{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Трансформация авторынка в России: кто выйдет победителем?

Автомобильный рынок в России с марта 2022 года изменился до неузнаваемости. Одни европейские компании покинули рынок, другие приостановили поставки и производство. Япония планирует ввести частичный запрет на поставки автомобилей в Россию. На этом фоне выросли доли отечественных и китайских марок, кратно поднялись цены и спрос на подержанные автомобили. Какие перспективы открывает ситуация неопределенности, рассказываем в статье.

Что происходит на рынке

По итогам 2022 года продажи новых автомобилей в России опустились на 58.8% по сравнению с 2021 годом. На 54,2% сократился импорт легковых автомобилей. Эти падения оказались в разы существеннее, чем в «ковидный» 2020 год. Такую статистику приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Причиной стала нехватка новых автомобилей у дилеров: с рынка ушли Renault, General Motors, Nissan, Mercedes-Benz, Infiniti, Ford и другие. Большая часть продаж по итогам 2022 года (75,2%) пришлась на отечественные модели. (Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sanktsiy-na-import-legkovyh-avtomobiley-v-rossii)

Полного ухода западных брендов ожидать не следует. По прогнозам в 2023 году за счёт параллельного импорта в России будет продано порядка 100 тысяч автомобилей западного бренда. Но это сложно сравнивать с 300 тысячами по итогам 2022 года и 1 миллионом 110 тысячами по итогам 2021 года.

С одной стороны, их место занимают китайские автомобили. В 2021 году их было продано 117 тысяч, в 2022 году 124 тысячи, а по прогнозам в 2023 году ожидаются продажи в районе 165 тысяч. С другой стороны, ожидается рост и на отечественные модели:

  • УАЗ. С 33 тысяч по итогам 2022 года до 35,5 тысяч по итогам 2023 года.
  • ГАЗ. С 42 тысяч по итогам 2022 года до 45 тысяч по итогам 2023 года.
  • Lada. С 188 тысяч по итогам 2022 года до 340 тысяч по итогам 2023 года. Хотя относительно Лады даже прогнозные 340 тысяч по итогам этого года ниже количества реализованных машин в 2021 году - тогда их было продано 350 тысяч.
  • Ожидаются и продажи “Москвича” - в районе 10 тысяч автомобилей по итогам 2023 года. Для столько коротких сроков производства - это достаточно оптимистичные ожидания и удовлетворительные итоги работы.

Прогнозы роста подтверждаются и статистикой. Так, по итогам первого квартала 2023 года в сравнении с первым кварталом 2022 года число продаж выросло практически у всех “неушедших” брендов. Количественно наибольший рост у отечественной Lada (63 445 проданных машин и 21,3% роста), процентно - у китайских Exeed (7 268 проданных моделей, но рост в 285,2%) и Cherry (20 388 проданных моделей и рост в 165,2%). (Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/statistika-i-analitika-avtomobilnogo-rynka-v-rossii)

Всего в первом полугодии 2023 года, по данным АЕБ (https://aebrus.ru/ru/media/press-releases/?ELEMENT_ID=6403297), продажи автомобилей выросли на 9,9%. При этом в июне 2023, по сравнению с июнем прошлого года, они поднялись на 133%. Интересно, что чаще всего в этом месяце покупали автомобили Lada. Также в пятерку лидеров вошли китайские Haval и Changan, ГАЗ и УАЗ.

По данным аналитиков сайта «Дром», меняется автопарк дилеров. Если в январе 2022 года китайские марки составляли 10% предложения, то в марте 2023 года достигают 50% в зависимости от региона. Российские марки выросли с 18 до 25%. С 25% до 15% сократилась доля новых корейских автомобилей.

Ввоз новых легковых автомобилей практически полностью осуществляется из Китая. Так, по итогам марта 2023 года именно из него было импортировано в страну 70,8% легковых автомобилей. На втором месте Казахстан с долей в 12,6%. Что касается автомобилей с пробегом, то ситуация также меняется, но не столь резко. За тот же период из Японии было импортировано 48,3% от всех поддержанных автомобилей, прибывших в страну (для сравнения: по итогам 2021 года на эту страну пришлось 62%), из Армении - 18,8%, из Беларуси - 12,5%. (Источники: https://cyberleninka.ru/article/n/statistika-i-analitika-avtomobilnogo-rynka-v-rossii; https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-tehnologicheskogo-suvereniteta-v-avtomobilnoy-promyshlennosti-rossii-problemnye-voprosy-i-stsenarii-razvitiya)

Т.е. на рынке новых автомобилей резко увеличивается финансовая ёмкость китайских автомобилей. Даже в условиях падения продаж в 2022 году - наименьшие потери пришлись именно на отечественные и китайские модели: 10-40% в сравнении с 50-80% у западных производителей. (Источник: https://elar.urfu.ru/handle/10995/121863)

На вторичном рынке, по данным «Дрома», в 2023 году цены на подержанные автомобили без пробега по РФ поднялись за год до 30 %. Несмотря на повышение цен, быстро раскупаются автомобили у частников. При этом в 2023 году по сравнению с прошлым годом не поменялся состав предложения: на отечественные автомобили приходится 14%, японские – 49%, корейские – 11%, китайские – 2%, европейские – 18%, американские – 5%. Остальные занимают около 1%. Это соответствует показателям 2022 года. (Источник: https://www.newsvl.ru/vlad/2023/04/19/216547/).

Так, сформировавшийся за последние 20 лет рынок рухнул. Купить привычные европейские автомобили стало сложно и дорого. Цены на российские автомобили сильно повышаются, несмотря на большие вопросы к качеству. Китайские машины пока неизвестны, нет выстроенной сети сервиса.

Это создает ситуацию, когда потребители не хотят покупать ни российские, ни китайские автомобили. В результате, растет спрос на подержанные зарубежные автомобили, что приводит к росту их стоимости. Люди пытаются найти относительно новые автомобили с одним хозяином в России, чтобы пользоваться ими еще лет пять-шесть, пока ситуация в стране не наладится. На рынок поступают машины из зарубежья с неясной историей, что делает выбор автомобиля еще сложнее. Многие отложили покупку и ждут, когда ситуация на рынке автомобилей в стране улучшится.

Состояние неопределенности как возможность

По мнению основателя стратегического агентства DT-Team, автора образовательной платформы “Нейростратегия” Евгения Григорьева:

Сложившаяся на рынке ситуация неизбежно ведет к изменениям, которые открывают новые возможности. Здесь можно выбрать две стратегии.

Уйти на вторичный рынок и заниматься перекупкой автомобилей, это позволит заработать большие деньги здесь и сейчас. Также получить быструю большую прибыль можно за счет ввоза премиальных европейских автомобилей с аукционов из доступных стран по индивидуальному заказу.

Второй вариант - играть “вдолгую”. Рынок освободился, займет его тот, кто сможет заключить хороший договор с китайским производителем и привезет на российский рынок машину, которая будет по цене и качеству лучше конкурентов. Сейчас китайские автомобили очень дорогие, наценка в ситуации нестабильности составляет около 50%. При хорошем контракте можно снизить ее до 10% и зарабатывать, переняв модель бизнеса топовых производителей Mercedes-Benz, Audi, BMW, которые зарабатывали на сервисе и продаже запчастей. Так что тот, кто привезет качественный недорогой китайский автомобиль, наладит бесперебойную и быструю поставку автозапчастей к ним, договорится и обучит СТО, тот выйдет из этой ситуации победителем. Но на то, чтобы эта схема заработала, потребуется время, потому что новый автомобиль будет нуждаться в замене комплектующих только через два-три года.

Как изменить бизнес-стратегию компании и перестроить ее на новый рынок, мы рассказываем на нашем YouTube канале. Здесь в коротких видео можно найти основные инструменты для трансформации бизнеса.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы рассказываем все самое интересное и важное о бизнесе и не только!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда