{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Роботизированные фабрики, генеративный дизайн и 3D-печать: новая стратегия adidas

Как производитель спортивной одежды и обуви подстраивается под меняющийся рынок ритейла.

В конце 2016 года в берлинском торговом центре «Бикини» открылся временный магазин adidas Knit For You. Там продавали только один товар: свитеры из шерсти мериноса за €200.

Меринос — порода тонкорунных овец Wikipedia

В отличие от обычных точек продаж, одежду туда не привозили, а производили на месте индивидуально для каждого клиента.

Процесс покупки и производства состоял из нескольких этапов:

  1. Выбор паттерна. В тёмной комнате на торс покупателя проецировали узор будущего свитера, что-то среднее между камуфляжем и паутиной. Узоры менялись жестами — датчики считывали движения рук.
  2. Выбор размера. Стандартные S, M и L и сканирование тела, чтобы свитер идеально подошёл по фигуре. Для этого клиентам нужно было раздеться по пояс — никто, кроме машины, человека не видел.
  3. Вязка свитера. Переднюю и заднюю части вязала машина. Затем люди заканчивали производство, обрабатывали, стирали, сушили и упаковывали товар.

На мини-фабрике установили три трикотажные машины. Процесс производства одного свитера занимал около четырёх часов, что позволяло продавать до десяти штук в день.

adidas экспериментирует не для увеличения продаж. Компания оценивает готовность клиентов к своей новой стратегии, которая включает:

  • цифровой дизайн;
  • местное автоматизированное производство;
  • персонализированные продукты.

Производство рядом с потребителями

В конце 2015 года adidas открыла роботизированный завод Speedfactory в немецком городе Ансбах, в 40 км от штаб-квартиры. Здесь машины производят кроссовки под присмотром небольшого количества сотрудников, всего их около 150 человек. Для сравнения: на заводе в китайском городе Дунгуань, где изготавливают обувь для adidas, работает больше 4000 человек.

Первая пара кроссовок сошла с конвейера Speedfactory в сентябре 2016 года. Лимитированную модель под названием Futurecraft MFG (Made for Germany) выпустили тиражом всего в 500 пар. В Берлине в день старта продаж покупатели разбили лагерь на улице.

В adidas заявляют, что фабрика, которая находится рядом с потребителями, поможет снизить издержки на транспортировку товара и сократить время производства новых моделей. Создание обуви на фабриках в Азии занимает недели, тогда как на роботизированном заводе на это уходят часы. adidas планирует производить на Speedfactory около полумиллиона пар обуви в год — незначительную часть всего объёма, исчисляющегося сотнями миллионов пар.

По словам Герда Манца, главы по технологиям и инновациям adidas, идеальная ситуация применения местных заводов выглядит так: «Красные кроссовки, которые клиент увидел на концерте Канье Уэста, продаются в магазине уже на следующее утро».

Местные Speedfactory не заменят фабрики в Китае и других азиатских странах, где производят большую часть вещей. Это скорее новая бизнес-модель, основанная на кастомизации, чтобы покупатели могли получить уникальную модель кроссовок в короткий срок.

Если мы сможем дать потребителю то, чего он хочет, где он хочет, когда он этого хочет, мы сможем снизить риски. Сейчас мы лишь угадываем, что может стать популярным.

Эрик Лидтке, глава глобального бренда adidas

В adidas также ищут способы убрать станки из производственного процесса. Их подготовка занимает недели, что не ложится в концепцию быстрого производства. Помочь с этим может 3D-печать.

3D-печать для кастомизации

В 2015 году adidas впервые представила Futurecraft 3D — кроссовки с напечатанной на 3D-принтере промежуточной подошвой. В маркетинговой коммуникации компания сообщала: это первый шаг к производству обуви по индивидуальным меркам для каждого. Предполагалось, что в будущем клиент сможет прийти в магазин, отсканировать ступню и получить пару кроссовок, созданную машиной с учётом физиологических особенностей.

Futurecraft 3D не могли стать массовой моделью: создание одной пары промежуточной подошвы занимало 18 часов. Из них десять уходило на печать порошковым методом, а в остальное время готовый продукт остывал.

После этого adidas начала сотрудничать с производителем 3D-принтеров, калифорнийской компанией Carbon. Их машины печатают объекты по технологии Continuous Liquid Interface Production. Для создания изделий используют жидкие полимеры, которые запекаются ультрафиолетом. Жидкость находится в резервуаре со стеклянным дном, под которым расположены лампы.

Вот видео, объясняющее принцип работы принтеров Carbon.

Технология Carbon позволяет печатать объекты в высоком разрешении до 100 раз быстрее печати слоя за слоем. Благодаря этому adidas в 2018 году выпустила первую массовую модель кроссовок с напечатанной на 3D-принтере промежуточной подошвой — Alphaedge 4D. В отличие от Futurecraft 3D, на создание одной пары подошв уходило всего 30 минут.

Ванну наполняют жидкой резиной для печати подошвы

Промежуточная подошва в Alphaedge 4D изготовлена из смеси полиуретана и смолы, застывающей под воздействием ультрафиолета. Это жёсткий эластомер, который можно печатать в виде решётчатой структуры, сгенерированной компьютером. Уровень жёсткости подошвы в разных частях основан на больших данных, полученных в том числе с помощью технологии захвата движения.

Модель решётки генерируется компьютером на основе больших данных
Для построения модели использовали данные о силе удара стопы о землю во время бега

В конечном счёте adidas и Carbon хотят предоставить каждому клиенту продукты, адаптированные к индивидуальным физиологическим данным и требованиям.

Разработкой технологических новинок в adidas занимается Futurecraft — внутреннее подразделение компании. Здесь планируют создание новинок с горизонтом в семь лет. Например, напечатать кроссовок на 3D-принтере во Futurecraft попробовали в 2012 году. Прототип очень хрупкий, напечатана не только подошва, но и верхняя часть обуви. К сожалению, фотографировать его нельзя.

Зачем всё это adidas

В 2017 году Amazon получила патент на технологию покупки вещей по требованию, когда пользователь может заказать вещь, созданную по индивидуальному запросу.

Скриншот патента

Технологические стартапы в своё время уже изменили рынок такси и гостиничный бизнес. Традиционным корпорациям приходится искать точку опоры, которая позволит им оставаться в деле. Для этого они создают внутренние стартапы, придумывают новые бизнес-модели и пытаются понять, как потребители будут вести себя в будущем.

Прямые конкуренты из рынка спортивной одежды тоже работают над кастомизированными моделями обуви. В 2019 году Nike обновила платформу Nike ID, где клиенты могут выбрать цвет отдельных деталей на обуви. Теперь она называется Nike By You, а после настройки пользователь сможет рассмотреть 3D-модель будущего кроссовка во всех деталях.

Американский производитель спортивной одежды Brooks объявил о начале философии Run Signature. Совместно с HP компания собирает информацию о походке бегуна и сканирует стопы на устройстве HP FitStation. Всё для того, чтобы предложить клиенту идеально подходящие кроссовки.

В марте 2019 года тренд на кастомизацию (в какой-то степени) подхватили в Zara. В трёх магазинах бренда — в Амстердаме, Барселоне и Милане, — открылись временные точки продаж денима, на котором покупатели могли вышить какое-нибудь слово.

Две трети экспертов, опрошенных отраслевым изданием Sourcing Journal, считают, что клиентам нужны кастомизированные одежда и обувь. Нам стоит ожидать настраиваемую одежду и от других компаний. Особенно небольших, которые могут обеспечить мелкосерийное производство или ручную доработку деталей.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Василий Алёшин

Интересно как быстро такие кроссовки будут забиваться мелкими камушками. Настрадался от подошви рибока, когда камушки попадали между складками подошвы.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пихаров

Изолентой обмотай по периметру и ок. Не русский, что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Andreev

В России камушки - не самое страшное, что может забиться между складок кроссовок.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Это же демонстратор технологии, а не массовое изделие. Ясно, что с такой подошвой только в зале на твёрдой поверхности можно заниматься.

Ответить
Развернуть ветку
Sedoy

Да как-же не массовое, с 1-го июня в продаже. 23990 цена.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

ссылка есть?

Ответить
Развернуть ветку
Sedoy

Что, adidas.ru трудно набрать? https://www.adidas.ru/4D

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Ну тогда я был не прав.
П.С. Седой, ты не джентльмен, но тебе идёт ))

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav K

Не для россии

Ответить
Развернуть ветку
Tural M

вот-вот, так и представил как туда всякое говно забивается и ты выковыриваешь потом все это, инновации)

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Karimov

понятно почему они в подошву забиваются – большая ударная нагрузка.
в боковину если попадет мелкий камень или песок, то это скорее всего произойдет без усилия, а значит, так же без усилия и выдет.

Ответить
Развернуть ветку
Лёха Литвинов

Оч круто. За такое и денег не жалко.

Будущее близко

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Затолокин

В межсезонье , ходить по грязи в таких будет очень весело :)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Loktev

Не все живут в России

Ответить
Развернуть ветку
Ivan B.

Судя по всему всё идёт к полной роботизации. Заводы роботов без людей из которых сыпятся коробки с едой, одеждой, обувью и т.п. Всё очень дёшего, но денег ни у кого нет. На Западе идут митинги за введение налога на роботов и базовый доход. А Китай и весь остальной мир кладёт зубы на полку, термин развивающиеся страны навсегда заменяется на безнадёжно отставшие.

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

Китай кладёт зубы на полку?
Китай - мировой лидер по темпам автоматизации и роботизации. Всё идёт к тому, что кроссовки всё так же будут производить в Китае, но уже роботы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Коровников

Маловероятно что все будет быстро. Все что связано с металлом по прежнему стоит конских денег и рентабельно только в областях связанных с прототипированием.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда