{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что ждёт бизнес после введения обязательной маркировки товаров

Скоро почти все товары будут продаваться с зашифрованным кодом. Это называется «маркировка». С 1 июля 2019 года под закон о маркировке попадают компании, которые производят или продают обувь. Так государство борется с подделками и уходом от налогов.

«Чей туфля?» Ответит маркировка обуви

Тех, кто думает, что всё делает по правилам, ждут большие проблемы из-за неправильных или устаревших настроек в «1С» или «серого» грузоперевозчика.

Введение маркировки отразится на всей цепочке: от фабрики до магазина. Как именно изменится и где риски для честного бизнеса — разбираем вместе с Екатериной Андрющенко, руководителем отдела внедрения компании «Первый Бит», которая знает о маркировке примерно всё.

Смысл маркировки. Вершина айсберга

Теперь информация про обувь будет храниться в системе «Честный знак». У «Честного знака» есть бесплатное приложение для смартфона, где можно отсканировать данные о любом промаркированном товаре.

Теперь нас (и налоговую тоже) будет не обмануть: всем известно, где сейчас находится обувь — вплоть до момента «списания» на кассе конечному покупателю. Код покажет, что обувь на производстве, у грузоперевозчика или в магазине. После продажи обуви в магазине конечному покупателю код исчезнет из системы.

Скачав приложение «Честный знак», любой может отсканировать камерой QR-код и увидеть информацию о товаре

Информация о товаре будет доступна до момента продажи на кассе. Если физически товар исчез, а продажа конечному потребителю ещё не состоялась, то у налоговой могут появиться подозрения: нет ли у компании серых схем по сбыту. «Потерять» обувь нельзя, и с воровством придётся бороться жёстче, чтобы не нарваться на дополнительные проверки.

Было — стало: как маркировка всё изменила

Рассмотрим путь обуви от производителя до конечного покупателя по старым правилам и по новым, которые начнут действовать с 1 июля 2019.

Производство

Было. На фабрике сшили туфли. Когда они вышли из цеха, их переместили на склад. Оператор внёс данные в систему (чаще в «1С»), и теперь у компании числится пара обуви на складе.

Стало. После того как сшили туфли, на них нужно нанести специальный QR-код, который несёт в себе информацию о товаре — это часть производственного процесса. В будущем по коду любой участник цепочки покупки (оптовая компания, розничный магазин или конечный потребитель) узнает о товаре.

Такие коды будет генерировать Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), он уже работает в системе маркировки в табачной отрасли. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, создаёт и защищает цифровые коды. Производителю придётся заплатить: с 1 июля 2019 за генерацию одной метки заявлена цена 50 копеек без НДС.

Отгрузка товара

Было. Отдел продаж продал обувь и позвонил кладовщикам, чтобы те отправили товар клиенту — оптовому складу. Они находят подрядчика с машиной. Водитель принимает товар, документы и отвозит оптовику.

Стало. Отдел продаж продал обувь и выписал документы на определённые пары обуви, которые имеют свой уникальный код. Кладовщик в системе видит, какой именно товар нужно отправить, и находит ту самую обувь с нужным кодом. Если склад хранит товар в ячейках, а в «1С» прописан адрес товара, то для кладовщика найти товар и поставить в зону отгрузки — простая задача.

Пример адресного хранения. Каждая коробка на своём месте, на коробке информация о товаре

Далее логист нанимает перевозчика, отдаёт ему товар, документы на него и отправляет к клиенту. Перевозчик, принимая товар в машину, также сканирует QR-коды, и в «Честном знаке» появляется информация о перевозке.

Нелегалы не смогут теперь конкурировать ценой: закупка оборудования для считывания штрих-кодов, продумывание маршрутов — всё это увеличит затраты и усложнит работу. Если предприниматель перевозил товар незаконно в тайне, то теперь утаить свою деятельность он не сможет: он либо регистрирует юридическое лицо и получает лицензию на перевозку, либо уходит с рынка перевозок.

Разгрузка и приём товара

Было. Разгрузили, отдали документы, машина уехала. Приёмщик оптовой компании посчитал, сравнил факт с тем, что указано в документах. Если есть расхождения по количеству или модели, можно передоговориться с заводом. Оператор вносит информацию в базу данных (чаще в «1С») в течение дня. Если не успевает, то доделывает на следующий день.

В случае недостачи, в том числе воровства сотрудниками, компания перекрывала убытки прибылью. Таким образом все недочёты оставались в стенах компании.

Стало. Разгружать нужно именно тот товар, который указан в документах. Например, вся машина загружена красными «Лабутенами» 38 размера, но выгрузить нужно именно те партии (коробки с парами обуви), которые обозначены в документах данному оптовику — у него уже свой комплект документов, и он сможет принять только те пары обуви, которые обозначены в счетах.

Допустим, при погрузке товара в машину никто не учёл транспортный маршрут: в самый дальний угол разместили тот товар, который нужно привести в первый пункт разгрузки. Это нарушит рабочий процесс и у логистов, и у оптовиков.

Водителю придётся потратить дополнительно время на разгрузку, поиск нужной пары обуви и обратную загрузку товара. А оптовая компания будет терять время в ожидании, пока грузчик найдёт и выгрузит товар.

Если к оптовику должно приехать несколько машин, задержка разгрузки одной машины может повлечь задержку разгрузки следующих машин.

Грузчик выгрузил товар из машины. Кладовщик оптовой компании принимает товар, сканируя каждую коробку специальным терминалом — так данные о товаре появляются в «1С» незамедлительно.

Теперь обувь надо перевести на склад. Здесь процедура хранения и отгрузки повторится.

Розничный магазин

Было. Приём товара и хранение происходит так же, как у оптовика. Далее обувь перемещают в торговый зал. Покупатель, померив туфли, идёт на кассу и оплачивает покупку. Часто касса и «1С» не синхронизированы, и тогда информацию о продаже обуви надо зафиксировать в специальную тетрадь. По окончании смены сотрудники магазина пересчитывают количество обуви в торговом зале, чтобы доложить необходимое.

Стало. Магазин должен принять товар в той же процедуре, что и оптовый склад. Перемещая туфли на баланс магазина, мы сканируем QR-код и автоматически загружаем данные в «1С», которая находится в связке с кассой.

Покупатель подходит к кассе, продавец специальным терминалом сканирует обувь, покупатель оплачивает покупку, и товар выбывает из системы магазина. В этот момент QR-код исчезает из системы «Честный знак» и более нигде не фигурирует.

Если при сканировании на кассе товар «не бьётся», то касса не сможет пробить товар. Это значит, что покупатель не сможет заплатить за товар и не получит его. В такой ситуации магазин в лучшем случае не получит деньги от покупателя и не заработает. В худшем — нарвётся на проверку и штрафы около 40 тысяч рублей.

Что же делать с маркировкой честному бизнесу

Производитель, оптовик и магазин будут обязаны:

  • Наладить хранение по ячейкам, чтобы избежать пересортицы одного и того же товара с разными кодами.
  • Отразить адреса в системе данных (например, в «1С»), чтобы кладовщик сразу нашёл товар, который необходимо отправить клиенту.
  • Увеличить площади для отгрузки и приёмки товара, чтобы сканировать и принимать товар «здесь и сейчас» — или осознанно увеличить время и персонал на эту процедуру.
  • Придумать новые методы по борьбе с воровством, так как теперь воровство не утаишь, и за каждый QR-код придётся отчитаться — это самый сложный пункт, так как однозначного универсального решения нет.

Логисту придётся:

  • Продумать заранее маршруты для своих водителей, чтобы те разгружали товар в нужной последовательности.
  • Научиться загружать товар так, чтобы его легко можно было достать, возможно, потребуется сменить часть машин.

Переход на маркировку — это не только закупка и настройка сканеров. Это изменение бизнес-процессов компаний. Если вопросы по маркировке остались, посмотрите вебинар.

0
382 комментария
Написать комментарий...
Виктория Бутенко

Меня волнует еще один вопрос: обувь сильно подорожает?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

рублей на 20, настолько подорожала продукция, после введения подобной системы в рамках поставщик покупатель.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Если посчитать расходы на перестроение бизнеса, убрать с рынка серый товар, добавить программы учета, сервера для их использования, оборудование и вконце наклеить мааааарочку. То конечно же нет =)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

сервера для их использования не нужны, тем у кого уже есть ИС, перестроение бизнеса требует добавление одного действия в момент отгрузки и приемки, неэффективные компании которым это можно дорого встать, много но они сразу проигрывают изначально эффективным, и на длинной дистанции удорожание одной единицы товара незначительное, уже не раз раскладывал этот вопрос. Проблемы будут у тех, у кого в принципе нет Информационной системы. Но они изначально уже проигрывают тем у кого она есть, и в долгом сроке за ваш же счет и поставят ее себе. За те 20 рублей с пары.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Потемкина
Автор

Серьезно? Думаете, всего 20 рублей с пары?..
Это ж практически незаметно для рынка будет. т.е. хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

если я покупаю резиновые сланцы за 100 рублей (а я реально такие покупаю в баню), то рост - 20% вообще-то.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Долго не помогла понять арифметику - 20%.
Потом поняла 🙈
Вы правы! Как и в любом деле нужно понимать что и с чем мы сравниваем. Носитили реальных Лабутенов подорожания не заметят точно.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Федоров

всем бабушкам надо сообщить, 20 рублей — это ничего, а то что вы видите подорожание на 40 — это вообще из-за бензина, так что норм, бабуля... Не-нет, те 15 рублей были из-за повышения НДС, так что не надо тут пылить...

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко

Не все так просто. Важно понимать подорожает товар относительно чего? Нужна не просто 1 функция, а прозрачный учет. Конечно, те у кого сейчас с этим проблем нет и учет прозрачен, могут увеличить стоимость всего на 20р, но либо это гиперсети, либо стоимость их продукции уже выше среднерыночной.
А вот если говорить про среднюю температуру по больнице. Она подрастет.

Ответить
Развернуть ветку
379 комментариев
Раскрывать всегда