Инженеры, которые устали от ритейла: почему основатели Ozon продали компанию и чем они занимаются сейчас Статьи редакции

Александр Егоров и Дмитрий Рудаков вышли из бизнеса зимой 2002 года и с тех пор о них почти ничего не известно.

Дмитрий Рудаков (крайний слева) и Александр Егоров (в центре) на выставке CEBIT Архив Reksoft

В 1991 году Александр Егоров и Дмитрий Рудаков открыли компанию по разработке программного обеспечения Reksoft. Их клиентами были зарубежные предприятия. В 1998 году они захотели сделать собственный продукт и запустили интернет-магазин Ozon.

Первое время предприниматели торговали книгами и видеокассетами. По данным Forbes, спустя два года после запуска оборот магазина составил $1,3 млн. Затем на стартап обратили внимание инвесторы.

В 2000 году фонд Baring Vostok приобрёл контрольный пакет Ozon за $3 млн. Ещё два года спустя основатели Ozon вышли из бизнеса и пропали из публичного поля: только Александр Егоров пару раз давал интервью.

Появление и развитие Ozon

Александр Егоров родился в 1969 году в Ленинграде, а Дмитрий Рудаков — в 1970 году в Искитиме, небольшом городе в Новосибирской области.

В книге «Ozon.ru: история успешного интернет-бизнеса в России» сообщается, что будущие предприниматели познакомились во время учёбы в Ленинградском институте авиационного приборостроения (сегодня СПбГУАП) на кафедре систем автоматизированного проектирования.

В 1991 году, ещё студентами, они открыли компанию Reksoft. Название сложилось из первых букв фамилий основателей: Рудаков, Егоров, Козлов (третий партнёр Ozon не занимался).

С 1996 по 2002 год они, помимо Ozon, запустили несколько сервисов: провайдера электронных платежей Assist (сегодня через него проходит треть платежей в рунете), ПО для автоматизации в телеком-сфере Barsum и программу для управления гостиницами «Эдельвейс».

В интервью «Газете.ru» Александр Егоров рассказал, что поначалу они с Рудаковым просто общались по учёбе и только потом начали заниматься коммерческими проектами — в первую очередь, чтобы заработать на жизнь. Однако партнёры быстро нашли бизнес-модель, выяснив: в Европе за разработку ПО платят в пять раз больше, чем в России.

Зарплата в $150 тогда считалась в России феноменально высокой. При этом иностранные клиенты были готовы платить за разработку $2000 в месяц и не понимали, как может быть так дёшево: месяц их собственной разработки стоил более $10 тысяч.

Нам удалось сыграть именно на сочетании очень высокого качества технологической подготовки и драматически большой разницы в оплате труда.

Александр Егоров, в интервью «Газете.ru» в 2013 году

В 1998 году основатели решили сделать первый собственный продукт — а не по техническому заданию заказчика. Рудаков три месяца искал нишу для запуска проекта.

В первый рабочий день 1998 года, 8 января, мы собрались в офисе и стали обсуждать идеи. Хотели сделать интернет-магазин автозапчастей или книг совместно с дружественным петербургским издательством. Денег у нас было только на что-то одно, поэтому решали долго.

В итоге создали книжный магазин. Дима [Рудаков] тогда увлекался фэнтези. С единомышленниками он создал библиографическую базу данных по книгам этого жанра. Потом она стала прототипом Ozon, который мы благодаря этим наработкам сделали за три месяца.

9 апреля запустили первую версию, а ночью пришёл первый клиент и что-то купил.

Александр Егоров, в интервью «Газете.ru» в 2013 году

К 2000 году ассортимент Ozon дополнился музыкальными дисками и DVD, а оборот площадки составил $1,3 млн. Однако интернет-магазин оставался убыточным, и с весны 1999-го основатели искали инвестора для развития.

Алекс Экслер в книге «Ozon.ru: история успешного интернет-бизнеса в России» указывает, что Егоров познакомился со специалистами инвестиционного банка Trigon Capital, и в мае 1999 года они подписали договор об оказании услуг по привлечению инвестора.

До ноября 1999-го проектом интересовались 40 российских и зарубежных компаний. Зарубежные инвесторы считали рунет перспективным рынком, но без проводника вкладывать деньги не рисковали.

Таким проводником стал инвестор Леонид Богуславский. Инвестировав «несколько миллионов долларов» в системного интегратора TopS и аутсорс-компанию VDI, он смог познакомиться с партнёрами Baring Vostok, UFG и Rex Capital.

Вместе они создали фонд ru-Net Holdings объёмом $10 млн для инвестиций в российские интернет-компании. В первую очередь партнёры решили вложить средства в «Яндекс» и Ozon.

30 декабря 1999 года основатели Ozon подписали договор с инвесторами ru-Net Holdings. Они выкупили контрольный пакет акций компании за $1,8 млн и пообещали инвестировать ещё $1,2 млн в 2000 году. Всего контрольный пакет обошелся инвесторам в $3 млн.

По словам Леонида Богуславского, инициатором инвестиций в «Яндекс» и Ozon стала Елена Ивашенцева, партнёр Baring Vostok, а сам он долго не верил в бизнес-перспективы этих компаний, особенно «Яндекса».

Причины выхода основателей из бизнеса

В 2002 году Рудакову и Егорову стало всё тяжелее находить общий язык с инвесторами: совет директоров часто не считался с предложениями основателей.

В ru-Net Holdings верили, что у Ozon не получится показать прибыль без изменения бизнес-модели. Поэтому инвесторы хотели объединиться с PPE Group, которая занималась торговлей через каталоги, рассылая их клиентам по электронной почте. Ещё у Ozon существовала проблема с логистикой: товары приходили с задержками, а у потенциальных партнёров эти процессы были налажены.

В книге Экслер пишет: PPE Group была портфельной компанией фонда Baring Vostok, и менеджеры фонда предложили инвесторам ru-Net Holdings объединиться для решения проблемы с финансированием.

В Reksoft выступили против. Рудаков и Егоров считали, что это уводит Ozon в неверную бизнес-модель. Вместе с тем основатели поняли: совмещать работу над интернет-магазином и в Reksoft нельзя, следует сосредоточить внимание на одной фирме. Более того, Ozon изначально не был их основным проектом.

Тогда они решили переключить Reksoft только на разработку под заказ. Оформили новые юрлица под системы платежей Assist, которую изначально разрабатывали под Ozon, и ПО для гостиниц «Эдельвейс» и стали их акционерами. А новые проекты решили запускать только на свои деньги.

Зимой 2002 года Рудаков и Егоров продали свои пакеты ru-Net Holdings, чтобы устранить конфликт в совете директоров и дать компании развиваться. С тех пор в Reksoft они занимались только сопровождением технической базы Ozon.

Ozon и PPE Group подписали договор с условием: по достижении определённой прибыли PPE Group получит контрольный пакет акций Ozon. Так и случилось в 2003 году. Основатели прогадали, прибыль Ozon выросла, — отчасти благодаря качественной сегментации клиентов в PPE Group, позволяющей рассылать больше каталогов.

Оборот же компании, согласно книге Экслера, в 2003 году вырос до $12 млн.

Если бы в одном из тех наших проектов просматривалась перспектива, чтобы всё бросить ради неё, то я, возможно, так и поступил бы. Но пока ничего интереснее Reksoft не было.

Взять тот же Ozon: интересный бизнес, но как место приложения собственных сил он меня не особо интересовал. Я не горел желанием заниматься ритейлом. К тому же не хотелось переезжать в Москву, чего требовали инвесторы.

В результате у Ozon, а позже и у других наших проектов появились свои гендиректоры, а я продолжил строительство Reksoft как профессиональной компании по производству ПО. Хотелось выстроить процессы промышленного уровня и при этом не потерять способность быстро перестраиваться, эффективно прорабатывать новые идеи. Это очень сложный баланс.

Александр Егоров, в интервью «Газета.ru» в 2013 году

Прибыль от продажи Ozon инвестировали в развитие Reksoft. Это позволило открыть офис в Москве (раньше компания работала только с зарубежными заказчиками) и выйти на новые европейские рынки.

С 2003 года в Reksoft разработала интернет-магазин для сети гипермаркетов «О'кей», базу знаний для менеджеров продаж «Ростелекома», а также занималась проектами для «Газпрома», «Лукойла», Mazda, МТС, Philip Morris International, РЖД, S7 и Tele2.

К 2008 году выручка компании достигла $22 млн — в десять раз больше, чем в 2000 году.

Чем сегодня занимаются Александр Егоров и Дмитрий Рудаков

Александр Егоров по-прежнему руководит Reksoft, которая в сентябре 2008 года вошла в группу компаний «Техносерв» — разработчика ПО для Пенсионного фонда России, Банка России, «Сбербанка» и других средних и крупных заказчиков.

Одновременно Егоров стал членом совета директоров «Техносерв Консалтинг», части «Техносерва», которая занимается автоматизацией бизнес-процессов и создаёт ИТ-инфраструктуру предприятий, внедряя CRM, ERP и другие системы.

Дмитрий Рудаков же во время этой сделки решил покинуть компанию, продав свою долю. Ещё после продажи Ozon он заинтересовался фотопроектами.

В 2003 году предприниматель основал бесплатную образовательную платформу Digital Photoscape — для популяризации практических знаний о цифровой фотосъёмке. Кроме того, Рудаков работал над сервисом для печати фото Pixart.ru, а затем руководил созданием фотосервиса Fishup.ru.

Позже Рудаков напишет «Оранжевую книгу по цифровой фотографии» и «Алую книгу по цифровой фотографии». В них он рассказал о базовых навыках фотографа: как работать с Photoshop, правильно настраивать фокус. Продавались книги в том числе и на Ozon.

Наевшись интернетом досыта, решил вернуться к базовому увлечению — фотографии. Поэтому открыл фотостудию. Так сбылась одна моя детская мечта. Решил на этом не останавливаться и реализовать их все.

Следующим на очереди было посещение далёких островов. Чтобы не скучать на островах, научился плавать с аквалангом, и заболел морем в особо тяжёлой и предельно злокачественной форме.

Я занимался разными видами фотографии, но пейзаж — моя единственная и страсть. Страсть, которая ведёт меня в самые удалённые уголки планеты, заставляет мерзнуть и мокнуть в поисках лучшего кадра, корпеть ночами над снятым материалом, читать книги на тему фотографии и снимать, снимать, снимать.

Дмитрий Рудаков, в интервью журналу Digital Photo

Также Рудаков вёл ежемесячную рубрику «Растворимый Фотошоп» в журнале «Фотомастерская». Участвовал в фотоконкурсах и выставках. Победил на международном фестивале подводной фотографии в Куала-Лумпуре, получив золотую медаль имени Дэвида Дубиле — известного подводного фотографа National Geographic.

Рудаков зарабатывал и на фотосафари — проводил мастер-классы для фотографов по всему миру. Для этого он собирал группу и отправлялся в путешествие, чтобы научить клиентов снимать в условиях дикой природы.

В 2017 год Рудаков вместе с московским сомелье Михаилом Волковым создал проект винных туров и блог True Wine. Кроме того, они снимают ролики о вине «для поиска настоящего напитка, а не питья маркетинговых лозунгов».

Во время съёмок партнёры ездят на зарубежные винодельческие предприятия, записывают интервью с работниками и основателями. И одновременно набирают клиентов в группы винных туров, чтобы путешествовать с ними по виноградникам, дегустируя напитки.

Михаил Волков и Дмитрий Рудаков (справа) True Wine

Ozon сейчас

В пресс-службе Ozon сообщили, что оборот интернет-магазина в 2018 году составил 42,5 млрд рублей. Аналитики прогнозировали выход ритейлера на точку безубыточности в 2018 году, но этого не случилось.

В пресс-службе Ozon добавили, что компания могла стать прибыльной в 2018 году, но руководство решило инвестировать в логистику и инфраструктуру.

По данным на 13 декабря 2018 года, основные владельцы Ozon — АФК «Система» и её венчурный фонд, которому принадлежит 38,2% компании, и фонд Baring Vostok с долей в 39,16%.

0
85 комментариев
Написать комментарий...
Птиц

За 20 лет не выйти на безубыточность... Причем в моей нише у них наценки от 35 до 100% и выше. Сейчас накачивают обороты чтобы ещё кому то продаться.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В екомерсе больше всех зарабатывает рекламщик, т.е. яндекс. Какая бы наценка не была, большая ее часть уйдет поставщику трафика.

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда