{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что ждёт бизнес после введения обязательной маркировки товаров

Скоро почти все товары будут продаваться с зашифрованным кодом. Это называется «маркировка». С 1 июля 2019 года под закон о маркировке попадают компании, которые производят или продают обувь. Так государство борется с подделками и уходом от налогов.

«Чей туфля?» Ответит маркировка обуви

Тех, кто думает, что всё делает по правилам, ждут большие проблемы из-за неправильных или устаревших настроек в «1С» или «серого» грузоперевозчика.

Введение маркировки отразится на всей цепочке: от фабрики до магазина. Как именно изменится и где риски для честного бизнеса — разбираем вместе с Екатериной Андрющенко, руководителем отдела внедрения компании «Первый Бит», которая знает о маркировке примерно всё.

Смысл маркировки. Вершина айсберга

Теперь информация про обувь будет храниться в системе «Честный знак». У «Честного знака» есть бесплатное приложение для смартфона, где можно отсканировать данные о любом промаркированном товаре.

Теперь нас (и налоговую тоже) будет не обмануть: всем известно, где сейчас находится обувь — вплоть до момента «списания» на кассе конечному покупателю. Код покажет, что обувь на производстве, у грузоперевозчика или в магазине. После продажи обуви в магазине конечному покупателю код исчезнет из системы.

Скачав приложение «Честный знак», любой может отсканировать камерой QR-код и увидеть информацию о товаре

Информация о товаре будет доступна до момента продажи на кассе. Если физически товар исчез, а продажа конечному потребителю ещё не состоялась, то у налоговой могут появиться подозрения: нет ли у компании серых схем по сбыту. «Потерять» обувь нельзя, и с воровством придётся бороться жёстче, чтобы не нарваться на дополнительные проверки.

Было — стало: как маркировка всё изменила

Рассмотрим путь обуви от производителя до конечного покупателя по старым правилам и по новым, которые начнут действовать с 1 июля 2019.

Производство

Было. На фабрике сшили туфли. Когда они вышли из цеха, их переместили на склад. Оператор внёс данные в систему (чаще в «1С»), и теперь у компании числится пара обуви на складе.

Стало. После того как сшили туфли, на них нужно нанести специальный QR-код, который несёт в себе информацию о товаре — это часть производственного процесса. В будущем по коду любой участник цепочки покупки (оптовая компания, розничный магазин или конечный потребитель) узнает о товаре.

Такие коды будет генерировать Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), он уже работает в системе маркировки в табачной отрасли. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, создаёт и защищает цифровые коды. Производителю придётся заплатить: с 1 июля 2019 за генерацию одной метки заявлена цена 50 копеек без НДС.

Отгрузка товара

Было. Отдел продаж продал обувь и позвонил кладовщикам, чтобы те отправили товар клиенту — оптовому складу. Они находят подрядчика с машиной. Водитель принимает товар, документы и отвозит оптовику.

Стало. Отдел продаж продал обувь и выписал документы на определённые пары обуви, которые имеют свой уникальный код. Кладовщик в системе видит, какой именно товар нужно отправить, и находит ту самую обувь с нужным кодом. Если склад хранит товар в ячейках, а в «1С» прописан адрес товара, то для кладовщика найти товар и поставить в зону отгрузки — простая задача.

Пример адресного хранения. Каждая коробка на своём месте, на коробке информация о товаре

Далее логист нанимает перевозчика, отдаёт ему товар, документы на него и отправляет к клиенту. Перевозчик, принимая товар в машину, также сканирует QR-коды, и в «Честном знаке» появляется информация о перевозке.

Нелегалы не смогут теперь конкурировать ценой: закупка оборудования для считывания штрих-кодов, продумывание маршрутов — всё это увеличит затраты и усложнит работу. Если предприниматель перевозил товар незаконно в тайне, то теперь утаить свою деятельность он не сможет: он либо регистрирует юридическое лицо и получает лицензию на перевозку, либо уходит с рынка перевозок.

Разгрузка и приём товара

Было. Разгрузили, отдали документы, машина уехала. Приёмщик оптовой компании посчитал, сравнил факт с тем, что указано в документах. Если есть расхождения по количеству или модели, можно передоговориться с заводом. Оператор вносит информацию в базу данных (чаще в «1С») в течение дня. Если не успевает, то доделывает на следующий день.

В случае недостачи, в том числе воровства сотрудниками, компания перекрывала убытки прибылью. Таким образом все недочёты оставались в стенах компании.

Стало. Разгружать нужно именно тот товар, который указан в документах. Например, вся машина загружена красными «Лабутенами» 38 размера, но выгрузить нужно именно те партии (коробки с парами обуви), которые обозначены в документах данному оптовику — у него уже свой комплект документов, и он сможет принять только те пары обуви, которые обозначены в счетах.

Допустим, при погрузке товара в машину никто не учёл транспортный маршрут: в самый дальний угол разместили тот товар, который нужно привести в первый пункт разгрузки. Это нарушит рабочий процесс и у логистов, и у оптовиков.

Водителю придётся потратить дополнительно время на разгрузку, поиск нужной пары обуви и обратную загрузку товара. А оптовая компания будет терять время в ожидании, пока грузчик найдёт и выгрузит товар.

Если к оптовику должно приехать несколько машин, задержка разгрузки одной машины может повлечь задержку разгрузки следующих машин.

Грузчик выгрузил товар из машины. Кладовщик оптовой компании принимает товар, сканируя каждую коробку специальным терминалом — так данные о товаре появляются в «1С» незамедлительно.

Теперь обувь надо перевести на склад. Здесь процедура хранения и отгрузки повторится.

Розничный магазин

Было. Приём товара и хранение происходит так же, как у оптовика. Далее обувь перемещают в торговый зал. Покупатель, померив туфли, идёт на кассу и оплачивает покупку. Часто касса и «1С» не синхронизированы, и тогда информацию о продаже обуви надо зафиксировать в специальную тетрадь. По окончании смены сотрудники магазина пересчитывают количество обуви в торговом зале, чтобы доложить необходимое.

Стало. Магазин должен принять товар в той же процедуре, что и оптовый склад. Перемещая туфли на баланс магазина, мы сканируем QR-код и автоматически загружаем данные в «1С», которая находится в связке с кассой.

Покупатель подходит к кассе, продавец специальным терминалом сканирует обувь, покупатель оплачивает покупку, и товар выбывает из системы магазина. В этот момент QR-код исчезает из системы «Честный знак» и более нигде не фигурирует.

Если при сканировании на кассе товар «не бьётся», то касса не сможет пробить товар. Это значит, что покупатель не сможет заплатить за товар и не получит его. В такой ситуации магазин в лучшем случае не получит деньги от покупателя и не заработает. В худшем — нарвётся на проверку и штрафы около 40 тысяч рублей.

Что же делать с маркировкой честному бизнесу

Производитель, оптовик и магазин будут обязаны:

  • Наладить хранение по ячейкам, чтобы избежать пересортицы одного и того же товара с разными кодами.
  • Отразить адреса в системе данных (например, в «1С»), чтобы кладовщик сразу нашёл товар, который необходимо отправить клиенту.
  • Увеличить площади для отгрузки и приёмки товара, чтобы сканировать и принимать товар «здесь и сейчас» — или осознанно увеличить время и персонал на эту процедуру.
  • Придумать новые методы по борьбе с воровством, так как теперь воровство не утаишь, и за каждый QR-код придётся отчитаться — это самый сложный пункт, так как однозначного универсального решения нет.

Логисту придётся:

  • Продумать заранее маршруты для своих водителей, чтобы те разгружали товар в нужной последовательности.
  • Научиться загружать товар так, чтобы его легко можно было достать, возможно, потребуется сменить часть машин.

Переход на маркировку — это не только закупка и настройка сканеров. Это изменение бизнес-процессов компаний. Если вопросы по маркировке остались, посмотрите вебинар.

0
382 комментария
Написать комментарий...
Иван Серебренников

Скорее всего значительная часть небольших компаний просто закроется.
Маркировка на руку монополистам

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Вы не сможете, судя по документам просто так работать с маркированной продукцией. Ее надо приходовать, расходовать. Это все требует затрат по IT, а так же людских ресурсов. Себестоимость растет. Молчу о том, что эти QR коды тоже кто-то должен сгенировать, отправить на фабрику, нанести. В общем геморрой и затраты.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Серебренников

Да, дополнительные затраты на внедрение маркировки добавятся.
Но вообще, имел ввиду, что большинство небольших контор работают "втёмную", т.к. платить налоги (хотя бы НДС) просто не в состоянии. А, судя по "маркировке", за каждый продукт придётся отчитываться и уже просто так продукцию не утаишь.
Либо, конечно, найдут способ обхода маркировки)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Потемкина
Автор

Печально, если так.
Почему, если мы говорим о малом бизнесе, то сразу думаем о том, что они уходят от налогов? Будто, это только так они могут зарабатывать...
Очень надеюсь, что малый бизнес справится.
Скоро замаркируют почти всё.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Серебренников

Малый бизнес, который работает с физ. лицами, точно.
Потому что покупательская способность населения с конца 14-го года с каждым месяцем падает.
Виктория, Вы работали в небольших компаниях?
Платить все налоги, как положено, не представляется возможным. Никто продукцию с такой себестоимостью приобретать не будет, т.к. оцениваться для среднего гражданина будет уже как роскошь, чаще всего непозволительная.
Исключения, наверно, составляют разрекламированная эстетика вроде стоматологического направления, айти контор или так называемых "микрофинансовых" организаций

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
Почему, если мы говорим о малом бизнесе, то сразу думаем о том, что они уходят от налогов? Будто, это только так они могут зарабатывать...

Рекомендую на собственном опыте это ощутить. Увы, но малый бизнес в России, особенно в ритейле, на грани убытка постоянно работает. Сетевики и выживают и местечковые.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Удивительно, что вы пишете такой длинный лонгрид.
И пишите такие занятные комментарии.

С контрафактом есть более простые и дешевые способы борьбы.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Потемкина
Автор

Более простые и дешевые для кого?..
Речь ведь о том, чтобы контрафакт не допустить до потребителя. Но потребитель как бы и не платит.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

А что плохого в контрафактной обуви для потребителя?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kondakov

Как минимум то, что если вам нужна просто хорошая и дешевая обувь, вы не будете покупать Ecco. А если вы покупаете Ecco - наверное вы хотите купить именно Ecco

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Виктория, а в какой стране мира проблема с контрафактом решена полностью, на все 100%?

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Потемкина
Автор

Хотелось бы верить, что такое возможно. Но почему-то не верится.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kondakov

Было время когда ИТ не было. Я его помню :) и вот потом ИТ появилось в каждой компании. Вопрос: Это потому что заставили? или потому что ИТ - сокращает затраты на что то другое?

со временем ИТ стало модной религией и некоторые стали применять ИТ куда попало. И даже в таком применении, затраты на ИТ помогали экономить.

Как и любое лекарство, оно не для всех и его надо вдумчиво применять. Иначе может быть вред.

Ответить
Развернуть ветку
379 комментариев
Раскрывать всегда