{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что ждёт бизнес после введения обязательной маркировки товаров

Скоро почти все товары будут продаваться с зашифрованным кодом. Это называется «маркировка». С 1 июля 2019 года под закон о маркировке попадают компании, которые производят или продают обувь. Так государство борется с подделками и уходом от налогов.

«Чей туфля?» Ответит маркировка обуви

Тех, кто думает, что всё делает по правилам, ждут большие проблемы из-за неправильных или устаревших настроек в «1С» или «серого» грузоперевозчика.

Введение маркировки отразится на всей цепочке: от фабрики до магазина. Как именно изменится и где риски для честного бизнеса — разбираем вместе с Екатериной Андрющенко, руководителем отдела внедрения компании «Первый Бит», которая знает о маркировке примерно всё.

Смысл маркировки. Вершина айсберга

Теперь информация про обувь будет храниться в системе «Честный знак». У «Честного знака» есть бесплатное приложение для смартфона, где можно отсканировать данные о любом промаркированном товаре.

Теперь нас (и налоговую тоже) будет не обмануть: всем известно, где сейчас находится обувь — вплоть до момента «списания» на кассе конечному покупателю. Код покажет, что обувь на производстве, у грузоперевозчика или в магазине. После продажи обуви в магазине конечному покупателю код исчезнет из системы.

Скачав приложение «Честный знак», любой может отсканировать камерой QR-код и увидеть информацию о товаре

Информация о товаре будет доступна до момента продажи на кассе. Если физически товар исчез, а продажа конечному потребителю ещё не состоялась, то у налоговой могут появиться подозрения: нет ли у компании серых схем по сбыту. «Потерять» обувь нельзя, и с воровством придётся бороться жёстче, чтобы не нарваться на дополнительные проверки.

Было — стало: как маркировка всё изменила

Рассмотрим путь обуви от производителя до конечного покупателя по старым правилам и по новым, которые начнут действовать с 1 июля 2019.

Производство

Было. На фабрике сшили туфли. Когда они вышли из цеха, их переместили на склад. Оператор внёс данные в систему (чаще в «1С»), и теперь у компании числится пара обуви на складе.

Стало. После того как сшили туфли, на них нужно нанести специальный QR-код, который несёт в себе информацию о товаре — это часть производственного процесса. В будущем по коду любой участник цепочки покупки (оптовая компания, розничный магазин или конечный потребитель) узнает о товаре.

Такие коды будет генерировать Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), он уже работает в системе маркировки в табачной отрасли. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, создаёт и защищает цифровые коды. Производителю придётся заплатить: с 1 июля 2019 за генерацию одной метки заявлена цена 50 копеек без НДС.

Отгрузка товара

Было. Отдел продаж продал обувь и позвонил кладовщикам, чтобы те отправили товар клиенту — оптовому складу. Они находят подрядчика с машиной. Водитель принимает товар, документы и отвозит оптовику.

Стало. Отдел продаж продал обувь и выписал документы на определённые пары обуви, которые имеют свой уникальный код. Кладовщик в системе видит, какой именно товар нужно отправить, и находит ту самую обувь с нужным кодом. Если склад хранит товар в ячейках, а в «1С» прописан адрес товара, то для кладовщика найти товар и поставить в зону отгрузки — простая задача.

Пример адресного хранения. Каждая коробка на своём месте, на коробке информация о товаре

Далее логист нанимает перевозчика, отдаёт ему товар, документы на него и отправляет к клиенту. Перевозчик, принимая товар в машину, также сканирует QR-коды, и в «Честном знаке» появляется информация о перевозке.

Нелегалы не смогут теперь конкурировать ценой: закупка оборудования для считывания штрих-кодов, продумывание маршрутов — всё это увеличит затраты и усложнит работу. Если предприниматель перевозил товар незаконно в тайне, то теперь утаить свою деятельность он не сможет: он либо регистрирует юридическое лицо и получает лицензию на перевозку, либо уходит с рынка перевозок.

Разгрузка и приём товара

Было. Разгрузили, отдали документы, машина уехала. Приёмщик оптовой компании посчитал, сравнил факт с тем, что указано в документах. Если есть расхождения по количеству или модели, можно передоговориться с заводом. Оператор вносит информацию в базу данных (чаще в «1С») в течение дня. Если не успевает, то доделывает на следующий день.

В случае недостачи, в том числе воровства сотрудниками, компания перекрывала убытки прибылью. Таким образом все недочёты оставались в стенах компании.

Стало. Разгружать нужно именно тот товар, который указан в документах. Например, вся машина загружена красными «Лабутенами» 38 размера, но выгрузить нужно именно те партии (коробки с парами обуви), которые обозначены в документах данному оптовику — у него уже свой комплект документов, и он сможет принять только те пары обуви, которые обозначены в счетах.

Допустим, при погрузке товара в машину никто не учёл транспортный маршрут: в самый дальний угол разместили тот товар, который нужно привести в первый пункт разгрузки. Это нарушит рабочий процесс и у логистов, и у оптовиков.

Водителю придётся потратить дополнительно время на разгрузку, поиск нужной пары обуви и обратную загрузку товара. А оптовая компания будет терять время в ожидании, пока грузчик найдёт и выгрузит товар.

Если к оптовику должно приехать несколько машин, задержка разгрузки одной машины может повлечь задержку разгрузки следующих машин.

Грузчик выгрузил товар из машины. Кладовщик оптовой компании принимает товар, сканируя каждую коробку специальным терминалом — так данные о товаре появляются в «1С» незамедлительно.

Теперь обувь надо перевести на склад. Здесь процедура хранения и отгрузки повторится.

Розничный магазин

Было. Приём товара и хранение происходит так же, как у оптовика. Далее обувь перемещают в торговый зал. Покупатель, померив туфли, идёт на кассу и оплачивает покупку. Часто касса и «1С» не синхронизированы, и тогда информацию о продаже обуви надо зафиксировать в специальную тетрадь. По окончании смены сотрудники магазина пересчитывают количество обуви в торговом зале, чтобы доложить необходимое.

Стало. Магазин должен принять товар в той же процедуре, что и оптовый склад. Перемещая туфли на баланс магазина, мы сканируем QR-код и автоматически загружаем данные в «1С», которая находится в связке с кассой.

Покупатель подходит к кассе, продавец специальным терминалом сканирует обувь, покупатель оплачивает покупку, и товар выбывает из системы магазина. В этот момент QR-код исчезает из системы «Честный знак» и более нигде не фигурирует.

Если при сканировании на кассе товар «не бьётся», то касса не сможет пробить товар. Это значит, что покупатель не сможет заплатить за товар и не получит его. В такой ситуации магазин в лучшем случае не получит деньги от покупателя и не заработает. В худшем — нарвётся на проверку и штрафы около 40 тысяч рублей.

Что же делать с маркировкой честному бизнесу

Производитель, оптовик и магазин будут обязаны:

  • Наладить хранение по ячейкам, чтобы избежать пересортицы одного и того же товара с разными кодами.
  • Отразить адреса в системе данных (например, в «1С»), чтобы кладовщик сразу нашёл товар, который необходимо отправить клиенту.
  • Увеличить площади для отгрузки и приёмки товара, чтобы сканировать и принимать товар «здесь и сейчас» — или осознанно увеличить время и персонал на эту процедуру.
  • Придумать новые методы по борьбе с воровством, так как теперь воровство не утаишь, и за каждый QR-код придётся отчитаться — это самый сложный пункт, так как однозначного универсального решения нет.

Логисту придётся:

  • Продумать заранее маршруты для своих водителей, чтобы те разгружали товар в нужной последовательности.
  • Научиться загружать товар так, чтобы его легко можно было достать, возможно, потребуется сменить часть машин.

Переход на маркировку — это не только закупка и настройка сканеров. Это изменение бизнес-процессов компаний. Если вопросы по маркировке остались, посмотрите вебинар.

0
382 комментария
Написать комментарий...
Виктория Бутенко

Меня волнует еще один вопрос: обувь сильно подорожает?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Скорее сменится ваша модель потребления, будете больше заказывать у иностранных продавцов, которые не будут в этом участвовать, собственно для этого все и делается, это наглядно видно по тому, кто будет маркировкой заниматься и кому принадлежит главный игрок кроссбордера.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kondakov

Мы с Вами не можем сейчас точно ответить что произойдет. Скорее всего это буря в стакане воды. ничего не произойдет для нас (как для потребителей) буря утихнет, а мы просто станем жить лучше

Как себя поведут отдельные "домохозяйства" никто не знает. Люди не логичны. Этому посвящались целые исследования

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Лучше жить мы не станем, так как трети семей не хватает денег на обувь
https://www.gazeta.ru/business/2019/04/05/12286231.shtml
с новой маркировкой денег им будет хватать еще меньше. С учетом того, что иностранные торговцы как обычно не участвуют в этом маразме, то получат конкурентное преимущество, значит российские компании будут сужаться или закрываться, эффект домино.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kondakov

Во первых, тема маркировки касается не только Россию и таможенный союз. То же самое происходит по всему миру по разным группам товаров.
Если поинтересоваться этим вопросом (а я интересовался) аналогичные проекты запускаются и в Евросоюзе, и в Америке. Просто у нас это получило государственную поддержку.

Во вторых, проблема падения доходов населения не связана с маркировкой, и отчасти Маркировка это как раз способ с этой проблемой побороться.

Вместо того что бы поднимать налоги (как происходило у нас в стране на протяжении 20 лет) государство впервые! решило просто собрать эти налоги со всех, сделав так чтобы честный бизнес получил настоящие преимущества от своей честности.

Причем опять же впервые за 20 лет, это не профанация в виде 100500 новых бумажек и отчетов которые должен был заполнить бухгалтер (который часто даже не приходит в офис) и нарисовать какую-то фигню "на отвали", этот процесс интегрирован и сделан по человечески (есть API, есть поддержка от производителей софта).

И к вопросу о "доходах". Мы говорим о кризисе с 2013 года. А если посмотреть на то что происходит на рынке труда, и даже на нашем с Вами рынке - ничего ведь не меняется.

Офисные хомячки как были так и есть. Экономику как не считали так и не считают.
Как тратили время на vc.ru в течение рабочего дня на поливание кого-то чем-то так и поливают. :)

А что бы деньги были - надо работать. Думать и искать способы, а не жаловаться :)
Говорить что у людей нет работы - это не правда. Потому что я точно знаю как закрываются вакансии в тех же магазинах (потому что я с ними работаю каждый день, и проблема этих ребят зачастую в том что они не могут нанять людей "адекватных").

Говорить что на рынке нет людей - тоже не правда.
Нет идей?
Нет денег?

Всего этого в избытке. Надо просто что то делать :)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Кремлебот? Хоть бы ник свой как-то прокачал, а то все комменты только в этой статье.
Алиэкспресс уже занимает половину екомерс рынка РФ, а с этой маркировкой кроссбордерные игроки займут еще большую долю рынка.
Именно по честным продавцам и ударит эта маркировка, так как те кто сейчас в серую работает, будут работать в черную, т.е. вообще перестанут платить налоги, будут платить абон. плату полицейским, как в 90-х.
Белые игроки начнут проигрывать кроссборедрным игрокам, которые как грибы после дождя появляются.
https://oborot.ru/news/x5-retail-group-i-yunitrejd-privezut-pokupki-iz-za-rubezha-i104960.html

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Насчет того, что это не профанация, согласен полностью, так как частная компания будет на этой маркировке зарабатывать дважды, в виде платы за саму маркировку и получением ценной торговой информации, для своих проектов.
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/08/23/778803-usmanov-markirovki

Ответить
Развернуть ветку
Саша Миронюк

там вроде очередной закон подъехал на 15%-пошлину при покупке в интернет-магазинах =)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

15% это копейки, по сравнению с тем, во что обходится белая растаможка, да и обсуждают это уже много лет, а воз и ныне там.
Раз туда даже гос. компании полезли, то ничего плохого с кроссбордером не произойдет.

Ответить
Развернуть ветку
379 комментариев
Раскрывать всегда