{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как мы сэкономили 7 миллионов рублей компании со складом

Спасибо одной настройке в «1С», которая наводит порядок в закупках

70% директоров теряют деньги на своих складах. Сейчас докажу

«Я всё делал неправильно», — так говорят директора компаний, когда мы настраиваем один типовой механизм в «1С» в отделе закупок. Он называется «правилом обеспечения склада». Если всё сделать как надо, настройка поможет увеличить выручку на 15–20%, сэкономить миллионы рублей в год на персонале и даже начать побочный бизнес.

По нашим данным, 70% компаний не знают, что в «1С» есть такая штука. Или знают, но не собираются разбираться в инструкциях, думая, что овчинка не стоит выделки. Их можно понять, инструкции «1С» — не самый увлекательный и легкий жанр.

Эта небольшая статья с мини-кейсами поможет руководителям понять, стоит ли копаться в «1С» и можно ли заработать больше на своих складах. Я разбиралась в настройках программы вместе с Екатериной Андрющенко из «Первого Бита», которая имеет большой опыт управленческого учета.

Как работают закупщики компаний

Закупают на глазок. В небольших фирмах закупщик звонит или приходит на склад и вместе с начальником склада определяет, что делать:

— Кажется, пора докупить тридцать коробок «Барбариса».

— По-моему, ещё терпит.

— Ну давай хотя бы двадцать.

— Ладно, давай.

Если так происходит, скорее всего, склад перезатарен.

Смотрят в Excel. Это следующий уровень принятия решения о закупке. Закупщик в таблице ориентируется на свободные остатки, наличие на складе, текущий резерв, скорость потребления товара в день и скорость доставки. Еще есть статистика, которая учитывает, на сколько дней хватает товара.

Допустим, у компании два поставщика конфет. Первый доставляет один день, но дороже. Второй — пять дней, но дешевле. Посмотрев на статистику и другие цифры, закупщик решает, у кого сегодня заказывать «Барбарис»

Когда номенклатура небольшая, склад один, а поставщика два — всё прекрасно видно на листе Excel. Легко обойтись без «1С» и подобных программ.

Смотрят в «1С». Большинство средних и крупных компаний в России управляет закупками в типовой «1С:Управление торговлей» (версия 11). Программа всё считает и анализирует сама, без участия закупщика. Человек только принимает решение на основе полученной аналитики. По крайней мере, такая задумка была у разработчиков.

Что умеет 1С в закупках

1. Учитывает статистику продаж, включая сезонность. В ноябре и июле программа предложит заказать разный объем мороженого.

2. Рассчитывает маржинальность. Минимизирует процент низкомаржинального товара, предлагает заказать то, на чем можно больше заработать.

3. Моментально реагирует на заданные минимальные складские запасы. Даже если продажа состоялась минуту назад, 1С предложит сделать заказ или внутренние перемещения между складами, магазинами и полками в этих магазинах.

4. Предложит заказать заранее, зная сроки доставки у каждого поставщика и срок годности товара.

Правила обеспечения можно прописать по минимальному и максимальному запасу, по норме, срокам доставки, статистике продаж и так далее. Одной компании достаточно настроить одно правило, другой — сразу три-четыре.

Вот как это выглядит:

В «1С» прописано правило по сроку доставки у разных поставщиков

«1С» предлагает сделать заказ на основе правила минимального запаса

В свою очередь, правила заказа можно выбрать по разным номенклатурам:

Как настройка работает на практике: опыт наших клиентов

Сэкономили 7 млн рублей в год. В петербургской сети магазинов запчастей для автомобилей Ford было 10 закупщиков. Их главная задача — находить оригинальные запчасти или их аналоги подешевле и следить, чтобы товар всегда был на складе. Средняя зарплата одного сотрудника — 65 000 рублей в месяц.

Когда стали использовать настройку, в отделе по закупкам остался только один сотрудник, остальных держать не имело смысла. Кто-то перевелся на вакантные места, кто-то уволился. Минимально сэкономлено: 65 000 руб.* 12 мес. * 9 чел. = 7 020 000 руб. в год.

Увеличили выручку на 17%. Большой книжный магазин имеет оптовый склад. Книги хранились по алфавиту, их маржинальность никак не анализировали.

Мы настроили в 1С правило среднедневной маржинальности по каждой номенклатуре и сопоставили её с габаритами на складе. Оказалось, что склад занят толстыми книгами с низкой маржой, при этом оборачиваемость этих книг низкая (ну не читают люди больше 400 страниц). Благодаря полученной аналитике поменяли процессы закупки и сбыта. И при тех же расходах на склад и персонал увеличили выручку на 17%.

Сэкономили 50% времени сотрудника. У компании из Ленинградской области четыре магазина мягкой мебели и один большой основной склад. В каждой торговой точке тоже есть склад с остатками плюс торговый зал, где должно быть минимум по одной единице каждого товара (фактически это тоже склад). Раньше менеджер тратил четыре часа на формирование отчетов, выгрузку, аналитику остатков всех складов.

После настройки «1С:Управление торговлей 11» за считанные минуты формируется заказ на перемещение остатков со склада на склад. Вместо скучного сбора цифр менеджер занимается оптимизацией ассортимента. Кроме этого, мы исключили возможность ошибки при ручном сборе большого количества данных.

Стали арендодателями. Продавец косметики знал, что затаривает склад — было жалко пустого места, ведь за него уже заплачено. Потом появилась идея разумно подойти к остаткам и сдать часть склада в аренду. Осталось понять — какую именно часть, чтобы в случае чего самому хватило места, и чтобы ничего не пустовало.

Аналитика 1С показала, что можно смело сдавать половину. Теперь клиент зарабатывает еще и на ответственном хранении.

Такие результаты можно получить из обычной «1С», не переписывая её. Надеюсь, что вы полюбите «1С», как я: в ней много полезных инструментов, которые монетизируются ).

Вы любите «1С»?
Да, я знаю ее скрытые возможности.
Да, там самый юзер-френдли интерфейс эвер.
Нет, я никого не люблю.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
23 комментария
Написать комментарий...
Yaroslav Tabakov

Насколько было бы проще жить на свете, кабы такие вещи были интуитивно понятными в самом "юзер-френдли интерфейсе эвер" и не нужно было быть экспертом компании-интегратора, чтобы уметь это настраивать. :)

Вот тогда бы я полюбил 1С как вы. Наверное. :)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Я до БИТа работала в лако-красочной компании. Тогда только выпустили УТ 11, её никто не знал. Через 3 месяца свели в программе первый управленческий баланс. Мне кажется цель добится именно этого результата - лучший способ выучить конфу 😉

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

какую конфу?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Конфу, т.е. конфигурацию УТ. Рабочий сленг =)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Петров

неужели считает только маржу и по этому показателю выносит вердикт!? а увеличение за счет сокращения штата - ну такой себе показатель, который лишь свидетельствует о качестве подбора персонала и незнаниях инструментария категорийного менеджмента

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Инструмент считает скорость продаж, может работать с нормами, с минимумами и максимумами. При этом иногда использования количественных показателей недостаточно. Когда погружаешься в бизнес клиента, начинаешь понимать, что кому-то стоит добавить к количественному анализу еще и маржинальный. Вроде очевидно. Но нет. Более того, не всем подходит. Кто-то держит рынок за счет широкого ассортимента, например, и им надо иметь в наличии все.
Что же касается менеджмента. Компании разные. И это нужно понимать. Клиентов с счетами уже не осталось, но вот с бумажками и экселями до сих пор много. Это касается и инструментов менеджмента. Мы в этом отношении для них зачастую иноваторы не только, как интеграторы программы, но и как советники по оптимизации бизнес-процессов, систнмы kpi и т. д.
Говорят, что хвалить себя - дело не скромное, но большая франчайзинговая фирма - это консолидация знаний о лучших практиках на рынке. И самое важное умение подобрать оптимальную практику. Кому-то мы внедрим ERP с RFID метками, а кому-то включим типовые настройки и клиенту уже польза 😉

Ответить
Развернуть ветку
Максим Петров

ладно, ладно, БИТ прикольная компания, знаем:)
К.Ашка умеет стандартно?
насколько "ковырялся" - в "стандтартных" не нашел ничего "путнего"

Ответить
Развернуть ветку
Игорь В

Версия УТ 11? Какой объем доработок?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

В статье говорим про УТ версии 11.4. Механизм обеспечения потребностей на основе количественных данных - это типовой функционал. Зачастую, чтобы помочь разобраться мы проводим у клиента всего 2 часа! Так же сезонность и АВС анализ по марже уже есть в программе. Нужно только разобраться и в бой.
А для тех, кто не любит самостоятельно разбираться, есть другой путь. Вы говорите какую основную бизнес задачу необходимо решить. Мы проводим обследование, погрузижаемся в специфику конкретной компании. Рисуем необходимую модель учета, показатели и рассказываем какую дополнительную аналитику необходимо подключить. Этот проектный подход дольше, но результаты потрясающие.

При этом все рекомендую начинать с знакомства с типовыми инструментами. Вот представляете у кого-то дома машина стоит, а он о ней не знает и не катается =(

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Krylov

А ведь многие до сих пор сидят в эксель и плачут: 200 scu залежалось, куда их деть? А срок годности тем временем истекает... В моем случае цена этих 200 scu на порядок выше стоимости автоматизации.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

О, срок годности очень интересная тема! Если объеденить с грамотными настройками автосписания сроков годности по ФИФО при реализации, можно получить колосальный результат.
Сейчас много работаем с Меркурием и маркировкой. Многим было страшно. Непредвиденные расходы, не у всех выделены бюджеты, "мы так не сможем", "у нас так не заработает". А на выходе вынуждено причиненная польза и увеличение фин. реза 😅

Ответить
Развернуть ветку
Michael Ejov

А УНФ такое умеет?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

В УНФ не такой гибкий механизм, но есть.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шапошников

Славная подсистема. Но требует изучения методологии и реализации.
Запускали у отделов, занимающихся закупкой запчастей. Много было интересных моментов (аналоги запчастей, замены запчастей, применимость по вин-номеру, оригинал/неоригинал, сезонный спрос на кузовные элементы и системы кондиционирования, шины...). Но начальник отдела запчастей - был открыт к новым инструментам. Иначе - не запустились бы никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kalinkin

Значит до внедрения подсистемы надо проверять на склонность к новаторству и переносимость к инъекциям инноваций )

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

У вас звучит всё как-то глобально. А в статье написано, что это типовая настроечка, без переписывания.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Да, это основной кайф. Механизм у большинства клиентов уже есть в типовой конфигурации. Настраиваем и пользуемся. Ну или приобретаем Управление торговлей, внедряем и пользуемся =)
Тем не менее, переносимость к новаторству, однозначно, должна быть. Дело в том, что методология перестраивает физический процесс, меняет рабочий день сотрудников.
У меня однажды была автоматизация в очень семейной компании. На первой нашей встрече, после презентации плана внедрения они попросили меня записать в протокол "Нам нужна экономическая выгода, но основная наша цель никого не уволить!". С их уровнем автоматизации для нас это был практически вызов =) Вот тут мы здорово с ними поработали над бизнес-моделью. Там правда, к УТ подключили еще и CRM.
В общем, я к тому, что задача может иметь разный масштаб исходя из целей и желаемого результата.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Андрющенко

А сборка/разборка, каким-то образом, в этом механизме учитывается?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Большой спасибо! Очень хороший вопрос!
Не смотря на то, что в статье данные примеры не представлены, помощник по сборке/разборке, является не менее важной и ценной частью данного механизма! Система поможет запланировать товар на сборку, после чего предложит закупить или переместить комплектующие, если их не хватает👍

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

Большой книжный магазин случайно не на букву "Р"?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Книжный магазин на другую букву =) При чем, как указано в статье - это именно оптовый склад. Т. е. они еще и дилеры)))

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

вообще обидно, что они берут и убирают толстые книги из ассортимента. Понятно, что бизнес-ничего-личного, но так ведь "Улисса" никто не прочитает (

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

В этом отношении вся надежда на электронную библиотеку. Да и из ассортимента они книги не полностью убирают, а минимизируют их количество. Например, достаточно постоянного поддержания запаса в 1 экземпляр в каждой розничной точке. И для таких позиций как раз надо опираться на ручные минимумы, а не статистику)
Тут важно помнить о том, что полнота ассортимента тоже важна, ведь полнота не равно перенасыщение.

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда