{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Пока сотрудники используют экстрасенсорные способности при заказе товаров на точку, до 40% выручки исчезает. Что делать?

Привет, меня зовут Михаил Климов, мы в компании Headline разрабатываем сервисы для автоматизации торговли малого бизнеса. Автозаказ — один из них.

Я часто общаюсь с владельцами малого и среднего бизнеса в розничной торговле, у которых более 10 торговых точек. Это бизнес, который уже стоит на ногах, но он по-прежнему функционирует в ручном режиме. Сотрудники тратят время на 1С, прогноз спроса на отдельных точках, с утра до вечера создают заказы.

Главная проблема: сотрудники, действуя по наитию, заказывают либо много, либо мало товара на точку.

— Баб Люб, а сколько пива светлого надо заказать?
— Сейчас подключусь к каналу… говорят, что 100 литров.

В результате владелец попадает в сложную ситуацию: заказали мало - пустая полка, если слишком много, товар не продается - нечем платить поставщикам, кассовые разрывы, упущенная выручка владельца растет. К тому же, становится очевидно, что сотрудники сидят на откатах от поставщиков.

Но найти причину кризисной ситуации без автоматизированной системы крайне сложно:

  • торговых точек много, как и сотрудников на них,
  • сотрудники разные, кто-то считает, что невозможно корректно посчитать учетные остатки,
  • нужно закапываться в документы и отчеты,
  • приходится анализировать ситуацию на каждой точке, а это отнимает время.

Поэтому владельцу приходится тушить пожары и решать проблемы по мере поступления без какого-либо системного подхода.

Крупные компании решают эти вопросы внедрением софта. И работает это просто: чтобы найти причины перебоев и устранить их, нужен подробный анализ работы за продолжительный период. Важно проследить, как меняется спрос, проверить логистические цепочки, найти ошибки в формировании заказов и устранить их.

Малый и средний бизнес тоже так может и это не будет стоить космических денег, а вернет инвестиции в течение ближайших 3-х месяцев.

Откуда я это знаю: от наших клиентов.

После внедрения Автозаказа у розничной сети ВоблыБир (90 торговых точек) за первые 2 месяца снижен уровень излишков на 30%, выявлены причины возникновения дефицита и излишков.

В группе компаний «Комос» (350 фирменных магазинов) уровень списания по просрочке снизился на 70%.

В сети магазинов Братский (11 торговых точек) повышен уровень присутствия на полке матричных товаров с 80% до 95%.

Но владельцы не торопятся внедрять шайтан-машину, обосновывая это разными сложностями и причинами.

Я собрал все мифы относительно автоматизации для торгово-розничного бизнеса в этом тексте, а потом разобрал по полкам. Чтобы читателю было понятно, в каком случае внедрять, а в каком — страдать.

Миф 1. Мне нужно отдать кучу денег за софт, а потом потратить кучу времени на внедрение

Это неправда. У разных сервисов по-разному, но это никогда не занимает много времени. Обычно ИТ-компании стараются позаботиться о том, чтобы клиент сразу зарабатывал на ИТ-решениях.

Расскажу на примере внедрения нашего сервиса Автозаказ.

За полдня мы настраиваем интеграцию сервиса. Если торговая сеть работает на любой конфигурации 1С.

Цена: бесплатно.

За 2-5 дней запускаем пилотный проект, в котором программа настраивается под специфику клиента и формируются первые автоматические заказы.

Цена: бесплатно.

Дальше время внедрения зависит от периодичности поставок товара на точку. Чем выше оборачиваемость товарного запаса, тем быстрее виден результат.

Цена: подключение Автозаказа — 4500₽. Ежемесячное сопровождение одной торговой точки — до 3000 ₽.

По нашему опыту внедрение программного решения окупается 3 месяца. Опять же, зависит от периодичности поставок товара на точку. Например, если поставка каждый день — результаты вы увидите в течение месяца. Если товарные запасы пополняются от 2 до 7 дней, проект окупается за 1,5–2 месяца.

Миф 2. Автоматизацию эффективно внедрять только крупному бизнесу от 10 торговых точек. Только тогда полученная прибыль перекроет затраты на внедрение программы

В этом утверждении есть доля правды. Мы действительно отговариваем компании, у которых меньше 10 торговых точек, потому что нам элементарно будет недостаточно данных для анализа информации. На маленьких объемах предприниматель и сам способен эффективно управлять заказами и контролировать работу персонала.

Но крупный бизнес не становится крупным, пока не решит ряд обязательных задач, а управление товарными запасами — одна из них.

На старте пилотного проекта мы берем конкретную торговую точку и настраиваем выгрузку статистики по продажам и остаткам товара.

Запускаем пилотный проект. И на этом этапе нам важны 2 показателя, за которыми и кроется эффективность внедрения автоматизации:

  • надежность присутствия товара — мы не должны падать в ноль,
  • оборачиваемость товара — мы должны иметь минимальный объем товарного запаса.

Наша задача на старте — не просесть по 1 показателю и повысить 2 показатель. То есть, у нас есть верхняя и нижняя границы, которые зависят от глубины товарного запаса. Сейчас все будет понятно, следите за мыслью.

Чем чаще вы возите товар в точку, тем в меньшем количестве вам его нужно держать.

Давайте представим такую ситуацию. Вы возите товар раз в неделю — и вам приходится держать на точке товара на 2 миллиона рублей, с них вы заработаете валовую прибыль 300 тысяч рублей. А если вы будете возить товар каждый день, вы можете сделать эти же самые продажи на 500 тысячах, а не на 2 миллионах. Да, возрастут транспортные расходы на более частых поставках, но поверьте, это не так страшно по сравнению с теми результатами, которые вы будете получать.

Вот удачный пример сотрудничества нашей компании с представителем малого бизнеса — компанией «Хмель». В ее розничную сеть ходит всего 22 торговые точки.

После внедрения Автозаказа:

  • за 2022 год выручка компании выросла на 53%,
  • компания сняла с себя всю техническую нагрузку по ИТ,
  • оптимизировала работу 1С,
  • на 30% снизила общие финансовые расходы на управление ИТ,
  • автоматизировала учет тары.

Миф 3. Результаты внедрения автоматизации будут видны не скоро

Это неправда. Уже в первые 3 месяца рентабельность торговой точки в магазинах розницы увеличивается, в среднем, на 30%. Звучит сказочно, но когда раскладываешь на показатели, все становится понятно.

Здесь все снова зависит от периодичности поставок товара. Рассмотрим на примере трех периодов поставки:

  • ежедневная — через 2 недели можно завершать пилотник и фиксировать результат,
  • 7 дней — окупаемость 3-4 недели,
  • полгода — понадобится больше времени на покрытие затрат, около года.

Почему минимальный период окупаемости 2 недели? В розничной торговле в выходные продается больше товара, в будни — меньше. Система реагирует на пиковые дни, фиксирует, куда стремятся остатки. В итоге в выходные товарный остаток не падает в ноль. Когда клиент понимает, что держит товара в точке меньше, чем он держал до старта пилотного проекта, обычно на этом начинается обсуждение стоимости масштабирования.

Мы посчитали основные экономические показатели работы розничных точек после внедрения Автозаказа в разрезе тех самых 2 показателей из второго мифа.

У всех наших клиентов наблюдается рост по обоим показателям. Дополнительные средства, которые получает предприниматель, гораздо больше, чем затраты на установку и обслуживание сервиса.

Миф 4. Сотрудники сопротивляются нововведениям. Проще вести бизнес старыми способами, чем перейти на автоматизацию

Да, сопротивление есть и будет. Это нормально, любой здоровый человек сопротивляется изменениям.

У этой проблемы есть решение, об этом мы уже писали в этой статье.

Если коротко: сопротивление новым правилам в основном возникает у тех, кому страшно потерять работу из-за низкой продуктивности или частых ошибок. Многие боятся быть пойманными на откатах и умышленных действиях во вред компании. Поэтому часть сотрудников увольняется в период внедрения автоматизации.

Эффективные же сотрудники быстро осваивают работу с сервисом: он избавляет их от ежедневной текучки и случайных ошибок. Появляется больше времени и возможностей для выполнения основных обязанностей и генерации нешаблонных решений. Они остаются в компании и приносят еще больше денег.

Миф 5. Мы и без ваших программ сами нормально анализируем, сколько товара нужно заказать

Да, вы анализируете, и это здорово.

Но зачастую классический анализ строится так: сотрудники смотрят показатели по продажам товара на одной точке и предполагают, что в других магазинах то же самое. Без анализа в каждой точке, без анализа каждой позиции товара.

А теперь представьте, что у вас 100 складов, на каждом из которых по 2000 наименований ассортимента. Сервис автозаказа анализирует ситуацию по каждой точке, каждому сегменту и даже по каждой позиции. На выходе мы получаем целевой остаток в штуках по каждой позиции в сегменте, к которому нужно стремиться. Ситуация, когда товара слишком мало или слишком много — в прошлом. Вы точно знаете, сколько вам нужно.

Можно ли посчитать это руками? Если у вас огромный штат специалистов, которые будут заниматься только этим, то да.

Прежде, чем мы перейдем к заключению, я попрошу у вас помощи.

Помогите провести исследование розничных сетей в России. С нас подарок — пилот автозаказа на одну вашу точку бесплатно

Я люблю погружаться в новые бизнесы и масштабно смотреть на рынки, чтобы глобально решать проблемы бизнеса.

Для этого поставил задачу своим сотрудникам провести масштабное исследование малого и среднего бизнеса в розничной торговле. Планируем по итогам выпустить большой аналитический материал о сложностях и решениях для розничной торговли. Конечно же, без конкретных имен, все конфиденциально.

Что с вас: просто дайте нам возможность бесплатно внедрить пилотный проект на одну вашу точку.

Что с нас: сокращение кассовых разрывов и увеличение потока «живых» денег, избавление от откатов и неэффективных сотрудников.

Что получит бизнес после внедрения автоматизации

  1. Увеличение потока «живых» денег.
    При внедрении автоматизации уменьшаются складские запасы и увеличивается поток оборотных средств. В среднем по результатам работы нашей компании оборачиваемость повышается минимум на 50%. Эти дополнительные средства можно использовать для расширения бизнеса.
  2. Увеличение срока жизни компании за счет конкурентоспособности.
    Внедрение современных систем помогает бизнесу как минимум оставаться на плаву и как максимум — опережать конкурентов.
  3. Снижение затрат на управление персоналом.
    Автоматизация снимает с команды ежедневную рутину по оформлению отчетов и заказов, а обслуживание софта ведется его разработчиками. За счет этого не придется раздувать штат и ФОТ.
  4. Уменьшение ошибок из-за человеческого фактора.
    Программа не ошибается и не уволится в самый неподходящий момент. При этом расходы на нее ниже, чем зарплата дополнительных сотрудников.
  5. Быстрый рост бизнеса.
    Внедрение Автозаказа дает возможность увеличивать количество магазинов и не терять контроль и управление ими.
  6. Экономия времени.
    Программа освобождает владельца бизнеса от рутины и позволяет сосредоточиться на стратегическом планировании. Собственнику больше не нужно контролировать все процессы внутри бизнеса, ему достаточно только получать отчеты из программы и корректировать работу точек только, когда что-то идет не так.

Переходите на сайт и оставляйте заявку на пилотный проект.

Или пишите в комментариях, с удовольствием подискутирую с вами по теме :)

0
22 комментария
Написать комментарий...
Viktoria Brusnitsyna

Вечная проблема. Внедрять новое легко, а вот решиться на это сложнее. Но цифры в примерах конечно впечатляющие...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

Благодарим! Мы еще и не такое умеем :)

Ответить
Развернуть ветку
Dawn Coll

Круто, что даёте бесплатно попробовать бизнесу ваш продукт

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

да, причем бесплатно не 15 дней, а от месяца, до двух. Пока так решили. Чтобы запруфить, что Автозаказ приносит денег больше, чем на него тратишь.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Юсупов

Если программа действительно выполняет все те функции о которых написано, а главное норм работает, а не валится каждые 5 минут, то это лучшее предложение. Дайте две)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

Тимур привет! Подкол засчитан) Проблема была с расчетом и настройкой квантов заказа. Ребята устранили в тот же день. Сейчас ошибок нет. А рост рентабельности ты и сам увидел.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Плеханова

Спасибо за статью. Очень структурно и познавательно вышло.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

Благодарим!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Черный

Хаха, МИФ №1 это ж про меня )) Только это не миф. Я по факту отдал кучу денег за софт, а потом потратил еще кучу времени на внедрение у себя. Но есть ощущение, что я тупо не с теми ребятами вписался в эту историю. Вы заявляете, что окупаемость зависит от частоты поставок. У меня 12 мини-магазинов, заказы раз в 2 дня. В моем случае когда считать окупаемость?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

В среднем 2,5 - 3 месяца. К этому сроку уже интересные цифры.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Palobekova

увидела Серафимочку на превью, не смогла не зайти :D ребята, молодцы, цифры реально кайф, на прошлой работе реально так уставала от завала точки всякой херней, а потом иди отчитывайся, почему столько просрока...реально боль, и где вы раньше были?? график с динамикой валовой прибыли, конечно, огонь!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

Спасибо! Рады стараться.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кунаев

... красиво стелите конечно. Только я не понял, в какой момент я должен захотеть автозаказ? Когда у меня только проблемы начнутся? или что?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

Захотеть можно хоть сейчас :) Но если убрать шутки в сторону, мы делаем аудит заказа товара / продаж товара (есть у нас такая услуга). Если кратко, анализируем списание/остатки/неликвид и структурируем простой удобоваримый отчет с прогнозом роста оборота и продаж, упущенной прибыли и т.д.. для клиента. Бизнес сам уже решает, сейчас ему переходить на Автозаказа или позже.

Ответить
Развернуть ветку
Krakenhaus

Для нас, как для дистрибьюторов, бывший партнёр ( прекратил работу в РФ) сам формировал заказы ежедневно. С таким головняком столкнулись после его ухода... У нас до этого ВООБЩЕ не было человека в штате, который бы что-то анализировал и считал, только снабженец, который заказывал по готовому перечню и следил за оплатами, сроками.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

да, это боль... держитесь там!

Ответить
Развернуть ветку
NetSleeper

Просто оставлю это тут:

«1С-Товары» — сервис для увеличения прибыли розничных магазинов и поставщиков.
-прогноз спроса и автоматический заказ товаров
-планирование и оптимизация ассортимента
-понятные отчеты о работе магазина
https://v8.1c.ru/its/services/1c-tovary/

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

скоро сделаем развернутый обзор анализ почему с 1С-товары проект с огромной вероятность "не взлетит". За комментарий спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Петров

софта по автозаказам пруд. Ну и при более 10тт нужно вводить катмен, а не только автозаказ, который не является панацей

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

Категорийный менеджмент (катман) является обязательной частью управления розничными предприятиями, да. Наряду с управлением запасами.
В общем случае, начинать стоит с катег. менеджмента, но в случае с монорозницей (например, Пивная розница) управление запасами дает быстрый результат, затем мы его усиливаем внедрением процесса управления ассортиментом.
В ближайшее время опишем кейс, где управление запасами внедряли после управления ассортиментом.

Ответить
Развернуть ветку
Nicole Pettway

За 15 дней тестового режима можно понять хороший продукт или нет

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Климов
Автор

Не всегда. Зависит от 1.специфики бизнеса, 2.программного продукта, 3.критерии оценки (какие это величины?).

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда