{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Минпромторг предлагает маркетплейсам запретить продажу собственных товаров на площадке. Разбираемся

Маркетплейсы выделят в отдельную категорию, запретят собственные продажи товаров и заставят менять правила для партнеров не чаще, чем раз в полгода.

Минпромторг несколько дней назад сделал информационный вброс в крупные медиа про готовящийся закон “о маркетплейсах”.

Рынок поднялся на уши. Вчера редакция радио МоскваFM срочно в прямом эфире попросила меня прокомментировать новые инициативы и чем они обернутся для селлеров и пользователей.

Когда позвонили с радио, я мирно завтракал. Вот так берут интевью у экспертов 😂

Сегодня хочу с вами обсудить инициативы и в конце статьи предложить свое решение так называемой “проблемы” маркетплейсов. В комментариях напишите, что сами по поводу этого думаете. Поехали.

Меня зовут Вик Довнар. Я управляю агентством Hooglink.Agency (за прошлый год продали товара на 800 млн. рублей через Авито) и веду телеграм-канал про большой товарный бизнес @vlkenot

Что предлагает правительство?

Минпромторг считает, что отрасль с оборотом более триллиона рублей в год не может остаться без регулирования. Нужно дать определение агрегаторам в законодательном поле.

Но главное:

👉Запретить маркетплейсам с оборотом более 200 млрд. в год продавать свои товары на своей площадке. Тут ребята из Минпромторга ссылаются на “закон о рынках”.

Дескать, маркетплейсы - это онлайн-рынки. А управляющим компаниям рынков по действующему закону запрещается заниматься коммерцией на своей территории.

Почему хотят запретить?

Потому что (и я с этим согласен) в руках маркетплейсов весь маркетинг, логистика и продажи на площадке. Но и это еще не все. У них глубокая аналитика по каждому селлеру.

И когда тот же Wildberries или Ozon выпускает конкурирующий продукт под своей маркой (а с каждым годом таких все больше), на основе аналитики успешных селлеров и выбивают последнего с рынка. Это как минимум не честная игра.

Как максимум - пользование своим положением. По факту, чем больше растут такие компании, тем больше у них власти. И тем больше они влияют на экономику в целом.

Тоже самое происходит с Amazon на американском рынке. Только там антимонопольная служба разбирается с каждым делом в отдельности. Но такой жесткий закон "о не продаже товара" в штатах так и не был принят.

Во вторых, Минпромторг предложил запретить менять оферту с селлерами менее, чем раз в полгода. Сейчас продавцы просто не успевают подстроить свои бизнес-процессы под меняющуюся корпоративную политику, в итоге получают многомиллионные штрафы или просто не получают прибыль.

Что случится на самом деле?

Во время планерной дискуссии на РИФ

Во первых, с моей точки зрения, это важные законы. И я хотел бы поблагодарить сотрудников Минпромторга за такие инициативы. С этической стороны и заботе о гражданах - они правильные.

Но есть одно большое но…

К сожалению, инициатива с запретом не реализуема. А законы, которые невозможно проконтролировать не стоит принимать.

Почему не реализуема? Потому что даже в случае принятия (а я в этом сомневаюсь, так как у WB и Ozon очень сильное лобби), есть понятные пути обхода: создание долевых или фиктивных компаний, размещающих свой товар на маркетплейсах.

Да, бренд селлера и бренд площадки будет разный. Но это создаст множество компаний-сателитов принадлежащих так или иначе агрегатору.

👉И внимание…

Внешне будет казаться, что монополии на площадке нет 😱 А внутри весь топ выдачи будет принадлежать сателитам. И если сейчас % продаж личных CTM известен и открыт, то при принятии закона агрегаторы уйдут в тень.

И это только один из возможных негативных сценариев принятия закона.

Что бы предложил я?

Если бы со мной советовался Минпромторг по поводу данного закона, я бы предложил другое решение. Его как раз вчера озвучил на МоскваFM.

✔Я предлагаю обязать маркетплейсы с оборотом более 50 млрд. рублей в год открывать контакты селлера пользователям, позволить брендировать магазин, открывать сайт и т.д.. А последним передавать базу пользователей, купивших их товар.

Не так как сейчас: крошечное лого, а полноценный брендированный магазин с сайтом и контактами.

Сейчас главная проблема для селлеров в том, что размещаясь на площадке, продавец не строит свой бренд, не копит базу и полностью зависим от хотелок агригаторов. По факту он не копит активов. А именно активы делают богатых багатыми.

Уйти селлер с площадки не может. За каждого возвратного клиента - платит. Это такая форма кабалы. Поэтому открытие контактов и брендирование магазинов, в совокупности с правилами ниже, должны помочь развитию e-commerce рынка в целом и бизнеса селлеров в частности.

Установить общий стандарт алгоритмов выдачи товаров для всех агрегаторов. Он может быть гибкий, его можно будет менять, например, раз в год. Но если подумать, можно прийти к решению, которое удовлетворит и площадки, и пользователей, и продавцов.

Нужно работать именно с демократизацией алгоритмов. Потому что все остальное не так сильно влияет на конечный результат что для селлеров, что для пользователей.

Принять поправку о том, что оферту нельзя изменять чаще, чем раз в полгода. Почему? Объяснил выше.

Почему "брендирование и открытие контактов" может быть выгодно маркетплейсам?

Первое: По статистике “продвинутых селлеров” всего 8% - 10%, остальные будут работать как и раньше, поэтому убыток от "создания брендов" и использования базы контактов для МП будет минимальный.

Но зато появится возможность, которой будут пользоваться настоящие предприниматели двигающие рынок.

Второе: Большинство клиентов, все так же будет покупать через маркетплейс (не переходя на сайт селлера) так как доставка выгоднее (например, на Ozon) и можно купить сразу много разных позиций, привычка сформирована.

Но теперь, в случае если любимого товара нет, клиент без труда ассоциирует свой позитивный опыт с брендом и возможно пойдет искать его на других площадках. В итоге маркетплейсам придется боротся за бренды и качественных производителей, что будет на пользу рынку.

👉При этом агрегаторы смогут беспрепятственно продавать свои CTM.

Третье: Я слышал на планерной сессии по регулированию e-com, что правительство составляло закон об “агрегаторах”, в котором прописывалось, что “если клиент ассоциирует услугу или товар с агрегатором, то и отвечать за брак и другие проблемы с товаром должен агрегатор”.

И если такое правило введут для товарного бизнеса, это будет еще одной проблемой современных маркетплейсов. И лучше решить этот вопрос сразу.

"Если клиент ассоциирует услугу или товар с агрегатором, то и отвечать за брак и другие проблемы с товаром должен агрегатор"

Плюсы для пользователей:

Они будут знать “в лицо” селлера, производителя и держателя бренда. И будут знать, к кому обратиться в случае проблем. Более того, часть проблем будут решаться быстрее поддержкой самого селлера.

Конечно, тут нужно сделать ряд правок и углубиться в детали. На это не хватит одной статьи. Но в целом я предлагаю такое направление.

А что думаете вы? Напишите в комментариях, какой должен быть закон о маркетплейсах?

Можно также обсудить в моем телеграм-канале, там я рассказываю о свободных нишах в товарном бизнесе.

0
195 комментариев
Написать комментарий...
Тимур С

Почему государство и какие-то там Еноты, имеют право вмешиваться в бизнес частных компаний?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

1) одна из ролей государства состоит в том, чтобы устанавливать "правила игры". Здесь немного корректируют правила работы маркетплейсов.
2) не советуешься, но даже в этих случаях есть закон, который ограничивает время проведения шумных работ. И это очень удобно, что есть такой закон.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vit Mih

Антимонопольные законы появились неспроста. Причем во вполне себе нормальных рыночных экономиках Европы и Соединённых Государствах Америки

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

Ой, ну началось: "я не говорил про сроки, это другое")))
Вот что вы написали: "Ты когда в свою квартиру приходишь, не советуешься у соседей когда тебе начать ремонт?"

Ответ: советуешься, потому что есть закон.
Так и агрегатор будет соблюдать закон. Очень удобный закон, чтобы у нас не повторялись трюки Амазона. Дискуссия окончена.

Ответить
Развернуть ветку
Owloia

В Яндексе есть страницы бренда точно

Ответить
Развернуть ветку
192 комментария
Раскрывать всегда