{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды логистики на рынке FMCG в 2023 году

Последние 12–15 месяцев тренды логистики, как и многие сегменты нашей жизни, стремительно меняются. Но что конкретно изменилось для рядовых участников рынка? Команда Pooling пообщалась о трендах FMCG с различными представителями рынка со стороны поставщиков. Спешим поделиться с вами наблюдениями.

Увеличение среднего размера заказа на рынке

Внимание и интерес потребителя сместились в сторону недорогих и дешевых товаров, что ведет к увеличению закупок у поставщиков эконом-сегмента, средний размер заказа которых традиционно выше. Как итог – средний размер заказа, который стремительно снижался в последние годы (меньше 3 паллет в 2021), снова вернулся на отметку 4 паллеты в заказе.

Ряд опрошенных поставщиков убеждены, что основные тренды на рынке FMCG связаны с «трудностями», которые еще впереди, и многие компании начинают все больше двигаться в построение собственной логистики,

наращивание кэптивного парка и выстраивание долгосрочных, партнерских отношений с перевозчиками. (6 июня мы проводим онлайн-семинар «Лучшие практики работы с кэптивным (собственным) парком», на который с радостью вас приглашаем). Компании все активнее открывают региональные кросс-доки, через которые силами подрядчиков доставляют товар до клиентов в регионе. Особый рост активности в этом вопросе наблюдается в сегменте FRESH. Крупные поставщики убеждены, что сейчас важнее построить надежные, кризисоустойчивые процессы, даже если это ведет к увеличению стоимости доставки.

Переход на системы управления логистикой отечественного производства.

Мы отдельно и подробно раскрывали эту тему в статье «Импортозамещение в логистике», но отметим, что за последние 6 месяцев спрос на замену TMS-систем не только не снизился, а наоборот, значительно вырос. Компании стремительно отказываются от систем зарубежных подрядчиков, которые и не собираются покидать российский рынок.

Рост доли FTL-перевозок и неконтролируемый рост стоимости FTL-доставок.

С этим трендом в логистике в 2023 году столкнулась, наверное, каждая компания. Свободных машин и водителей катастрофически не хватает, привычные цепочки маршрутов изменились, состав грузоотправителей тоже. Логисты компаний, процессы которых до сих пор построены «на коленке», страдают от этого больше всего. Как обосновать службе безопасности и финансовому отделу, что стоимость привычного маршрута выросла за год на 30 %, если вся коммуникация с ТК – по телефону или в WhatsApp? На реальных примерах мы видели, что это сложно, и неоднократно помогали нашим пользователям получить аналитику по рынку.

Какие решения компании применяют, чтобы бороться с вызовами?

1.Вечный спор компаний – «фиксировать тарифы с перевозчиком или проводить торги?»,

кажется, не закончится никогда. Но большинство крупных компаний находят золотую середину: 50–80 % отгрузок они отправляют по фиксированным ставкам, остальное – через торги. На наш взгляд, при нынешних трендах на рынке FMCG это самый оптимальный подход: полностью отказаться от «спотовых заявок» или от необходимости оперативно закрыть рейс, от которого отказался перевозчик, никогда не получится. Такая модель наиболее отказоустойчива.

2.Распределение рейсов между перевозчиками через специализированную систему.

Особенно это касается спотовых рейсов, закрываемых не по фиксированной цене.

Если в вашей компании уже построен процесс закрытия «спотовых» рейсов в ручном режиме, не стоит ожидать, что внедрение системы принесет колоссальную экономию в десятки процентов. По нашему опыту, средняя экономия от внедрения системы для проведения торгов колеблется от 1 до 5 % (о том, за счет чего достигается экономия, вы можете посмотреть в нашем ролике про сквозные торги).

Один из главных бенефициаров внедрения такой системы – финансовый отдел. Сотрудники получают полную историю закрытия всех рейсов и стопроцентную прозрачность. Из процесса практически полностью исключается человеческий фактор.

На «пресловутые» вопросы:

«почему цена такая?»,

«почему рейс забрал именно этот перевозчик?»,

«почему вы не можете закрыть рейс на Новосибирск за 150 000?»

сотрудники всегда найдут ответ, подтвержденный статистикой и историей ставок от перевозчика.

3.Своевременный финансовый учет и аналитика.

В современном мире выигрывает тот, кто быстрее принимает решения на основании правильно подготовленных данных. Скорость бизнеса настолько возросла, что анализ данных прошлых периодов ваши контрагенты могут даже не обсуждать, ссылаясь на изменение бизнес-среды. Хорошая аналитика сейчас должна быть как «ложка к обеду» — подсвечивать проблему, пока ее еще можно решить или пока она не возникла. Особенно при текущих трендах в логистике крайне важно получать корректные данные оперативно. Строить отчеты и получать данные можно и отдельно от системы для проведения торгов и распределения рейсов или от TMS-системы, но в таком случае будут большие вопросы к корректности, полноте и оперативности получения данных. Оптимальное решение – получать все данные из автоматизированной системы в режиме online.

4.Сравнение своих показателей с аналогичными участниками рынка.

В последнее время мы видим все больший спрос на бенчмарк со стороны прогрессивных компаний – средняя стоимость доставки единицы продукции, расходы на простои, доля логистики в цене товара, средняя стоимость доставки по разным направлениям и др. В нашем сервисе работают более 600 грузоотправителей, и мы предоставляем обезличенные показатели, чтобы компания могла оперативно идентифицировать «слабые места» и принять правильные решения.

Независимо от того, какие тренды на рынке FMCG мы еще увидим, вопрос правильно построенных процессов работы с FTL для крупных компаний будет всегда основополагающим для успешного и конкурентоспособного существования.

Мы имеем большой опыт в работе с разными сегментами и размерами FMCG-бизнеса и развиваем сервис Pooling с помощью глубокого погружения и понимания процессов наших клиентов. Если вы следите за трендами логистики и вам интересно посмотреть, как работают и какие лайфхаки используют топовые FMCG-поставщики рынка, запишитесь на бесплатный семинар о том, как работают сквозные торги в Pooling.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда