Как я боролся с очередями в своём продуктовом магазине в «Сколково» с помощью технологий

Личная история Оганеса — владельца маленького супермаркета в «Технопарке Сколково», который организовал первый в России магазин без кассира. В цифрах.

В закладки

Всем привет. Меня зовут Оганес, и я владелец самого обычного продуктового магазина в необычном месте — «Технопарке Сколково».

Всё началось с того, что в обед у кассы скапливались очереди. Люди стояли по 15 минут и уходили. Выбора у них особо не было, ведь это единственный продуктовый во всём комплексе.

Из персонала у меня всего два кассира, которые утром скучали, а в обед вдвoём не успевали пробивать товары всем. Особенно людей бесило стоять в очереди с одной шоколадкой или йогуртом. Средний чек у меня был тогда на два-три товара в районе 350 рублей. В день через магазин проходили 150–250 человек.

В то время в технопарке пыталась стать резидентом компания Briskly. У ребят было приложение B-Pay, которое сканировало товары, а покупатель оплачивал их со смартфона. Эту компанию отправили к нам в магазин, показать, как это работает в бою.

Часть первая: технологии против привычек

Мы сразу согласились, потому что других способов разобраться с очередями я не видел. По моим подсчётам, тогда (октябрь 2018 года) мы теряли в очередях до 20% покупателей.

Для интеграции с приложением нашу «1С» подключили к платформе Briskly. Потом мы договорились на 25 тысяч рублей за работу по запуску нашей точки и 5% комиссию с каждой покупки. Я рассчитывал вернуть свои 20% покупателей и в идеале — оставить одного кассира на смене.

Для покупателя всё работало просто — установи, сканируй, покупай и уходи. Для старта нужно привязать карту и Apple Pay, заполнить данные о себе.

Покупка через B-Pay

Итак, процесс пошёл. Надо было убедить людей поставить приложение. Нам дали наклейку, и мы повесили её на входе над овощами. Её не замечали, но неожиданно сработал сарафан. А также недовольство — почему это некоторые выходят из магазина просто так, а я стою? Для местных нет ничего удивительного в приложениях — с первого дня люди вникли, и пошли регистрации.

В первый месяц работы через B-Pay мы сделали 108 продаж на 11 тысяч рублей. По-моему, это было связано с каким-то форумом. Это меньше 3% от моего оборота. Но лиха беда начало!

Я обнаружил, что:

  • Один раз установив приложение, человек покупает с ним всегда.
  • Покупатели с приложением заходят в два раза чаще, потому что времени на покупку точно хватит.
  • Проводят в магазине максимум 5 минут.
  • Очередей стало меньше, но нагрузка на кассира осталась.

По первому месяцу не было понятно, есть ли рост среднего чека. И конечно, нас всех волновало, не упускаем ли мы с новыми технологиями старое доброе мелкое воровство.

Часть вторая: кассиры против хаоса

Чтобы следить за всеми, кто покупает товары в обход кассы, Briskly предлагает отдельное приложение для продавца. Кассир на своём планшете видит всех, кто вошёл в магазин и покупает через B-Pay, их корзины и процесс оплаты.

В идеале сотрудник должен нажать «подтвердить покупку», когда человек покинул магазин. Но честно, за всеми не поспеть, у нас скапливается небольшая очередь из подтверждений. И мы решили, что клиенты могут просто показывать приложение B-Pay с проведённой транзакцией.

Немного статистики: динамика роста продаж

  • Март 2019 года — 162 заказа на 12 967 рублей.
  • Апрель 2019 года — 163 заказа на 16 081 рубль.
  • Май 2019 года — 246 заказов на 24 461 рубль.
  • Июнь 2019 года — 393 заказа на 37 133 рубля.

Итак, за восемь месяцев оборот по приложению вырос в два раза. При этом выяснилось, что у людей с приложением средний чек выше — потому что они видят сумму на экране и понимают, что могут добрать ещё немного до круглой суммы. А обычно мы набираем, например, на 364 рубля и уже думаем, что набрали на 400.

Появилась категория покупателей, которые стали забегать и брать по одному товару три-пять раз в день.

Всего в магазин «Сколково» за это время с B-Pay зашло около 1000 человек. Многие из них посещают технопарк в рамках экскурсии, но 30% — это постоянные покупатели. Но у нас росли сомнения в безопасности такого шопинга — а если каждый второй начнёт покупать через приложение, как за ними следить?

Часть третья: нейросеть против мошенников

Тогда Briskly предложила оборудовать магазин их свежей разработкой — нейросетью, которая через машинное зрение следит за поведением покупателей. Для компании это была отличная тренировка сети в реальных условиях.

Так, в моём маленьком продуктовом появилось 37 камер, которые обозревали буквально каждый квадратный сантиметр. Такое количество камер нужно, чтобы не было слепых пятен, а также чтобы детальность съёмки была на уровне оцифровки кистей рук и их движения.

Камеры работают уже больше двух месяцев, и кассиру стало значительно легче. Если возникает спорный момент, нейросеть оставляет пометки, и мы всегда можем проверить её работу на записи. У меня, к слову, никогда особо не было краж, так как сюда не заходят случайные люди. Но с нейросетью всё намного спокойнее.

Дополнительно нам на тест поставили блок управления замком двери, которая теперь открывается через приложение. Пользователь приложения выбирает наш магазин по геолокации или сканирует QR-код, и дверь открывается.

И ребята из другого стартапа сделали нам электронные ценники, которые автоматически меняются в зависимости от новой цены товара. Так мы стали круглосуточным магазином без затрат на персонал.

Подведу итог своей истории

Плюсы моей цифровизации

  • То чувство, когда стал первым в россии магазином без продавца. Как Илон Маск среди продуктовых.
  • Средний чек моих покупателей с B-Pay увеличился на 15–20% за восемь месяцев использования приложения. Но отслеживать динамику всё ещё сложно — много залётных экскурсантов, которые ставят B-Pay и сбивают мне статистику.
  • Очереди в обед сократились втрое. Ощутимая разгрузка кассира наступила на пятый месяц использования, когда на технологию подсели все местные.
  • B-Pay включает в себя эквайринг и онлайн-кассу. Так что если я буду открывать второй магазин, можно не покупать кассу и сэкономить 35 тысяч рублей. Чек сам уйдёт в ОФД и покупателю на почту.

Минусы

  • Если магазин находится у метро, сможет ли нейросеть оценить ситуацию и верно списать средства с карты за украденные товары?
  • Порог входа в новую технологию. Для человека должна быть мотивация, чтобы сменить привычную схему покупки. В моём случае либо ты купишь печенье в перерыве на обеде, либо ты их вообще не съешь и будешь голодным. Это сработает в бизнес-центре или в магазине у дома перед закрытием. А также в гипермаркетах, где не хочется стоять в очереди перед выходными.

В целом мне удалось побороть очереди с помощью технологий, у меня в день выходит один кассир. Не знаю, как с повышением чека, но вложения в технологию окупились уже на моменте сокращения зарплаты. Но всё ещё тяжко бывает при наплыве посетителей с форумов. Оборот по приложению понемногу растёт, но реальную картину я увижу только через год.

А как считаете вы? Такая технология для обычного бизнеса — благо или утопия?

{ "author_name": "Veronica Klimova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 62, "likes": 78, "favorites": 111, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 73620, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 01 Jul 2019 19:07:48 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
«Яндекс» и аукцион с оплатой за цели: плюсы, минусы, кому подойдёт
30 апреля 2020 года «Яндекс» анонсировал новый аукцион с оплатой за достижения целей. Мы уже попробовали, здесь…
Объявление на vc.ru
0
62 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
22

Радует, что хоть кто-то пытается вытащить нашу цифровизацию

Ответить
–7

я твой нейросеть шатал

Ответить
13

Так мы стали круглосуточным магазином без затрат на персонал.
Полы моют и товары расставляют на полки роботы из ещё одного стартапа?

И 2 вопроса: 1) сколько стоит установка 37 камер + нейросеть? Подозреваю что в рамках пилота сделали все бесплатно, а так чек нормальный за все это.
2) сколько стоили электронные ценники и поддержка в месяц? Аналогично, думаю дали бесплатно, а так бы было нерентабельно.

Я все это к чему: думаю, за эту всю цифровизацию заплатили в итоге инвесторы сколковских стартапов, а не владелец магазина. Иначе бы это было нерентабельно и не нужно.

Ответить
–4

Кассиры по итогу с такой автоматизацией теряют работу? А если внедрить полезную с одной стороны технологию в гипермаркеты и продуктовые сети, то страшно представить, сколько народу будет уволено за ненадобностью... Они ведь итак на грани там существуют с мизерной ЗП и по 15 часов работы...

Ответить
28

Ну не уволено, а оптимизировано. Выкладка все равно сохраняется, так же как и разгрузка товара. Плюсом понадобится грамотный управляющий всеми этими автоматизированными процессами. Часть уйдёт на рынок труда, часть на повышение квалификации.

Повышение квалификации - повышение эффективности труда - повышение среднего дохода.

Это прогресс, он необходим.

Ответить
6

это плохо?
зарплаты мизерные, а берут без опыта
поэтому можно пойти в любое другое место где это еще не внедрили

Ответить
2

Просто переклассифицируются из кассиров в мерчандайзеры и консультанты. Выкладывать-то товар кто то должен.

Ответить
–1

Я не знал как вам ответить, но вот утром смотрел интервью Познера с Юваль Ной Харрари с 23.45 минуты:
https://youtu.be/cr2o6EWdq9A?t=1422

Ответить
1

Ну в больших сетях кассирам платят хоть и больше чем продавцам, и грузчикам, но и финансовая ответственность прямая(владельцы сетей просто каждый вздох кассиров контролируют). А в небольших магазинах с постоянными потоками покупателей от кассира требуют чтоб он был все 12 часов на кассе (обед, хмм, до 10 минут вместо законных 30-60 минут).

Ответить
1

Ну может наконец осознают, что надо подучиться, чтобы зарабатывать чуток побольше.

Ответить
–1

чуть выше ответил видосом интервью Познера. Как вам его пример?)

Ответить
7

ведь это единственный продуктовый во всём комплексе.

Пятерочка рядом встанет и суши весла

Ответить
0

тоже самое хотел написать. пока они там одни можно хоть что тестировать...

Ответить
4

В Сколково контингент продвинутый, потому там и зашло. Интересен был бы опыт где-нибудь в магазине у дома в разных районах. Думаю что от людей живущих в районе магазина будет сильно зависить применимость технологии.

Ответить
4

Ещё на территории бизнес-центров актуально. И в зданиях офисных. В ЖК разных. В Москве этого сейчас полно.

Ответить
5

Молодцы! Реальное применение технологии созданное стартапом всегда радует и мотивирует. Хорошо что вы не отказались попробовать.

Ответить

Комментарий удален

4

Из персонала у меня всего два кассира, которые утром скучали, а в обед вдвoём не успевали пробивать товары всем.

В Магнитах бригада то коробки расставляет, то ценники, то на кассу становится в пиковые 14 минут, открывая 3 кассы вместо одной.

КГ/АМ

См также: системы массового обслуживания.

Ответить
3

Недавно была у вас, всё круто и правда удобно, мечта интроверта или просто спешащего человека (я, обычно, два в одном). Успехов!

Ответить
–8

первый в России магазин без кассира

За такие факты у Сколково и есть юморная репутация. Или может рассказу лет 10?

Ответить
6

Поясните пожалуйста?

Ответить
–6

Ок

Системы сканирования товаров без кассира в России придумали не в Сколково. Нет никакого официального подтверждения, что первый магазин появился именно там.

Ответить
5

Этот магазин появился в октябре 2018. Найдите мне упоминание о магазине без кассира раньше, и я замолчу
Вендинги не считаются))

Ответить
4

Хейтеры имеют в виду кассы самообслуживания. Они есть довольно давно, но это это не алгоритмы распознавания как в этом проекте. Спасибо за статью не совсем понял какую роль играет мобильное приложение, тут писали про израильский стартап https://vc.ru/50784 В Сколково к тому же идут или там другая модель будет?

Ответить
–7

пару лет как в Икее точно есть.
В Леруа есть, но не помню как долго.

Ответить
3

Но это не отдельные магазины

Ответить
3

и Леруа и Икея не автономные магазины, а гипермаркеты с кассами самообслуживания

Ответить
2

кассы самообслуживания это совсем другая тема

Ответить
0

А в чём принципиальная разница? Кассой ты сканируешь штрих-код или смартфоном?

Относительно воровства — это всё не будет работать, просто у людей должно быть понимание и привычка: купил — оплати. Заправки же так работают и никто не вскакивает в машину и не даёт по газам после оплаты.

Ответить
3

потому что на кассах самообслуживания все равно очереди, здесь сканирование происходит когда берешь товар, в это время ты никого не задерживаешь

плюс контроль за обстановкой камерами
таким образом и до Amazon GO не далеко

Ответить
0

почему другая когда ровно таже?! сканер чека кстати они забыли заимствовать на турникете

Ответить
0

потому что на кассах самообслуживания все равно очереди, здесь сканирование происходит когда берешь товар, в это время ты никого не задерживаешь

таким образом на выходе очереди просто не могут образоваться

Ответить
0

это тоже самое только немного другая реализация, у амазона ничего сканировать не надо, это уже совсем другой подход

Ответить
0

у Амазона автоматическое сканирование

так я и говорю, что это другая реализация, которая действительно может решить проблему очередей

в то время как кассы самообслуживание надуманное удобство, которое может избавить от очередей только если их будет раза в три-четыре больше чем обычных касс.

Ответить
0

причем здесь Сколково, когда магазин частного лица Оганеса?

Ответить
1

Магазин находится в Сколково.

Ответить
3

Круто и интересно, спасибо!

Ответить
0

А что за стартап с электронными ценниками?

Ответить
1

Их десятки, был на retailweek2019 , минимум 5 разных компаний с электронными ценниками. Что-бы оснастить точку с 700 SKu надо - 350 тр + интеграция с учеткой еще 500 тр.

Ответить
0

Чет не активно они развиваются. Скажите, пусть ускоряются или хотя-бы сходят вечерком в Пятерочку и посмотрят на вымотанный персонал, который 2-3 в день меняет ценники бумажками. С их слов это "ежедневное страдание" и никто о них не думает, никому до них дела нет. Пусть отправят Продакта и тот кастдев полевой проведет и познает их "боль".

Ответить

Комментарий удален

1

всегда останутся те, кто будет покупать на кассах в обычных магазинах. Но с такой системой магазины можно открывать там, где не регулярная и не большая проходимость, но он там жизненно нужен. Сейчас в отдаленных местах магазинов нет, потому что не рентабельно.

Ответить
0

Когда Убер появился, никто не вспомнил о потере работы операторами. Уже года 4 прошло, а люди до сих пор заказывают такси по телефону, с магазинами это вообще не скоро произойдет.

(Случайно нажал +, пришлось отменить, нажав -, не в обиду)

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

–1

Вот только причем тут оганес не понятно, у меня рядом таких оганесов толпы, но платить они настоящих денег за технологии не будут, сидят и ждут когда русский Иван им эти технологии даст, готовые.

Ответить
0

Потому, что если напишут, что это реклама от B-Pay, народ зачмырит. Мол, таких старапов уже тысячи, харе шнягу впаривать.

Ответить
0

"В начале нужно установить приложение..."
Расходимся

Ответить
–2

Меня зовут Оганес

Шелема, какой же ты Оганес? Ты Вова!

Ответить
0

Плюс не поведали о 37 камерах. Их установка, контроль, обслуживание - включены в 5% ???

Ответить
0

Добрый вечер, контроль осуществляется самим магазином, а обслуживание входит в 5%

Ответить
0

А камеры какбэ тоже не дешевенькие да еще и с суперСекретными никомуДоселеНеИзвестными впервыеТестируемые. 37 камер на маленький магазинчик - за чей счет?)))

Ответить
1

Камера - около даже 5тр одна штука, с установкой. 185тр на весь магазин. Можно сопоставить с бюджетом на воровство и его предотвращение

Ответить
0

бюджет на воровство - 0.03% от выручки ТТ. В зависимости от района может вырасти и до 1%.

Ответить
0

Ну - даже если мы укажем 0.5% - можно прикинуть окупаемость камер

Ответить
0

можно было на аутсорс в обед пару кассиров звать а на постоянке одного оставлять)

Ответить
0

А где у вас электронные ценники? Вчера забегала за водой, сильно не осматривалась, не видела их.

Ответить
0

Шоколадка за 100+ рублей? На обед печенье?
Хм...))

Ответить
0

Ну, инновации они такие без маржинальности в 200% окупить сие будет сложно.

Ответить
0

А разве про маркет - единственный продуктовый магазин? Там, вроде, прям рядом вендинговый автомат и лемма маркет в Тетрисе. И да, в про маркете постоянно что-то тестируют - то криптокарты, то компо со своим ценниками.
Но вообще хорошая нативочка от брискли 😉

Ответить
0

кстати, лемма маркет в Тетрисе, я видел, тоже подключен к briskly

Ответить
0

Я к тому, что тут трагизм такой - единственный продуктовый магазин в комплексе и надо было, что делать скорее-быстрее, а по факту же не единственный. Хотя да, очереди и да, briskly - крутая штука ))

Ответить
0

какой % покупок осуществляется с помощью приложения?

Ответить
–3

Очередной продавец ИИ для ритейла из серии "резидент Сколково". Получит грант, потратят и разойдутся.

Ответить
–1

briskly не резидент Сколково)

Ответить
0

Никто не говорил, что они резидент. Из серии "резидент", те кто ходит и клянчет бесплатные деньги на развитие некого "инновационного проекта".

Ответить

Комментарии