{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что ждёт бизнес после введения обязательной маркировки товаров

Скоро почти все товары будут продаваться с зашифрованным кодом. Это называется «маркировка». С 1 июля 2019 года под закон о маркировке попадают компании, которые производят или продают обувь. Так государство борется с подделками и уходом от налогов.

«Чей туфля?» Ответит маркировка обуви

Тех, кто думает, что всё делает по правилам, ждут большие проблемы из-за неправильных или устаревших настроек в «1С» или «серого» грузоперевозчика.

Введение маркировки отразится на всей цепочке: от фабрики до магазина. Как именно изменится и где риски для честного бизнеса — разбираем вместе с Екатериной Андрющенко, руководителем отдела внедрения компании «Первый Бит», которая знает о маркировке примерно всё.

Смысл маркировки. Вершина айсберга

Теперь информация про обувь будет храниться в системе «Честный знак». У «Честного знака» есть бесплатное приложение для смартфона, где можно отсканировать данные о любом промаркированном товаре.

Теперь нас (и налоговую тоже) будет не обмануть: всем известно, где сейчас находится обувь — вплоть до момента «списания» на кассе конечному покупателю. Код покажет, что обувь на производстве, у грузоперевозчика или в магазине. После продажи обуви в магазине конечному покупателю код исчезнет из системы.

Скачав приложение «Честный знак», любой может отсканировать камерой QR-код и увидеть информацию о товаре

Информация о товаре будет доступна до момента продажи на кассе. Если физически товар исчез, а продажа конечному потребителю ещё не состоялась, то у налоговой могут появиться подозрения: нет ли у компании серых схем по сбыту. «Потерять» обувь нельзя, и с воровством придётся бороться жёстче, чтобы не нарваться на дополнительные проверки.

Было — стало: как маркировка всё изменила

Рассмотрим путь обуви от производителя до конечного покупателя по старым правилам и по новым, которые начнут действовать с 1 июля 2019.

Производство

Было. На фабрике сшили туфли. Когда они вышли из цеха, их переместили на склад. Оператор внёс данные в систему (чаще в «1С»), и теперь у компании числится пара обуви на складе.

Стало. После того как сшили туфли, на них нужно нанести специальный QR-код, который несёт в себе информацию о товаре — это часть производственного процесса. В будущем по коду любой участник цепочки покупки (оптовая компания, розничный магазин или конечный потребитель) узнает о товаре.

Такие коды будет генерировать Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), он уже работает в системе маркировки в табачной отрасли. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, создаёт и защищает цифровые коды. Производителю придётся заплатить: с 1 июля 2019 за генерацию одной метки заявлена цена 50 копеек без НДС.

Отгрузка товара

Было. Отдел продаж продал обувь и позвонил кладовщикам, чтобы те отправили товар клиенту — оптовому складу. Они находят подрядчика с машиной. Водитель принимает товар, документы и отвозит оптовику.

Стало. Отдел продаж продал обувь и выписал документы на определённые пары обуви, которые имеют свой уникальный код. Кладовщик в системе видит, какой именно товар нужно отправить, и находит ту самую обувь с нужным кодом. Если склад хранит товар в ячейках, а в «1С» прописан адрес товара, то для кладовщика найти товар и поставить в зону отгрузки — простая задача.

Пример адресного хранения. Каждая коробка на своём месте, на коробке информация о товаре

Далее логист нанимает перевозчика, отдаёт ему товар, документы на него и отправляет к клиенту. Перевозчик, принимая товар в машину, также сканирует QR-коды, и в «Честном знаке» появляется информация о перевозке.

Нелегалы не смогут теперь конкурировать ценой: закупка оборудования для считывания штрих-кодов, продумывание маршрутов — всё это увеличит затраты и усложнит работу. Если предприниматель перевозил товар незаконно в тайне, то теперь утаить свою деятельность он не сможет: он либо регистрирует юридическое лицо и получает лицензию на перевозку, либо уходит с рынка перевозок.

Разгрузка и приём товара

Было. Разгрузили, отдали документы, машина уехала. Приёмщик оптовой компании посчитал, сравнил факт с тем, что указано в документах. Если есть расхождения по количеству или модели, можно передоговориться с заводом. Оператор вносит информацию в базу данных (чаще в «1С») в течение дня. Если не успевает, то доделывает на следующий день.

В случае недостачи, в том числе воровства сотрудниками, компания перекрывала убытки прибылью. Таким образом все недочёты оставались в стенах компании.

Стало. Разгружать нужно именно тот товар, который указан в документах. Например, вся машина загружена красными «Лабутенами» 38 размера, но выгрузить нужно именно те партии (коробки с парами обуви), которые обозначены в документах данному оптовику — у него уже свой комплект документов, и он сможет принять только те пары обуви, которые обозначены в счетах.

Допустим, при погрузке товара в машину никто не учёл транспортный маршрут: в самый дальний угол разместили тот товар, который нужно привести в первый пункт разгрузки. Это нарушит рабочий процесс и у логистов, и у оптовиков.

Водителю придётся потратить дополнительно время на разгрузку, поиск нужной пары обуви и обратную загрузку товара. А оптовая компания будет терять время в ожидании, пока грузчик найдёт и выгрузит товар.

Если к оптовику должно приехать несколько машин, задержка разгрузки одной машины может повлечь задержку разгрузки следующих машин.

Грузчик выгрузил товар из машины. Кладовщик оптовой компании принимает товар, сканируя каждую коробку специальным терминалом — так данные о товаре появляются в «1С» незамедлительно.

Теперь обувь надо перевести на склад. Здесь процедура хранения и отгрузки повторится.

Розничный магазин

Было. Приём товара и хранение происходит так же, как у оптовика. Далее обувь перемещают в торговый зал. Покупатель, померив туфли, идёт на кассу и оплачивает покупку. Часто касса и «1С» не синхронизированы, и тогда информацию о продаже обуви надо зафиксировать в специальную тетрадь. По окончании смены сотрудники магазина пересчитывают количество обуви в торговом зале, чтобы доложить необходимое.

Стало. Магазин должен принять товар в той же процедуре, что и оптовый склад. Перемещая туфли на баланс магазина, мы сканируем QR-код и автоматически загружаем данные в «1С», которая находится в связке с кассой.

Покупатель подходит к кассе, продавец специальным терминалом сканирует обувь, покупатель оплачивает покупку, и товар выбывает из системы магазина. В этот момент QR-код исчезает из системы «Честный знак» и более нигде не фигурирует.

Если при сканировании на кассе товар «не бьётся», то касса не сможет пробить товар. Это значит, что покупатель не сможет заплатить за товар и не получит его. В такой ситуации магазин в лучшем случае не получит деньги от покупателя и не заработает. В худшем — нарвётся на проверку и штрафы около 40 тысяч рублей.

Что же делать с маркировкой честному бизнесу

Производитель, оптовик и магазин будут обязаны:

  • Наладить хранение по ячейкам, чтобы избежать пересортицы одного и того же товара с разными кодами.
  • Отразить адреса в системе данных (например, в «1С»), чтобы кладовщик сразу нашёл товар, который необходимо отправить клиенту.
  • Увеличить площади для отгрузки и приёмки товара, чтобы сканировать и принимать товар «здесь и сейчас» — или осознанно увеличить время и персонал на эту процедуру.
  • Придумать новые методы по борьбе с воровством, так как теперь воровство не утаишь, и за каждый QR-код придётся отчитаться — это самый сложный пункт, так как однозначного универсального решения нет.

Логисту придётся:

  • Продумать заранее маршруты для своих водителей, чтобы те разгружали товар в нужной последовательности.
  • Научиться загружать товар так, чтобы его легко можно было достать, возможно, потребуется сменить часть машин.

Переход на маркировку — это не только закупка и настройка сканеров. Это изменение бизнес-процессов компаний. Если вопросы по маркировке остались, посмотрите вебинар.

0
382 комментария
Написать комментарий...
Sergey Belov

Вот, мне непонятно. Серьезно, многие считают, что на цене это не отразится? или будет дороже на 20 рублей?
Это мы уже с ЕГАИС проходили.
Давайте прикинем:
1) Производству надо купить сервак для этой системы (цена на который до сих пор не озвучена), доп. оборудование, переучить или принять на работу новый персонал, покупать эти коды (которые действуют всего сутки). Кроме того возможно потребуется перестройка или переоснащение склада.
2) Перевозчики, как минимум должны приобрести оборудование на каждую единицу техники (это тоже будет недешево)
Ок. Зажмурившись, мы предположим, что производство и транспортные компании не будут поднимать цены, чтобы отбить расходы. Забудем ненадолго про обувь, и вспомним, что Россия, это не только Москва.
Где-то в марте я общался с владельцем небольшой точки по продаже молочных продуктов в г. Саратов.
Считаем
Было:
Автономная онлайн ккм, 2 продавца (2 через 2) и средняя выручка 10 000 в день.
Станет:
Компьютер (дешманский ноут - 10 тыс) , 1c (минимум 7 тыс. руб. , а по уму 15 тыс.), 2Д сканер (если дешманский китаец - 3 тыс., если Honeywell - минимум 7 тыс.руб.) плюс как минимум услуги IT специалиста, который это все подключит и настроит - пусть будет 7 тыс. Это единоразовые затраты.
Идем дальше любимый 1с для обновления потребует годовую подписку ИТС (от 22 тысяч, это льготная, на второй год она будет дороже), подключение к электронному документообороту (могу соврать, пусть 1 тыс в месяц), Привлечение нового сотрудника - товароведа, который будет работать с 1С (пусть на оутсорсе - 5 тыс. в месяц), Поддержка IT, опять оутсорс - 1 тысяча, а и заключение договора с ЦТО - 1800 в квартал.
и это все при обороте 300 000 в месяц. Не знаю, какая наценка на простой молочке в регионах, но давайте опустим единовременные затраты и прикинем ежемесячные, это минимум 10 000 в месяц или 120 000 в год.
И это мы представили, что производитель и транспортная цены не подняли.
И Вы серьезно верите, что это не отразится на конечной цене?
За сим, откланиваюсь, у меня все.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kondakov

Ну не надо откланиваться. Вернитесь :)
Посчитайте эту сумму, а теперь посчитайте сколько стоят сотрудники склада, затраты на транспорт из за косяков в движении товара, время менеджеров, бухгалтеров, и кучи всего еще, и не один раз (как с серверами), а каждый месяц?

По моей личной статистике, внедрение системы адресного хранения на складе (а это что-то близкое по смыслу) - отбивается чисто ФОТом на 6й месяц максимум. Я молчу про все остальные расходы описанные выше.

а теперь добавим воровство на точках (то есть те деньги которые не попадают к предпринимателю)
а теперь добавим огромные маркетинговые бюджеты, которые ежемесячно сливаются производителями, которые можно будет потратить намного лучше.

и в качестве вишенки на торте. Ты влил в рекламу и производство миллионы долларов, потому что хочешь своим клиентам давать лучшее.
А кто-то, просто прикрепил твой шильдик и продает некачественный товар.

По мне - эта система даст больше плюсов чем проблем. К тому же проблемы надо решить один раз, а плюсы будут каждый день и каждый год. Для всех нас

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Belov

Ну если Вы внимательно прочитали, то я как раз предположил, что производители и перевозчики не поднимут цену (зажмурившись правда). И написал расклад для розничной точки.
Очень замечательно, что у Вас есть такая личная статистика. Но возникает вопрос, эта статистика по предприятиям с каким годовым оборотом? Судя, по вишенке, о которой Вы пишите, речь идёт о предприятиях с оборотом в десятки, а то и сотни миллионов долларов.
А Вы теперь Вашу статистику пересчитайте на малый бизнес, у них таких бюджетов нет, для примера, достаточно доехать до Ивановской области и посмотреть, там таких маленьких предприятий сотни.
По воровству в розничной точке, скажите, как вора остановит наличие кода на обуви
И почему предприниматель будет спать легче, если будет знать, какую именно пару обуви у него украли.
Ну и наконец пресловутая борьба с контрофактом, не будет это работать, как я писал уже ниже, как и не работает с алкоголем.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kondakov

Сергей, вы правы. Статистика которую я приводил - это автоматизация складов от 5 кладовщиков - и как правило это уже не микробизнес.

Но для микробизнеса (розницы о которой вы упомянули) стоимость маркировки будет минимальной. Вы пишете про какие то сервера, терминалы, сканеры.... а там все намного проще решается.

И 1С, и другие производители уже анонсировали и выпускают соответствующие обновления в своих продуктах. Ничего дополнительно покупать не потребуется.

Сканер итак есть, если нет - 6000 рублей. Ну простите.

А если магазин маленький ему не обязательно использовать ТСД. При малом товарообороте он может просто поднести партию к компьютеру и все сделать с тем же сканером.

Итого - ну 6000 рублей?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Shahov

У нас на складе wms, но предпочитают ходить с пиклистами, не тсд, которые кстати, Моторола по 90 тыс да и слетают постоянно.
Теперь ещё и штучный разбор паллет делать, когда раньше можно было коробку сверху взять. Ещё и интеграцию делать.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kondakov

А если вот этим оснастить?
https://spb.kkm.ru/shop/terminal_sbora_dannykh_urovo_u2-61095/

Мы можем помочь :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Shahov

У wms нет клиента под андроид, win ce

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Belov

Владимир, как раз, написав про магазин, я не указывал, что там требуются сервера и ТСД. Я написал минимальные разовые затраты.
И ежемесячные, которые составят около 10000, а для микробизнеса это критичная цифра.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kondakov

Я написал 6000 и один раз. почему 10000 и ежемесячно? на что?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Belov

Прочитайте внимательно мой пост

Ответить
Развернуть ветку
379 комментариев
Раскрывать всегда