты с районами города, отшили новую коллекцию, дизайнеры которой вдохновились историями северного сказочника Степана Писахова. Средняя стоимость свитшота составляет 2500 рублей, футболки варьируются от 1000 до 1500 рублей, в зависимости от принта и фасона.

В Instagram бренд публикует фотографии людей в собственной одежде. Есть снимки, сделанные за пределами страны. «Для кого-то это ностальгия, для кого-то гордость. Скорее всего, эта аудитория была всегда, просто мы о ней никогда не задумывались», — рассуждает Максим Пушкин.

  • Города: Сызрань, Самара.
  • Продукты: одежда и аксессуары, эмалированные кружки.
  • Стартовый капитал: 50 тысяч рублей.

Создатели бренда Volga Mama Андрей Комзов и Илья Угрюмов изначально объединились, чтобы запустить мужской журнал. Им хотелось сделать интересный стартап, где они могли бы реализовать свои навыки дизайна, иллюстрации, продвижения в интернете.

Работа над изданием привела к сотрудничеству с каллиграфистом из Мексики — он нарисовал логотип издания. Но в ходе дальнейшей разработки идеи замысел изменился: молодые люди решили заняться созданием одежды.

Принты для футболок Андрей Комзов рисовал до основания бренда в качестве хобби: делал подарки друзьям, иногда разрабатывал на заказ. Вдохновившись американскими принтами Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, он начал делать акцент на локальность.

Нам нужен был яркий местный символ, а что может быть ярче, чем Волга? Мы, волжане, относимся к нашим просторам особенно, это дань уважения любимой реке. А слово «мама» дало ещё более близкие и тёплые краски образу.

Когда я сделал принт, то влюбился в него сам. Я всегда шутил с Ильёй, что в крайнем случае у нас будет очень много футболок в личном гардеробе, оденем всю родню.

Андрей Комзов, создатель бренда Volga

Первым товаром Volga Mama стали кепки. Партия в 100 штук, четыре цвета на выбор. Чуть позже появились футболки, а потом ассортимент стал быстро расширяться. Продвигать бренд основатели решили через популярных людей.

Одежду дарили музыкантам, спортсменам, танцорам, многие из них решали поддержать проект. Так, бейсболки Volga Mama выбирали артисты лейбла Gazgolder для съёмок клипов. Свитшот с олимпийским принтом «Греча» надел и журналист Юрий Дудь. Предприниматели связались с ним через Instagram.

Главная проблема, с которой столкнулись основатели бренда, — ненадёжность швейных цехов. Найти список фирм и выбрать из множества те, которые могут поддерживать стабильность качества, соблюдать его без постоянного контроля и выполнять пошив в срок было непросто. Иногда качество зависело и от ткани: одна и та же по артикулу могла сильно отличаться.

Сначала мы шили на Украине, ещё до конфликта. Потом пришлось искать производство поближе, но всегда присутствовал элемент лотереи. Поэтому мы готовимся к запуску своего цеха, чтобы контролировать все процессы. Работать на расстоянии в этой тематике очень сложно.

Илья Угрюмов, создатель бренда Volga

Сейчас футболки выпускаются от 1000 штук на принт, первая партия новых принтов начинается от 50–100 штук. Средняя стоимость футболок 1500 рублей, свитшотов — 2800 рублей. Спрос на одежду марки выше за пределами города, арифметика проста — там живёт больше людей.

Много вещей отправляется в Москву, в Санкт-Петербург. Всё больше популярность бренд приобретает в других приволжских городах: в 2016 году второй после Сызрани Volga Mama Shop открылся в Самаре. Одежду можно также найти в 14 магазинах-партнёрах по России.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Artem Kondratev
http://clothingsnowman.com/

Сервер на найден.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

Обычные тряпки.

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Koktisheva

Тряпки и впрямь стремные

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sokolukhin

Отличная идея, жаль что это все скоро окажется на Ali

Ответить
Развернуть ветку
Павел Павлов

Да кому они там нужны ? Такая одежда чисто локальная тема, объемы мизерные, носят из полтора школьника. Китайцам проще супрема миллион сделать и продать, потому что то что в статье - это не бренды, а скорее мерч.

Ответить
Развернуть ветку
Софья Корнилова

да, обидно наверно, только раскрутил свой бренд а тут уже гады на алике подделку делают, а ещё и конкуренция, не завидую я этим ребятам, но думаю оно того стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Тим Касымов

Как же мне зашел Snowman! Делать футболки гораздо проще, и они настолько массовы, что не так интересны, как олимпийки, к примеру

Ответить
Развернуть ветку
Modena Optics

Каждый (и не только в этой статье) жалуется на сроки (Привет тем самым, кто ноет что нам со всех сторон жить мешают) и качество. Спрос на качественную ткань и клиентоориентированость еще недостаточно высок?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда