Как магазинам работать с PayPal и соблюдать при этом нормы 54-ФЗ
Два месяца назад мы дали всем нашим клиентам возможность фискализировать платежи через PayPal. Настало время рассказать о проекте, его первых результатах и существующих особенностях работы с этим сервисом по 54-ФЗ.
Сервис аренды касс «АТОЛ Онлайн» обслуживает сегодня примерно 70% онлайн-касс для российской электронной коммерции, работающей по 54-ФЗ. Примерно год назад к нам начали обращаться клиенты, которым требовалось добавить функциональность платёжной системы PayPal к имеющемуся сервису.
Мы услышали просьбы наших клиентов и начали поиск путей реализации, так как решить задачу «в лоб», то есть поддержать наш протокол на стороне PayPal, не представлялось возможным. Наш первый релиз с поддержкой PayPal был опубликован 6 декабря 2018 года, а массовый анонс состоялся спустя полторы недели.
Так мы стали первыми в России, кто запустил интеграцию интернет-магазинов с PayPal. На сегодня нами подключено 115 интернет-магазинов. Настала пора рассказать о том, как мы решали эту задачу.
Кому это требуется в России
- Интернет-магазинам, желающим увеличить количество доступных средств онлайн-оплаты.
- Интернет-магазинам, ориентированным на экспорт.
- Покупателям, причём как резидентам, так и нерезидентам, которые делают покупки в интернете с помощью PayPal.
- Иностранным гражданам, которые делают покупки из-за границы РФ либо приезжают в Россию на время и хотят покупать товары привычным для них способом.
Чем интересна платёжная система
Это международная платёжная система. Она завоевала популярность в США за счёт первоклассного сервиса для своих клиентов. Особенностью PayPal является работа с большим количеством валют, работа с любыми интернет-магазинами по всему миру, гарантия сохранности средств на счёте и возможность арбитража по совершенным, но не исполненным сделкам.
Для большинства иностранцев такая платёжная система стала синонимом термина «покупка в интернете», поскольку она является основным партнёром крупнейших маркетплейсов, таких как eBay и Amazon.
Зачем российским компаниям использовать PayPal
Многие компании в мире, которые хотят выйти на международный рынок, стремятся использовать PayPal. Подключение такой платёжной системы открывает возможность для прямого приёма платежей со всего мира наиболее удобным и надёжным для иностранцев способом.
Российский бизнес не остаётся в стороне. Представьте, что у вас есть интернет-магазин, который торгует востребованным за границей товаром. Возможна также и обратная ситуация: ваш клиент — это иностранец который приехал в Россию, он хочет купить что-то, и ему удобно использовать единое для всех стран средство платежа — свой счёт PayPal, а не собственную банковскую карту.
Какой бы товар вы ни поставляли, вам важно, чтобы ваши клиенты могли легко и просто его оплачивать, а вы — работали в чётком соответствии с действующим законодательством.
Возникает вопрос — как же этого добиться?
Особенности работы бизнеса в России
Сегодня все расчёты между продавцом и покупателем в интернете регламентируются на законодательном уровне. В 54-ФЗ прописаны все нюансы такого взаимодействия, но важно помнить самое главное, что при любой оплате интернет-магазин обязан направить клиенту электронный кассовый чек по электронной почте или на его абонентский номер.
Схема взаимодействия интернет-магазина с клиентами теперь выстраивается следующим образом:
- Клиент оформляет заказ на сайте магазина.
- Данные об этом поступают платёжному партнёру, который проводит электронную операцию (транзакцию).
- В случае успешной оплаты платёжный партнёр передает информацию о составе корзины (товарах или услугах) сервису онлайн-касс.
- После этого сервис онлайн-касс формирует электронных чек и направляет его клиенту, а также отправляет информацию в ОФД и ФНС.
То есть интернет-магазину для работы в рамках действующего законодательства нужно предпринять следующие шаги:
- Подключить любой сервис оплаты электронным средством платежа, предоставляемый платёжным партнёром.
- Настроить взаимодействие собственной CMS с сервисом платёжного партнёра, которому необходимо передавать информацию о составе корзины и прочие параметры платежа.
- Оформить договор с сервисом аренды онлайн-касс.
- Оформить договор с оператором фискальных данных.
- Зарегистрировать онлайн-кассу в ФНС.
Почему возникают сложности при работе юрлиц с PayPal
PayPal — мировой гигант в области онлайн-платежей. Компания работает во многих странах и старается предлагать унифицированные и удобные технические решения, подходящие для всех. Но ей не всегда удаётся оперативно адаптироваться к особенностями законодательства каждой страны и их изменениям.
Отчасти поэтому ни один из существующих сегодня сервисов по аренде интернет-касс не предоставляет полноценной интеграции российских юрлиц с PayPal. Это очень сложно реализовать из-за технологических особенностей платформы и вариативности предоставляемых данных.
Мы в «АТОЛ Онлайн» решились на смелый шаг и сделали уникальный на российском рынке сервис по автоматической работе онлайн-кассы с PayPal. Для этого потребовалось проанализировать все сценарии оплат и доступные отчёты о совершённых транзакциях, а также потратить несколько месяцев на создание отдельного внутреннего сервиса, который обрабатывает транзакции PayPal.
Как это работает
В случае с PayPal немного меняется схема взаимодействия, описанная чуть выше. PayPal хоть и является платёжным сервисом, но схема работы с онлайн-кассами совершенно иная: информация о проведённых транзакциях остаётся внутри PayPal и не передаётся следующим участникам цепочки оформления кассового чека по нормам 54-ФЗ.
Это означает, что мы должны самостоятельно забрать данные у платёжной системы. И сделать это можно только в случае, если наш клиент (интернет-магазин) передаёт нам данные для авторизации в своём аккаунте в PayPal.
От имени клиента мы обращаемся к платёжному сервису и забираем данные о проведенных транзакциях. Затем эти данные подвергаются глубокому анализу и дополняются необходимыми полями в соответствии с установленным ФНС РФ форматом фискальных документов версии 1.05, так как состав реквизитов (набор данных) для формирования кассовых чеков более широкий, чем имеется в платёжном шлюзе PayPal.
Важно отметить, что некоторые из этих полей, например, дополнительные признаки способа и предмета расчёта, клиент должен заполнить в нашем облачном интерфейсе при настройке подключения в личном кабинете. Только после этого данные попадают в ФНС через ОФД по той же схеме, что и обычные кассовые чеки.
Что делать, если клиенты платят в валюте
С точки зрения российского законодательства расчёты разрешены только в национальной валюте — рублях. Соответственно, сумма в чеке может быть только в рублях. Но PayPal предоставляет своим пользователям возможность работать с различными валютами. В случае необходимости валюты можно конвертировать двумя способами, которые можно настроить в платёжном сервисе:
- Конвертация при зачислении денежных средств на ваш счёт PayPal.
- Конвертация валюты при выводе денежных средств со счёта PayPal.
Все пользователи нашего сервиса очень заинтересованы в автоматической фискализации валютных операций. Мы сейчас активно работаем над решением этой задачи, для её реализации необходимо продумать алгоритмы и сценарии действия для таких механизмов, чтобы исключить возможность расхождений из-за разницы курсов.
На сегодня платежи в валюте можно фискализировать через сервис ручного формирования чеков в личном кабинете «АТОЛ Онлайн». В обозримом будущем мы предложим автоматизированное решение фискализации валютных платежей по первому сценарию, то есть в момент зачисления денежных средств на корпоративный аккаунт PayPal или непосредственно в момент оплаты.
Второй сценарий, к сожалению, невозможно автоматизировать в принципе, так как вывод денежных средств на рублевый счёт происходит без привязки к конкретным транзакциям, то есть общей суммой.
Важные особенности фискализации чеков
Данные о платежах через PayPal попадают в наши сервис с небольшой задержкой. Мы подключаемся к PayPal с интервалом раз в три часа и забираем все данные, сформированные за этот период. Подключаться чаще нецелесообразно — PayPal может посчитать подобное поведение фродом и заблокирует доступ к сервису.
Идеальных систем не бывает — в работе любого сервиса возможны сбои. Если вы заметили, что какой-то из ваших чеков не был фискализирован, то для этого ФНС предусмотрела соответствующие возможности и инструменты.
Мы всегда идём навстречу нашим клиентам и в случае необходимости подготовим письмо в ФНС, в котором объясним ситуацию и подтвердим факт несформированного чека. В пределах оплаченных услуг мы готовы нести ответственность, так определяет законодательство, если иного не сказано в договоре.
Сайт на английском языке для иностранных клиентов. Все суммы в USD, естественно. Какие нафиг чеки на русском языке мы обязаны отправлять иностранцам? Судя по закону. И уж тем более списывать с их кредиток страшные суммы в рублях. Торговлей занимается непосредственно сам PayPal, принимает и возвращает (в случае чего) деньги от клиентов тоже Paypal, меня не спрашивая ни о чем. Мне же (ИП) в первый раз деньги поступают на расчетный счет, как раз общей суммой от самого PayPal, при выводе средств. То есть безналом. А безналичные расчеты между ИП и ЮЛ не требуют применения ККТ (п.9 ст.2 Закона 54-ФЗ). Разве нет? Ну и главное, каким образом и кто проверит, все ли чеки выбиты в пп, сколько их вообще было и т.д.
Комментарий недоступен
Я вот подумал, а как насчет приложений (фирм из РФ) используемых по миру в App Store / Google Play, а именно In-App Purchases.
И вот наш пользователь из Вашингтона, округ Колумбия покупает ачивку/монет/зерна у нас в приложении. По этому же закону (если он вдруг касается PayPal) мы должны написать американцу сумму в рублях (нельзя же в России продавать за $) в приложении на английском языке, отправить ему электронный чек на русском языке, снять сумму в RUB с его American Express, оставив его в полном шоке, составить и отправить правильный для налоговой чек в ОФД с суммой в рублях, опять же, кто знает че там за курс, и делать это за каждую покупку.
Ну и теперь вопрос; кто-нибудь вообще такое видел? И думает ли увидеть в будущем? .. Ведь иначе они все нарушают закон...
(нельзя же в России продавать за $)
Так в России или американцу?
В русском аппсторе цены в рублях. С иностранцев вы можете принимать деньги и в валюте, никто не запрещает, но вы попадаете на валютный контроль сделки.
Но в аппсторе, по факту, продажу делает аппстор, а не вы и валютного контроля не требуется.
В России американцу, имеется в виду, когда наше юр лицо в РФ, естественно.
Так-то у меня такой же вопрос к юристам или ФНС. Глянем 54-ФЗ: "2. Настоящим Федеральным законом определяется правила применения ККТ при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации". Я продаю только клиентам из США и ЕС, только в интернете, а сервера у меня в Германии. В законе сказано про расчеты на территории РФ, где тут они? Значит не надо ККТ применять?
Про продажу делает аппстор, я тоже самое написал - продажу делает Пейпал по факту, но почему-то печатать чеки в ПП мы обязаны, а в аппсторе нет?
Нет, если сделка за границей и в валюте, то ККТ не надо.
продажу делает Пейпал по факту, но почему-то печатать чеки в ПП мы обязаны, а в аппсторе нетНо это попадает под валютный контроль и надо заключать паспорт валютной сделки.
Пейпал продажу не делает, это не магазин и не маркет плейс.
Валютный контроль не нужен, т.к вывести $ с ПП на рс в РФ просто нельзя - ПП переводит все в рубли перед выводом. Весь интернет кричит что все равно надо ККТ. Как и эта статья. Так надо или нет? Пейпал в РФ - НКО, ему ККТ не нужно применять. Расчеты происходят между пользователями Америки, Европы и PayPal. Причем тут я со своей кассой? Мне рубли падают от НКО ПП на расчетный счет при выводе. С них можно и налог заплатить, только кассу зачем мне применять?
А что делает ПП? Он списывает деньги с клиентов и переводит их мне через время (как и аппстор и ГП).
Про приложения, имелось в виду не продажа самих приложений в маркетплейсе, а продажа ачивок внутри приложения (которое само по себе принадлежит фирме в РФ, а не Гуглу или Эппл), почему тут мы чеки не печатаем? Мы же также продаем? И налоговой также должны отчитываться, если поинтересуется, мол, за что это тут вам от Эппл денег пришло. Нет? В чем разница и почему эту разницу нельзя применить к Пейпал?
Нанимал несколько юристов из этой темы.
Если коротко, то вообще никто ничего не понимает.
Если развернуто, то все юристы советуют оформить УПС, а по теме платежей к бухгатеру(как будто есть бухгалтер, который в этом что-то понимает).
P.S.:
По опыту общения с ФНС, все зависит от трактовки инспектора.
Инспектор может трактовать закон в нужном ему ракурсе и выписать Вам штраф и Вы ничего с этим сделать не сможете.
Misspelling
УПС -> УСН