Открываем и автоматизируем рыбный магазин

Поделюсь своим опытом и подборкой инструментов и сервисов, которые могут пригодиться.

Найденные на флешках и компьютере фото и документы (и те, что не улетели вместе со слетевшим «Яндекс.Диском») — прикреплю.

Оставшись примерно с 1 млн рублей и свободным временем, а также извечным вопросом «Что делать?», решили реализовать идею, которая приходила в голову на протяжении месяцев, — открыть рыбный магазин. Ведь тогда казалось, что их так мало.

Решено — сделано (зачеркнуть), начался процесс

Так как профессионализм и по розничной торговле, и по рыбе зашкаливал (сарказм) — посмотрели предложения по рыбным франшизам. Суть — ты получаешь фирменный стиль и требования, а взамен получаешь поставку товара по нехилым ценам, по которым не то что закупать, продавать проблематично. Вариант с франшизой убрали на дальнюю полку дальней кладовки.

Пообщались со знакомыми знакомых, получалась ежедневная выручка на рыбе 20–30 тысяч рублей. Примерили эти числа на простейшем «калькуляторе финмодели» в табличке для моделирования. Кавычки неспроста — они говорят о качестве этого инструмента, но его вполне хватило для понимания ситуации.

С одного магазина получалось не так чтобы фонтан, но с нескольких магазинов уже должно было получиться приятно

Чтобы не растягивать процесс, решили делать многие процессы параллельно и запуститься максимально быстро.

Торговать лучше в статусе ИП — и по простоте регистрации, и по налогам. Главное всё же — простота открытия. Тем более ничего не мешает при росте бизнеса перейти на ООО, или чем чёрт не шутит — АО.

Да и зарегистрировать самому — «плёвое» дело, и вопрос нескольких дней

Начали подбирать помещение, ориентировались изначально на потенциальный трафик (остановка рядом, народная тропа и так далее) и отсутствие конкурентов на районе. Выбрали помещение и предварительно договорились с арендодателем.

Кусок в 12 м² в таком «классном» помещении и ставкой в 20 тысяч рублей в месяц вполне устроил

Подали документы на регистрацию ИП. Пока шла регистрация (примерно неделя):

  • Разработали оформление магазина (претерпел изменения в процессе).
  • Подобрали первичного поставщика.
  • Список необходимого оборудования (всё равно мелочей много упустили).
Например, ценники
  • Определились с формой продавцов.
Тельняшки (не моряков, а десантников — зато синяя), от галстука отказались Зато добавились тёмно-синий фартук и головной убор
  • Отказались от помещения (как ни хитрил арендодатель, выяснилось, что помещение у арендодателя в аренде от города и сдавать его в субаренду он не имел права).
  • Ускоренно начали искать новое помещение, так как плана Б на него не было.
  • Открыли расчётный счёт.
  • Задумались об эквайринге (принимать карты к оплате).

Поиск нового помещения затянулся на несколько недель. В итоге нашли помещение площадью 6,5 м² в мини-ТЦ, или «мультибрендовом магазине». Соседями у нас были «Палыч», «Вкусная долина», «Подворье», «Мясницкий ряд», орехи и ещё кто-то.

Соседи, если они не конкуренты, — это хорошо, так как они дополнительно генерируют трафик. Если грубо: зашёл за огурцами, заодно купил сёмги

На YouDo заказал человека — он по два часа утром, в обед и вечером считал зашедших в магазин посетителей (надо было включить в задание видеозапись, чтобы потом можно было проверить данные, которые написали на листочке, да и человек бы лучше считал, зная, что его работу проверят).

Ставка аренды была 10 тысяч рублей за 1 м². Первый платёж составил 130 тысяч рублей. И ещё мы поняли, что нам нужна мокрая точка, или по-простому раковина, и небольшой склад.

Отказались от продажи охлаждённой и свежей рыбы из-за нереальной вонищи. Да и охлаждённая рыба в большинстве магазинов — это замороженная, которую разморозили за вас. А разморозить рыбу без большой потери вкуса несложно: нужно промыть под проточной холодной водой несколько минут или положить на несколько часов (например, на ночь) в холодильник.

Оборудование

Холодильная витрина от -6 до +6 °С и от 120 см длины — для копчёной рыбы, селёдки, пресерв и прочего. Купили витрину фирмы Cryspi, так как у неё больше ширина выкладки, а это значит, что при сопоставимой длине вы сможете выложить больше товара. 20 тысяч рублей.

Морозильная витрина до -24 °С от 140 см длины — для всей остальной замороженной рыбы, стейков сёмги, скумбрии, креветок, осьминогов и так далее (опять же, витрина Cryspi по той же причине — большая площадь выкладки). 28 тысяч рублей.

Как оказалась, покупка б/у таит опасности — например, умирающие «мозги» витрины. цена вопроса 8000 — и всё равно дешевле покупки новых. Даже учитывая отмывку и дезинфекцию

Лари морозильные — для хранения и продажи замороженной продукции. Здесь освоили две методики.

  1. На витрине красивая выкладка, а товар продаётся из ларя.
  2. Продаётся с витрины, а из ларя докладывается на витрину.

8–10 тысяч рублей за штуку.

Полки на стену — для размещения консерв, сковородок, масла и прочих допников. Ещё мы их размещали ближе к лицу покупателя. Доски в «Леруа мерлен» по 150 рублей и уголки для крепления к стене рублей по 30.

Плёнка с фирменным принтом на стену и для декора витрин. Около 4000 рублей. Лайфхак: лучше заказывать баннер — его потом легко снять

Весы на Avito за 1000 рублей. И поверка — ещё тысяча.

Денежный ящик — 1200 рублей.

4G-роутер и 4G-модем обошлись в 6000 рублей, и тариф у «Алло Икогнито» 120 ГБ в месяц за 650 рублей (суммы точно не помню, но порядок был такой).

Облачная камера видеонаблюдения ActiveCam и тариф сервиса облачного видеонаблюдения с недельным хранением за 350 рублей в месяц.

Касса «Эвотор» на Avito или «Юле» за 15 тысяч рублей. Новые стоят 27 тысяч рублей — и они идут со сканером штрих-кода. Для простоты отчётности и пробития чеков для спокойствия покупателей. Так как под действие 54-ФЗ мы не попадали, то покупали патент в районе 27 тысяч рублей в месяц, и налоговой на кассу было всё равно.

Подносы и контейнеры для выкладки.

Средства уборки.

Расчётный счёт

Для заключения и оплаты нормальных договоров аренды, работы с поставщиками и уплаты налогов нужен расчётный счёт в банке. Просмотрели поверхностно предложения основных банков, большой разницы на начальном этапе не увидели.

Больших оборотов никто не ждал, а значит, просмотрев предложения большинства банков, в среднем получили примерно одинаковую картину. Не стали тратить время на просчёт всех копеек и открыли расчётный счёт в «Точке», потому что они сами к нам приехали. Как вырастим до больших оборотов — откроем счёт в другом банке, если будет выгоднее.

Эквайринг

Здесь немного сложнее, чем с банком для расчётного счёта.
Кто будет вам оказывать услуги эквайринга, в принципе не важно, главное — условия и скорость перевода средств на основной расчётный счёт (уже почти у всех быстро).

Сначала выбрали Life Pay с их хитрой штукой, которая одной стороной вставляется в AUX-разъём смартфона, а с другой это устройство для чтения банковских карт. Вся работа идёт через приложение на смартфоне. Всё супер, но люди пожилого возраста к таким хитростям относились с опаской и отказывались от оплаты.

Пришлось задуматься о более привычном для покупателей устройстве. На Avito купили пинпад за 3000 рублей и бесплатно прошили его в РФИ-банке, там же подписав договор эквайринга. За 2% деньги были у нас на счету на следующий день.

Куплены через доски объявлений

Сейчас наверняка есть более выгодные условия, в том числе и по аренде терминалов.

Реклама

Зафакапили со сроками и запустили активности примерно через неделю после открытия. Что было из активностей:

  • Промоутер. 1000 рублей за четыре часа.
  1. На пластике А1 напечатаны рекламные сообщения, висят на верёвках спереди и сзади от промоутера.
  2. Листовки с рекламным предложением и схемой прохода.
  3. Портативная колонка за 1200 рублей, на которой проигрывалось рекламное сообщение, заказанное в онлайне за 500 рублей (ссылка на сервис в конце).
  4. Шарики фирменных цветов: синие и белые.
  • Такие же шарики установили на входе в магазин и в самом отделе для «связки» раздающего листовки промоутера с магазином и привлечения внимания проходящих мимо.
  • Наклейка на полу на входе в магазин.
  • Плакат в панорамном окне магазина.

Был ли толк от промоутера — на удивление был. Выручка с 3–5 тысяч рублей в первые дни открытия увеличилась до 12–15 тысяч. Промоутер простоял примерно неделю, в последние дни его эффект сводился практически к нулю, и выручка начала возвращаться на свои старые позиции — 5000 рублей в день.

Параллельно выяснилось, что всё не так радужно с местом. До нас здесь стоял рыбный магазин сети, заработавший репутацию тухляка (учитывая низкий трафик и высокие закупочные цены, у них должно было быть много средств для постоянного обновления товара), и часть покупателей нас не дифференцировала.

Трафик в общем и целом не фонтан, а обещания арендодателя, что скоро всё будет хорошо, — так и остались обещаниями. (Забегая вперёд, отсюда мы съехали следом за «Палычем».)

Параллельно начали открывать магазины в Жулебино и Люберцах.

По оборудованию состав примерно одинаковый везде, поэтому повторяться не буду. Что ещё делали из активностей, помимо перечисленного выше:

  • Поспамили SMS-ками по женщинам в возрасте от 20 до 45 лет, которые постоянно бывают в радиусе 800 метров от магазина, — результат близкий к нулевому. Видимо, надо уметь его готовить.
  • Расклеили в лифтах окрестных домов рекламу и раскидали листовки по почтовым ящикам. Подрядчик задержал распространение по срокам и качеству, несмотря на фотоотчёт.
  • Заказали световую вывеску — около 6000 рублей. За монтаж запросили 5000 рублей, но за эти деньги купили длинную лестницу и сами смонтировали.
  • Поставили штендер (в Москве они запрещены) — плавник акулы из фанеры с наклеенным на него предложением стейка акулы. Работал, людей приводил. Тут сложно сказать, что лучше подействовало — необычная форма или предложение попробовать акулу за вменяемые деньги.
  • Проводили беспроигрышную мини-лотерею (подарок за покупку) — при покупке больше 500 рублей в одном чеке покупатель засовывал руку в банку с напечатанными на кусочках бумажек призами. Большая часть призов была с низкой закупочной стоимостью: разные виды консерв, и по возрастанию от форели и креветок до большой сковородки. Лотерея зашла, так как здесь помимо стандартного желания наживы задействовали и элемент азарта. Так как рыбу, особенно замороженную, можно хранить долго — то покупали повторно, чтобы поучаствовать в лотерее. Приходили и по рассказам соседей и знакомых. Эта схема рабочая.
  • Так как были окна, а световая реклама в окна «кусалась по цене» — в районе 6000 рублей, то придумали покупать по 1000 рублей светодиодные тонкие потолочные панели в «Леруа мерлен», заказывали за 500 рублей принт на бэклите (специальная плёнка для световой рекламы) и подвешивали в окно. Потом даже автоматизировали, купив розетку с механическим таймером рублей за 300 и настроив включение каждый день в 8:00 и выключение в 23:00.
  • Ту же технологию использовали для уличного графика работы, который превращался в дополнительную рекламу в ночное время.
  • Так как магазин мы реально открывали за несколько дней, то баннеры «Здесь скоро откроется рыбный магазин» мы не делали.

P.S. в Москве есть замечательное 902 постановление, регулирующее наружное оформление магазина, делайте в соответствии с его адекватными требованиями — и ничего ни с кем согласовывать не надо. Пролистайте, там есть наглядные картинки :)

Персонал

С ним было очень тяжко. Изначально искали людей с опытом работы на рыбе. Специалисты с десятилетним опытом работы на рыбе: портили товар, хамили покупателям и роняли в несколько раз выручку.

Стали искать просто продавцов, не пугающихся работы с рыбой. А пугаться есть чего — ты сам начинаешь быть рыбой по запаху. Стало лучше, во всяком случае перестали намораживать рыбу льдом (у замороженной рыбы должна быть ледяная корочка очень тоненькая( в весе рыбы 1-2%, именно она позволяет рыбе сохранять вкус, запах и тд, да) и памятки для перпомогли. В поиске продавцов отлично себя показал Avito.

Для контроля отлично себя показало видеонаблюдение, только продавцы должны знать, что вы действительно смотрите записи (например, делая им регулярно замечания по результатам просмотра). И возможность быстро прислать продавцу на WhatsApp видео спорного момента (я вам пять тысяч давала) делает работу продавца спокойнее.

Учёт и контроль

Разбирались по ходу дела, пробовали Excel, калькулятор, бумажные накладные, «МойСклад», «Эвотор», бесплатные программы.

Оптимальным оказалась нормальная кассовая программа «1С» или Frontol и нормальная товароучётная система. Это обойдётся дороже, чем смарт-терминал, но время, нервы и полученные возможности того стоят.

Если длинно, то вы умрёте со скуки, если коротко:

Про автоматизацию

В общей сложности поэтапный переход на полную автоматическую торговлю развивался постепенно: на каждой стадии дорабатывается определённая область.

Начинали с «Эвотора» и обычных весов, потом добавился сканер штрих-кода, следом за ним весы, подключаемые к этому смарт-терминалу. Они забирали весовые данные с весов и отправляли в терминал. Продавцу не приходилось ручками вбивать вес, и обслуживание происходило быстрее, жаль, цена не передавалась со смарт-терминала на весы.

Что делать дома? Конечно настраивать кассу и эквайринг

Банковские терминалы прошли ту же эволюцию, что и весы, — сначала продавец перебивал сумму из чека в пинпад, потом подключили терминал, который сумму со смарт-терминала принимал автоматически. Потом старые ноутбуки и ПК с профессиональной кассовой программой Frontol и фискальным регистратором (по простому «чековый принтер» — он также передает данные в налоговую, когда настала череда онлайн-касс).

На кассовой программе остановлюсь немного подробнее, так как реально тяжело было заплатить за программу, когда есть бесплатные «аналоги». Повелись на декларированные «безграничность возможностей», то есть мои хотелки не превращались в сизифов труд, а превращались в реальную функциональность.

Учёт и контроль: интерфейс

Для старта нет необходимости в обучении персонала. Работать можно как с мышью, так и с тачпадом или на сенсорном экране. Лёгкий выбор отображения нужного меню и функциональности на дисплее. Удобная работа с каталогами, возможность группирования товара по типу и особенностям.

Реализация товара

Продажи проводятся при помощи быстрого анализа каталога или с использованием сканера штрих-кода. Продукцию можно быстро найти по названию или артикулу. Товар разделён для продажи по свободной, фиксированной или дисконтной стоимости.

Формы расчётов

Возможность моментального переключения с наличной на безналичную форму оплаты, и наоборот. Принимается комбинированная оплата с нескольких банковских карт или карта с наличными. Возврат средств происходит в несколько кликов или в один клик с предварительно заданной комбинацией клавиш.

Дисконтная оплата

Оплату со скидкой можно осуществлять в ручном режиме как на всю покупку, так по каждому товару в отдельности. Есть интересная функциональность — покупателю предоставляется возможность «поторговаться», но только в определённых менеджером рамках. Но применения у себя не увидели. Дисконтные карточки у себя не заводили принципиально, так как скидки — зло торговли.

  • Отучают покупателя покупать товар по нормальной цене.
  • Чтобы «отбить» скидку, надо продать больше товара.
  • Покупатели слабо реагируют на маленькие скидки, а большие — это уже не бизнес, а благотворительность.
  • Мы просто не умели и не умеем их готовить, ведь «магия жёлтых ценников» сетевых магазинов работает — но там другие принципы.

Настройки прав, кассовый мониторинг

Доступ к системе может быть назначен с разными данными для входа каждому сотруднику индивидуально: администратору свой, кассиру свой, количество пользователей — любое. Работать можно в онлайне удалённо. Для случаев утраты конфиденциальных данных предусмотрено резервное копирование, включая хранение информации в облачном хранилище.

Работа с каталогами

Товар по штрих-коду моментально отыщется среди миллионов позиций. Один каталог — один файл. Каталог разделён как по товарным группам, так и отдельным товарам, по габаритам, свойствам, минимальным ценам, размерам скидок или по ещё чему-либо. Есть возможность проводить переоценку и обновлять информацию без нарушения какой-либо структуры каталога с выводом обновлённых данных на все кассы торговой сети.

Отчёт по проведённой реализации

Отчёты по выручке формировали по следующим ключевым показателям:

  • Определённому календарному периоду.
  • Сезонным периодам продаж.
  • Товару определённого вида.
  • Товарным группам.

Такая функциональность удобна для анализа и принятия рациональных (иногда не очень) управленческих решений как по реализации ассортимента, так и по продуктивности работы персонала.

Не обманули — возможностей много, но сами бы я не установили эту софтинку.

Резюмируя. Для нескольких магазинов нужна: нормальная кассовая программа (Frontol, «1C» и ещё что-то), программа для товарного учёта («1С» и подобное).

Сканер штрих-кода значительно ускоряет обслуживание, особенно когда позиций больше 100. Думаю всем понятен принцип работы на товарах уже со штрих-кодами. Мы, например, чтобы продавец не рылся в поисках нужной позиции на кассе, делали листок со штрих-кодами и для весовой продукции. Продавец укладывал на весы сёмгу, сканировал штрих-код сёмги со списка перед ним и экономил несколько секунд ожидания покупателя.

Весы. Без них никак, если вы продаёте весовой товар. Вы можете взвешивать товар прямо перед продажей, сколько попросит покупатель. Либо взять весы с печатью этикеток и заранее взвесить и упаковать порции товара и уже просто сканировать товар в чек без взвешивания.

Видеонаблюдение. Всегда рекомендую использовать облачное, хотя бы в дополнение к традиционному с записью на локальное хранилище. Были случаи когда воришки уносили регистратор с архивом, а вот записи из облака им унести не удавалось. Мы юзали трассир, но есть аналоги, смотрите сами.

Денежный ящик, автоматически открываемый — смысла не увидели, покупали обычный, запираемый ключом. Главное, чтобы было отделение для мелочи.

Розничная торговля оказалась не таким простым бизнесом, и в плановые показатели по выручке никто из магазинов не вышел. Торговля к Новому году реально оживает, выручка росла кратно в 20-х числах декабря, и 30–31-го её уже почти не было. Остальные праздники та же картина.

Ещё очень стали раздражать торгующие без всякого оформления, касс и уплаты налогов палатки:

Вот такие и подобные. Про санитарию говорить даже не стоит

Болтаясь в районе операционной рентабельности и в лучшем случае оставляя доход тысяч в 60 (меньше, чем работы по найму).

Не увидев перспектив, за два месяца половину магазинов продали готовыми магазинами с товарными остатками, остальные просто закрыли и распродали оборудование. Свести к минимуму убытки помогла покупка дорогостоящего оборудования (а именно витрин) на досках объявлений — продали очень близко к стоимости покупки, что никак не получилось бы при покупке новых.

P.S. Краткий перечень опробованного:

  • Калькулятор прибыльности.
  • Самостоятельная регистрация через сайт налоговой.
  • Поиск помещений: Avito, «Циан», «Юла».
  • Бухгалтерия: «Эльба».
  • Уведомить Роспотребнадзор (за 10 дней до открытия, при закрытии уведомлять не надо) — заявление.
  • Интернет: «Алло Инкогнито», 4G-модем от «Билайна» и роутер Zyxell.
  • Касса: «Эвотор» (сейчас ещё Сигма есть), Frontol.
  • Холодильные витрины, морозильные лари, банковские терминалы, весы с передачей данных, денежные ящики — «Юла» и Avito.
  • Сейфы, тумбочки, светодиодные панели для световой рекламы — «Леруа мерлен».
  • Вывески и прочие правила наружного оформления, не требующие согласования (для Москвы).
  • Оценить потенциальный спрос c сезонностью спроса: Wordstat.
  • Спрос по полу и возрасту: «Кабинет вебмастера».
  • Потенциальный трафик с фильтрами по частоте посещения выбранной зоны и так далее: «Яндекс.Аудитории».
  • Расчёт жителей района по количеству квартир: как ни удивительно, но «Почта России». Маленькая хитрость — это сервис почтового распространения, но он и выдаёт информацию по количеству квартир в выбранной зоне.
  • SMS с таргетингом: «Мегафон.Таргет».
  • Листовки и прочая полиграфия: «50 копеек».
  • Поиск персонала: Avito.
  • Люди для разовых задач: YouDo.
  • Видеонаблюдение: Trassir Cloud.
  • Партнёры для совместных рекламных акций: Ассоциация ко-маркетинга.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Avgust Romero

Отличная статья. Вот только не хватило анализа: Почему закрылись...

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

В последнем абзаце написано, не вышли на ожидаемую прибыль и не стали работать ради работы с непонятной перспективой и рисками.

Ответить
Развернуть ветку
Avgust Romero

Серьезно? Так и написано? Вот спасибо. А почему не вышли?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ру
Автор

На самом деле сложно сказать, где-то не хватило "длинных" денег, где-то опыта и навыков. Но основная причина, как отметил выше Ales Sharaev, не выход на планируемые показатели и неясные перспективы... можно было конечно побарахтаться ещё, но смысл неясен. Перед глазами есть примеры, когда на магазин тратят больше чем на семью и детей, и так по несколько лет, оказываясь в долгах, но с надеждой... такого совсем не хочется. Не смогли довести до устраивающих показателей, зачем тогда такой чемодан без ручки. Как-то так.

Ответить
Развернуть ветку
Avgust Romero

О чем я и написал. Причины сложно понять даже вам с действующей управляющей стороны.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Вы статью то читали?

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда