{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Переход на светлую сторону силы. Как решить сложную IT-задачу в сжатые сроки и ограниченным людским ресурсом

Как «джедаи» из IT отдела помогли компании ДНС решить задачу, только на оценку которой по-хорошему понадобилось бы больше месяца, всего за несколько недель. Хотя для этого и пришлось изменить 539 файлов, добавить 15978 строк кода и еще 9462 — удалить.

С 1 января 2019 года в России начала действовать новая налоговая ставка — 20%. Одновременно нужно было перейти на новый формат отчетов в налоговую — ФФД 1.05. Задача о необходимости приступать, как обычно, прилетела слишком поздно. Мы хотели подготовить еще летом 2018. Но ФНС затянула с разъяснениями, и когда в ноябре у нас были все вводные — дело отчетливо запахло керосином и санкциями со стороны контролирующих органов. Пришлось придумывать, как это вообще можно сделать.

— Шеф, все пропало!

У нас, как у любой другой компании, работы бывают плановые, а бывают — экстренные. Так вышло с задачей перехода на НДС 20%. Ни для кого не было секретом, что он будет. Все всё знали, но думали: «да успеем!» А потом наступил ноябрь 2018 года, бухгалтерия прибежала с криками, что все пропало, а у нас в решении задачи не валялся конь.

Начинаем обсуждать, что именно нужно сделать и понимаем, что там просто грандиозный объем работы. Потому что 15 лет исторически накапливался код, где зашита ставка 18%. И она была прошита повсюду — в хард-коде. А ещё и куча логики, а еще и чеки должны быть правильными, а ещё в момент перехода, если человек вначале купил за 18%, но оставил только аванс, а потом пришел забирать товар, то должна быть ставка 20%. И так далее. И мы должны были что-то сделать со всем этим.

Задача была настолько объемная, что дух захватывало. Надо было делать везде, во всех системах сразу, и при этом знать, как с этим работать — не только программистам, но также бухгалтерии, продавцам, операционистам. И тут мы схватились за голову: «Ох ты ж, ё-моё! А как нам это всё поднять вообще? И еще и успеть вовремя».

В принципе, у нас работает проектный подход: собрались, разобрали задачки, декомпозировали цель, и приступили. Но в таких объемах было ясно, что нам нужно месяца 2 — 3. По опыту работы с переходом на ФЗ-54, мы знали, что только на техническое задание уйдет месяц. А потом еще длительный процесс кодирования, тестирования и реального запуска.

Традиционными методами мы бы реально это не сделали. И решили попробовать другой подход. Назовём его «командный», а точнее — «джедайский».

Джедайский подход

Мы собрали всех IT-специалистов на 4 этаже нашего офисного здания. Там шел ремонт — разруха, стройка. И сказали: «Ребята, есть такой вызов. Кто хочет попробовать решение задачи в новой парадигме? Мы создадим команду, которая сосредоточится только на этом одном. У команды будут все ресурсы, собственные бухгалтеры, проектировщики, тестировщики. Она будет сама принимать решения, что делать и как. Если что-то будет мешать, мы поможем».

Команда нашлась — 16 человек только IT-шников. А еще были методологи, бухгалтеры. Это были ребята, которые сказали: «Да, давайте попробуем сделать всё по-другому». Мы выделили им место, буквально раздвинули наши столы, и они начали — договариваться о том, как им делать юзер-стори, сами придумали формат, который для них будет наиболее подходящий, сами договорились что описывать, что анализировать, на что тратить время, на что нет.

У этой команды не было руководителя, человека, который бы им говорил, что нужно делать. Единственное, нашим «джедаям» иногда нужна была помощь с приоритезацией. Ее оказывала федеральная дирекция и классический проектный менеджер. Но реально никто не руководил, они делали всё сами.

Как это было

Они все сели в одном месте, им легко было договариваться: кто-то на себя взял один блок задач, кто-то другой, третий взялся за то, чтобы раскопать, как оно работает сейчас, кто-то пытал методологов, чтобы выбить, как это должно быть. Ребята пренебрегли правилами классического описания ТЗ в угоду скорости.

Ребята на самом деле все специалисты в своей области, им не требовалось какое-то управление прямое, им нужна была только помощь и ресурсы. И им очень хотелось сделать без ошибок. Реально чтобы мы перешли за один месяц и чтобы это всё работало и не было сбоев у пользователей. И целая пачка решений, что мы у клиентов НДС, в случае перехода, не повышаем. То есть для налоговой мы платим 20%, чек пробьем на 20%, но стоимость товара клиенту поднимать уже не будем. Перебрали всё, «выпилили» со всех конфигураций хард-код, и сделали грамотно на тот случай, что, если будет даваться в следующий раз 21%, или 18% обратно, чтобы мы сделали переход очень быстро.

За 3 — 4 дня они составили план действий. Расписали все кейсы. Сказать, что везде должно быть 20%, этого было мало. На самом деле есть ещё возвраты, есть обмены. Что если человек пришёл, купил по 18% и решил заменить на другой товар. А что, если товар сломался по нашей вине? А что, если мы ему денег должны немножко вернуть? И куча-куча разных позиций — уценка, скидочные карты, сертификаты, бонусы.

Мы подключили к решению задачи бухгалтеров. Нам пришлось настоять на том, чтобы те самые ключевые бухгалтера, методологи, стали нашим ресурсом, стали частью нашей команды на период перехода. Только благодаря взаимодействию IT и специалистов из бухгалтерии все и вышло.

Наши «джедаи» организовали переход на новую ставку, систему мониторинга за чеками, продумали, как изолировать кассу, которая вдруг будет пробивать неправильные чеки. Было три цикла обновления касс. Мы мучили управляющих, привели в драйв все магазины. Через месяц задача была решена, 29 или 30 декабря зарелизили код. Это самый опасный период в ритейле. Период самых высоких продаж и максимальной нагрузки на системы.

С такими друзьями врагов не надо

При обновлении мы столкнулись с такой проблемой. На наших кассах не оказалось механизма заливки нового программного кода. Наша задача была сделать это настолько автоматически, насколько это возможно. Чтобы у кассира оставалась только одна кнопка. Нажал — касса обновилась. Потому что это даже объяснить сложно, что надо куда-то зайти, перепрограммировать кассу, вбить лицензию...

Сначала мы попытались поднять собственный сервер раздачи лицензий — идея провалилась, не получилось.

Потом мы искали команду, которую может принимать касса – выяснилось , что в документации такая команда есть, а в реальности она не существует.

Пообщались с производителями касс. А они ребята достаточно веселые, московские: «Вот же функция!» - «Ну да, мы проверили, не работает» - «Правда? Ой, и правда, не работает. Ну нету функции тогда.» - «А вы выпустите?» - «Ну если время останется» - «Какое время останется?! Вы в курсе, что до Нового года 10 дней?! А вы релизы выпускаете раз в полгода» - «Ну, значит, через полгода и выпустим. Обновитесь руками» - «А вы наше количество видели, ребята?!» - «Это ваша проблема».

В общем… здесь нас выручили наши дивизионные сисадмины, которые могут дистанционно подключаться к кассам. Подготовили обновление, предупредили одного администратора: «Чувак, возможны сбои. Давай нам обратную связь как можно быстрее». Запустили – три магазина обновились. Вроде, работает. Запустили весь Дальний Восток, Сибирь, центральную зону, наконец, Запад. Летим!

И все это под Новый год, когда и так оборудование поднагружено, пользователи работают, совершают покупки, в магазинах повышенный трафик. Ирония в том, что мы сами написали регламент, что ничего нельзя делать — накатывать новые, тем более, такие глобальные — обновления за две недели до Нового года. Сами приняли, сами нарушили!

Что в итоге у нас получилось

Удивительно, но факт: это был один из самых гладких переходов с таким большим изменением. Ребята реально постарались. Оффлайн-точки обновили, обновили всё, что касается интернет-магазина. И все заработало сразу и работает до сих пор. Ничего не пришлось ни дорабатывать, ни переписывать.

Если бы наши джедаи не справились, то, согласно законодательству, это остановка деятельности компании — 500 городов, 1530 магазинов в оффлайне, оба интернет-магазина, логистические узлы, закупки — все это пришлось бы остановить. Но они справились!

Так что иногда — не очень часто — джедайский подход может работать. Только, чур, «не пытайтесь это повторить в домашних условиях».

0
1 комментарий
kolyan

Очень круто. Но прямо как-то не верится даже.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда