«Никогда больше не закажу»: что интернет-магазинам делать с проблемой курьерской доставки

В 2018 году курьеры доставили 101 млн посылок из российских интернет-магазинов. Путь курьера — самый дорогой и негативный в логистике. Из-за курьеров магазины теряют клиентов. Разбираем, почему так получается и что поможет сделать доставку точнее и вежливее.

Жду курьера (Максим Опилкин, директор по развитию Grotem)

В чем сложность доставки

Недавно наш сотрудник предложил коллегам заказать обед в «Яндекс.Еде». Откликнулось пять человек и сразу возникла проблема: трое хотели «чего-нибудь вьетнамского», остальные настаивали на бургерах. Время доставки тоже стало причиной споров: одним надо к 14:00, другим пораньше или попозже.

В итоге разделились на «вьетнамцев» и «американцев» и сделали два параллельных заказа. После доставки порция лапши и один бургер отправились в холодильник, потому что так рано не обедают и потому что собрание. Получается, инициатор доставки завалил задачу: не учёл все запросы-ограничения и не осчастливил коллег.

Эта история частично отвечает на вопрос, почему на курьерскую доставку столько жалоб. Представьте на месте офисного инициатора интернет-магазин. У магазина, допустим, сто покупателей, а не шесть.

Покупатели живут не по одному адресу, а по всему городу. Все хотят доставку «перед работой» или «ближе к семи». Кого-то не будет дома, у кого-то недостаточно средств на карте, кого-то оскорбит плохое знание курьером русского языка. Половина покупателей будут звонить каждые десять минут в офис и курьеру и спрашивать логиста: «Где наш чёртов заказ?» Этот ад для логистов в последнее время называют последней милей.

Сколько стоит последняя миля

Путь посылки из последнего сортировочного центра до конечного покупателя не только очень сложный. Он ещё и дорогой, ведь курьер или водитель делает индивидуальную работу: у него несколько заказов, на каждый из которых нужно полчаса. Плюс бензин, штрафы за парковку и другие расходы.

Корпорация Honeywell посчитала, что последняя миля занимает 53% логистических затрат. То есть больше, чем контейнерные перевозки, разгрузка, доставка до складов и сортировка вместе взятые

Интернет-магазины понимают, что такое последняя миля, поэтому предпочитают работать с доставкой на аутсорсинге. Большинство магазинов для подстраховки сотрудничают минимум с двумя внешними курьерскими службами вроде СДЭК или «МаксиПост». Если нужна срочная доставка, обращаются к краудсорсинговым сервисам вроде Dostavista или Bringo.

Некоторые крупные курьерские компании в свою очередь тоже привлекают краудсорсинг и небольшие службы, когда не справляются с заказами. Например, перед Новым годом и в «Черную пятницу».

Получается, покупатель платит интернет-магазину, а посылку часто получает из совершенно незнакомых рук. Какая уж тут клиентская ориентированность: для курьерской службы клиент в лучшем случае магазин, в худшем — другая курьерская служба.

Покупатели, недовольные доставкой, естественно, обижаются на интернет-магазин, а не на условную Dostavista. Они не ленятся описывать свой негативный опыт в статьях на vc.ru и оставляют такие отзывы:

Последняя миля — самая негативная

Год назад к нам пришла большая дружественная компания, которая заинтересовалась нашей системой оптимизации маршрутов. Компания хотела лучше контролировать 400 курьеров-водителей, доставляющих канцелярские товары, и повысить удовлетворенность клиентов. Мы стали разбираться, чем же именно клиенты не удовлетворены. Попросили начать сбор жалоб и передавать их нам для анализа.

Оказалось, всё уже собрано и отсортировано. Компания с 2015 года ведёт статистику: выборочно обзванивает клиентов и спрашивает, всё ли окей. Две трети жалоб стабильно касались последней мили. Если быть точным, в 2018 году их было 67%:

  • 21% — курьер не предупредил, когда приедет;

  • 20% — клиенту не понравилось поведение курьера ;

  • 19% — курьер опоздал или приехал слишком рано ;
  • 7% — курьер не предупредил, что доставку отменили.

Почему компания три года собирает жалобы и ничего не меняет? Просто она работает в b2b: здесь у клиента значительно выше порог чувствительности, чем у физического лица. Если отказаться от поставщика из-за его водителя, придётся объявлять тендер, подключать юристов, заключать новый договор, выторговывать условия. Кому это нужно.

«Наверное, в b2c всё совсем по-другому», — подумали мы. И спросили у пяти дружественных b2c-компаний: «Как у вас дела с жалобами на последнюю милю?» Они единодушно подтвердили статистику: две трети жалоб связаны с последней милей.

Мини-опрос в группе «ИМ Диспуты» на Facebook. Большинство из тех, кто выбрал вариант «0–20%», имеют розничные магазины, там большинство жалоб на консультантов, кассиров и качество товара

Только треть жалоб ведёт к проблемам на таможне, нехватке работников на складах, планированию маршрутов, нарушению условий хранения и перевозки.

Как проблему последней мили решают курьерские службы и интернет-магазины

Многие курьерские службы, доставляющие товары из интернет-магазинов, тоже ведут статистику жалоб конечных покупателей. Выходит, им не всё равно.

Опрос в группе «Курьерская доставка для e-commerce в России» на Facebook

Судя по всему, этих усилий недостаточно, поэтому интернет-магазины уходят от них, открывают свои пункты выдачи и службы доставки. Правда, делают это немногие.

Мы постоянно объясняли внешним службам, с которыми сотрудничали, что курьер должен брать деньги с клиента не до примерки, а после и только за те вещи, которые тот решил купить. Но, к сожалению, не все могут работать так, как нам нужно.

В итоге мы создали собственную службу доставки. Своя курьерская служба — это, безусловно, дополнительные расходы, но когда клиентов обслуживают штатные сотрудники, покупатели получают заказы быстрее, а сервис улучшается в разы.

Татьяна Бакальчук
, Соосновательница Wildberries

От Uber-доставки с нештатными курьерами магазины тоже уходят. Американская сеть Walmart, столкнувшаяся с плохой клиентской ориентированностью, в прошлом году отказалась от работы с Uber и Lyft. Отношения длились меньше двух лет. Краудсорсинг — это относительно дёшево, технологично и даже где-то модно, но с такой доставкой магазины теряют клиентов.

Сейчас самый популярный в России способ решить проблему доставки — приучать клиентов забирать посылки в постаматах и пунктах выдачи на аутсорсинге (например, PickPoint). За два года доля такой услуги выросла с 5% до 17%. И это при росте рынка более чем на треть.

Данные по доставке посылок из интернет-магазинов внутри России, включая MLM-компании, без кроссбордера. Не учитывается доставка кулинарии и еды из ресторанов Data Insight

Значит, службы доставки скоро умрут?

Как бы не так. Онлайн-торговля в России будет расти в ближайшие пять лет на 15–17%. Даже если курьерские службы начнут уступать долю рынка постаматам и пунктам выдачи, абсолютный объём «их» посылок всё равно будет расти — на несколько миллионов штук в год.

Краудсорсинг тоже никуда не денется. Когда нужно срочно доставить посылку по городу, краудсорсинг — идеальный вариант. Ради скорости и приемлемой стоимости люди готовы мерить кроссовки на проезжей части в компании озлобленного человека, которого ипотека заставила подрабатывать курьером. Напишут потом плохой отзыв. Но он не сильно скажется на рынке срочной доставки в целом — он скажется на магазине.

Интернет-магазин всегда будет крайним. И чем больше конкурентов, тем критичнее для магазина качество доставки на последней миле. При этом сама по себе курьерская доставка до двери — тоже конкурентное преимущество. Такой парадокс.

Как интернет-магазинам терять меньше клиентов после доставки

Покупатели ждут, что доставка будет недорогой, пунктуальной и вежливо-предупредительной.

  • Недорогой и точной доставку делают алгоритмы. Вместо трёх логистов с Excel и Google Картами — лучше один логист с алгоритмом, который рассчитает идеальный маршрут с учётом пробок, габаритов посылок и окон доставки.
  • Предупредительной доставку тоже делает автоматизация (или цифровизация — как хотите). Пусть система посылает покупателю SMS: кто доставит посылку и когда. За час — новое уведомление. Если курьер опаздывает, система отправит новое время и напишет причину опоздания. Такое есть в той же «Яндекс.Еде», но почему-то не во всех курьерских службах с штатными курьерами.
  • Доброжелательными профессионалами курьеров делает рабочее приложение. Там есть шпаргалки, где написано, что клиенту нужна сдача с 5000 рублей и что деньги нужно взять после примерки. В приложении курьер отчитывается перед логистом, загружает свои фотографии, доказывающие, что он выглядит опрятно. Система подгружает все данные от курьера и делает ежедневный отчёт о качестве его работы.

Думаете, такую автоматизацию могут позволить только компании уровня Dostavista и Wildberries? На самом деле достаточно полумиллиона рублей, чтобы автоматизировать десять водителей-курьеров — такие условия предложит немало разработчиков. Система окупится через несколько месяцев и сократит количество недовольных клиентов минимум в два раза.

Dostavista — не курьерская служба, а ИТ-компания, которая трансформирует бизнес на базе прорывных технологий. Мы придумываем бизнес-процессы и алгоритмы и программируем их.

Для оптимизации маршрутов мы используем «вычислительные мощности» самих курьеров, так как они явно мотивированы заработать больше, сэкономив время и усилия.

Михаил Александровский, Основатель Dostavista

Пожалуй, самые продвинутые в логистике сейчас — краудсорсинговые компании. Но они круты до момента передачи посылки курьеру-фрилансеру. Дальше — как в бородатом анекдоте про гаишника, которому выдали пистолет и сказали крутиться, как может. Зато у компаний с штатными курьерами куда больше возможностей для повышения клиентской ориентированности.

Если коротко:

  1. Последняя миля — самый дорогой и самый негативный этап доставки: на него приходится две трети жалоб.
  2. У большинства интернет-магазинов доставка на аутсорсинге. Посылка приходит через третьи руки, клиентская ориентированность низкая.
  3. Один из способов решить проблему последней мили — приучать покупателей к постаматам и пунктам выдачи.
  4. Курьерская доставка всё равно никуда не денется. Чтобы повысить её качество, курьерским службам и интернет-магазинам придётся заниматься автоматизацией.
  5. У сервисов срочной доставки есть крутые технологии, которые снижают издержки. Курьерским службам и магазинам со штатными курьерами надо брать их на вооружение и продлевать до двери покупателя.

А что вы думаете насчет последней мили?

Что тут думать, скоро беспилотники заменят всех курьеров

Службам доставки точно не помешает больше технологичности
Как же надоели со своей автоматизацией-цифровизацией
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
180 комментариев
Написать комментарий...
Дарья Соколова

У меня, кстати, больше положительных примеров, чем негативных. Курьеры GrowFood всегда приезжали вовремя, всегда происходил легкий small tolk, что очень расслабляло и оставляло исключительно положительные эмоции. Может быть, конечно, просто мне такой попался.

И сразу вспомнился один пример доставки из ресторана "Лев и птичка". Не смотря на то, что ресторан находится четко под окном, курьер несколько раз звонил и просил его провести прям к двери... А еще они просят ответить на звонок для подтверждение заказа, хотя я же его уже оплатила... Зачем это действие? Они аргументируют это тем, что курьер будет ждать под дверью, вдруг вас дома нет, а потом происходит выше описанная ситуация. Ну я готова выдохнуть)

Абсолютно точно, что курьер оставляет впечатление о всех компании, что не очень правильно, но факт.

Жду дронов, которые будут без пробок по воздуху привозить заказ к двери/окну!

Ответить
Развернуть ветку
EgorMishin

small talk
Курьер про себя - я уже 5 часов бегаю по городу, с 10 кг за плечами, какой такой small talk, возьми товар, посмотри, дай бапло, желательно еще 100 сверху и я побежал дальше.

Пользуюсь координатами для курьера к подъезду а дальше дело техники, дмф, этаж, номер кв.

Ответить
Развернуть ветку
177 комментариев
Раскрывать всегда