{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Запуск ecommerce в разных регионах мира: MENA (Middle East & North Africa)

В 2022 и 2023 году мы увидели целый ряд известных ритейл-брендов из РФ, запускающихся в Дубае. От «Додо Пицца» до 12Storeez. Многие бренды не только снимают площади в именитых ТЦ Дубая, но и запускают электронную коммерцию и обещают расширяться в регионе.

Есть ли в этом регионе потенциал для eCommerce или "MENA - это только Дубай"? В этой статье рассмотрим региона MENA для eCommerce бизнеса.

Группа стран MENA (Ближний Восток и Северная Африка): Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Мальта, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирийская Арабская Республика, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты, Сектор Газа, Йемен.

Карта региона MENA

Иногда к этому списку добавляют Турцию, но в этой статье используется список стран согласно Всемирному Банку.

Рынок eCommerce в MENA

$57 млрд.
Объём рынка eCommerce в регионе MENA достигнет в 2026 году по ожиданиям аналитиков

Страны MENA показывают наибольший годовой прирост в развитии электронной коммерции c средним приростом рынка более 11%. В регионе есть несколько стран с ультрабыстрыми темпами роста. Например рост eCommerce продаж в Саудовской Аравии и ОАЭ составил 39% и 38% соответственно по данным Statista в 2022 году.

Основными факторами роста является высокое проникновение интернета и смартфонов среди населения региона и конечно экономический подъём отдельных стран. Например, более 98% населения ОАЭ пользуется мобильным интернетом, а каждый житель хотя бы раз в месяц совершает покупки онлайн. Всего за несколько лет проникновение интернета в регион MENA выросло до 70% в 2023 году. Благоприятные условия позволяют говорить о высоком уровне активности онлайн-шоппинга.

Крупнейшими рынками eCommerce по данным Statista являются по порядку: Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Египет.

Маркетплейсы в MENA

Сейчас в нише маркетплейсов четыре ключевых игрока (в список не включены Турецкие маркетплейсы).

Amazon — лидер среди eСommerce маркетплейсов в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) в целом и в ОАЭ в частности. Онлайн-гигант вышел на рынок ОАЭ в 2019 году. Удачный старт обеспечило поглощение локального лидера — компании Souq — в 2017 году. Сумма сделки составила $580 млн.

Noon — eСommerce маркетплейс, основанный в 2016 году. Компания фокусируется на регионе MENA и составляет конкуренцию Amazon. В августе 2022 года выкупила крупного ритейлера одежды и аксессуаров Namshi, тем самым расширив ассортимент товаров и коллекцию брендов. Сумма сделки не раскрывается, но эксперты оценивают ее в $335,2 млн;

Desertcart — eСommerce маркетплейс, основанный в 2014 году. В 2021 Desertcart стал привлекать продавцов из ОАЭ, Великобритании, США и Индии. Всего за пару месяцев к платформе присоединились более 5,5 тысяч продавцов.

LuLu — один из топ-3 ритейлеров в регионе Персидского залива. Компания была основана в 2000 году и вышла на рынок e-commerce в 2021 году с целью стать лидером в онлайн-ритейле.

На рынок регулярно выходят и новые игроки — например, Wee — маркетплейс с фокусом на экспресс-доставку Non-food товаров, запустившийся в ОАЭ в конце 2022 года.

А как с DTC (Direct-To-Consumer)?

Несмотря на бурный рост маркетплейсов и интерес со стороны гиганта Amazon, в регионе развивается DTC сегмент eCommerce, в основном благодаря международным брендам, которые стали расширяться на локальных рынках.

Дальнейшему росту рынка DTC будет способствовать 2 фактора:

  • Наличие большого количества экспатов из разных стран включая Великобританию, Индию, Пакистан и Россию
  • Наличие в регионе Персидского Залива ультрабогатой аудитории

К сожалению точных цифр по доле рынка DTC от eCommerce в MENA я не нашел. Буду рад если вы поделитесь такой информацией в комментариях!

Особенности рынка MENA

Разумеется, на этом рынке и в каждой отдельной стране много особенностей, но я постарался выделить главные.

Потребительские привычки. Главной особенностью и одновременно ограничителем являются привычки, связанные с оплатой. Опросы показывают, что в регионе MENA большая часть населения не полагается на электронные способы оплаты. В 60% случаев покупатели стараются получать товары на руки и оплачивать по факту (Cash-On-Delivery). При этом в некоторых странах только до 30% население пользуется кредитными картами.

Законы и религия. Регион обладает уникальным сочетанием религиозных и правовых традиций. Ислам является доминирующей религией в большинстве стран региона, и шариат, или исламское право, оказывает сильное влияние на законодательство и население. Это в свою очередь сильно влияет на продуктовую матрицу, маркетинг и клиента.

Другая важная особенности, которую уже была упомянута - доля экспатов в странах Персидского Залива и их роль на eCommerce. В ОАЭ 10% населения является экспатами, многие из которых являются высокообеспеченной аудиторией.

Ключевые тренды на рынке eCommerce в MENA

  • Цифровые платежи - несмотря на привычку к COD, в регионе набирают популярность мобильные кошельки, BNPL (рассрочки) и биометрические способы оплаты
  • Мобильные приложения - согласно данным Euromonitor потребители позитивно относятся к мобильным приложениям которые персонализируют опыт
  • Бум доставки продуктов - сегмент доставки еды и напитков является самым быстрорастущим сегментом eCommerce в регионе с ежегодным ростом в 59% за период 2018-2022 годов
  • Инвестиции в технологии - технологичные решения получают поддержку от государства и локальных инвесторов что способствует прогрессу рынка eCommerce
  • DTC (Direct-To-Consumer) - локальные ритейлеры начали развивать свои собственные eCom платформы и логистическую инфраструктуру. Также стартапы с моделью dark store тоже способствуют развитию DTC стратегий.

В этой статье я не успел рассказать о юридических особенностях, маркетинге и логистике в регионе и отдельных странах. Каждая из этих тем претендует на отдельный пост. Однако мы продолжим обсуждать актуальные темы в глобальном eCommerce, и различные рынки, популярные для эмиграции и экспансии eCommerce бизнеса.

Следите за новостями!

Если вы планируете или уже запустили eCommerce на рынке MENA, буду очень рад пообщаться с вами! Наша команда более 6 лет работает на глобальном рынке eCom, помогая брендам запускаться и масштабироваться в eCommerce. Если у вас есть вопросы после статьи, напишите нам: [email protected]

Что ещё можно изучить по теме eCommerce в MENA:

Понравилась статья? Следите за новостями и контентом на русском языке в нашем телеграмме 🦄

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда