Про маркировку обуви по полочкам: дедлайны, чек-лист, стоимость, штрафы

Сооснователь сервиса для торговли «МойСклад» Аскар Рахимбердиев — о том, что делать, куда подключаться и какие дедлайны у предпринимателя, продающего обувь.

1 июля запускается очередной проект по обязательной маркировке — на этот раз обуви. В интернете статей об этом много, а чёткого представления, что, когда и кому делать, они не дают. Более того, некоторые тексты просто вводят в заблуждение. Пришлось написать самому.

Какие виды обуви должны маркироваться

Все, из любых материалов, включая тапочки и кроссовки (коды ТН ВЭД 6401-6405).

Кого затрагивает маркировка

Производителей, импортёров, оптовых и розничных торговцев, включая комиссионеров.

Небольшой лайфхак: если вы шьёте обувь по индивидуальным заказам, то не попадаете под маркировку.

Чек-лист: что нужно сделать

До 1 октября 2019 года:

  • Получить усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись (УКЭП).
  • Зарегистрироваться в системе маркировки: для этого нужна УКЭП с предыдущего этапа.
  • Если вы производитель, вступить в GS1 Russia.
  • Если на складе или в магазинах есть остатки, начать маркировать их упрощёнными кодами (без регистратора эмиссии). Товары с упрощёнными кодам можно продавать два года после их выпуска.

До 1 февраля 2020 года:

  • Получить регистратор эмиссии.

  • Промаркировать все остатки.

  • Подключиться к одной из систем электронного документооборота (ЭДО).

  • Если вы торгуете в розницу, у онлайн-кассы придётся обновить прошивку. (Прошивки для маркировки обуви у большинства производителей ещё не вышли.)

  • Купить и подключить 2D-сканер.

  • Проверить, что в кассовом софте есть поддержка маркировки.

Фактически основным дедлайном стало 1 февраля 2020 года. После этой даты можно будет производить, импортировать и продавать только маркированную обувь.

Основные процессы

Как маркировать свои товары

Актуально для производителей и импортёров.

  • Если это новый артикул обуви, получить в GS1 его код GTIN. По правилам для каждого размера должен быть свой GTIN, даже для одного артикула.

  • Заказать в системе маркировки коды для полученного GTIN. Если вы сшили 100 пар обуви — заказываем 100 кодов, они будут уникальными.

  • В системе маркировки ввести коды в оборот.
  • Если вы производитель: распечатать полученные коды и расклеить их по коробкам.
  • Если вы импортёр, отправить коды производителю и надеяться, что он ничего не напутает. На таможню коробки должны приехать с уже наклеенными кодами.

На практике это выглядит так.

Как продать оптом

Просканировать коды со всех коробок, которые вы отправляете покупателю. Внести их в накладную. Отправить электронную накладную покупателю через ЭДО.

Как купить оптом

Проверить, что поставщик не накосячил с кодами: сверить коды из электронной накладной с фактическими кодами на коробках. Подписать накладную в ЭДО.

Как продать в розницу

Это самая простая часть — на кассе отсканировать код маркировки. Он будет записан в специальный тег в электронном чеке, и на этом ваша часть работы заканчивается.

На практике это выглядит так.

Как продать обувь через интернет-магазин

Не забывайте про новое правило двух чеков с 1 июля (один чек на предоплату, и второй — на окончательный расчёт и передачу товара). В чеке предоплаты коды маркировки, естественно, не нужны. Их нужно записывать во втором чеке. Если это невозможно (вы отправили заказ службой доставки, которая не вскрывает упаковку), продажу кода можно зафиксировать в системе маркировки в специальном документе выбытия из оборота.

Сколько это стоит

  • Квалифицированная электронная подпись стоит в среднем от 3000 рублей. Действует год.

  • Сервисы ЭДО обычно позволяют бесплатно принимать входящие накладные. Отправка — зависит от объёмов, до 10 рублей за накладную.

  • 50 копеек (без учёта НДС) за каждый код маркировки.
  • Некоторые операторы ОФД добавляют к своим тарифам до 1000 рублей за поддержку маркировки.
  • Членство в GS1 Russia — 3000 рублей в год (это спеццена для маркировки, обычная в пять раз выше).

  • Онлайн-касса уже есть почти у всех, но скорее всего, потребуется обновление прошивки — до 2000 рублей за обновление одной кассы.
  • 2D-сканер — вполне приличные модели стоит от 4000 рублей. Менять каждый год не надо.
  • Наклейка кодов производителем на ваш товар — как договоритесь.

Открытые вопросы и на что нужно обратить внимание

  • Регистратор эмиссии: тот, который надо получить до 1 февраля. Сколько они будут стоить, можно ли будет арендовать и использовать удаленно — пока неизвестно.

  • Штрафы за нарушения. Точно административка по статье 15.12 части первой КоАП РФ — штраф до 10–100 тысяч рублей. Под вопросом статья 171.1 части первой УК РФ (конфискация, до шести лет и миллиона рублей) — будет ли она относиться к «новым» цифровым кодам или речь в ней идёт про старые акцизы и прочее.

  • Поставщик косякнул и по документам отгрузил один и тот же код вам и другому магазину. Другой магазин успел подтвердить накладную раньше вас, и теперь вы вроде не можете корректно продать чужой код. Что делать? Пока неизвестно.
  • Что будет, если остатки в вашем магазине (по версии системы маркировки) и настоящие остатки разойдутся? Рано или поздно это будет происходит у всех. Ответственность пока никак не прописана. Пользователи ЕГАИС могут поделиться своим опытом.

  • Скорее всего, обновление касс станет непрерывным процессом, надо готовиться к тому, что прошивку придётся обновлять один-два раза в год. Уже сейчас планируется новая версия ФФД для обновления формата кодов маркировки. В будущем, возможно, появятся новые ФН, которые будут валидировать коды (сейчас можно продать любой код).

  • На 1 декабря 2019 года запланировано начало обязательной маркировки новых групп товаров (шин, духов, белья и прочих). Процесс для них будет в общих чертах совпадать, но детали пока неизвестны.

Более подробно про маркировку можно узнать из записи нашего последнего вебинара.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Илья Дуденков

Зачем вообще нужна маркировка обуви? Почему именно обуви?

Ответить
Развернуть ветку
Askar Rahimberdiev
Автор

Это установленные правила игры. Гадать, почему именно обувь — это такая современная схоластика.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дуденков

Если нет ответа, то гадать не нужно, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
p0st

"Если это невозможно (вы отправили заказ службой доставки, которая не вскрывает упаковку), продажу кода можно зафиксировать в системе маркировки в специальном документе выбытия из оборота"

Если быть точным, то документов по выбытию поступит два, первый при передаче в службу доставки (новый статус - выбытие через доставку), второй - код маркировки в чеке при фиксации выкупа курьером через ОФД.
Но это нормально и за такое задвоение никто не накажет.

И маленькая ремарка про ОФД - поиграть в "а давайте и тут срубим денег" решили в Такском, Первом ОФД, Платформе и Контуре.
Часть уже "перекрасилась" на ходу, что это были лишь проверки гипотез.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Rahimberdiev
Автор

У ОФД вообще бизнес не шибко маржинальный, я не уверен, что независимые ОФД в принципе способны существовать. Тут хотя бы появилась возможность ARPU заметно поднять.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex A.

Аскар, спасибо за статью, очень актуальная и больная для нас тема-но есть вопрос. Вот такая ситуация-у нас клиент из Беларуси, мы только отшиваем ему одноразовые тапочки (то есть оказываем услугу) из его же сырья (давальческое). Отшиваем-он увозит их себе в страну, оплачивает нам услугу по отшиву. Собственно вопрос-мы должны маркировать эти тапки? Заранее благодарю за ответ.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Rahimberdiev
Автор

Судя по всему, должны: https://www.moysklad.ru/poleznoe/markirovka-tovarov/voprosi-i-otveti/#17
И там же

Нужна ли маркировка при продаже товара на экспорт (за границу)?
Да, маркировка нужна.
Ответить
Развернуть ветку
Alex A.

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Idevd Na

Уточнение: вступить в GS1 Russia нужно и для маркировки остатков в рознице. Интерфейс личного кабинета честного знака (ismp.crpt.ru) требует ввод GTIN. Известно ли когда сделают упрощенную маркировку в личном кабинете честного знака?

Ответить
Развернуть ветку
Askar Rahimberdiev
Автор

А она уже есть. У нас в ролике показана реализация в МоемСкладе, но это доступно и в ИС МП.

Ответить
Развернуть ветку
Idevd Na

"Честный знак": Только производитель и импортер могут подать в систему сведения о вводе товара в оборот. Если это захочет сделать участник оборота товаров, который не произвел или не ввез этот товар в РФ, то при описании товара и при подаче сведений в ИС МП он заведомо будет подавать ошибочные сведения. Обработаны такие сведения не будут. Маркировать остатки товаров, находящиеся на складе у розничного продавца, на данный момент невозможно. С 1 октября 2019 г. до 1 марта 2020 г. оператор системы мониторинга будет предоставлять коды маркировки остатков.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Rahimberdiev
Автор

Да, возможно я тут немного опередил события. Потому что мы работаем с тестовым контуром, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Idevd Na

В ИС по прежнему требуется регистратор эмиссии и на запрос отвечают, что упрощенка еще не готова.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Rahimberdiev
Автор

Вот и апдейт в последнем Постановлении правительства: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907080024

Маркировать остатки можно будет с 1 октября 2019
Регистраторы эмиссии будут облачные
Обязательная маркировка с 1 марта 2020

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда