Самообслуживание в магазинах в России: обзор приложений «Суперчек», Pay Z и Briskly

Сканируй товар через телефон, оплачивай в приложении и уходи. Такова суть технологии Scan&Go, которая скоро должна избавить нас от очередей.

В начале апреля интернет облетела новость о том, что «Яндекс» выпустит сервис «Суперчек», который должен избавить нас от очередей в супермаркетах. Создатель сервиса — компания Scan to Buy. Как говорит «Яндекс.Маркет», оплата товаров методом self scanning в нём протестирована и успешно работает.

Будущее наступает, берегитесь

Решение Scan&Buy подразумевает, что покупатель не стоит в очереди к кассиру, а сканирует товар, оплачивает его в приложении и выходит из магазина. Ну, по крайней мере, так должно быть.

В продвинутых версиях — вроде Amazon Go — искусственный интеллект сразу берёт покупателя под крыло, следит за тем, куда он пошёл, что взял и на выходе списывает нужную сумму с карты. Говорят, иногда система даёт сбой и берёт лишнего.

В России ритейлеры тоже осваивают технологию — в «Перекрёстке» тестируется собственное приложение, а сеть «Ашан» выпустила Auchan Mobi. Но сегодня я расскажу про три компании из сферы ИТ (не ритейл), которые работают над технологиями Scan&Go.

Итак, пока в Китае проводит экспансию BingoBox, в США Amazon GO обсчитывает людей, что имеем мы в России?

1. Приложение Pay Z — резидент ФРИИ

Проект Pay Z состоит из приложения с функцией сканирования и стенда оплаты в магазине. ФРИИ уже вложил в проект сначала 2,5 млн рублей, а потом команда проекта успешно закрыла второй раунд, доля фонда в стартапе достигла 24%, это около 20 млн рублей. Звучит амбициозно. Давайте посмотрим, что есть на деле.

Как видят себя Pay Z

«Корзина, сканер и касса — всё в твоём телефоне. Сканируй реальные товары, формируй свою корзину и оплачивай на отдельном терминале».

Вот тут возникает вопрос. Касса в смартфоне? Или всё же в терминале?

Судя по промовидео, эквайринг в приложении Pay Z не представлен, мы пользуемся аппаратом, установленным на входе. К железной стойке прикреплен экран планшета и терминал оплаты.

Чтобы воспользоваться Pay Z, покупатель проходит следующие шаги:

  • скачивает приложение;
  • идёт в супермаркет, сканирует на входе QR-код;
  • берёт там специальный пакет;
  • сканирует товары, складывает их в этот пакет;
  • идёт к терминалу на выходе, сканирует QR-код;
  • прикладывает карту или телефон с Apple Pay или Samsung Pay к нему и уходит.

Что за особенный пакет? Видимо, он предусмотрен как маркер, чтобы хипстера со смартфоном лишний раз не преследовала охрана. Пока все просто, но меня смутили танцы с бубном у терминала на входе и выходе.

Как клиенты видят Pay Z

У приложения очень приятный интерфейс, дизайн и цветовая гамма. Это я поняла из обнаруженных в сети скриншотов, потому что само приложение мне скачать не удалось. Оно не доступно в App Store, только в Google Play.

Как видят Pay Z магазины

Магазины смотрят на саму технологию Scan&Buy настороженно. Причина — сомнительная безопасность. Это технология для осознанного потребителя.

В России же только в 2018 году покупатели наворовали на миллиард рублей. Поэтому разработчики должны сильно позаботиться о спокойствии владельцев магазинов.

Но Pay Z в качестве защиты магазина предлагает решение «Иллюзия контроля».

Полагаю, для владельца магазина это звучит как «иллюзия оплаты моих товаров». Но вообще, иллюзия контроля — это такой известный трюк. Камеры-пустышки в аэропорту и круглая фольга, которую нужно оторвать под крышкой йогурта тоже вариация иллюзии контроля. Так что погодите смеяться.

Pay Z проходит пилот в магазине «Фреш маркет» в Москве. Создатели заявили, что благодаря приложению выручка магазина растет на 5–10%. Что ж, желаем ребятам разместиться в App Store и будем внимательно наблюдать.

2. Briskly — платформа, которую оценила Visa

Briskly существует чуть больше года. Пока он знаменит своими магазинами-контейнерами без кассира, которые открываются через приложение. За недолгую жизнь компании удалось привлечь 5 млн рублей от Visa и получить ещё ряд предложений. Любопытно, что даже в технопарке «Сколково» есть магазин с технологией Briskly.

Компания делает упор на автоматизацию и нейросети, поэтому легко привлекает внимание. Во-первых, есть решения в области софта — приложение, нейросеть и сама платформа с API. Во-вторых, компания разрабатывает железные решения — реализованы электронные замки, которые открываются через Briskly Pay (BPay) и машинное зрение.

Самое железное решение — контейнер-образец — можно посмотреть в «IQ-Парке» в Москве. Ещё три находится в процессе монтажа. А к концу года планируется установить 20 контейнеров в разных городах России.

Среди пилотных объектов, где работает система Scan&Go, — «Лемма Маркет», магазин в технополисе «Сколково», Pro Market, в «IQ-Парке».

Как видят себя Briskly

В магазинах-партнёрах Briskly нет кассиров и терминалов, посетитель сам пробивает товар. Покупатели платят через приложение BPay, а нейросеть гарантирует защиту от мошенников с помощью видеонаблюдения.

Покупка совершается в три шага. Посетитель выбирает магазин из списка, который формируется по геолокации, сканирует товары, нажимает кнопку «Оплатить» и выходит из магазина. Да, всё так просто.

Основная фишка Briskly — нейросеть, которая через машинное зрение наблюдает за покупателем с его первого шага в магазине и до момента, когда за ним захлопнется дверь с электронным замком.

Нейросети успешно используются в экспериментальных магазинах Amazon и Walmart как способ защиты от кражи. Там даже не требуется сканировать товар, нейросеть через камеры оцифровывает человека на входе и с помощью датчиков определяет, какой товар исчез с полки. Далее она списывает оплату за товар на выходе.

Нейросеть можно обмануть, если заморочиться — как здесь. Либо можно надеть на себя коробку:

Как видят Briskly покупатели

— «Брыксли»?

— «Брискли».

— «Брызгли»?

— «Брискли». Это как брызги, только с магазином.

Цитата с питча на конкурсе стартапов Chivas Challenge

Хорошая новость — Briskly покупатели хотя бы видят. Приложение представлено в App Store и в Google Play. Интерфейс приложения выполнен в виде чата, что довольно удобно для внедрения акций и нативной рекламы.

Что отличает Briskly от Pay Z — Большой брат не дремлет. Для регистрации придётся оставить свои данные и привязать карточку. В приложении довольно жёсткое пользовательское соглашение — деньги за кражу могут быть списаны автоматически, а наказание вора — вплоть до уголовного преследования. Что не может не радовать владельца магазина.

Как видят Briskly магазины

Для магазинов Briskly предлагает платформу для проведения маркетинговых акций — все данные собираются на Customer Data Platform, которая рекомендует, как продать людям побольше товаров.

Чтобы стать партнёром, не обязательно покупать контейнер, можно оборудовать системой свой магазин или даже просто купить электронный замок и поставить его на холодильник. Подключение магазина занимает от одного дня.

Ну и конечно, нейросети.

Судя по картинкам, Briskly — это технологии, а не только красивые картинки.

Инженерный подход подкупает даже жюри конкурса Chivas — «команда решает», в котором Briskly собираются в финал:

3. «Суперчек» — новый продукт «Яндекс.Маркета»

О будущем сервисе «Яндекса» пока известно немного. Исходя из официального заявления, «Суперчек» предполагает:

  • планирование покупки;
  • получение общих и персональных промопредложений;
  • помощь в выборе магазина;
  • удобная система самостоятельного сканирования и оплаты товаров.

Для реализации функции «покупка без кассира» «Яндекс» приобрёл Scan to Buy — софт и приложение, на основе которых мы можем судить о будущей функциональности сервиса.

Интерфейс приложения выглядит так:

Взято из скриншотов приложения в App Store

Scan to Buy, согласно описанию, работает просто: пользователь скачивает мобильное приложение, выбирает магазин и сканирует штрих-коды товаров. Покупка оплачивается с привязанной к приложению картой. На выходе из магазина кассир проверяет оплату с помощью QR-кода.

Пока мы не видим комментариев о решениях Scan to Buy в области безопасности. Разве что проверка охранником QR-кода на выходе, но не сразу ясно, какую цель тут преследует QR-код. Также хотелось бы понять, как клиент идентифицирует себя в магазине.

Судя по комментариям «Яндекса», «Суперчек» в своей основе станет маркетинговым инструментом для ритейлеров.

Поставщики получат дополнительный канал коммуникации со своей целевой аудиторией, а также возможность применения сложных, в том числе неценовых, промомеханик.

«Яндекс.Маркет»

Информации для выводов мало. Но мы знаем наверняка: масштабы «Яндекса» — чертовски привлекательны для ритейлеров. Их интерес к теме самообслуживания гарантирует, что технология в ближайшие годы ворвётся в жизнь к рядовым гражданам.

Вместо послесловия

Сейчас в магазинах крупных ритейлеров — «Окей», «Глобус», «Лента» — точечно тестируют железные решения. На входе установлены сканеры товаров, которые предлагается взять и самому пройтись с ними вдоль полок.

Как вариант: на пороге прорыва это выглядит неплохо и задачу выполняет. Но решение со сканерами не масштабируется: аппарат в рознице стоит около $1000 (например, Zebra MC18), а в одном магазине надо поставить не менее 100 штук.

За безопасность в магазинах с терминалами отвечает алгоритм, который вычисляет поведенческие особенности людей. То есть заложено среднее время от входа в магазин до первого сканирования, количество сканированных товаров, паузы между использованием терминала.

Таким образом, если кто-то застрял на полчаса перед полками в своём телефоне, то высока вероятность, что на выходе его досмотрят.

Если что-то не совпало по количеству продуктов или требуется отмена, то вся корзина аннулируется, грустный покупатель отправляется в конец очереди, на кассу.

Итак, мы поверхностно прошлись по трём самым доработанным решениям в области Scan&Go в России. Можно сделать следующие выводы:

  • Через три–пять лет формат Scan&Buy станет нормой. Население концентрируется в городах, очередь на кассе в выходные напоминает толпу на входе в Эрмитаж.
  • Скорее всего, нами займутся нейросети. Но это не точно, пока их можно обмануть.
  • Сканировать будем через смартфон. Надстройки в виде сканеров, стоек с QR-кодами, скорее всего, уйдут как ненужный костыль.
  • Нашим покупательским поведением будут управлять более точно и незаметно. Через акции и промо, нативно встроенные в приложения.
  • Все, что мы покупаем, будет собираться в большие данные и наши клиентские профили. Данные будут использоваться «во благо», чтобы мы покупали ещё больше.

Помимо Pay Z, «Суперчека» и Briskly на рынке есть пилотируемые продукты, которые мы незаслуженно пропустили.

Я надеюсь, что эта статья помогла собрать общее впечатление о будущем самообслуживания в foodtech. И приглашаю вас к дискуссии. Насколько описанное выше — реально?

0
73 комментария
Написать комментарий...
Андрей Викторович
Чтобы воспользоваться Pay Z, покупатель берёт там специальный пакет

Да что вы! Ритейлер удавится от жадности, чтобы давать бесплатный пакет.

Весь цивилизованный мир в ритейле даёт пакеты людям бесплатно. И только в России нас опять держат за лохов и дерут деньги за эти однорозовые рвущиеся авоськи.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

С хуя ли баня-то сгорела? Бесплатные пакеты во всем цивизованном мире. Обожаю таких комментаторов, приехал куда-то, зашел в магаз, увидел пакет бесплатный - и докладывает: "весь цивилизованный мир пакеты бесплатно выдает".

Пакет - самый маржинальный продукт магазина. Никакой ритейлер нихуя бесплатно не даст ни в России, ни где-то еще. Это "бесплатно" всегда заложено в цену продуктов, потому что есть норма прибыли. Воистину, люди всегда готовы переплачивать за "бесплатно".

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Вот вы реально думаете, что наши бедные несчастные ритейлеры не могут включить 1 руб. в цену?! Да они включили 30 пакетов в цену, а потом еще берут с нас деньги за них.

Вы реально наивное очко, если думаете, что наши ритейлеры - сама благотоврительность и бедные несчастные, вынуждены продавать пакеты, тк у них мало денег.

Они продают, потому что им нас*ать на покупателей.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

Сука, наивное очко - это пять! 🤣🤣🤣

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда