Самообслуживание в магазинах в России: обзор приложений «Суперчек», Pay Z и Briskly

Сканируй товар через телефон, оплачивай в приложении и уходи. Такова суть технологии Scan&Go, которая скоро должна избавить нас от очередей.

В начале апреля интернет облетела новость о том, что «Яндекс» выпустит сервис «Суперчек», который должен избавить нас от очередей в супермаркетах. Создатель сервиса — компания Scan to Buy. Как говорит «Яндекс.Маркет», оплата товаров методом self scanning в нём протестирована и успешно работает.

Будущее наступает, берегитесь

Решение Scan&Buy подразумевает, что покупатель не стоит в очереди к кассиру, а сканирует товар, оплачивает его в приложении и выходит из магазина. Ну, по крайней мере, так должно быть.

В продвинутых версиях — вроде Amazon Go — искусственный интеллект сразу берёт покупателя под крыло, следит за тем, куда он пошёл, что взял и на выходе списывает нужную сумму с карты. Говорят, иногда система даёт сбой и берёт лишнего.

В России ритейлеры тоже осваивают технологию — в «Перекрёстке» тестируется собственное приложение, а сеть «Ашан» выпустила Auchan Mobi. Но сегодня я расскажу про три компании из сферы ИТ (не ритейл), которые работают над технологиями Scan&Go.

Итак, пока в Китае проводит экспансию BingoBox, в США Amazon GO обсчитывает людей, что имеем мы в России?

1. Приложение Pay Z — резидент ФРИИ

Проект Pay Z состоит из приложения с функцией сканирования и стенда оплаты в магазине. ФРИИ уже вложил в проект сначала 2,5 млн рублей, а потом команда проекта успешно закрыла второй раунд, доля фонда в стартапе достигла 24%, это около 20 млн рублей. Звучит амбициозно. Давайте посмотрим, что есть на деле.

Как видят себя Pay Z

«Корзина, сканер и касса — всё в твоём телефоне. Сканируй реальные товары, формируй свою корзину и оплачивай на отдельном терминале».

Вот тут возникает вопрос. Касса в смартфоне? Или всё же в терминале?

Судя по промовидео, эквайринг в приложении Pay Z не представлен, мы пользуемся аппаратом, установленным на входе. К железной стойке прикреплен экран планшета и терминал оплаты.

Чтобы воспользоваться Pay Z, покупатель проходит следующие шаги:

  • скачивает приложение;
  • идёт в супермаркет, сканирует на входе QR-код;
  • берёт там специальный пакет;
  • сканирует товары, складывает их в этот пакет;
  • идёт к терминалу на выходе, сканирует QR-код;
  • прикладывает карту или телефон с Apple Pay или Samsung Pay к нему и уходит.

Что за особенный пакет? Видимо, он предусмотрен как маркер, чтобы хипстера со смартфоном лишний раз не преследовала охрана. Пока все просто, но меня смутили танцы с бубном у терминала на входе и выходе.

Как клиенты видят Pay Z

У приложения очень приятный интерфейс, дизайн и цветовая гамма. Это я поняла из обнаруженных в сети скриншотов, потому что само приложение мне скачать не удалось. Оно не доступно в App Store, только в Google Play.

Как видят Pay Z магазины

Магазины смотрят на саму технологию Scan&Buy настороженно. Причина — сомнительная безопасность. Это технология для осознанного потребителя.

В России же только в 2018 году покупатели наворовали на миллиард рублей. Поэтому разработчики должны сильно позаботиться о спокойствии владельцев магазинов.

Но Pay Z в качестве защиты магазина предлагает решение «Иллюзия контроля».

Полагаю, для владельца магазина это звучит как «иллюзия оплаты моих товаров». Но вообще, иллюзия контроля — это такой известный трюк. Камеры-пустышки в аэропорту и круглая фольга, которую нужно оторвать под крышкой йогурта тоже вариация иллюзии контроля. Так что погодите смеяться.

Pay Z проходит пилот в магазине «Фреш маркет» в Москве. Создатели заявили, что благодаря приложению выручка магазина растет на 5–10%. Что ж, желаем ребятам разместиться в App Store и будем внимательно наблюдать.

2. Briskly — платформа, которую оценила Visa

Briskly существует чуть больше года. Пока он знаменит своими магазинами-контейнерами без кассира, которые открываются через приложение. За недолгую жизнь компании удалось привлечь 5 млн рублей от Visa и получить ещё ряд предложений. Любопытно, что даже в технопарке «Сколково» есть магазин с технологией Briskly.

Компания делает упор на автоматизацию и нейросети, поэтому легко привлекает внимание. Во-первых, есть решения в области софта — приложение, нейросеть и сама платформа с API. Во-вторых, компания разрабатывает железные решения — реализованы электронные замки, которые открываются через Briskly Pay (BPay) и машинное зрение.

Самое железное решение — контейнер-образец — можно посмотреть в «IQ-Парке» в Москве. Ещё три находится в процессе монтажа. А к концу года планируется установить 20 контейнеров в разных городах России.

Среди пилотных объектов, где работает система Scan&Go, — «Лемма Маркет», магазин в технополисе «Сколково», Pro Market, в «IQ-Парке».

Как видят себя Briskly

В магазинах-партнёрах Briskly нет кассиров и терминалов, посетитель сам пробивает товар. Покупатели платят через приложение BPay, а нейросеть гарантирует защиту от мошенников с помощью видеонаблюдения.

Покупка совершается в три шага. Посетитель выбирает магазин из списка, который формируется по геолокации, сканирует товары, нажимает кнопку «Оплатить» и выходит из магазина. Да, всё так просто.

Основная фишка Briskly — нейросеть, которая через машинное зрение наблюдает за покупателем с его первого шага в магазине и до момента, когда за ним захлопнется дверь с электронным замком.

Нейросети успешно используются в экспериментальных магазинах Amazon и Walmart как способ защиты от кражи. Там даже не требуется сканировать товар, нейросеть через камеры оцифровывает человека на входе и с помощью датчиков определяет, какой товар исчез с полки. Далее она списывает оплату за товар на выходе.

Нейросеть можно обмануть, если заморочиться — как здесь. Либо можно надеть на себя коробку:

Как видят Briskly покупатели

— «Брыксли»?

— «Брискли».

— «Брызгли»?

— «Брискли». Это как брызги, только с магазином.

Цитата с питча на конкурсе стартапов Chivas Challenge

Хорошая новость — Briskly покупатели хотя бы видят. Приложение представлено в App Store и в Google Play. Интерфейс приложения выполнен в виде чата, что довольно удобно для внедрения акций и нативной рекламы.

Что отличает Briskly от Pay Z — Большой брат не дремлет. Для регистрации придётся оставить свои данные и привязать карточку. В приложении довольно жёсткое пользовательское соглашение — деньги за кражу могут быть списаны автоматически, а наказание вора — вплоть до уголовного преследования. Что не может не радовать владельца магазина.

Как видят Briskly магазины

Для магазинов Briskly предлагает платформу для проведения маркетинговых акций — все данные собираются на Customer Data Platform, которая рекомендует, как продать людям побольше товаров.

Чтобы стать партнёром, не обязательно покупать контейнер, можно оборудовать системой свой магазин или даже просто купить электронный замок и поставить его на холодильник. Подключение магазина занимает от одного дня.

Ну и конечно, нейросети.

Судя по картинкам, Briskly — это технологии, а не только красивые картинки.

Инженерный подход подкупает даже жюри конкурса Chivas — «команда решает», в котором Briskly собираются в финал:

3. «Суперчек» — новый продукт «Яндекс.Маркета»

О будущем сервисе «Яндекса» пока известно немного. Исходя из официального заявления, «Суперчек» предполагает:

  • планирование покупки;
  • получение общих и персональных промопредложений;
  • помощь в выборе магазина;
  • удобная система самостоятельного сканирования и оплаты товаров.

Для реализации функции «покупка без кассира» «Яндекс» приобрёл Scan to Buy — софт и приложение, на основе которых мы можем судить о будущей функциональности сервиса.

Интерфейс приложения выглядит так:

Взято из скриншотов приложения в App Store

Scan to Buy, согласно описанию, работает просто: пользователь скачивает мобильное приложение, выбирает магазин и сканирует штрих-коды товаров. Покупка оплачивается с привязанной к приложению картой. На выходе из магазина кассир проверяет оплату с помощью QR-кода.

Пока мы не видим комментариев о решениях Scan to Buy в области безопасности. Разве что проверка охранником QR-кода на выходе, но не сразу ясно, какую цель тут преследует QR-код. Также хотелось бы понять, как клиент идентифицирует себя в магазине.

Судя по комментариям «Яндекса», «Суперчек» в своей основе станет маркетинговым инструментом для ритейлеров.

Поставщики получат дополнительный канал коммуникации со своей целевой аудиторией, а также возможность применения сложных, в том числе неценовых, промомеханик.

«Яндекс.Маркет»

Информации для выводов мало. Но мы знаем наверняка: масштабы «Яндекса» — чертовски привлекательны для ритейлеров. Их интерес к теме самообслуживания гарантирует, что технология в ближайшие годы ворвётся в жизнь к рядовым гражданам.

Вместо послесловия

Сейчас в магазинах крупных ритейлеров — «Окей», «Глобус», «Лента» — точечно тестируют железные решения. На входе установлены сканеры товаров, которые предлагается взять и самому пройтись с ними вдоль полок.

Как вариант: на пороге прорыва это выглядит неплохо и задачу выполняет. Но решение со сканерами не масштабируется: аппарат в рознице стоит около $1000 (например, Zebra MC18), а в одном магазине надо поставить не менее 100 штук.

За безопасность в магазинах с терминалами отвечает алгоритм, который вычисляет поведенческие особенности людей. То есть заложено среднее время от входа в магазин до первого сканирования, количество сканированных товаров, паузы между использованием терминала.

Таким образом, если кто-то застрял на полчаса перед полками в своём телефоне, то высока вероятность, что на выходе его досмотрят.

Если что-то не совпало по количеству продуктов или требуется отмена, то вся корзина аннулируется, грустный покупатель отправляется в конец очереди, на кассу.

Итак, мы поверхностно прошлись по трём самым доработанным решениям в области Scan&Go в России. Можно сделать следующие выводы:

  • Через три–пять лет формат Scan&Buy станет нормой. Население концентрируется в городах, очередь на кассе в выходные напоминает толпу на входе в Эрмитаж.
  • Скорее всего, нами займутся нейросети. Но это не точно, пока их можно обмануть.
  • Сканировать будем через смартфон. Надстройки в виде сканеров, стоек с QR-кодами, скорее всего, уйдут как ненужный костыль.
  • Нашим покупательским поведением будут управлять более точно и незаметно. Через акции и промо, нативно встроенные в приложения.
  • Все, что мы покупаем, будет собираться в большие данные и наши клиентские профили. Данные будут использоваться «во благо», чтобы мы покупали ещё больше.

Помимо Pay Z, «Суперчека» и Briskly на рынке есть пилотируемые продукты, которые мы незаслуженно пропустили.

Я надеюсь, что эта статья помогла собрать общее впечатление о будущем самообслуживания в foodtech. И приглашаю вас к дискуссии. Насколько описанное выше — реально?

0
73 комментария
Написать комментарий...
Максим katyone

Просто им лень открыть вторую кассу вот и изъе-ся - машин леарнинг, биг дэйта, где карточку офор... ой не то.
А по факту какая - то двойная задница - я сканирую, оплачиваю, а кассир потом еще все проверяет, взвешивает (вдруг я на одну картофелину больше положил) и т.д. зачем же это все нужно?? Опять же неудобно стоять и пытаться отсканировать телефоном мокрый штрихкод на курице ( помните как продавец пытается отсканировать 5 раз а потом: лена а у вареников какой код?)

К чему все идет? После работы вы будете ехать 20 км до единственного загородного склада - магазина, там запускаете приложение, берете рохлю, и набираете килограммы еды по розничным ценам - экономия на продавцах, грузчиках, магазинах...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Бирюлин

Не чувствуете как сами себе противоречите? При такой экономии на человеческих ресурсах, как ритейл может скатиться до единого склада на окраине? Сейчас в каждом новом микрорайоне пятерочки и магниты открываются раньше, чем жильцы успевают заселиться, а поставить автономную коробку для кого-то составит сложность?
Пытаться на курочке штрих-код найти вовсе не обязательно, этот же штрих-код можно спокойно печатать на ценнике, это позволит производить покупки одной рукой, что логично, второй надо держать корзинку, наверняка это продумают.
Но, ключевой момент, что для реализации таких гениальных задумок нужен определенный уровень сознательности среди граждан. В нашей стране, к сожалению, сознательность, как правильно, проявляется только под давлением, как только человек чувствует безнаказанность - его сразу тянет во все тяжкие. По этой причине достаточно сложно представить, что в ближайшем будущем эти технологии получат широкое распространение, а если и получат, то от костылей для защиты продавцов мы еще очень долго не сможем отказаться.

Ответить
Развернуть ветку
Мяу Цзэдун
> Сейчас в каждом новом микрорайоне пятерочки и магниты открываются раньше, чем жильцы успевают заселиться

Во-первых, это обусловлено бизнес моделью компаний: неоднократно на vc.ru упоминалось о том, что Х5 инвестирует в рост, а Тандер при Сергее Николаевиче - в прибыль. Конечно сейчас ВТБ возможно "разворачивается" в схожую стратегию, что и Х5, но это никак с вашим комментарием не коррелируется.

Во-вторых, про уровень сознательности. Автономная коробка возможно может дать уровень цен ниже, за счет экономии на персонале и так далее, но по факту не решит корень проблемы - у большинства людей нет финансовых возможностей покупать столько товаров, сколько нужно. Пойдет ли он в магазин у дома или в подъезд к автомату - разницы никакой.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Бирюлин

Марсель, вы как-то выдернули из контекста отрывки. В комментарии выше человек говорил, что все сведется к одному автономному складу на окраине вместо сети мелких магазинов, с чем я и спорил. При этом ни слова не было, что автономные магазины позволят увеличить продуктовую корзину, речь о том и шла, что сети активно растут вширь, и смена способа оплаты товаров не повлияет на эту тенденцию. Как уровень сознательности влияет на покупательскую способность я тоже не совсем понял, плюс это тема вообще для отдельного сабжа.

Ответить
Развернуть ветку
Мяу Цзэдун

Максим, в ходе дискуссии я просто добавил новые вводные, чтобы как то расширить вопрос. Мне понравилось ваше предложение "Как уровень сознательности влияет на покупательскую способность..." и немного объясню в каком ключе мыслил.
В целом, сейчас большинство людей разворачивается в сторону осознанного потребления не потому, что приняли эту философию, а потому что нет денег жить на "широкую" ногу. Сколько оглядываюсь назад, всегда видел людей с "хронической" экономией, и что греха таить - сам до конца не могу избавиться от этой привычки.
Уровень сознательности от многих факторов зависит, например более образованный человек меньше "ведётся" на рекламу и "акции" и т.д.
Может действительно из ключа беседы выпало, но старался сохранить и донести мысль

Ответить
Развернуть ветку
Максим Бирюлин

Согоасен в этом отношении, разве что не всегда экономия исходит от осознанности в выборе товаров, у нас люди этому часто учатся как раз неосознанно, ввиду необходимости, и так же неосознанно эта привычка и в нас формировалась. У меня родители никогда не бегали по акционным магазинам и не выбирали самое дешевое молоко, но студенчество все равно внесло свои коррективы в мое экономическое воспитание) Плюс нельзя забывать, что многие маркетинговые уловки действуют на нас даже когда мы знаем про них и понимаем как они работают, тут тоже никакая сознательность не поможет не пойти на поводу у ушлого продавца, который навязывает свой продукт на выгодных условиях. Осознанность, про которую говорил я и автор текста, можно хорошо понаблюдать на примере новости, которая пару месяцев назад по сети гуляла, про магазин в Канаде, который забыли закрыть в праздничный или выходной день, но это не остановило покупателей, и они на выходе просто оставляли деньги возле кассы, и никто за сутки не взял ничего с полок не заплатив.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда