Как запустить интернет-магазин: инструкция для заказчиков

Директор ИТ-компании Асмарт Анна Кукина рассказала, как избежать факапов при разработке интернет-магазинов и на чем можно неплохо сэкономить.

Команда Асмарт

Привет! Меня зовут Людмила. В прошлом — журналист, сейчас работаю маркетологом. Этим интервью я открываю цикл публикаций о создании ИТ-продуктов для бизнеса. Буду постепенно вытягивать ценные знания из представителей ИТ-отрасли, чтобы вам, заказчики, было легче работать с новыми проектами.

Зачем это нужно?

За время работы в ИТ-сфере мы неоднократно пытались составить портрет заказчика. Я сейчас не про крупные компании, где есть штат бизнес-аналитиков, знающих, как и о чем говорить с разработчиками. Я больше про предпринимателей, которые хотят масштабировать свой бизнес с помощью технологий, и, непосредственно, вовлечены в этот процесс.

Часто это люди со слегка уставшим взглядом. У них есть возможности и амбиции для роста компании, но им абсолютно некогда нянчиться с разработчиками. Многие из них уже обжигались на программистах-фрилансерах, поэтому у каждого найдется пара незавершенных проектов. Они недоверчивы и осторожны. Им нужна прозрачность, простые инструкции и правила.

Поэтому решено запустить цикл статей о создании успешных ИТ-продуктов. Надеюсь, эти знания пригодятся бизнесу.

Об эксперте

Анна Кукина

Анна Кукина — директор ИТ-компании Асмарт

Город: Омск

Специализация: разработка и продвижение сайтов, интернет-магазинов, мобильных приложений

В этом деле с 2014 года

Метрики успеха: Асмарт входит в топ-5 региональных веб-студий в рейтинге Рунета.

О роли бизнес-аналитики

С чего вообще начинать? Составить минимальное техзадание и отправить его разработчикам? А если не особо понимаешь, как это делается, ты ж не эксперт.

Чтобы начать разработку интернет-магазина, сначала нужно подумать и задать себе следующие вопросы:

  • Что вы в итоге хотите получить? Какой сайт вам нужен?
  • Как интернет-магазин будет выглядеть и жить, каких клиентов будет вам приносить?
  • Какие цели вы ставите перед собой и проектом?

Затем нужно провести бенчмаркинг. Посмотрите интернет-магазины конкурентов, чтобы выявить их сильные и слабые стороны. Изучите карточки товаров, выберите цветовую гамму и примерный стиль.

Бенчмаркинг — сопоставительный анализ эталонных качеств, представляющий собой процесс выявления и понимания лучших практик конкурентов для улучшения собственной работы. Бенчмаркинг является одним из направлений стратегического маркетинга.

Сегодня подобные исследования вам могут провести в любом маркетинговом агентстве. Но, понятное дело, это стоит денег. Если вы хотите самостоятельно контролировать ситуацию и прийти к нужному результату, то бенчмаркинг можно провести собственными усилиями. Это сложно и понадобится некоторое время.

Как-то раз я готовила техзадание дизайнеру для другого своего проекта, то есть по сути оказалась в шкуре заказчика. У меня ушло на это три недели. Честно, я прокляла все на свете и хорошо поняла боль всех заказчиков.

Зафиксируйте ответы на вышеперечисленные вопросы и лучшие практики конкурентов. Это станет основой вашего техзадания. Затем составьте описание проекта, чтобы разработчики быстрее прониклись темой и поняли, для какого бизнеса и какой целевой аудитории они будут разрабатывать интернет-магазин. Чем подробнее расписано техзадание, тем понятнее обеим сторонам.

То есть проект начинается с маркетинга, а не с разработки?

Сейчас стало заметно, что бизнес учится выстраивать внутренние и внешние бизнес-процессы, проводить маркетинговые исследования и серьезную аналитику ДО старта проекта. Но все упирается в бюджет клиента. Особенно в регионах, где у предпринимателей не всегда есть деньги на сайт даже для старта.

Понятно, что проанализировать конкурентов и посмотреть сайты до отрисовки дизайна — это не равно изучить финансовые показатели конкурентов или сделать аудит одного из направлений бизнеса. И тем не менее, это делается для того, чтобы заказчик сказал: “Сделайте мне вот это”, а компания-разработчик смогла проанализировать его требования и посоветовать веб-решение.

Есть ли формула идеального техзадания?

Да, я называю это правилом 10П:

  • Просим бриф у компании или ищем в интернете.
  • Прописываем структуру своего интернет-магазина.
  • Прописываем каталог, фильтры и особенности.
  • Просматриваем карточки товаров у конкурентов и составляем идеал своей.
  • Поиск сайтов по простому принципу — что нравится визуально.
  • Поиск сайтов по простому принципу — что нравится по удобству.
  • Прикладываем скриншоты.
  • Пишем текст о компании.
  • Придумываем логотип (если его нет).
  • Планируем, нужна ли оплата на сайте (какой эквайринг нужно будет прикрепить программистам на сайте).

О схеме оплаты работ

Кстати, об оплате. Как заказчику определиться с бюджетом? Почему на рынке такой странный разбег цен? И из чего цена формируется?

Ценообразование в ИТ — это краеугольный камень всей нашей сферы, поскольку задачу довольно сложно с ходу оценить с точностью до минуты. Одному специалисту нужен час на решение вашей проблемы, а у кого-то уйдет 20 часов. И это не означает, что второй специалист хуже, наоборот, он может выполнить задачу лучше в качественном смысле.

Ценообразование в ИТ

Как бы то ни было, большинство компаний работают по фиксированной ставке в час. Мы, например, трудимся над проектами за 700 рублей в час. На разработку интернет-магазина в среднем уходит 150 часов. На подключение онлайн-кассы — еще 30.

В стоимость разработки входят дизайн, программирование, адаптивная версия под мобильные телефоны, возможность редактирования сайта. Сверху могут накладываться различные нюансы — начиная от пожеланий заказчика и заканчивая технической документацией на API той же онлайн-кассы.

Как ты считаешь, как должен производиться процесс выплат? Поэтапно, предоплата или по факту.

Я считаю самый оптимальный вариант — 50% до и 50% после. Но можно работать в формате 20-30-50%, чтобы и клиенту было спокойнее, и подрядчику работалось веселее.

О сложностях при разработке

Какие самые частые проблемы возникают при разработке интернет-магазина?

Проблемы бывают разные, но если выделить топ, то первое место можно заслуженно отдать игнорированию бизнес-процессов. Если клиент заказывает структуру сайта, не подумав, кто и как будет принимать заявки и куда их лучше отправлять, то такой проект будет испытывать большие проблемы. Сначала нужно выстроить бизнес-процесс и уже под него продумывать структуру сайта.

В случае с интернет-магазинами, эта проблема в основном касается каталога продукции и услуг. Ведь часто бывает множество подкатегорий, поэтому надо продумать шаги клиента до каждого товара на сайте.

Вторая проблема — забывчивость заказчика. Бывает такое — отрисовали дизайн, но позже оказалось, что не для всех страниц, потому что о каких-то заказчик запамятовал. Это опять же нужно фиксировать в техзадании, чтобы временная амнезия не накрывала ни команду разработки, ни заказчика.

Случается, что заказчик хочет сделать интернет-магазин для себя или чтобы угодить начальнику. Нет, вы делаете сайт для клиента.

Как избежать несогласованности действий с командой разработки и проблем в коммуникации?

Во-первых, нельзя сводить все общение к переписке. Нужны контрольные точки в виде встреч или созвонов.

Не стоит отклонять все инициативы разработчика — приятно, когда человек интересуется проектом, и в то же время прислушивается к нашему мнению, как к экспертному.

Для прозрачности можно вести проект в Trello, чтобы все участники проекта могли видеть, на каком этапе разработки находится команда и сколько тратится часов на те или иные задачи.

Проект можно вести в Trello Асмарт

Об интеграциях и инструментах

С чем нужно интегрировать свой интернет-магазин? Как выглядит базовый набор?

Все зависит от специфики проекта, но есть системы, которые нужны в обязательном порядке:

  • коллтрекинг
  • CRM
  • Яндекс.Метрика и Google Analytics
  • различные системы для повышения конверсии.

Нужно ли онлайн-кассу подключать? Как это делается?

Смотря, какая сфера бизнеса. В законе описано, кому можно без нее, а кому только с ней. Отсрочка, которую давало государство, закончится уже 1 июля, но недавно президент утвердил очередную отсрочку до 2021 года.

Впрочем, в законе есть нюансы – льготы предоставляются тем предпринимателям, которые продают товары собственного производства и не имеют наемных работников.

Стоимость подключения к интернет-магазину зависит от онлайн-кассы. У многих касс есть свое API, программисты его изучают и связывают кассу с сайтом. Кстати, не у всех касс бывает техническая документация, и это тоже может быть проблемой.

Адаптивность, кроссплатформенность. Насколько это важно учитывать? Сегодня еще встречаются интернет-магазины без мобильных версий.

Обязательно! Поисковые системы занижают сайты без мобильной версии, и это просто некомфортно пользователям. Многие покупатели сейчас вообще все делают через смартфон – поэтому им должно быть максимально удобно.

О маркетинге интернет-магазина

Хорошо, с базовыми вещами разобрались. Какие маркетинговые приемы можно использовать в своем интернет-магазине? Что нынче в тренде?

Сейчас ценится такой процесс, как сквозная аналитика — выяснить, откуда пришел клиент и сколько стоит его привлечение.

Обязательно нужны дополнительные продажи в интернет-магазине — всплывающие окна с предложением “с этим товаром берут еще” или “у вас осталось 1000 рублей до бесплатной доставки”.

Всегда предлагайте клиентам подписаться на акции или отправить товары из корзины на email, чтобы вернуться к ним позже.

Изучайте своих клиентов. Предлагайте им заполнить небольшие анкеты, чтобы использовать эти данные для выстраивания маркетинговых предложений.

Используйте геймификацию. Предлагайте клиентам пройти тесты и несложные игры, чтобы получить скидку. И ничего, если проиграет, дайте ему еще шанс. Для отправки промокода запрашивайте адрес электронной почты.

Стоит присмотреться и к таким инструментам, как коллтрекинг, виджеты обратных звонков и обращений в WhatsApp, например.

Не стоит игнорировать все инструменты для продвижения. В век информационных технологий работает даже оффлайн активность. Мы, например, один раз разместили баннер на улице. Он привел к нам пять заказчиков.

Оффлайн-активность по-прежнему работает Асмарт

О стоимости разработки интернет-магазина

Во сколько в итоге может обойтись интернет-магазин и сколько времени уйдет на разработку?

Если мы говорим про полноценный сайт с оплатой, то ориентировочно от 80 000 рублей до 120 000 рублей. Но это не догма, на рынке можно встретить варианты и за несколько миллионов рублей. Я беру в расчет среднюю температуру по больнице.

За покупку лицензии на CMS (система управления сайтом) придется платить отдельно. Мы рекомендуем CMS Bitrix или OpenCart, потому что они более гибкие в плане доработок в будущем. Например, когда нужно добавить несколько цен у товаров или личный кабинет с бонусами.

Этот функционал можно доработать и на другой системе, но с Bitrix будет быстрее. К тому же администрирование на Bitrix, на мой взгляд, легче, чем, например, на Drupal.

Тем не менее, для определенных магазинов можно использовать CMS Drupal или Wordpress. На разработку в среднем уходит от 2,5 до 4 месяцев. Как правило, эти системы подходят для магазинов, где не нужна синхронизация сайта с 1С (чтобы товары обновлялись на сайте и брались из 1С клиента), а в каталоге — не более 50 товаров.

Система влияет на работу сайта, так что, если переборщить с позициями, то интернет-магазин на Wordpress может подтормаживать.

Существуют интернет-магазины без оплаты. Такой проект обойдется в 58-65 тысяч рублей. Выглядит это так: клиент выбирает товары, оформляет заказ, который направляется ему на электронную почту. Оплата в дальнейшем производится на банковскую карту или расчетный счет.

Поддержка и доработки. Кто этим должен заниматься? И сколько денег на это закладывать.

Если у вас интернет-магазин, то вам однозначно нужны будут специалисты или хотя бы контакты тех, с кем вы можете пообщаться по любой проблеме. Техподдержка в среднем осуществляется за 4-5 тысяч рублей в месяц. Когда необходимо решение точечных проблем, тогда стоимость услуг оценивается в часах.

Ошибки бывают, их не избежать. Например, банк может отклонить транзакцию. Что происходит у клиента в этот момент? Конечно, паника. Он думает, его обманули мошенники. А на самом деле был технический сбой в оплате, и деньги через пару дней вернутся.

Любой ресурс и уж тем более интернет-магазин нужно развивать, пробовать новые маркетинговые приемы, модернизировать старые. Так что работа над интернет-магазином будет идти всегда. Это важно понимать еще на старте проекта и, разумеется, закладывать в бюджет компании расходы на работу с интернет-магазином.

Если у вас есть вопросы к Анне, задавайте их в комментариях. Хотите поделиться своим экспертным мнением? Тогда пишите мне на почту [email protected]!

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Вихарев

Статья для блога студии, но не для vc.ru ценности в статье нет. Все что в этой статье написано, уже опсосано по 100 раз. Цена от 80 000 до 120 000 это явно шаблон из маркетплейтса Битрикс с доработкой. Бриф и ТЗ от заказчика это прошлый век.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Zakharchenko

Скорее всего разговор идет про запад страны где цены другие. В Сибири увы не много людей готовы платить большие деньги

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

Я же не спорю, что эти цены низкие или высокие. Готовы заказчики платить или нет.

Я очень люблю сравнивать весь агентский бизнес по разработке сайтов с строительством.

В строительстве есть большие компании и фрилансеры(шабашники), есть готовые домокомплекты, а есть уникальные проекты.

Я лишь пытаюсь донести мысль что неважно где ты работаешь и кем. Нельзя заводить потребителя(клиента) в заблуждение.

Сделать уникальный интернет магазин за 80 000 нельзя. Да и зачем?

Для клиентов которые не готовы платить больше есть куча альтернатив: готовые решения, шаблоны, сервисы. Я бы тем более даже рекомендовал с бюджетом в 80 000 лучше сделать магазин самому, а свои 80 000 вложить в рекламу.

А так студии работающие в низком ценовом сегменте ещё и рассказывающие, что они делают уникальные решения. Долго не работают.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Годный коммент, вдумайтесь в каждое слово

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Кирилл! Мы делаем сайты за такие суммы, и с уникальным дизайном)))
Cредняя зп в Омске - 15 000 рублей (для справки)

"А так студии работающие в низком ценовом сегменте ещё и рассказывающие, что они делают уникальные решения. Долго не работают". - работаем с 2014 года))) и сделаем все возможное, чтобы работать дальше!

Возможно, сменим ориентиры и цены, так как бизнес развивается, развивается и Омский бизнес - поэтому сложно что-то прогнозировать.

Смысл статьи был показать, что есть небольшие студии, которые делают свою работу хорошо за средние суммы. И поделиться небольшим опытом.
Все скромно!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Kovalev

любые мощные фейлы и факапы интересны массовой публике )

Анна в том и различие между выступлением (где люди могу в принципе в полуха вас слушать листая инсту) и заметкой которую вы набросали (которую таки приходится читать) где хочется узнать что-то новое, а не про ставку (она то каким образом может повлиять на возможность факапа?) Вашей фирмы, то что Омск город с невысокими зарплатами, это я понял, но мне как заказчику, мало это интересно. лучше бы рассказали как двигаются пластиковые окна или еще что нибудь конкурентное на примере клиента, или описали бы нестандартную интеграцию с 1С, было бы интереснее, а так всплывающие окна и вордпресс тормозит, такие задачки клиент и кворке может заказать на раз-два, ей богу ) ну а так, процветания желаю всему малому бизнесу Омска и вашей фирме, в частности!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Николай, как жаль, что не все заказчики такие продвинутые, как вы. Это приятно, что есть те, кто с вниманием и пониманием относятся к теме! Респект!
Про интересные кейсы и проблемы с 1С - спасибо за подсказку) про кейсы пишем у нас в блоге!
Кстати, рекомендую - https://asmart-group.ru/useful-ideas/keys-lidy-v-nishe-remonta-deshevle-1600-rub

С 1С - реально много проблем))) задумалась над новой статьей! Вы меня вдохновили! Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Kovalev

Про факапы ноль, рекомендации "делайте всплывающие окна", Битрикс лицензии, ВордПресс тормозит, друпал неудобен, часовая ставка 10 баксов. Все смешалось у омичей. Вы бы ещё магенто в арсенал приписали, с экспертностью в опенсурсе ) трешовее бы пиар заметка ваша вышла бы. Не благодарите.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Какие факапы вас интересуют?
Я давала интервью на основе своего выступления про интернет-магазины для малого и среднего бизнеса, и здесь реально ТЕ вопросы, которые задают РЕАЛЬНЫЕ клиенты с небольшими бюджетами и в малом бизнесе. Все всегда думают про масштабы и кидают громкие слова, а про малый бизнес, который, в принципе, основа России - как-то забывают.

Ответить
Развернуть ветку
Олена Кохан

А не проще ли ИМ на облачном сервисе например InSales. Я готовлю к запуску свой интернет-магазин подарков и открыток, и вероятнее всего выберу этот сервис. Или коробочный Битрикс24, там есть все что нужно. К чему все эти телодвижения, если есть готовые решения. Если нужно, их можно допилить. Но в принципе все, о чем Вы упомянули - зашито в эти решения.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Вопрос во времени и компетенциях - не у всех клиентов они есть. Я за Битрикс. Как правило, если дело пойдет, коробочно-шаблонного варианта будет недостаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitryi Trushin

На дистанции в несколько лет InSales будет дороже... Битрикс24 тоже требует определенных навыков и знаний. Другие облачные решения тоже по тарифам с нормальным набором услуг обойдутся дороже "средней по больнице" цены сайта. Да и человек нужен, разбирающийся. Просто сам сейчас делал небольшой партнерский магазин, немного в теме. Как раз изучал различные облачные решения.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Если хотите получать трафик с поиска, не советую облачные сервисы.

Ответить
Развернуть ветку
Костя Китаец

Почему???

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Нельзя очень много вещей реализовать, сделать нормальную структуру, перелинковку. Во многих агентствах не берут сайты такие сразу, будут проблемы.

И в подтверждение, есть исследование по облачной системе и обычной:

Ответить
Развернуть ветку
Костя Китаец

А, теперь понял. А вот мне советовали Insales, там тоже проблемы?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Пару лет с ним не сталкивался, ничего не скажу, только учтите, в дешевом тарифе нет SEO функционала точно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Вундермахер

Шопскрипт в облаке хотя бы смотри(потом перенесёшь через год на свой сервер), в инсейслс за допилы какие то обдерут как липу, и за переезд потом на другое двигло почку отдать надо будет

Ответить
Развернуть ветку
Костя Китаец

Ясно, спасибо, а то мне тут один товарищ рекомендовал именно insales

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Устал уже комментить подобные статьи про ИМаги, сил осталось на комплимент Анне, ябсходил на кофе, тем более земляки-Сибиряки :)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Cпасибо :)))
Давайте договоримся - я всегда за!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Тут главный вопрос назрел: вы замужем или нет :)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Замужем)))) но кофе выпить с коллегами могу!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Огорчительно( тогда как будете в нерезиновой, сообщайте, ограничимся нетворкингом с кофе 😂

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Договорились!!! добавляйтесь в друзья тут - https://vk.com/id11624959

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

почему-то анна выглядит по разному на этих фотографиях...

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Меняюсь - как внутренне, так и внешне)))

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

На Битриксе делаете?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Не только! Еще на CMS Opencart, СMS Drupal и прочие системы

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда