{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я боролся с очередями в своём продуктовом магазине в «Сколково» с помощью технологий

Личная история Оганеса — владельца маленького супермаркета в «Технопарке Сколково», который организовал первый в России магазин без кассира. В цифрах.

Всем привет. Меня зовут Оганес, и я владелец самого обычного продуктового магазина в необычном месте — «Технопарке Сколково».

Всё началось с того, что в обед у кассы скапливались очереди. Люди стояли по 15 минут и уходили. Выбора у них особо не было, ведь это единственный продуктовый во всём комплексе.

Из персонала у меня всего два кассира, которые утром скучали, а в обед вдвoём не успевали пробивать товары всем. Особенно людей бесило стоять в очереди с одной шоколадкой или йогуртом. Средний чек у меня был тогда на два-три товара в районе 350 рублей. В день через магазин проходили 150–250 человек.

В то время в технопарке пыталась стать резидентом компания Briskly. У ребят было приложение B-Pay, которое сканировало товары, а покупатель оплачивал их со смартфона. Эту компанию отправили к нам в магазин, показать, как это работает в бою.

Часть первая: технологии против привычек

Мы сразу согласились, потому что других способов разобраться с очередями я не видел. По моим подсчётам, тогда (октябрь 2018 года) мы теряли в очередях до 20% покупателей.

Для интеграции с приложением нашу «1С» подключили к платформе Briskly. Потом мы договорились на 25 тысяч рублей за работу по запуску нашей точки и 5% комиссию с каждой покупки. Я рассчитывал вернуть свои 20% покупателей и в идеале — оставить одного кассира на смене.

Для покупателя всё работало просто — установи, сканируй, покупай и уходи. Для старта нужно привязать карту и Apple Pay, заполнить данные о себе.

Покупка через B-Pay

Итак, процесс пошёл. Надо было убедить людей поставить приложение. Нам дали наклейку, и мы повесили её на входе над овощами. Её не замечали, но неожиданно сработал сарафан. А также недовольство — почему это некоторые выходят из магазина просто так, а я стою? Для местных нет ничего удивительного в приложениях — с первого дня люди вникли, и пошли регистрации.

В первый месяц работы через B-Pay мы сделали 108 продаж на 11 тысяч рублей. По-моему, это было связано с каким-то форумом. Это меньше 3% от моего оборота. Но лиха беда начало!

Я обнаружил, что:

  • Один раз установив приложение, человек покупает с ним всегда.
  • Покупатели с приложением заходят в два раза чаще, потому что времени на покупку точно хватит.
  • Проводят в магазине максимум 5 минут.
  • Очередей стало меньше, но нагрузка на кассира осталась.

По первому месяцу не было понятно, есть ли рост среднего чека. И конечно, нас всех волновало, не упускаем ли мы с новыми технологиями старое доброе мелкое воровство.

Часть вторая: кассиры против хаоса

Чтобы следить за всеми, кто покупает товары в обход кассы, Briskly предлагает отдельное приложение для продавца. Кассир на своём планшете видит всех, кто вошёл в магазин и покупает через B-Pay, их корзины и процесс оплаты.

В идеале сотрудник должен нажать «подтвердить покупку», когда человек покинул магазин. Но честно, за всеми не поспеть, у нас скапливается небольшая очередь из подтверждений. И мы решили, что клиенты могут просто показывать приложение B-Pay с проведённой транзакцией.

Немного статистики: динамика роста продаж

  • Март 2019 года — 162 заказа на 12 967 рублей.
  • Апрель 2019 года — 163 заказа на 16 081 рубль.
  • Май 2019 года — 246 заказов на 24 461 рубль.
  • Июнь 2019 года — 393 заказа на 37 133 рубля.

Итак, за восемь месяцев оборот по приложению вырос в два раза. При этом выяснилось, что у людей с приложением средний чек выше — потому что они видят сумму на экране и понимают, что могут добрать ещё немного до круглой суммы. А обычно мы набираем, например, на 364 рубля и уже думаем, что набрали на 400.

Появилась категория покупателей, которые стали забегать и брать по одному товару три-пять раз в день.

Всего в магазин «Сколково» за это время с B-Pay зашло около 1000 человек. Многие из них посещают технопарк в рамках экскурсии, но 30% — это постоянные покупатели. Но у нас росли сомнения в безопасности такого шопинга — а если каждый второй начнёт покупать через приложение, как за ними следить?

Часть третья: нейросеть против мошенников

Тогда Briskly предложила оборудовать магазин их свежей разработкой — нейросетью, которая через машинное зрение следит за поведением покупателей. Для компании это была отличная тренировка сети в реальных условиях.

Так, в моём маленьком продуктовом появилось 37 камер, которые обозревали буквально каждый квадратный сантиметр. Такое количество камер нужно, чтобы не было слепых пятен, а также чтобы детальность съёмки была на уровне оцифровки кистей рук и их движения.

Камеры работают уже больше двух месяцев, и кассиру стало значительно легче. Если возникает спорный момент, нейросеть оставляет пометки, и мы всегда можем проверить её работу на записи. У меня, к слову, никогда особо не было краж, так как сюда не заходят случайные люди. Но с нейросетью всё намного спокойнее.

Дополнительно нам на тест поставили блок управления замком двери, которая теперь открывается через приложение. Пользователь приложения выбирает наш магазин по геолокации или сканирует QR-код, и дверь открывается.

И ребята из другого стартапа сделали нам электронные ценники, которые автоматически меняются в зависимости от новой цены товара. Так мы стали круглосуточным магазином без затрат на персонал.

Подведу итог своей истории

Плюсы моей цифровизации

  • То чувство, когда стал первым в россии магазином без продавца. Как Илон Маск среди продуктовых.
  • Средний чек моих покупателей с B-Pay увеличился на 15–20% за восемь месяцев использования приложения. Но отслеживать динамику всё ещё сложно — много залётных экскурсантов, которые ставят B-Pay и сбивают мне статистику.
  • Очереди в обед сократились втрое. Ощутимая разгрузка кассира наступила на пятый месяц использования, когда на технологию подсели все местные.
  • B-Pay включает в себя эквайринг и онлайн-кассу. Так что если я буду открывать второй магазин, можно не покупать кассу и сэкономить 35 тысяч рублей. Чек сам уйдёт в ОФД и покупателю на почту.

Минусы

  • Если магазин находится у метро, сможет ли нейросеть оценить ситуацию и верно списать средства с карты за украденные товары?
  • Порог входа в новую технологию. Для человека должна быть мотивация, чтобы сменить привычную схему покупки. В моём случае либо ты купишь печенье в перерыве на обеде, либо ты их вообще не съешь и будешь голодным. Это сработает в бизнес-центре или в магазине у дома перед закрытием. А также в гипермаркетах, где не хочется стоять в очереди перед выходными.

В целом мне удалось побороть очереди с помощью технологий, у меня в день выходит один кассир. Не знаю, как с повышением чека, но вложения в технологию окупились уже на моменте сокращения зарплаты. Но всё ещё тяжко бывает при наплыве посетителей с форумов. Оборот по приложению понемногу растёт, но реальную картину я увижу только через год.

А как считаете вы? Такая технология для обычного бизнеса — благо или утопия?

0
62 комментария
Написать комментарий...
Yan

Кассиры по итогу с такой автоматизацией теряют работу? А если внедрить полезную с одной стороны технологию в гипермаркеты и продуктовые сети, то страшно представить, сколько народу будет уволено за ненадобностью... Они ведь итак на грани там существуют с мизерной ЗП и по 15 часов работы...

Ответить
Развернуть ветку
Елена Краско

Ну может наконец осознают, что надо подучиться, чтобы зарабатывать чуток побольше.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

чуть выше ответил видосом интервью Познера. Как вам его пример?)

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда