{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Как начать свой бизнес с нуля

Привет, VC! После серии моих статей про аналитику и поиск ниш ко мне лично обратилось более двух сотен людей. Я даже организовал аналитику с помощью KeyCollector собственными силами на безвозмездной основе для всех желающих. Но тогда возник и второй вопрос: а что делать с этой аналитикой, да и как теперь начать свой бизнес с нуля. Давайте теперь разберем подробно эту тему.

Чем бизнес отличается от самозанятости?

Ведя в переписку в чате WhatsApp, в котором я веду запись на очередь аналитику и отвечаю на вопросы, я заметил, что некоторые его участники хотят просто заработать денег, а не создать и развить свой бизнес, хотя аналитика, которую я делаю, подходит именно под второе. Но в чем тут принципиальная разница?

Все дело в том, что если вы хороший специалист и умеете хорошо кодить, печь торты на заказ, ремонтировать бытовые приборы, писать статьи и т.д., то работу вы всегда найдете и так, ведь вам не нужен большой поток клиентов, необходима лишь дешевизна их привлечения, чего добиться в таком контексте не сложно.

Если же мы говорим про системный бизнес, то первый вопрос, который возникает: это формирование устойчивого и масштабируемого потока клиентов.

Другими словами, самозанятость - это про то, что вы умеете хорошо делать. Бизнес - это про массовое привлечение клиентов и создание бизнес-системы, которая будет обслуживать этот поток.

Почему я рекомендую начинать именно с товаров, если речь идет о системном бизнесе?

Все просто: в бизнесе, связанном с производством и реализацией товаров изначально более низкий уровень человеческого фактора, т.к. речь идет о продукте с высокой степенью готовности, так что выстроить контроль качества производства продукта под системный бизнес и массовый поток клиентов гораздо легче.

Если же вы хотите построить бизнес, основанный на услугах, то в его основе должен быть сервис, за пользование которого будет платить, а человеческий фактор изначально будет сведен к минимуму.

В этом нужно хорошо ориентироваться и не пытаться создать себе рабочее место, используя инструменты, предназначенные для бизнеса, к которым относится и аналитика, о которой я написал уже не одну статью и которую предлагаю сделать всем желающим.

Маржинальность и рентабельность бизнеса

Если вы занимаетесь или планируете заняться самозанятостью, то ключевой метрикой вашего дела должна быть маржа: выручка от продаж за вычетом переменных расходов.

Если же речь идет о бизнесе, то необходимо разобраться в ином явлении, а именно с рентабельностью.

Рентабельность - это производимая добавочная стоимость в единицу времени.

Другими словами, в отличии от просчета маржи или наценки, в рентабельности появляется новая и крайне важная переменная: время.

Что выгоднее? Брать товар относительно дорого у местного поставщика "за углом" и перепродавать с наценкой всего лишь в 20 %, но завершая полный цикл продаж за 1-2 дня, или возить товар из Китая, накручивая 300-500 %?

Очевидно, что с коротким циклом сделки вы будете более эффективно использовать свои ресурсы (деньги), чем если бы замораживали крупные суммы в длинные циклы (я уже не говорю о рисках).

Именно поэтому опытные и преуспевающие предприниматели предпочтут брать товар у поставщиков, которые могут обеспечить максимально быстрый товарооборот и лучше откажутся от нового ассортимента, если это связано с большими сроками поставки и реализации товара (ведь крупную партию вы будете продавать дольше).

Безусловно, если вы начинаете свой бизнес с нуля, то не всегда есть возможность сформировать конкурентоспособный продукт, используя лишь местных поставщиков товаров или производимых услуг.

Однако, необходимо стремиться к сокращению цикла от инвестиций в производство продукта до получении выручки от его реализации, что гораздо перспективнее в вопросах рентабельности и прибыли, чем погоня за маржей и наценкой.

Именно для этого я не только помогаю находить относительно свободные ниши в сегментах, но и выстраиваю сообщество, в котором, например, один может занять роль оптовика, реализуя короткий цикл за счет продажи товара представителям розничного бизнеса, а розничный предприниматель может максимально быстро получать товары в минимальном количестве и оптимальном ассортименте для быстрой реализации.

К слову, одна из причин, по которой инфобизнесмены не могут научить бизнесу, состоит в том, что их мозг "заточен" именно под самозанятость, к чему и нужно отнести инфобизнес, а именно к вопросу как произвести максимально дешевый продукт и продать его максимально дорого.

Аналитика, которую я делаю с помощью KeyCollector, также основана на поиске ниш (товаров или услуг), ради которых вам не нужно будет искать поставщиков в Китае и ввязываться в длинные циклы, убивая рентабельность. Все товары, которые мы находим, можно купить у местных поставщиков и реализовать в своей сегменте, в котором выявлена достаточно низкая для успешного входа конкуренция.

Реклама, продажи и бизнес-модель

И так, мы выяснили: ключевой показатель бизнеса - это именно его рентабельность. Но, безусловно, она не может быть положительной без добавочной стоимости.

Многие считают, что один из способов заработать больше - это сократить издержки на привлечении клиентов. Зерно истины в этом есть, однако, этот момент требует разъяснения.

Все расходы системного бизнеса можно отнести к трем категориям: расходы на рекламу, продажи и производство продукта.

Специфика первых двух категорий расходов (реклама и продажи) состоит в том, что они не инвестируются в создание самого продукта.

Другими словами, если вы будете относительно много тратить на процессы, связанные с рекламой и продажами, то не сможете создать достаточно качественный и, как результат, конкурентоспособный продукт, а равно и не сможете выстроить системный бизнес.

А вот и подошла вторая причина, по которой инфобизнесмены не могут научить бизнесу. В инфобизнесе все наоборот: более 70 % выручки расходуются на рекламу и финансирование отдела продаж. Очевидно, что ни о каком качественном обучении при таких пропорциях быть не может. Но такой же подход они навязывают и своим ученикам, что не применимо в реальном бизнесе, а значит подходит разве что тоже для инфобизнеса, МЛМ и других подобных относительно честных способов отъема денег у населения (с)

Вот какая доля в расходов на рекламу от оборотов Apple. Да, суммы колоссальные, но относительно общих оборотов - копейки

Что же мы ищем с помощью KeyCollector?

И теперь, когда вы теоретически подкованы, настал вопрос, наконец, осознать: под что заточена моя аналитика. А заточена она под поиск ниш, отвечающих следующим условиям:

1. Ниша связана с товаром

К слову, товар может быть как физическим, так и цифровым. Бизнес также может быть связан с услугами. Но если в основе его лежит товар, то на старте вам будет гораздо проще свести человеческий фактор к минимуму, т.к. вы продаете то, что уже есть, а не то, что нужно будет еще сделать.

2. Товар - не новинка, не трендовый и найти местных поставщиков не составит труда

Многие ошибочно считают, что моя аналитика находит тренды. Возможно, потому, что в одной из своих статей на VC я промолвился, что подобным образом можно искать и трендовые товары, правда, точно предсказывать время бума такая аналитика не умеет.

Да и трендовые товары не нужны для старта системного бизнеса, ведь они противоречат всем принципам, изложенным выше: большие расходы на рекламу, продажи, проблемы с местными поставщиками в то время, когда у нас низкая конкуренция, что нивелирует возможность быстрого оборота.

Моя аналитика основана на методе сегментации рынка, которая находит товары с устойчивым и сформированным спросом, а значит и проблем с поставщиками не будет.

Если делаете бизнес в деревне, то найдете поставщиков в городе. Если в городе - то найдете в краевом или областном центре. Если вы сами из центра субъекта РФ, то найдете в Москве или в Санкт-Петербурге. Если из Москвы, СБП или другого крупного города, то нужно будет сделать дополнительную сегментацию рынка и найти опять же поставщиков в своем городе. В общем, все очень просто.

Конечно, сделаю еще раз оговорку: существующих поставщиков будет достаточно для старта бизнеса, а вот при его масштабировании вы можете упереться в однотипный с вашими новыми конкурентами ассортимент. Поэтому подчеркиваю важность формирования сообщества для построения товаропроводящих цепочек для новых товаров и услуг.

3. Товары пользуются активным спросом

Товары без активного спроса несут в себе сложный и трудоемкий процесс продаж, а значит не подходят для создания системного бизнеса.

Активный спрос мы проверяем с помощью инструментов статистики запросов поисковых систем.

4. Товары с относительно низкой стоимостью рекламы

После того, как мы собрали ходовые ниши под сегмент и отсортировали их по активному спросу для дальнейшего анализа, необходимо отсечь с помощью фильтра ниши, где стоимость рекламы слишком высока относительно бизнес-модели, которую мы хотим построить.

Для чего это нужно, ведь реклама не бывает дорогой и дешевой, бывает та, которую может окупить ваша бизнес-модель или не может?

В этом и есть дело: чем дороже канал привлечения клиентов, тем сложнее его окупить, т.е. нужна более сложная бизнес-модель.

Старт бизнеса с нуля предполагает, что у вас еще нет никакой бизнес-модели, и вам требуется максимально дешевый источник клиентов на товар с активным спросом, дабы ее выстроить.

Следует также отметить, что стоимость рекламы - это еще не себестоимость клиента. Как правило, высокая стоимость рекламы характеризует высокую конкуренцию, что снижает вероятность того, что купят именно у вас.

Условно, вы можете возводить стоимость одного клика в спецразмещении в квадрат, чтобы сопоставить себестоимости клиентов для разных ниш.

Например, стоимость перехода в нише "А" равна 6 рублям, возводим в квадрат и оцениваем себестоимость клиента, которая выходит равной 36.

Стоимость перехода в 10 рублей не кажется такой высокой относительно 6 рублей, но возведем в квадрат и получим 100, что примерно в три раза выше, чем условно-расчетная себестоимость клиента в предыдущем варианте.

Чем выше себестоимость клиента, тем сложнее должна быть бизнес-модель, которая будет ее окупать. А для построения сложных бизнес-моделей нужны соответствующие компетенции.

Таким образом, если вы начинаете с нуля и не имеете опыта в бизнесе, то лучше фильтровать по значениям перехода в 5-7 рублей. И, как мы выяснили, вот эта разница даже в 2-3 рубля имеет значение.

Если же опыт есть, то можно рассмотреть ниши и с более высокой стоимостью рекламы, что позволит выйти сразу в ниши с более высоким притоком потенциальных клиентов.

Создать более сложную бизнес-модель сразу вы можете, к примеру, подсмотрев что делают и как окупают высокую стоимость клиента аналогичные бизнесы, которые находятся, например, в других более крупных городах. Или рассмотреть вариант франшизы бизнеса. Но опять же: для всего этого желательно иметь опыт.

5. Ниши, в которых вы сможете создать конкурентоспособный ассортимент под свой бюджет на старт бизнеса (рисковый капитал)

Это уже ручная работа: мы берем первую понравившуюся нишу, отсортировав аналитику по активному спросу и отфильтровав ниши с более дорогой рекламой, и изучаем конкурентов (идти дальше канала продаж, например, первого блока рекламы в Яндекс.Директ, не нужно, это близкие, но разные каналы продаж), пытаясь оценить их ассортимент, а равно и прикинуть сумму инвестиций, достаточных для успешного формирования своего.

Ввиду того, что ниш мы находим тысячи, а для более крупных городов - и десятки тысяч, найти можно нишу под любой бюджет, даже равный нескольким тысячам рублей.

Возможно, там не будет столь высокого активного спроса, как вам хотелось бы, но не стоит с этим заморачиваться: ваша задача - запустить базовую бизнес-модель, такую, какую вы потянете без лишних рисков, а затем, отработав навыки и общие бизнес-процессы, вы сможете успешно выходить в более конкурентные сегменты, будучи уже способным выстроить что-то более сложное.

Альтернативные способы поиска ниш для бизнеса

В нашей группе периодически проскакивает вопрос: как еще можно искать ниши без анализа интернет-статистики? Отвечу на него развернуто...

Аналитика, которую я делаю, отрабатывает лишь частный случай решения базовой задачи бизнеса: привлечение клиентов, и основана на изучении спроса и конкуренции за клиента в интернете. Интернет - достаточно гибкий и зачастую сравнительно дешевой способ привлечения клиентов по сравнению с другими каналами. Но далеко не единственный и дающий далеко не максимальный охват.

Вообще, общее правило рекламы таково: чем ближе ваша реклама к клиенту и больше вероятность, что он ее увидит, тем больше шансов на успех, а значит и вы сможете привлечь таким образом больше клиентов.

Вопрос продаж также часто закрывается близостью - все это из области законов конкуренции за внимание потребителя.

Таким образом, если вы хотите на старте больше клиентов, больше оборотов, то стоит рассмотреть открытие торговой точки в проходимом месте.

Аренда таковой - это и есть отчасти плата за рекламу и возможность сделать удобные для клиента продажи и сервис.

Что дает нам аренда, и за что вы платите:

1. Поток клиентов, который может быть большим, маленьким, более или менее целевым, а может и вообще отсутствовать, тогда и не нужно рассматривать плату за аренду, как инвестиции в привлечения аудитории и учитывать, что нужно будет в обязательном порядке задействовать другие каналы продаж.

2. Упрощение процесса продаж (демонстрация товара, личное общение с клиентов и т.д.).

3. Возможность организовать удобный для клиента сервис.

Таким образом, аренда, при правильном подходе, может быть более привлекательной альтернативной интернет-рекламе. Но и более дорогой и менее гибкой.

Но как найти нишу под нее? Нужно руководствоваться ровно теми же принципами, которые уже изложили выше:

Товар или услуга должны пользоваться активным спросом, т.е. надо смотреть на другие бизнесы: что уже покупают, где вы видите потоки клиентов, а дальше думать как сделать лучше-дешевле и заработать, выстроив (или взяв готовую, скопировав) более качественную бизнес-модель.

К слову, в этом моменте кроется провал многих бизнесов, открытых по франшизе.

По идее, суть франшизы - это как раз предоставление конкурентоспособной бизнес-модели, обслуживающей массовый спрос.

Брать франшизу под услугу или товар (в том числе, по ценовому сегменту), не популярный в вашем городе (будь то в оффлайне или онлайне, т.е. нет запросов) - ошибка.

Экономика - это максимально эффективное использование ресурсов. Бизнес, в котором нет, пусть даже небольшой, но очереди, а продавец полдня сидит в телефоне или сопит - это уже не бизнес.

Как заработать на потоке клиентов - это уже другой вопрос: вопрос построения системного и приносящего прибыль бизнеса. Но нет потока клиентов - нет бизнеса, запомните!

Бюджет на старт бизнеса (рисковый капитал)

Многих смущает мой термин "рисковый капитал", поэтому периодически я говорю про бюджет на старт бизнеса, хотя первый вариант более верно отражает суть.

Начиная бизнес с нуля, выходя на новые рынки, заходя в новые форматы или даже делая новые шаги в рамках действующего бизнеса, вы должны всегда иметь ввиду: нет гарантий, что все пойдет именно так, как вы планировали.

Когда я спрашиваю про рисковый капитал, про сумму, которую можете себе позволить потерять, то это вовсе не значит, что я предлагаю сыграть в рулетку.

Это значит, что нужно действовать с такими ресурсными рисками, чтобы у вас остались еще таковые на доведение бизнес-модели до ума.

А вот и третий камень в огород инфобизнесменам, которые только за свои курсы выкачивают суммы, значительно превосходящие в среднем допустимые их слушателями, заставляя идти на неоправданные риски, а равно ввязываться в бизнес, который они не потянут, не говоря уже высоких шансах уйти в долги. Образовательный бизнес в сфере обучения бизнесу имеет смысл быть, но должен строиться ровно на тех же принципах, описанных выше: системность, низкая себестоимость рекламы и продаж, максимальные инвестиции в качество продукта.

Возможно, сразу "стрельнет" и полетит, все бывает. Но есть и другой вариант: когда реальность не совпала и не превзошла ожидания, а значит нужны будут еще какие-то ресурсы на доработку бизнеса.

Если же ресурсов (времени и денег) на доработку бизнес-модели нет, то вы можете попасть в очень опасную и неоднозначную ситуацию.

С одной стороны, вы уже создали прототип, поняли в чем просчитались, что нужно доработать, но ресурсов на реализацию новых шагов нет.

С другой стороны, все закрыть - значит потерять результаты своих ресурсных инвестиций и остаться ни с чем.

Именно этот капкан вгоняет людей в катастрофически сложные ситуации, заставляет наращивать убытки, уходить в долги...

Начать бизнес можно с любых денег, доступных каждому, как я уже говорил - от нескольких тысяч рублей, аналитика, которую я делаю, позволяет это сделать.

Конечно, не всем интересно начинать все с очень малого и незначительного для своих ожиданий, поэтому нужно искать золотую середину между интересными для вас ближайшими перспективами и рисками.

Интернет-бизнес для старта - более гибкий формат, чем связанный с арендой и наемными сотрудниками. А значит изначально позволяет заходить с более незначительных сумм и идти на менее значительные риски, повышая шансы на положительный результат.

Аренда под место позволяет сразу получить больше возможностей, но, ввязываясь в аренду, оборудование, ремонт, нанимая сотрудников, вы не остановите свой бизнес, нажав на несколько кнопок, а значит нужно планировать рисковый капитал на месяцы вперед.

В общем, начать и развить свой бизнес может каждый, вне зависимости от стартовых возможностей (деньги, время, компетенции). Важно лишь подбирать то, что вам будет интересно и ограничивать допустимые риски.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Стратакастер

не знаю что тут за терки , как вписаться в ватсап .. ссылка не подключает к группе. есть вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

Евгений Стратакастер, Зарегистрировался 48 минут назад, Комментарии 1

а вот и китаец.
:D

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Это мои самые преданные фанаты.

Ссылка не работает что ли? https://chat.whatsapp.com/D7XcZm7Zl1jFvN3fC3UzGm

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Наверное, на веб-версию перекидывает, вот мой WhatsApp, него можете написать - закину +79268508136

Ответить
Развернуть ветку
Avgust Romero

Слышал мнение, что лендинги не работают, лучше использовать сайт. Это из темы: меньше трать на рекламу - больше на продукт?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Есть такое, писал об этом здесь - https://vc.ru/life/77569-sayt-odnostranichnik-chtoby-ne-bylo-provala

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

"ко мне лично обратилось более двух сотен людей. Я даже организовал аналитику с помощью KeyCollector собственными силами на безвозмездной основе для всех желающих"

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

... а потом поприседал 30 тысяч раз, после чего ещё для тонуса отжался 50 тысяч раз. на одной руке. да что уж там. без рук вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Где Ваш друг, зовите его

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

у меня нет друзей, а мы все ждем вашего китайца

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Да что-то он потерялся где-то... А что друзей нет - это плохо. Может стоит посмотреть на свою жизнь со стороны

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда