Маркетплейсы: как интернет-торговля формирует новое покупательское поведение

Владимир Нерюев, Вице-президент iMARS, Вице-президент по развитию маркетплейса SPUTNIK

Современная действительность находится в постоянном движении и качественно изменяется ежедневно. Компьютерные технологии и интернет прочно интегрировались в нашу жизнь. Безусловно, это повлияло и на бизнес: на его формат, структуру и стратегию.

За последние несколько лет сфера товаров и услуг получила новые площадки: если раньше ближайший к вам магазин находился в соседнем доме, то сейчас вы можете совершать покупки, не выходя из квартиры. Тенденция упрощения процесса приобретения товаров онлайн привела к образованию маркетплейсов. Итак, что они из себя представляют?

Маркетплейс — торговая площадка в интернете, которая помогает продавцам и потенциальным покупателям находить друг друга онлайн и взаимодействовать между собой. Главный фактор, по которому идентифицируют маркетплейсы — множество вендоров на одном сайте. За счет большого количества поставщиков эти торговые площадки покоряют пользователей разнообразием предложений. У клиента всегда есть возможность выбрать больше и лучше. Возрастающее число заинтересованных покупателей, в свою очередь, является магнитом для новых вендоров. В чём преимущества этого способа торговли?

Начнём с того, что сейчас люди стараются сэкономить своё время на всём и постоянно находятся в контакте с телефоном. Это отличительная черта i-generation. Согласитесь намного проще по дороге на работу заказать всё необходимое по интернету, нежели выкраивать свободную минуту на поход в магазин. Вот небольшое исследование, которое прекрасно отражает, сколько времени женщина проводит в магазине.

Наибольшее количество времени расходуется на пополнение гардероба: в течение года женщина посещает где-то тридцать магазинов одежды и тратит на посещение порядка 129 часов 34 минут. На покупку продуктов питания уходит примерно столько же времени: в год женщина 94 часа 25 минут проводит в походах за продуктами. Гораздо меньше времени приходится на покупку обуви - за обувью женщины ходят примерно 20 раз за год. За косметикой и предметами личной гигиены 23 раза, замыкают список украшения и аксессуары - всего 15 раз за год. Поэтому всё больше и больше потребителей обращается к маркетплейсам. Немного цифр. Согласно исследованию, в 2016–2017 годах во всем мире более 50% онлайн-покупок совершили через маркетплейсы (прежде всего Amazon, Alibaba, JD.com и eBay). Прогноз к 2022 году — 67%. Так как на долю интернет-канала в России в 2017 году приходилось 3,5% розничной торговли, тогда как за рубежом — 7–8%, можно ожидать, что маркетплейсы продолжат активное развитие на российском рынке.

В России сейчас существует 5 крупнейших торговых площадок, а не так давно рынок пополнился ещё одним маркетплейсом – Sputnik. Подробно об этом писал КоммерсантЪ.

Как заявляют основатели компании, «Спутник» ориентирован на потребителей из регионов, которые «не доверяют иностранным площадкам», на нем представлены недорогие товары повседневного спроса, бытовая техника, одежда, обувь и др. Первоначально планируется привлекать компании из Китая и Юго-Восточной Азии, затем из Европы и России. На российском рынке с китайскими поставщиками уже работают AliExpress, Joom и принадлежащий Mail.ru Group Pandao. Но у российской аудитории пока не сформирована приверженность к конкретным маркетплейсам, надеется генеральный директор Sputnik Владимир Ступников. Инвестиции в проект – более 150 млн. руб. – это оршанизация логистики, торговых процесс, запуск различных ERP-систем.

Маркетплейс — неизбежный формат глобализации, цифровизации и стремления к бесшовному клиентскому опыту. Кажется логичным, что маркетплейсы полностью поглотят отдельные интернет-магазины, однако это утверждение не является истинным. Смысл заключается в том, что покупатели явно отличаются друг от друга. Одни люди обращаются к торговым площадкам, когда им важен большой ассортимент и приемлемая цена, их не так интересует бренд, сколько выбор. В данном случае речь идет о какой-то мелочёвке или товарах повседневного спроса. Другие – покупатели брендовых интернет-магазинов — приверженцы бренда, целенаправленно приобретают товар определенной марки и не интересуются сотнями моделей других марок. Предполагать поглощение не имеет смысла, скорее надо обозначить конкуренцию между торговыми площадками, которые ведут борьбу друг с другом — за трафик, клиентов и ритейлеров.

Что касается минусов, то они вполне очевидны. Отсутствует возможность осознанного выбора покупки, т.к. время ограниченно и мы не успеваем увидеть всю картину полностью. Зачастую приходится платить деньги за доставку вещей, которые потом даже не приобретаются. И как итог после таких ситуаций у покупателя не будет полной уверенности в том, что он получит именно тот товар, который закажет.

Поэтому говорить о прекращении офлайн-торговли пока рано. Онлайн-кинотеатры не вытеснили привычные нам залы в ТЦ, а электронные книги не заменили бумажные. Несмотря на все успехи торговых площадок, цифровизацию и уберизацию офлайн-торговле ничего не угрожает. Кроме того, традиционный шопинг не только способ приобрести нужный товар, но и развлечение, популярный вариант досуга большинства российских семей.

0
4 комментария
Посторонний

"Отсутствует возможность осознанного выбора покупки, т.к. время ограниченно и мы не успеваем увидеть всю картину полностью." - чем ограничено время? Хоть до дыр засмотрись на товар в маркетплейсе, в чем проблема?
"Зачастую приходится платить деньги за доставку вещей, которые потом даже не приобретаются." - это где вы так платили и почему?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Neruev
Автор

"чем ограничено время? Хоть до дыр засмотрись на товар в маркетплейсе, в чем проблема?" - как ни странно, временем. Надо успеть поработать, с детьми позаниматься, в магазин успеть, на дачу, в зал, кино посмотреть. Не все могут позволить с утра до вечера сидеть не сайте и изучать свойство кроссовок или фактуру джинсов. Поэтому выбирают либо эмоционально (о, красненькие лабутены, берем) либо по каким-то критериям (усейн болт бегает в пуме, вот и я ее куплю).

"это где вы так платили и почему?" - везде! Вы наивно думаете что товар на маркет-плейсе имеет бесплатную доставку? Хочу вас разочаровать: доставка уже включена в цену товара. Да еще некоторые накидывают сверху дополнительную доставку. Приведу простой пример. Получили прайс одного производителя косметики (не стану говорить какого по понятным причинам), отпускная цена одной баночки 170 рублей, розничная 430. Знаете за сколько продаёт лидер рынка России? По 690! А теперь посчитайте сколько это в процентах! 690 - 170 = 520 рублей, столько получит маркетплейс. Наценка в 300 с лишним процентов. Понятно, что на сайте написано: бесплатная доставка! Ну да, только доставка 200 рублей уже сидит в этих 520 рублях.

Ответить
Развернуть ветку
Посторонний

1. Минусы по сравнению с чем, с каким эталоном? Если с оффлайном, то там нужно больше времени на изучение товара - нужно добраться до магазина, путешествовать меж полок, убраться из магазина до дома. В онлайн маркете ты не бродишь, а кликаешь, что экономит время.
2. "которые даже не приобретаются" - когда вы платили за доставку товара, который не приобретали? Оплатили доставку, а товар остался у продавца/на почте/в мусорке? Вы почему-то забыли часть вашей реплики, которая и вызвала удивление.

Ответить
Развернуть ветку
David R

Я вам тоже приведу пример маркетплейса Беру. Один производитель косметики продаёт шампуньку своим самым любимым клиентам по 500р (в рознице она стоит от 1100 до 1400р - азбука, перекрёсток и тд). В Беру поставляет какой-то посредник, так вот в Беру ценник 500р за эту шампуньку....а если сверху наложить бесплатную доставку от 3000 или по Плюсу...жесткий минус по этому товару...так что все индивидуально

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда