{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мотивировать продавцов на продажи

Продавец в магазине должен продавать, профессия у него такая, но делать он это не хочет. С таким когнитивным диссонансом ежедневно сталкивается любой ритейлер. Рассказываем на примерах известных брендов, как выйти из этой петли и мотивировать продавцов на грамотную работу с покупателями.

Что раздражает покупателей

Любому человеку хотя бы раз приходилось сталкиваться с неадекватным обслуживанием. И если не брать в расчёт какие-то индивидуальные придирки, можно выделить ряд аспектов, крайне раздражающих покупателей. Чтобы не быть голословными, составляя список, мы опросили сотрудников группы компаний «Пилот» — а это, если округлить в меньшую сторону, 400 человек. И выяснили, что респондентов больше всего при контакте с продавцами раздражает:

  • навязывание консультации (30.75 %);
  • отсутствие инициативы (24.5 %);
  • отсутствие продавцов в торговом зале (19 %);
  • незнание ассортимента (12 %);
  • незнание характеристик товара (5 %);
  • медленное обслуживание (3.25 %);
  • хамство (3 %);
  • несоблюдение сценариев продажи (1.75 %);
  • неспособность к коммуникации (0.75 %).

Понятное дело, хамящих и неспособных к коммуникации продавцов, в принципе, не стоило нанимать. Но другие сотрудники могли прийти на работу в магазин с горящими глазами, но затем потеряли азарт либо из-за отсутствия мотивации, либо из-за её неправильного построения.

В обоих случаях подход нужно срочно менять, ведь немотивированный продавец наносит двойной удар по бизнесу ритейлера: потеря продажи и лояльности. То есть магазин не получает в настоящем деньги за продажу, а в будущем разочаровавшийся клиент сам не вернётся к бренду, да ещё и отговорит от этого своё окружение.

Технологии и мотивация

Какую бы систему мотивации ритейлер не построил, её контроль необходим. Иначе как понять, работает она или нет? Но, как говорится, один кнут без пряника не работает. Поэтому, помимо тотального контроля, нужно помочь продавцам грамотно выполнять свои обязанности. В обоих случаях применимы современные технологии.

Разделим самые популярные претензии покупателей на три группы:

  • предпродажная коммуникация;
  • осведомлённость продавца;
  • оформление покупки.
  1. Предпродажная коммуникация включает три раздражающих фактора: навязывание консультации, отсутствие инициативы, либо продавца в торговом зале. Если с первым бороться поможет только грамотно разработанный сценарий продаж, то к решению второго и третьего можно привлечь технологии. А именно — кассовую программу. Наша «Профи-Т» умеет фиксировать покупки, совершённые сотрудником магазина, для расчёта его KPI. При сканировании личного кода продавца в товарной части чека штрихкод товара привязывается к конкретному консультанту. Впоследствии кассовая программа может сформировать отчёт за интересующий период времени — кассовую смену, неделю, месяц, год — в котором будет отражено количество продаж, совершённых или всеми продавцами, или определённым сотрудником. Таким образом можно определить, как самых эффективных, так и самых неэффективных продавцов-консультантов.
  2. Осведомлённость продавца. Незнание ассортимента или характеристик товара — это огромное упущение для продавца. Обратившийся к нему за консультацией покупатель сразу поймёт, что собеседник «плавает» в вопросе, и это вызовет негативную реакцию и потерю лояльности к бренду. Можно требовать от сотрудников, чтобы они на зубок выучили все товары и их характеристики. Однако, если речь идёт о большом магазине с огромным ассортиментом, это может быть затруднительным. Потому не мешало бы помочь сотрудникам и дать им в руки шпаргалку. В роли неё прекрасно выступает мобильная касса. Она позволит оперативно уточнить местонахождение товара в торговом зале, его характеристики, остатки (как в одной торговой точке, так и в других магазинах сети), альтернативы — например, та же вещь, но в другом размере или цветовой гамме. Более того, продавец, вооружённый мобильной кассой, может в «часы пик» оформлять по безналу покупки, тем самым разгружая кассовый узел. Да и его продвинутый вид вызывает больше доверия и лояльность у клиентов магазина. К слову, необходимость в мобильной кассе отмечают и сами сотрудники торговых точек. Согласно результатам исследования Zebra Technologies, две трети (66%) опрошенных продавцов-консультантов считают, что если бы у них были планшетные компьютеры, то они могли повысили качество обслуживания клиентов и улучшили их впечатления от шоппинга.
  3. Оформление покупки. Многих покупателей раздражает медленное обслуживание. Особенно, если они видят, что на других кассах продавцы справляются быстрее, а вот им достался ленивец Блиц из мультфильма «Зверополис». Скорость обслуживания может зависеть от функционала кассовой программы и личных особенностей продавца. Если все кассиры долго оформляют покупки, значит проблемы в интерфейсе кассовой программы — она попросту неудобна. А вот если речь идёт только об одном сотруднике, стоит выяснить, в чём проблема. Во-первых, его результативность можно проверить с помощью отчётов кассовой программы. Во-вторых, софт позволяет в режиме реального времени понаблюдать, как работает продавец. Ведь современные фронт-офисные системы при закрытии чека на POS-терминале передают информацию на кассовый сервер, где накапливаются данные за смену. Ещё один вариант проконтролировать работу вызвавшего вопросы сотрудника — воспользоваться возможностями системы видеоконтроля кассовых операций. Она объединяет функции видеозаписи и наблюдения с контролем кассовых событий: то есть запись действий кассира и данные чековой ленты синхронизируется по времени. Это позволяет получить информацию о событиях, которые происходили на POS-терминале, но не были отражены в чеке (открытия денежного ящика, попытки совершения кассиром несанкционированных действий).

Опыт ритейлеров

Ритейлеры прекрасно осознают необходимость мотивирования продавцов для грамотной работы с покупателями.

Крупные федеральные сети в последнее время отказываются от консультирования покупателей. Но мы пошли по другому пути. В “ТД Антошке” работают не подносчики товаров, а квалифицированные продавцы, которые могут рассказать о каждой единице представленного ассортимента, продемонстрировать её, сравнить с другими моделями, посоветовать наиболее подходящую клиенту. Этот подход очень актуален, ведь к нам приходят молодые мамы, у которых пока нет опыта и им нужно помочь выбрать хороший товар, а не спустить деньги на ветер.

Валентин Ковалёв, руководитель сети «ТД Антошка»

По его словам, в сети внедрена внутренняя система мотивации, а знания продавцов регулярно проверяют тайные покупатели.

Также мы обязательно учитываем отзывы клиентов как в “Книге отзывов и предложений”, так и в интернете. Поэтому каждый наш сотрудник заинтересован в том, чтобы максимально качественно обслужить посетителя

Валентин Ковалёв, руководитель сети «ТД Антошка»

Сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо» приглашает на работу уже мотивированных продавцов.

В большинстве случаев к нам приходят работать увлечённые и влюблённые в какой-то вид творчества люди. У многих уже есть хобби, которые совпадают с нашими товарными направлениями: скрапбукинг, вышивание, изготовление бижутерии, моделирование, акварель, батик. Поэтому одним из важнейших наших преимуществ мы считаем то, что уже в самом начале трудового пути получаем лояльного к компании сотрудника.

Елена Филонова, генеральный директор сети хобби-гипермаркетов «Леонардо»

В «Леонардо» ведут с сотрудниками планомерную работу, в которую входят пятиминутки с презентациями нового товара, вебинары, рассказывающие о новых творческих техниках, классические обучающие семинары. Причём мероприятия в сети проводят в форме игры с использованием соответствующего товара, получая в итоге квалифицированных сотрудников, увлечённых творчеством и имеющих практический навык в каком-либо виде рукоделия. Это помогает найти общий язык с покупателями.

Чтобы оценить динамику удовлетворённости покупателей, в сети регулярно проводят исследования аудитории.

Также оцениваем отклик на предложение участия в наших мероприятиях и конвертацию участников в покупателей.

Елена Филонова, генеральный директор сети хобби-гипермаркетов «Леонардо»

Мотивированный продавец — залог успешной работы магазина. Грамотно работая с покупателями, он способен увеличить как средний чек, так и лояльность клиентов к бренду. А это, в свою очередь, гарантирует их повторные визиты.

0
4 комментария
Алексей Сеовектор
Ответить
Развернуть ветку
Пилот Пилот
Автор

Прямо индивидуальный подход))

Ответить
Развернуть ветку
Di Yakshin

Конкретных решений я для себя не увидел, в крупных компаниях все это уже есть) более глубоко что ли надо)

Ответить
Развернуть ветку
Пилот Пилот
Автор

Конкретные решения мы предложили, и очень рады, что Вы с ними уже знакомы. Обязательно прислушаемся к Вам, и в следующий раз копнем глубже)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда