{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Обязательная маркировка товаров: что делать владельцу розничного магазина

Первыми в списке обязательной маркировки товаров стали меховые изделия, алкоголь и лекарства. В 2019 году этот список значительно расширится.

Чем грозит масштабная маркировка продукции бизнесу и что делать владельцам розничных магазинов, чтобы их товары не попали под контрафакт, расскажет Александр Киселев, руководитель группы автоматизации компании RG-Soft.

Зачем вводить масштабную маркировку товаров?

Цель этого глобального проекта – очистить российский рынок от поддельной продукции, сделать его максимально прозрачным и гарантировать покупателю качество. Кроме того, за счёт сокращения нелегального оборота, вырастит доля честных предпринимателей – а это позволит бизнесу выровнять конкуренцию.

Пилотные проекты по цифровой маркировке товаров стали вводить два года назад. Пока подключение к ней обязательно только для части участников рынка, в полной мере проект должен заработать к 2024 году. Центр развития перспективных технологий, который назначен оператором маркировки, планирует запустить единую систему прослеживания для всех групп товаров. Закон о маркировке товара, вступивший в силу 1 января 2019 года, вносит поправки в действующее торговое законодательство и работу с кассовыми аппаратами. Основанием для глобальной программы послужил Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ, а главные принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

Что конкретно будут маркировать?

Для маркировки товаров используются специальные цифровые коды, в которых содержится полная информация о продукте: наименование, бренд, а также где и кем он был произведён. Зашифрованный код для каждого товара по запросу выдаётся только оператором маркировки, подделать его нельзя. В первую очередь технологию испытали на шубах, спиртном и лекарствах, с этого года маркировка станет обязательной ещё для ряда товаров. Согласно списку продукции, опубликованному на сайте системы «Честный Знак», с 1 июля – производителей обяжут маркировать табачную продукцию, а производители обувной продукции должны начать процесс регистрации в системе Честный Знак. А с 1 декабря – духи и туалетную воду; товары легкой промышленности: трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье; фотоаппараты и лампы-вспышки; шины и пневматические покрышки. Маркироваться продукция будет кодами «Data Matrix» - двухмерными штрих-кодами в виде квадрата, которые читаются 2D-сканерами. Кроме того, планируется создать единый российский каталог, в который войдут все промаркированные товары с исчерпывающей информацией о каждом из них. Таким образом контролирующие органы смогут легко отследить контрафакт: если код на товаре не присутствует в базе – перед нами подделка.

Что делать розничным магазинам?

На владельцев розничных магазинов система обязательной маркировки накладывает свои обязательства. Разберём, какие действия нужно предпринять владельцу, чтобы соответствовать требованиям системы.

- Получить электронную цифровую подпись. Она потребуется для регистрации в системе «Честный Знак». Кроме этого, цифровая подпись позволит пользоваться сервисом электронного документооборота в товароучётной системе на базе «1С». Электронный документооборот также понадобиться для работы с поставщиками – подтверждать документы поставки.

- Зарегистрироваться в системе «Честный Знак». Это национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, которую разработал Центр развития перспективных технологий (оператор системы). Вся работа с маркированными товарами проходит через «Честный Знак», в том числе движение продукции от импортёра к дистрибьютеру.

- Обновить прошивку кассового аппарата до актуальной версии для возможности работы с маркированным товаром: при пробитии чека в ОФД будет направляться признак маркируемости продукта и его код. Если магазин использует товароучётную систему, её также нужно обновить. Например, если вы используете один из программных продуктов фирмы «1С», то после выхода официального релиза обновления, необходимо обновить конфигураций баз данных. После этого, предполагается, что ведение работы с маркированным товаром может осуществляться целиком через программу 1С.

Маркировка остатков

Ещё один обязательный пункт – маркировка остатков продукции. К примеру, если вы продаёте обувь, с 1 марта 2020 года будет невозможен оборот не маркированной продукции, а начать маркировать остатки можно начинать с 1 октября 2019.

Маркировка остатков происходит при помощи термотрансферного принтера этикеток, если у вас не установлено соответствующее оборудование, закупите его. Если руководство розничного магазина уверено, что немаркированные остатки будут реализованы до февраля 2020 года, можно обойтись и без принтера этикеток - от поставщика будет приходить уже маркированный товар. Однако если покупатель решит возвратить продукцию обратно в магазин, а этикетка будет повреждена (не будет считываться код «DataMatrix»), то код придется заказывать повторно, а этикетку напечатать заново. Поэтому принтер этикеток необходим. Для маркировки небольшого склада розничного магазина подойдёт принтер с печатью этикеток шириной около 100 мм, на которых в удобном формате будет отображаться читаемый штрих-код и информация о товаре.

Дополнительные советы

- Если у вас установлен 1D-сканер штрих-кодов, его нужно поменять на 2D-сканер, который сможет корректно считывать идентификационный код товара «DataMatrix».

- Для инвентаризации склада с маркированным товаром можно приобрести терминал сбора данных с необходимым программным обеспечением для маркированной продукции. На данный момент, на рынке уже существует несколько решений от известных производителей ПО для складского учета, которые способны запрашивать упрощенные коды «DataMatrix» и выводить их на печать для маркировки остатков.

Для розничных магазинов система обязательной маркировки товаров имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны – это дополнительные расходы на оборудование, обновление программного обеспечения и изменение привычных рабочих процессов. Подстроиться под новые правила придётся всем без исключения – иначе магазину грозят штрафы и закрытие. С другой стороны, маркировка поможет сменить ведение учёта «в тетрадке» и перейти к автоматизированному процессу ведения бизнеса.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда