Ищем самые доходные товары для маркетплейсов — на примере Ozon

Я занимаюсь стратегическим маркетингом в торговле, то есть подбираю актуальные товары для старта и развития бизнеса, о чём и пишу регулярно на vc.ru.

С неделю назад ко мне обратился клиент за помощью в подборе товаров для продажи через Amazon и российский маркетплейс Ozon. Сейчас хочу рассказать о том, как я решил эту задачу.

Пример делаю на базе Ozon, однако по такому принципу можно анализировать под любую площадку, в том числе и под Amazon.

Дисклеймер. Описанный алгоритм позволяет находить товары, с которых можно получить максимум прибыли на единицу вложений. Если задача стоит в максимальном обороте одного вида продукции, то лучше воспользоваться статистикой продаваемых товаров, не забывая про необходимость успешной работы с конкурентами в рамках площадок.

На каких товарах на маркетплейсах можно получить максимальную прибыль

Общий принцип поиска таких товаров строится так. Во-первых, есть основные товары для покупок, на которых и сами маркетплейсы делают основной оборот.

Эти товары люди могут искать через поисковые системы и на различных площадках, стремясь получить минимальные цены за оптимальное качество.

В таких товарах делать нечего, если не готов работать на большие обороты вместо высокой процентной прибыли.

Однако когда основной товар уже в корзине, клиент думает: «А что бы можно было ещё докинуть?» Может и не думает, а система рекомендаций маркетплейсов подталкивает его к спонтанной покупке.

Важно понимать, что в данном случае мы получаем пару крутейших бонусов:

  1. Через спонтанные покупки мы можем продать товар, о котором вообще никто не знает, то есть нам не нужен, как обычно, высокий спрос: маркетплейс уже решил задачу привлечения реального клиента. А нет спроса — нет конкуренции и демпинга.
  2. Если клиент заинтересуется товаром, то с малой долей вероятности уйдёт с площадки в поисках более дешёвых предложений, ведь покупка уже совершается.

Это приводит к тому, что огромное количество товаров продаётся на маркетплейсах по ценам значительно выше средних.

Игрушку Tamagotchi не сложно будет найти в интернете по цене в четыре-пять раз ниже. К слову, в Китае такой товар будет стоить не больше 100 рублей

Для поиска таких товаров, которые хорошо продаются на спонтанном спросе, я использую несколько подходов. Один из самых простых, но достаточно эффективных, включает три этапа.

1. Специальный алгоритм определяет степень конкретизации товаров

Это нужно для того, чтобы из анализируемых фраз выделить конкретные товары, а не общие ниши, коих может быть десятки миллионов (сейчас моя база перевалила за 60 млн позиций).

Например, фраза «купить одежду» имеет низкую степень конкретизации и не говорит о конкретном товаре, так как в эту категорию входит огромное количество продукции: мужская одежда, женская, детская, зимняя, летняя и специальная.

Другими словами, нам нужны максимально конкретные товары с минимальным достаточным ассортиментом.

2. Выявив конкретные товары, оцениваем объём связанного с ними контента с помощью парсера

  • коммерческий: реклама, объявления, карточки интернет-магазинов, лендинги;
  • некоммерческий: обсуждения на форумах и в социальных сетях, отзывы, ролики на YouTube.

3. Через время (достаточно двух-трёх дней) делаем новый срез и сравниваем свежие значения с предыдущими

Если объём некоммерческой информации растёт быстрее, чем коммерческой, значит товар становится популярным «сам по себе» и действительно представляет из себя что-то нужное и интересное.

Если же наоборот, то товар набирает популярность за счёт рекламы и продвижения, но по какой-то причине «сарафан» не запускается. По всей видимости, предложение восторга у покупателей не вызывает.

(На самом деле картина часто видна и без сравнений, просто раз я собираю данные на постоянной основе, то почему бы и не сравнивать)

Тут важно подчеркнуть: то, что мы находим, никак не связано ни с трендами, ни с конкуренцией, ни с популярностью товара. Всё, что мы выявляем, — это насколько данный товар интересен потенциальной аудитории сам по себе.

Пример — ошейник-«антилай» для собак.

Устройство реагирует на лай и включает световые, звуковые сигналы, а также легко бьёт животное током (если опция включена). И таким образом отучает собаку громко лаять
Товар предлагает большое количество зоомагазинов, и его нельзя отнести к неконкурентным
Также стоимость рекламы для данного количества предложений и прямого спроса достаточно высока
Однако конкретно по данному товару найдено большое количество некоммерческой информации: в основном это обсуждения и отчасти — отзывы. При этом продавцы удовлетворяют формирующийся спрос, а не генерируют интерес к товару сами

В сумме всё это означает, что если мы продемонстрируем данный товар целевой аудитории (собаководам), то нас ожидает высокая степень отдачи.

На Ozon есть соответствующая категория товаров — «Амуниция для собак». Проверим теорию.

Как мы видим, данному товару на Ozon присвоен статус «Бестселлер»
Как видите, по данному товару Ozon не предлагает достойного ассортимента. Продажи обеспечиваются лишь за счёт спонтанного спроса по модели, описанной выше

На самом деле из тысяч найденных мною товаров по данной методике очень трудно отыскать то, что есть хотя бы в единичном ассортименте на маркетплейсах, дабы подтвердить теорию и продажи по таким товарам.

Например, на Ozon не нашёл блоков плавного пуска электроинструмента.

Устройство помогает значительно продлить срок службы щёточно-коллекторного узла и механизма редуктора. Отлично подойдёт для допродаж к популярным электроинструментам на маркетплейсах
На Ozon такого товара нет, не смотря на то что его даже выдают поисковые подсказки

Особенно много таких товаров находится для категории «Дом и сад», но и других позиций достаточно.

Поиск товаров для Amazon осуществляется аналогичным образом, разве что работать под западный рынок немного проще благодаря обилию готовых и достаточно качественных аналитических инструментов.

Возможно, возникнет вопрос.

А почему бы просто не взять списки самых ходовых товаров и не проверить их на наличие в маркетплейсе, например, как я это делал для Avito?

В теории можно, но:

  1. Подобный метод для Avito использовался потому, что там нет эффекта спонтанных покупок и допродаж, поэтому важен именно спрос.
  2. На Ozon нет огромного количества ходовых товаров, а причина либо в том, что там такая продукция или просто не продаётся, или по каким-то причинам сотрудники Ozon её не пропускают.

На маркетплейсах спрос не нужен, это компенсирует отсутствие территориальной защиты от конкурентов со всей страны, а для международных площадок — со всего мира (на Avito мы делали анализ под конкретные населённые пункты).

Кроме того, описанный выше алгоритм полностью автоматизируется и не является более сложным. А проверить наличие товаров на маркетплейсах можно дополнительно, если это необходимо.

Спасибо за внимание! Рад вашим оценкам и комментариям!

UPD: по поводу того, чем собирать и анализировать данные по коммерческой и некоммерческой информации в интернете. Всё так просто, что даже забыл об этом написать.

  • Можно выявить конкретные товары, сравнив число запросов в кавычках и без кавычек. Это нужно для того, чтобы программно выявлять конкретные товары, а не просто общие ниши.
«Одежда купить» без кавычек — 420 247 запросов, в кавычках — всего 2745. Так мы можем программой определить, что товар не является конкретным. Разница в 153 раза
А вот пример с Tamagotchi: разница в запросах всего в четыре раза. Товар конкретный, с малой ассортиментностью
  • Собрать некоммерческую информацию о товаре можно анализируя ресурсы, на которых обычно рекламу не размещают.

У меня в базе около 1000 площадок: популярные форумы, сайты с отзывами, а также YouTube.

Смотрим, сколько материалов (страниц, роликов, сообщений — зависит от ресурса) по теме нужного товара. Через несколько дней можно провести повторный замер
  • Собрать информацию о коммерческой информации можно аналогичным образом: через доски объявлений, рекламу в поисковых системах.
  • Свести и сравнить данные за период времени можно хоть в MySQL, хоть, на худой конец, в Excel.

Для работы можно использовать уже не раз упомянутый универсальный парсер ContentDownloader.

Ну и кое-что, может быть, проще собрать через KeyCollector.

В общем, ничего сложного, качайте софт, изучайте принципы, а там разберётесь!

0
54 комментария
Написать комментарий...
Vadim Gregorev

Занимаюсь подобным. Но с другой стороны. Для другого. Аналитика побочный продукт.

К тебе вопросы.
Почему в рекомендуемом появится твой товар? Ты его описание генериш под основной товар и цена у него на 5 копеек ниже? Трафик льёшь? Симуляцию делаешь?

Я тебе в фейсбук напишу.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Самый простой вариант - это продвижение товара в категории. Как вариант - выбирать товары и категории с минимумом конкурентов (страниц с позициями). Как более комплексно продвинуть товар в рамках маркетплейса - это уже другой вопрос и отвечать на него надо в контексте площадки. Однако, тут уже, если будет необходимость, обращусь к своим партнерам и клиентам за рекомендациями, которые профессионально занимаются вопросами сбыта. Я же больше по части найти товар, который и без заморочек продаваться будет за счёт показателей спроса-конкуренции

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Gregorev

Если нет конкуренции = нет продаж. Если нет продаж то какая бы маржа ни была, у тебя не будет прибыли.
В статье идёт упор на товары которые показываются в высококонкурентной среде как рекомендуемые для покупки. Тем самым уходят от конкуренции. Я правильно понял?
Маркетплейсы не покажут товары в рекомендуемых, если ты их туда не сможешь загнать, т.е. перехитрить систему.
Ты анализируешь социальные сети, чтоб найти среди маржинальных не продающихся товаров, товары с восходяшим трендом, войти на рынок одним из первых пока есть маржа, выставить такой товар на меркетплейс, загнать товар в рекомендуемые. Заработать пока рынок не насытился.
Так?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

"Если нет конкуренции = нет продаж" Не соглашусь с этим утверждением, ведь оно характеризует лишь частные случае. Среди простых бизнес-моделей действительно: спрос со временем уравновешивается предложением (конкуренцией), что ведет к стагнации рынка.

Однако, например, кто конкурент у Apple в продаже приложений в Appstore? Кто конкурент МакДональдс в допродаже колы к бургерам? Любая современная бизнес-модель основана на том, что сначала мы формируем собственный рынок сбыта, а затем уже его монетизируем другими продуктами.

В случае с маркетплейсами мы не можем полностью огородить себя от конкурентов. Но можем поймать момент, когда В РАМКАХ маркетплейса конкуренции нет от слова "совсем" (для этого достаточно проверить наличие ходовых товаров на площадке), что не исключает высокую конкуренцию за его пределами, ведь далеко и далеко не все поставщики работают с маркетплейсами.

Это позволяет воспользоваться моментом и получить конкурентные преимущества перед будущими игроками, например, набрать отзывы, получить статусы от маркетплейса, попасть в систему рекомендаций и т.к. В общем, тут как на войне: нужны не только инструментарии и тактики, но и стратегия бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Gregorev

="Если нет конкуренции = нет продаж" Не соглашусь с этим утверждением, ведь оно характеризует лишь частные случае.=
Какраз таки и нет. Частные случаи это когда нет конкуренции, а есть продажи. Следует ограничить рамки. что такое есть продажи, что такое нет продаж.
Под есть продажи я подразумеваю те 20% товаров которые генерят 80% выручки.
На примере.
1. Samsung note 9 - 100к продаж в месяц - есть продажи.
2. Кожаный кошелёк ручной работы - нет продаж, 3 продажи в месяц.
Это не абсолютное нет и не абсолютное есть.

Касаемо "сначала мы формируем собственный рынок сбыта" - маркетплейсы уровня амазон, ибей, али, этси, это не маркетинговые площадки как кикстартер, ты на них движешься в потоке, на них не формируют рынок сбыта. Ты можешь на свои лоты привести людей из соцсетей, но это не правильно потому что в таком случае лучше вести на собственный ресурс.

"можем поймать момент, когда В РАМКАХ маркетплейса конкуренции нет от слова "совсем" (для этого достаточно проверить наличие ходовых товаров на площадке)" - такой момент ты поймать не можешь, это исключение, можно поймать вилку, когда на али товар дешевле, бывает и на ибее дешевле чем на али. Но такого чтоб небыло совсем среди миллиоарда товарных позиций - такое стремится к нулю. Ещё может быть обсусловлено этническими тридициями (на локальных маркетплейсах могут не продаваться китайские палочки для еды)

"воспользоваться моментом и получить конкурентные преимущества перед будущими игроками, например, набрать отзывы, получить статусы от маркетплейса, попасть в систему рекомендаций и т.к."
Конкурентное преимущество в рамках маркетплейса не настолько важно как в локальных магазинах. Сделка застрахована. Важна цена. Обычно приходят и валят ценой. И мы потом плавно наблюдаем затухание продаж. По тем ключевикам по которым перебили этот товар в поиске.

Вобщем чего хотел сказать.
Я продавцов делю на несколько классов:
1. Упорные - которые смогли сделать 10к лотов , но эти лоты продаются 1 раз в 3-4 месяца лот. Это такие о которых ты говоришь. Нашли невысококонкурентные ниши.
2. Умные. У них каждый лот является бестелером. Смотришь у селера 1к лотов, смотришь каждый продался 10к раз. Это вот как-раз те которые используют таварную аналитику, то что мы ищем. Находят продающиеся товары, определяют сколько они продаются, используя свою переговорную способность двигают вниз по цене производителя покупая на год продаж. Приходят и делая на 10-15% дешевле продают валом.
И если говорить про вторых, ценность такой аналитики намного выше для руководителя.
Работают люди, задача руководителя обеспечить им очень много работы. 1 человек Х денег, 2 человека = 2,1х, 3 человека = 2,4х денег и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Все верно, вот пример еще одного найденного мною еще в 2013 году товара, который работает на Озон до сих пор. Правда, продавец и занимается им серьезно

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Gregorev

У всех разное понимание смысла слова работает. Ты продажи этого товара смотрел? Это то про что я выше писал. Продажи стремятся к нулю. 5-10-15 штук в месяц. Это позор...
+ ниже в спонсорских товарах (проплаченых) я вижу губку в индивидуальной упаковке за 50 рублей, у него 5 за 282.
Это говорит о том что люди оплатив индивидуальную упаковку и рекламу продают дешевле. Значит он не может опустить цену. У него вход дороже и о маржинальности речи нет. Хотя даже те кто по 50 рублей продают очень кисло продают.
+
В рекомендуемых ниже его карточки товара вижу ещё губки.

Но самое главное тут:
https://www.ozon.ru/seller/888/products/
это его магазин на Озоне. И магазин вообще печальный. Видим что человек вошёл в губки. У него было 6 лотов, 4ре уже - оут то сток, из этих 4х одну карточку товара он сам снял со стока, продаж 0, остальные 3 продажи около нуля. И 2 сушествующих лота один с продажами 0, другой очень слабенький.
Итог: этот продавец пришёл к выводу что ему дальше неинтересно развивать подобные продажи.
Денег в этом нет, один геморой. Сейчас он сливает остатки. Новых товаров не прибавилось.
Продавец одного товара без продаж. Сольёт остатки и больше покупать в Китае не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Mikhailova

каким образом вы определяете что там нет продаж?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Gregorev

По отзывам. Отзывы это косвенные продажи. Отзывы × на коэффициент желания оставить отзыв = продажи.
На эту схему оказывает влияние цена товара, площадка, новый товар на площадке или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Mikhailova

коэффициент желания оставить отзыв - это пять!)))
https://youtu.be/DZsWKM3KUxA

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Gregorev

Сокращённо КЖОО, какой вот у вас КЖОО? :)) Большой? :))

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда