Торговля
Maxim Nikitin
129

Важные рекомендации начинающим франчайзи

Начинающий франчайзи может столкнуться с многочисленными вызовами и проблемами. Некоторые из них характерны для любых типов бизнеса, однако имеются и уникальные препятствия, которые стоит учитывать, в противном случае франчайзи рискует остаться ни с чем. Евгений Добринин, коммерческий директор АО «Навиком», официального российского дистрибутора Garmin — разработчика «умных» носимых гаджетов, привел несколько полезных рекомендаций и советов франчайзи для покупки и ведения бизнеса по франшизе.

В закладки

Главная сложность – это поиск подходящей сферы бизнеса. Проанализируйте свой бюджет, сузьте список вариантов. Подумайте, какая сфера бизнеса для вас является самой понятной и близкой. От этого будет зависеть, как долго вы сможете вести такую деятельность. Затем уже попробуйте пообщаться с франчайзерами, которые вас сориентируют по сложности ведения бизнеса, срокам его открытия и т.д.

Первый совет: избегайте поддельных компаний

При покупке франшизы нужно обязательно отсеивать все подделки. Многие компании создаются исключительно с мошенническими схемами. Таких компаний три типа.

Первый тип: франшизы-пустышки. Злоумышленники создают бренд, который будет копировать все особенности и аспекты другой известной марки: цветовую гамму, услуги и т.д. Обычно бренд в этом случае нигде не зарегистрирован. Начинающий франчайзи может допускать ошибку и приобрести такую франшизу, которая абсолютно ничего не даст.

Ценности в данной франшизе нет никакой. Целью формирования подобной франшизы является заработок на подложной известности и популярности. Как только будет подписан договор, люди, выдающие себя за владельцев франшизы, попросту пропадут с деньгами.

Франчайзи придется расплачиваться за подобную оплошность. Причем нередко владельцы бренда, у которого был скопирован корпоративный стиль, могут обратиться в суд и, естественно, выиграть его. Ворованные идеи редко дают положительный результат.

Подобных франшиз, являющихся пустышками, довольно много. Правообладатели реальных брендов ведут охоту за такими компаниями и быстро их устраняют через суд.

Второй тип опасных франшиз: франшизы-однодневки. Такие компании нередко сулят огромную выгоду франчайзи, добавляют массу фактов, которые для убедительности дополняются математическими расчетами и выкладками. Все эти нереальные картины откроются лишь тогда, когда франчайзер заплатит небольшой взнос. Конечно же, как только деньги будут получены, франчайзер скроется из поля зрения.

Цель создания франшизы в данном случае – получить первоначальный взнос с франчайзи. Нужно обязательно смотреть, когда именно была зарегистрирована компания, когда была открыта франшиза. Если эти даты недавние, лучше не обращаться к таким франчайзерам.

Третий тип опасных франшиз: недоработанные франшизы. Небольшая компания, у которой хорошо идет бизнес, начинает предлагать свою франшизу. Она обладает недостаточным опытом, у нее нет каких готовых схем, она не способна качественно поддержать франчайзи. В последнее время подобных фирм все больше. Уже появилась определенная мода на франшизы. В таком случае никакой всесторонней поддержки для франчайзи не будет.

Варианты тут следующие: либо бизнес закроется через пару лет с одними убытками, либо бизнес-модель методом проб и ошибок будет доработана, протестирована и отлажена. Однако тогда встает следующий вопрос: зачем покупать франшизу, если нужно совершать те же шаги, что и в случае с обычным бизнесом с нуля?

Второй совет: всегда старайтесь все самостоятельно обдумывать

Проблема многих франчайзи – слепая вера в прогнозы. Обычно во всех компаниях, предлагающих свои франшизы, есть отдел франчайзинга. Его цель – увеличить продажи франшизы. Безусловно, далеко не всегда можно наткнуться на обман, но лучше заранее понимать, какие риски имеются, чем слепо верить всем выкладкам от франчайзера. Обещаний у них может быть много, но вот в реальности все всегда не так радужно.

Лучше всего самостоятельно провести базовый анализ рыночной ситуации. Если вы хотите купить франшизу для небольшого города, то тогда может оказаться, что этот продукт вообще не востребован. Зато в мегаполисе у него будут огромные продажи. Можно проанализировать конкурентов – если их вообще нет, то, скорее всего, бизнес не взлетит.

Третий совет: тщательно планируйте бюджет

Франчайзи нужно сразу же посчитать свои затраты и сформировать некоторые запасы на всякий случай. Обычно в качестве запасов используют треть от базовых вложений. Когда открывают бизнес по франшизе, появляются некоторые дополнительные, скрытые затраты, которые тоже стоит учитывать. Потому лучше обговорить бюджет с франчайзером еще на начальном этапе. В своих презентациях владельцы франшизы нередко указывают только примерный объем вложений.

Кроме начальных вложений, требуемых для запуска, также нужно будет иметь деньги на выплату зарплат сотрудникам, на оплату аренды, а также на другие затраты, которые не всегда сразу же компенсируются прибылью. Обычно первые 3-6 месяцев франчайзи работает в минус. Он только вкладывает деньги, и лишь уже затем может выйти на нулевую точку, когда расходы будут равны доходам. И лишь потом уже можно будет постепенно дойти до окупаемости.

Другие важные советы:

Реально оцените свои возможности: какую сумму вы действительно можете вложить в дело? Обычно нижний порог это 10 тыс. долларов (т.н. паушальный взнос). Если такая сумма кажется предпринимателю слишком большой для начала бизнеса, то встает вопрос, как он планирует развиваться дальше. Те обороты, которые приводят в пример франчайзеры, достигаются плодотворной работой от года и более, и притом, с четким соблюдением всех требований, иногда достаточно жестких.

Всегда все оформляйте в письменном виде. Все ваши договоренности должны быть официальными, подписанными. Только так можно строить деловые отношения. Если все обещания были на словах, то вы потом ничего не докажете.

Изучайте все пункты договоров и документов. Все документы обязательно надо изучить в подробностях. Изучите срок договора, проанализируйте территориальный охват, попросите франчайзера предоставить вам копию свидетельства о том, что торговая марка была официально зарегистрирована. Впоследствии вы можете проверить факт ее регистрации через сайт Роспатента.

Популярность – не гарантия высоких продаж. Не стоит брать исключительно самые популярные бренды. Далеко не всегда они позволяют добиться стабильного заработка. Изучайте все особенности франшизы, а не только слепо верьте бренду.

Общайтесь с другими франчайзи. Обязательно найдите франчайзи из других регионов и поговорите с ними. Они поделятся своими сведениями и сложностями о ведении такого бизнеса.

Общайтесь с франчайзером. Задавайте неудобные вопросы: сколько франчайзи уже закрылось, по каким причинам это произошло. Эта информация будет очень ценной, чтобы определиться с тем, стоит или нет иметь дело с таким франчайзером.

Проходите обучение. Не стоит слепо верить только в свои силы. Франчайзер даст вам нужную базу, раскроет бизнес-информацию, которая поможет вам не допускать ошибок при ведении такого бизнеса.

Выбирать следует направление, которое вам нравится. Вы должны разбираться в нем детально – или хотя бы иметь тягу к этому. Если вы всегда хотели открыть свой салон красоты, то не нужно идти на неоправданный риск и приобретать франшизу по нефтепереработке. Никакая бизнес-модель не даст прибыли, если у предпринимателя отсутствует сильная мотивация.

Наконец, не полагайтесь всецело на франчайзера. Вам придется много работать, помните об этом. Франшиза – такой же бизнес. Необходимо проводить достаточную оптимизацию, устранять недочеты, принимать правильные решения для развития компания.

Что еще важно знать

Популярный вопрос, который стоит перед начинающими франчайзи – что лучше: франшиза на товары или на услуги? Здесь все должен решить сам предприниматель. Крупные добросовестные международные франшизы, такие, например, как Garmin, Zara, Tom Tailor, SubWay, снабжают партнеров подробной информацией по построению и ведению бизнеса. Добросовестные франчайзеры публикуют открытые отчеты о своей деятельности. Реальная статистика по каждой точке продаж – лучшая реклама для любой франшизы. Некоторые партнеры сознательно выбирают для сотрудничества франшизу крупных международных брендов. Международный бренд — это более высокий уровень, и он всегда заботится о своей репутации. Так, один из ведущих мировых разработчиков «умных» носимых гаджетов поддерживает партнеров по всей России: параллельно с более высокими требованиями к ним, снабжает франчайзи рекламными материалами о продуктах компании, оказывает содействие в области маркетинга, рассматривает возможность частичной компенсации затрат на мероприятия по продвижению продукции и помощи в их реализации.

Отметим, что франчайзинговое направление отличается успешностью в небольших городах. Связано это с тем, что персонал в таких городах обходится дешевле, как и помещения под аренду. Популярные направления: медицинские услуги, открытие продуктовых магазинов, детские магазины и т.д. Стоит также учитывать и локальные особенности ведения бизнеса. Каждый регион является уникальным в плане покупательной способности населения. Можно ориентироваться на открытую статистику, чтобы понять, насколько часто люди ищут те или иные запросы в поисковых системах.

Открытие бизнеса по франшизе – это не просто второстепенное занятие, на которое не нужно тратиться. Это очень активная работа, регулярный труд во благо увеличения своего дохода. Если вы решите удалиться от дел, ваш бизнес попросту распадется. Вы должны быть готовы к регулярной работе, иначе нет смысла даже пробовать покупать франшизу.

Также можно посмотреть, как часто закрываются у франчайзера новые точки. Каковы комментарии по поводу его деятельности? В социальных сетях и на специализированных ресурсах можно найти много интересных отзывов практически по каждой более-менее раскрученной франшизе.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maxim Nikitin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 0, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 64333, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 12 Apr 2019 14:55:50 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Трибуна
Как совершить революцию в традиционном на первый взгляд рынке. История PerseiLine, производителя товаров для животных
Российский зоорынок начал формироваться в конце девяностых, когда телевизор впервые показал, что кормить питомцев…
0
{ "id": 64333, "author_id": 200085, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64333\/get","add":"\/comments\/64333\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64333"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }