{"id":13472,"url":"\/distributions\/13472\/click?bit=1&hash=4a05616fb570ab538ab8c04fa1f08afa00a090b2c2700fcd6146507f1b1658df","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0431\u043e\u0442\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0431\u0435\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Fedor Anisimov

Факап 20-летних парней при запуске бренда одежды

В чём мы ошиблись и какие сделали выводы.

С чего все началось

История началась в съëмной квартире типичного петербургского дома в стиле северного модерна.

У нас был знакомый художник Саша. На протяжении пяти лет он формировал своё видение каллиграфии: создавал арты на заказ, рисовал для души, расписывал всё, что попадалось под руку.

«Парни, как вам свитшот?», — спросил Саня однажды.

В тот вечер он пришёл домой с подарком от девушки — толстовкой с вышивкой по его эскизу. Свитшот все оценили, так и родилась идея.

Фото Саши в том самом (первом) свитшоте Слава Зайко

Меня зовут Федя. В 2016 году мы вместе со Славой переехали в Питер из Рязани. Он учится в университете, а я работаю маркетологом.

В 20 лет безумно хочется сделать что-то своё, душевное и крутое.

Почему бы не вышивать на свитшотах? Во-первых, это выглядит круче заезженной печати. Во-вторых, готовых эскизов полно. Друзьям нравится — другим понравится тоже, на этом и порешили. В тот же день мы составили «пацанскую» финансовую модель и стартовали!

«Пацанская» финансовая модель

По нашей модели, мы планировали держать маржинальный доход на уровне 70% (маржинальный доход ≠ прибыль).

Сделать это реально, но только на долгой дистанции в два-четыре квартала, до которой мы не дошли.

Какими были главные расходы и решающие ошибки — напишу ниже.

Почему «Кипяток»

Изначально было отобрано 130 вариантов для названия: фрагменты любимых песен, предложения друзей и рандомные слова из текстов. Далее всё отсеивали по специальной системе. Спустя две упаковки печенья и несколько часов в «Google Таблицах» фаворитом стал «Кипяток».

Простое, броское слово. И домен подобрать нетрудно — отлично!

Не знаю, стоило ли тратить столько времени на выбор названия, но оно очень хорошо вписалось в концепцию бренда.

А когда Саша между делом сказал: «Заварили на стиле!» — картинка сложилась, у нас появился слоган.

Так выглядела наша система отбора названий. Куча критериев, средний и итоговый баллы.

Как запускали

Дизайн. У Саши большой опыт в каллиграфии. Он офигенно владеет любым графическим инструментом. Эскизы сначала рисуются на бумаге, иногда много раз переделываются. И только потом становятся вектором для финальной доработки.

Бумажный эскиз → вектор

Продажи. Тут ничего необычного. Сделали страницы во «ВКонтатке» и Instagram, зарегистрировали домен. Стали готовить конкурс во «ВКонтакте», чтобы привлечь аудиторию. Для него мы купили пару толстовок из Pull&Bear. Решили вышить на них «ох***но» и «взгляни вглубь». Из имеющихся эскизов эти фразы оказались самыми читабельными и цепляющими взгляд.

Затем возникла мегазадача — качественно перенести арты на ткань. Тут в ход пошёл старый трикотаж, который удалось найти в шкафу. Потренировались на нём, потом уже вышили на купленных свитшотах.

На фотосессию привлекли соседей в качестве моделей. Мы фотографировали сами, поэтому расходы были только на аренду студии.

Фотки свитшотов с первой коллекции. Справа – я в старом лонгсливе :)

По мере готовности фотографий стали заполнять ими соцсети — страницы постепенно оживали. Все, кому мы отправляли ссылки на ресурсы «Кипятка», активно подписывались. Многие высказывали свои мнения, помогали советом. Было приятно видеть искреннюю заинтересованность друзей и знакомых.

Производство. Вышивку мы делали на аутсорсе у знакомых по приемлемой цене. А вот найти качественное сырьё оказалось непросто, наши требования к товару были высокими: выпирает шов на плече — нет, неудобный воротник — нет, много синтетики в составе — тоже нет. В итоге закупили варианты свитшотов у трёх производителей из Петербурга, у двух качество оказалось достойным.

Фото нашего стенда на Garage Sale. Бирки, кстати, пришивали сами

Доставка. С ней мы сильно не заморачивались — отправляли заказы «Почтой России». В среднем получалось от 150 до 350 рублей за свитшот, что укладывалось в финмодель. Для упаковки товара клиентам из Петербурга закупили крафтовые пакеты. Встречались в центре, отдавали заказы лично.

Про деньги

К финансам мы подошли серьёзно — вели учёт движения денежных средств (ДДС). Все расходы и доходы заносили в таблицу, а в конце месяца сводили в отчёт.

На первоначальный запуск мы потратили немного. 6407 рублей — это 4 свитшота, вышивка, аренда студии и реклама во «ВКонтакте».

Потом всё было не так гладко. Первая продажа получилась только после окончания конкурса, то есть через две недели с момента запуска. Первый клиент вообще нашёл нас случайно – по хэштегу в Instagram.

На этот момент расходы продолжались, так как мы усиленно работали над новыми вариантами продукции и коллаборациями. Ниже — динамика всей операционной деятельности за четыре месяца.

Скриншот отчёта и прибылях и убытках (ОПиУ)
Скриншот сводного отчёта из ДДС

Фиксировать цифры поначалу было больно и трудно. Но когда баланс начал «сходиться», мы увидели результат своей деятельности и втянулись в процесс. - 47 780 рублей — как итог четырёх месяцев. Не очень уж много.

Главные ошибки

Первая ошибка — решение произвести продукцию на будущее, с заделом на ярмарку.

Мы зарегистрировались на Garage Sale — заплатили взнос 2000 рублей. Почему-то подумали, что на этом ивенте сможем продать много. Но посещаемость была низкой, а средний чек у продукции там был в районе 300 рублей, в десять раз меньше нашего. В итоге у нас осталось свитшотов на 26 тысяч, которые неясно, как реализовывать.

Вторым большим просчётом было отсутствие жёстких рамок коллекции. Мы просто выпустили свитшоты с понравившимися нам эскизами. Никакой смысловой нагрузки и уникальной ценности.

Третье — продвижение и позиционирование. Через артистов и коллаборации можно набрать трафик. Но людей, приходивших от музыкантов, интересовал только товар с символикой их кумира. В таком случае мы превращались в обычное производство мерча, которому всегда соответствовали невысокие стандарты качества и дизайна.

Продвигать свой дизайн оказалось сложнее, чем мы думали.

Четвёртое — излишние разработки на первых порах. «Сначала продумайте продажи, найдите потенциальных клиентов… бла-бла-бла». Ага, давай сделаем сайт и пойдём писать рассылки.

Хорошо, что хоть не спешили легализовывать бизнес. По факту потратили бы ещё больше денег и получили бы такой же результат.

Что получилось

Итоги четырёх месяцев в цифрах

Итог

Запуская проект, мы ставили перед собой несколько целей, одна из которых — научиться грамотно вести финансовый учёт.

За время работы мы стали понимать, как и куда движутся деньги, как прогнозировать финмодель, создавать и анализировать отчёты.

Наш первый опыт предпринимательства нельзя назвать неудавшимся. В масштабе бизнеса мы потеряли не так много денег.

И хотя прогнозы перед запуском оказались наивными, к их реализации мы подошли осознанно и ответственно:

  1. Составили финансовую модель, продумали структуру работы и зоны ответственности.
  2. Заносили ключевые задачи в Trello и синхронизировали их с нашими календарями.
  3. Все операции до копейки фиксировали в ДДС, из которого делали отчёт о прибылях и убытках.

Но в итоге мы всё зафакапили и ушли в минус :)

Поняли, что при выходе на рынок с базовым продуктом нужно:

  1. Делать упор на качество производства и создавать действительно уникальный дизайн.
  2. Иметь большой бюджет на рекламу и продвижение, чтобы найти отклик не только среди друзей и знакомых.

Стоит ли опускать руки? Знающие люди сказали бы — нет. Нам и самим было бы противно уходить с грузом нереализованных идей. Поэтому мы не уходим.

Самая адекватная стратегией сейчас — взять перерыв и переосмыслить эти самые идеи с учётом полученного опыта.

Накопим денег — вернёмся и проведём работу над ошибками.

0
95 комментариев
Написать комментарий...
Aleksey S

Не сидеть на жопе ровно довольно неплохо. Молодцы энивей. Если даже с 10го раза получится, игра стоит свеч

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру

Да да, как в цитате чичваркина про 100 раз.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Юдин

Не получится

Ответить
Развернуть ветку
Александр Егоров

Да,конечно грустно когда ты терпишь неудачу,но вы получили тот опыт,который вы даже в МГУ не купите.При этом, вы получили его не так и дорого.Красавцы,в следующий раз будете умнее и сделаете бизнес в той сфере,где вы поработаете как наёмные работники.Сириусли, это я по своему опыту говорю, ну и владелец ДоДо также начинал свою сеть.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

а вы точно хорошо представляете, какой опыт можно получить в мгу?))

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Timur Kuzmin

А вы серьезно считаете ДоДо успешным бизнесом? Там ведь минус далеко не 50К))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ioanne

Этот опыт можно было и бесплатно получить.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Николаев

Пострадали фигней несколько месяцев и устали)
Себестоимость космическая, продажная цена неадекват, концепта нет, целевая аудитория хз какая, креатив спорный.
Судя по бюджету на продвижение, там есть ошибка выжившего.

Слишком сложно и без серьезной подготовки.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Да, лучше на диване посидеть, пивка попить.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Классический единорожек88

Дизайн.
Эскизы.
Каллиграфия.

Ответить
Развернуть ветку
Пудж Дотович

Это реально хорошо выглядит, херон престон молодцы, ваш скептицизм не уместен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kikidon

Дизайн спорный, скорее отталкивающий. Модели на фото унылые. Есть ещё шанс отбить минус. Ловите лайфхак. С надписью «Чернобыль» срочно в продажу запустить партию одежды. Только себестоимость и продажную цену снизить. Вышитые надписи смотрятся тоже по колхозному, как по мне.
Ещё можно линейку одежды вата-стайл «Чернобыль. Можем повторить»

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Печёнин

Ну не так уж все плохо. Фотки прикольные, стильно, модно, молодежно. Круто выглядит. Вы правы в том, что коллекция не несла смысловой нагрузки. У таких брендов должна быть легенда, смысл, позиционирование, чтобы мне хотелось носить и всем показывать. А у вас не было. Уверен, главная проблема в этом. Если бы была дополнительная стоимость (социальная ответственность, прикол или что-то еще), было бы проще. А просто крутой каллиграфией никого не удивишь. Думаю, вам надо делать факаперскую коллекцию и подписать на нее сообщество VC))). Пусть поддержат ваш бренд. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сомпремула

Делаю "заезженную" печать и использую свои плёночные снимки, или создаю собственный дизайн.
Использую это как развлекаловку в свободное время, когда жил в маленьком городе - была возможность работать руками и создавать интересные арт-объекты, и всячески применять руки.
Сейчас времени стало заметно меньше, но применение рук нашёл в упаковке в крафтовую бумагу, сургуч и шпагат. Мелочь, а приятно.
По факту сделал на коленке, следует добавить нормальные снимки и сделать упаковку еще приятнее.
За полтора месяца без рекламы, по розничному ценнику печати и покупки футболок + 23тысячи чистыми. 0 вложений. 135 целевых подписчиков в группе.

Круто шить свою одежду хорошими объёмами, но для этого нужны инвестиции.
Поэтому сейчас всё просто: делаю с душой на качественных футболках, качественные принты с эксклюзивным дизайном и хендмейдной упаковкой.

Ответить
Развернуть ветку
Студенческий Кирилл

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Классический единорожек88

Подскажите, что за компания так (как у вас на фотках) печатает?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Николаев

где принт "кипяток внутри"?))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ожегов

Ага. И еще что-то вроде: "Кипятильник не варит ^" или "Радиатор закипел v"

Ответить
Развернуть ветку
Лев Хлыновски

Блин, чуваки, запустить свою линейку одежды, учитывая, какая сейчас конкуренция на рынке - это дерзко, круто и слегка безответственно :)

Ответить
Развернуть ветку
Дэвид Шариф

На то она и молодость, чтобы бросать дерзкие вызовы и не бояться =)

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin

Так и не понял, парни остановились на отметке -50К или решили передохнуть, чтобы потом продолжить?
Мой совет - не продолжайте, в РФ нет рынка для таких начинаний. Мой опыт в спортивно-принтово-футболочном направлении пока задержался на -20 лямов совокупных убытков.
Но продажи есть)

Ответить
Развернуть ветку
Джоуи Вин

Подробнее плиз)

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Александр Крофт

У меня друзья бы поспорили. Не в качестве рекламы, просто скажу, что у них все в шоколаде
Так что рынок есть, не всем есть место.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrei Didukhovych

Самое главное в этой истории - ребята смогли сделать выводы, это многого стоит. Если бы продолжили, корректировали вектор направления, тестировали различные варианты - все бы получилось.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Redmi

Так дёшево получить такой крутой опыт!
Молодцы, что не просрали больше.
У меня было больше и потерь, и шишок, и боли. Прям завидую, что легко вам всё досталось

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

когда-то давно, когда деревья были большими , а трава зеленее и к нам потянулись первые иностранцы, то лично для меня было откровением свитшоты и футболки с пришитыми буквами. на моё юношеское совдеповское сознание это произвело ошеломляющий эффект - у меня до сих пор порядочная коллекция качественного хлопка (в основном "фрут") из университетов и мероприятий. говнокраска трескается и сходит, а пришитые буквы - очень стильно и практично. рукава уже обтрепались, а буквы - как новенькие. попробуйте в этом направлении. (пример: https://www.gap.com/browse/product.do?pid=852079002&cid=1040940&pcid=1066503&grid=productSearch_36_86_1; не реклама).
и, конечно, огромный плюс - финансовое планирование. на этом , видно, сделан акцент и отработка максимальная. браво!
но сам проект, да, ерунда... ситуация "мне нравится, миллионы тоже купят" губительная.
удачи

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Anisimov
Автор

Спасибо за фидбек!

Ответить
Развернуть ветку
Microbiz

Автор, может быть, рано говорить о провале? Трудно выйти в плюс моментально, если ты не воздух продаешь, а собственное производство развиваешь

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Anisimov
Автор

Я и не говорю о провале в целом. Проект будет жить, но после перезагрузки)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Karepov

Пока вы будете называть ваш главный локомотив — дизайнера, просто "Саша", вы далеко не уедете. Для примера: "Я хочу свитшот от Покраса Лампаса или Вирджила Абло, а не от Кипятка". Надеюсь, ход мыслей понятен.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Ну такое.... Я вот не хочу

Ответить
Развернуть ветку
Rocky Three

Побольше бы таких рассказанных историй.
А то часто говорят только когда получилось. У людей создается ощущение, что бизнес это легко и просто, раз у многих получилось. А сколько обанкротившихся людей, не говорят

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Korovin

теперь я знаю, что это называется ошибкой выжившего)

Ответить
Развернуть ветку
Elena Bazu

Сама прошла то же самое) И сейчас понимаю, что нужно было снять несколько фото для Инстаграма и разослать свитшоты локальным блогерам по бартеру. И только через месяц садиться за фин модель и сайт. У нас почему-то модно начинать с фин модели, которая якобы показывает, как будет расти бизнес. Но он на старте никогда не растет так, как нарисовали. Особенно, если нет опыта в ритейле.

Вижуал (Инст) + реклама (блогеры) + личный бренд основателя (который продает лучше любого таргета).

Два года развивала бренд одежды и отдельно свой Инст @elenabazu, в этом году сфокусировалась исключительно на личном Инста и генерирую продажи теперь в x3. Люди ищут людей, люди покупают у людей, ноунейм брендов стало слишком много, мир меняется и персональный бренд (свое имя) продает сейчас в разы лучше всех старых инструментов.

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Anisimov
Автор

Спасибо за фидбек, очень полезно)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Винокуров
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кристина Мезенцева

Мне интересно было читать, потому что я сама вяжу и хочется делать что-то красивое и уникальное, не только ради прибыли, но больше ради реализации творческих идей, да и чтоб людям пользу приносить) Но маркетолог я никакой, так что реально стоит почитать литературу. Парни молодцы, не сдавайтесь, у вас правильный подход.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Микрюков

Прочитал не без удовольствия, жалко что УЖЕ закрылись, реклама тут, пошла бы им на пользу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilias Kim

Молодцы.

Скажу по дизайну.
Сам регулярно ношу Hoodies & Sweatshirts
Объективно говоря ваши принты колхозные, шрифты нечитабельные. Посмотрите что делает off white, heron preston, palace, oamc, untitled co.. что бы ориентироваться в трендах. Найдите свой
стиль и цветовую гамму. Если бы было что то годное я бы купил, цена не кусается.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sevrugin

Печальный опыт тоже опыт.
Оцените свои силы, перспективы и сделайте соответствующие выводы. Может стоит уйти в другую сферу, например.
В любом случае, удачи.

Ответить
Развернуть ветку
BonEugene

Пробовал запускать бренд одежды, ошибки те же, результат тот же. Имхо, первый вывод у ребят неверный. Уникальный дизайн - это хорошо, но продвигать его и заставить аудиторию принять его - дорого. Мы на этом все и похерили. В нашем случае, мы сами еще и уникальные лекала разрабатывали. И концепцию придумали под всю линейку из 26 артикулов. Только палок себе навставляли. Чтобы финмодель была не убыточной ,нужно продовать то, что продается. Что нам и советовали делать матерые продавцы шмотья, пока мы топили за уникальность. Уникальными успеете стать на следующем этапе, когда скопите бабла с продажи ширпотреба "как у всех"

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Самарина

Уважаю. После неудач и ошибок не опустили руки. Серьезно все проанализировали, продумали свои недочеты.Такие люди и раз и два ошибаются, но не отступают. Удачи.Кстати, мне свитшоты понравились . Придумали оригинально украшать вышивкой. С удовольствием бы приобрела.

Ответить
Развернуть ветку
Galina Tsvetkova

Я примерно на такой же сумме затрат в прибыль вышла только на 4 месяц. Тестировала разные виды рекламы, 90% не работало. Зато потом пошел устойчивый плюс. Не сдавайтесь, ищите и тестируйте разные варианты. Дорабатывайте бренд, изучайте целевую аудиторию. Может, например, вам стоит создать и раскрутить в Инсте свой собственный блог, со стилем жизни, нарабатывать аудиторию, у подписчиков появится спрос.

Кроме того, судя по таблице, не сезон. К осени может все поменяться.

Ответить
Развернуть ветку
Galina Tsvetkova

Еще как идея, попробуйте бейсболки. Знаю человека, который хороший бизнес на них делает.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Алексеева

ребят вы молодцы✊ главное, что с пониманием! спасибо за то, что поделились опытом) всегда была интересна эта сфера деятельности, и вы приоткрыли завесу)

Ответить
Развернуть ветку
Artemida Svet

треш продукт не особо необходимый обществу ... с 10х накруткой стоимости....
хммм, почему не зашло .... интересно... пойду подумаю.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Хасаншин

Го футболку Я/МЫ ИВАН ГОЛУНОВ

Ответить
Развернуть ветку
Arty Kotoff

Ваша аудитория это аудитория протеста. Чем больше вашего лого будет на всевозможных акциях тем больше будет продаж. И уж тем более в СПБ где огромное количество лок исторического плана. Растяжка над Исаакием с концептуальной надписью и лого сделает вас культовыми.

Ответить
Развернуть ветку
Ars Appba

Интересная мысль!

Ответить
Развернуть ветку
Levan Gongadze

Пздц. Идите на наемную работу, наберитесь опыта. Ничего вы не понимаете в производстве, брендинге, продажах и вашей ЦА.

Ответить
Развернуть ветку
Всеволод Сергеев

"Маркетолог" то не очень оказался... :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мардс

Если продавали кофты, а не свитшоты, то всё получилось бы

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 95 комментариев
null