Не паразиты, а партнёры: кто такие организаторы совместных покупок и зачем они нужны бизнесу

На примере издательства «Банда умников» рассказываем о том, как «мамочки в декрете» становятся полноценным каналом сбыта, занимающим 18% в годовом обороте компании.

Организаторы совместных покупок (они же «СПшники») — это десятки тысяч людей, которые собирают заказы от людей через форумы и сообщества в соцсетях, делают большую закупку по оптовой цене и забирают себе часть денег в качестве комиссии. В результате участники совместной покупки получают товар дешевле, чем при розничной покупке в магазине.

Как компании относятся к организаторам СП

Для многих компаний организаторы совместных покупок — это «паразитический» и неуправляемый канал сбыта. Большинство полагает, что организаторы СП «ломают розницу», поэтому активно борются с СПшниками (банально — пресекают отгрузки). Из-за этого организаторы СП зачастую вынуждены мимикрировать под малый бизнес: хитрыми путями получать оптовые прайсы, оформлять сделки через «левые» юрлица и так далее.

Другие знают о существовании СПшников в своей структуре сбыта, но ничего не предпринимают. А бывает и так, что представители компании вообще не в курсе, что заказ делает организатор совместных покупок — для них это просто «какой-то оптовый заказ»: оплачен — и хорошо.

Если вы отрицаете существование белочек или время от времени прогоняете их, они не перестанут грызть ваши орешки. Поэтому разумнее их приручить.

Так же и мы в определённый момент поняли, что игнорировать организаторов СП или бороться с ними не имеет никакого смысла. Уже в первый год существования «Банды умников» мы нашли способ управлять этим каналом — точно так же, как розницей, оптом и интернет-магазином, который появился у нас позже.

Это позволило нам за пять лет увеличить оборот по каналу СП в десять раз: с 2 млн до 20 млн рублей в год, без существенного урона для других каналов.

Совместные покупки и мелкий опт: в чём разница

Как ни странно, организатор совместных покупок в некоторых случаях может закупать у нас игры на гораздо большую сумму, чем мелкий оптовик. У нас есть мелкооптовые партнёры, которые покупают наш продукт на 200–300 тысяч рублей в год, и есть СПшники, поступления по которым превышают 1 млн рублей в год.

Ключевая разница заключается в том, что организаторы СП ограничены в ассортименте: у них просто не хватит рук держать в портфеле больше пяти-десяти брендов. Это связано с тем, что 95% СПшников работают в буквальном смысле одни, без штата закупщиков и бухгалтерии. К тому же они располагают ограниченным количеством инструментов для учёта: в лучшем случае это тетрадки и «экселька».

Если мы говорим о мелкооптовом партнёре (пусть это будет обычный розничный магазин), то там уже будет не 5-10 брендов, а 50-100. Иными словами, такой магазин распределяет свой бюджет на закупку между большим количеством контрагентов.

Всегда ли организаторы СП мешают рознице

Если ответить коротко — да, всегда. Но всё не так просто. Если нарисовать пул потенциальных покупателей розничных и интернет-магазинов и пул потенциальных клиентов СПшников, пересекаться они будут на 20–30%. И в пределах этой зоны пересечения происходит некое перераспределение спроса между двумя каналами сбыта.

Вопреки стереотипу клиенты СПшников — это не «нищеброды», которые вынуждены экономить. У них скорее подход другой: они видят хороший продукт, он им нравится, но они считают, что он должен стоить не Х рублей, а Х*0,85. У них есть возможность потратить эти деньги, но их представления о справедливой цене отличаются от вашей РРЦ.

«Не должна эта настолка стоить 890 рублей, готов купить за 700», — говорят они, и ничего с этим не поделать. Тут мы оказываемся в ситуации, когда человек или купит за 700 рублей, или не купит вообще.

Какие особенности у этого канала сбыта

Организаторы СП очень часто организуют совместные покупки в ситуациях, когда им самим нужно что-то у вас купить. Так они убивают двух зайцев: получают нужный товар со скидкой и зарабатывают на комиссии.

В этом отличие организаторов совместных покупок от обычных индивидуальных предпринимателей без штата: СПшник часто руководствуется не чистой рентабельностью, а тем, насколько ему самому нужен ваш товар.

В случае с организаторами совместных покупок очень важна симпатия — в широком смысле этого слова. От уровня личного контакта с организатором СП зависит буквально всё.

У вас не получится поругаться с бухгалтером из-за какого-нибудь акта сверки, а потом спокойно продолжить общаться с отделом закупок, потому что бухгалтер и закупщик в этом случае — это один и тот же человек.

Ещё одна важная особенность — период оборачиваемости. В канале «СП» он минимальный, ведь СПшник покупает у вас только те позиции, которые уже заказал и оплатил его конечный клиент. В опте средний период оборачиваемости по нашему ассортименту — два месяца. В канале «Совместные покупки» — от двух до семи дней. Как следствие, исключены ситуации, когда товар завис у СПшника на складе. Это, в свою очередь, исключает возвраты.

Как управлять каналом совместных покупок

Если бы мы просто говорили СПшникам «да, ага, можете купить», то вряд ли мы бы хотя бы приблизились к тем 20 млн рублей в год. Есть несколько факторов, которые помогают нам управлять этим каналом и постоянно увеличивать оборот.

1. Ценовое позиционирование и разведение потоков

Одна из ключевых задач — позволить СПшникам зарабатывать так, чтобы они не мешали рознице. Здесь главное понимать структуру ценообразования в каждом канале и на основании этого фиксировать определённые партнёрские условия. Как это работает на деле?

В розничном магазине скидка может быть максимум 45% от РРЦ: купил за 550, продал за 1000. В этом случае магазин «как бы зарабатывает» 450 рублей. Но на эти деньги ему ещё предстоит выдать зарплату сотрудникам, оплатить аренду помещений, запустить рекламу и заплатить налоги. И на выходе мы получаем, что чистый маржинальный доход магазина — примерно 11%.

А следом мы считаем то же самое в канале СП и оцениваем, что предстоит сделать СПшнику, чтобы получить сопоставимый процент маржи. У него нет арендуемых помещений, персонала. Основная статья его расходов — это скидка 10–15%, которую он даёт своим клиентам, чтобы у них в принципе был повод иметь дело с совместной покупкой.

Зачастую ещё есть расходы на рекламу, на доставку товаров клиентам и процент комиссии форума. И мы понимаем, что для получения такого же процента маржинального дохода организатору СП достаточно не 45%, а 30%.

Поэтому розница не спрашивает у нас: «Какого чёрта вы работаете с СП?» Просто потому, что у СПшников нет возможности слишком сильно ронять цены — им это просто невыгодно.

Закономерный вопрос: как мы отличаем СПшника от розницы в том случае, если ради скидки побольше он хочет притвориться розничным магазином и провести отгрузку через юрлицо условного «дяди Саши», у которого есть ИП?

Ещё на этапе знакомства мы интересуемся: «Расскажите, пожалуйста, где находится ваш магазин — мы обязательно добавим вас в список партнёров на сайте». Само собой, глупо от такого отказываться, ведь это дополнительный трафик в магазин.

Поэтому если потенциальный партнёр говорит: «Не надо, долго объяснять», или «Я привык по-другому торговать», то мы уже понимаем, что с вероятностью 90% это СП. Раньше такие ситуации происходили чаще, но и сейчас два-три раза в год мы сталкиваемся с чем-то подобным.

2. Выделенный менеджер направления «Совместные покупки»

Во-первых, люди — это наше всё. Во-вторых, как уже отмечал чуть выше, в канале «Совместные покупки» как нигде важны человеческие отношения. Поэтому человек тоже нужен особенный: с одной стороны — рассудительный и практичный, а с другой — очень эмпатичный и располагающий к себе.

Наличие менеджера позволяет обрабатывать большой поток заявок в канале, обсуждать с организаторами и внедрять идеи по повышению эффективности совместных покупок, лучше понимать специфику канала.

Поэтому у нас есть Оля: она занимается поддержкой существующих организаторов СП на всех этапах и помогает новичкам в организации совместных покупок.

Выделенный менеджер на этом направлении помогает делать ещё один важный финт. Если раньше после выставок мы сначала занимались обработкой «жирных» лидов, а СПшникам звонили «через недельку», то теперь у нас есть возможность на следующий день связаться со всеми организаторами СП и по горячим следам договориться о первых отгрузках, когда все друг друга помнят и готовы сотрудничать.

3. Реклама курса для начинающих организаторов

Опытные организаторы совместных покупок, как правило, сами в определённый момент приходят к нам, если им нравится продукт. Им не нужно объяснять, что наши игры можно предлагать клиентам: они просто заходят на наш сайт, видят условия и принимают решение.

А вот новички вообще зачастую не знают, как подступиться к этому делу: они видели, как другие организуют совместные покупки, тоже хотят этим заняться — и на этом, собственно, всё. Поэтому мы сделали email-курс, который помогает начинающим СПшникам разобраться в теме. Нам он, кстати, помог сократить стоимость лида в семь раз. Об этом подробно рассказывала наш email-маркетолог Даша.

4. Система рассылок

Поскольку совместные покупки — отдельный сегмент, то и email-рассылки для СП мы делаем, исходя из особенностей канала.

К примеру, рассылка, связанная с выходом новинки, в первую очередь позиционирует новый продукт как повод для организации совместной покупки. Разумеется, клиенты СПшника в таких закупках заказывают не только новинку, но и другие товары.

Кстати, очень классно работает организация совместной покупки на этапе предзаказа, когда мы ещё не выпустили игру, а уже получаем деньги, предлагая выгодные условия.

Также есть рассылка для реактивации тех «уснувших» организаторов СП: в ней мы не даём каких-то сверхъестественных условий — достаточно просто напомнить о себе и быть дружелюбными.

5. Обеспечение инфоматериалами и бонусами

Очень часто СПшники оформляют совместную покупку довольно своеобразно: в результате вы видите свой непропорционально растянутый логотип на рандомном пёстром фоне, который сопровождается текстом: «ИзУмИтЕлЬнЫе ИгРуШкИ для годовасиков!».

Это не 2007, а 2019 год

Очевидно, что иметь дело с таким организатором захочется не всем. Поэтому мы предоставляем организаторам СП все материалы: студийные фотографии, логотипы, баннеры для соцсетей и тексты. Даже если человек не слишком разбирается в дизайне и текстах, он в состоянии оформить группу, событие или пост, пользуясь готовыми материалами.

Также с каждым заказом мы присылаем СПшникам каталоги и разные приятные бонусы: наклейки, значки, бесплатные экземпляры игр. Их организаторы СП, в свою очередь, дарят своим клиентам или разыгрывают среди постоянной аудитории. Здесь работает вечное правило — люди любят небольшие, но приятные плюшки.

В чём польза работы с СПшниками для нас

Критически настроенному читателю может показаться, что СПшники — странная прослойка посредников, которые просто «мешают рознице нормально торговать» и роняют цены. Однако для нас работа через канал СП имеет ряд важных преимуществ.

Деньги

В 2018 году доля наших продаж через организаторов совместных покупок составила 18%, что в переводе на деньги означает 20 млн из 113 млн рублей нашего годового оборота. Для нас это очень большая сумма. Более того — сложно сказать, что было бы с нашим бизнесом, если бы этих 20 миллионов не было. Поэтому для нас СП — такой же полноценный канал сбыта, как опт, интернет-магазин или сети.

Кстати, многие считают СП теневым сектором, когда в компанию приходит человек с барсеткой, платит деньги мимо кассы и забирает товар. В нашем случае всё прозрачнее: мы подключили «Яндекс.Кассу» к CRM, поэтому почти все СПшники оплачивают заказы картой.

Продвижение

СПшнику довольно сложно предлагать людям товары, в которые он сам не верит. А основной инструмент организатора СП — личный контакт. Поэтому он в каком-то смысле становится «евангелистом» продукта, который он продаёт: рассказывает о нём с удовольствием и чутко реагирует на обратную связь.

Здесь важно, что опытный СПшник контактирует со своей ЦА гораздо лучше, чем любой сайт, лендинг, POS-материалы или продавец в магазине. Кроме того, они сами проводят презентации-игротеки, на которых конверсия в покупку больше 50%. Хороший преуспевающий организатор совместных покупок — это всегда активист.

Высокая маржинальность

Здесь всё просто: средняя скидка в канале СП ощутимо ниже, чем в опте. Поэтому при отгрузке товара СПшнику наша маржа всегда выше, чем при отгрузке крупному дистрибьютору. Собственно, по этой же причине наши организаторы СП не имеют возможность демпинговать и в какой-то существенной степени подрезать розницу.

В результате тот, кто не хочет участвовать в совместной покупке, идёт в розничный магазин наших партнёров и заказывает у нас на сайте. А тот, кто хочет сэкономить, обращается к СПшнику.

Освоение новых территорий

Несмотря на то, что у нас есть партнёры в каждом регионе, до некоторых территорий страны мы дотянуться не можем физически. Речь в первую очередь о разных удалённых населённых пунктах.

Узнать о нас из интернета у людей оттуда шансов не так много, ведь у нас нет возможности трубить о нашем продукте из каждого утюга. И наше продвижение в таких городах и посёлках находится полностью в руках инициативных СПшников, которые знакомят людей с нашим продуктом.

Часть людей, которые знакомятся с нашими продуктами через СП, через некоторое время становятся нашими подписчиками в соцсетях и периодически делают покупки напрямую у нас на сайте.

0
158 комментариев
Написать комментарий...
Олег Хамитов

тоже чтоли жб кольца оптом нескольким домостроителям сразу продавать?

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Блин...... Вот почему я сразу подумал про крузак?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Прочел это-потратил время зря

слушай, ты так часто говоришь о своей сфере, наверно я сделаю сайт и зайду в эту нишу, раз там так много денег.
а как у тебя компания называется?
дай гляну в поиске

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anton Semenov
Автор

А почему бы и нет?)

Ответить
Развернуть ветку
Yury

Опять мамкин алигарх с жб кольцами🤣🤣🤣🤣

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergey Sergey

Имел 3-х летний опыт управления детским брендом в РУ. Из опыта: СПшницы - это стайка хамоватых хабалок уровня ТП+ПМС ! В статье четко показано как компания сама привлекает СП в свой канал, и чтобы вы не говорили, это убивает «честную розницу» , ибо все сп работают по единому принципу ОПТ+10% . Этот канал сбыта - днище пробитое торговлей через газЭту, авита, юла и т д.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Semenov
Автор

Ну если подходить с таким целеполаганием к потенциальному каналу продаж, то да, у вас мало что получится.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nick Sidorov

А что такое "честная розница"? Это китайская хуета с наценкой в 400%?

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Vadim Medvedev

Если канал сп может работать по формуле опт+10%, а другие каналы так работать не могут, то это значит, что он более эффективен.

А неэффективные умрут.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Яков Богачев

Как вы с такой любовью к людям еще додумались заняться управлением детским брендом)
Занялись бы поддонами)

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Andrey Chuguev

Когда СП-шница стоит впереди всех на выдаче ПВЗ - можно смело включать камеру, ибо шоу гарантировано в 99% случаев )))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Goddard Targarten

Они всё равно найдут где брать, потому что хабалки и всё такое прочее что Вы написали, полностью справедливо. Но если не продаёт производитель - идут к посреднику, а посреднику пофиг на бренд, он продаст. Не продаст посредник - купят на распродажах на ВБ, беру и прочих говноплейсах. Если не можешь прекратить безобразие - надо его возглавить.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Irvin Goodspeed

В статье написано всё правильно, сами используем этот канал продаж (одежда) уже много лет. Есть СП которые у нас покупают уже 7 лет! - фактически постоянный оптовик. Есть случаи когда из СП вырастали мелкие розничные магазины, а есть и обратные метаморфозы. Так же у нас есть программа лояльности для активных СПшников, если хотите скидку как оптовики и розница, то накапливайте определённые суммы по закупкам и получаете (постепенно) выгодные цены.

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Забыл указать одно конкурентное преимущество в работе с СП, это возможность резервации товара на разумный срок (3-4 дня), иногда дольше, так СП страхуется на случай подвижности остатков на складах. Они спокойны перед своми клиентами, а значит ваши закупки будут выгоднее смотрется перед конкурентами которые такой возможности не предоставляют. Это правило и на дозаказы распространяется.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Saucedo Puetz

СП шники это конечно крутой канал сбыта. Что дальше: авито, купонные агрегаторы?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Semenov
Автор

Дальше палатки у метро

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Павел Андрейчук

Любой канал продаж крутой если он приносит прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Яков Богачев

В комментах собралась пачка таргетологов снобов, у которых бомбит из за канала продаж, где их скилы никому не нужны)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

С чего такой бомбеж на таргетологов?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Artemij Chernousov

СП сильный канал для начинающих производителей (игры/игрушки, продукты питания с долгим сроком хранения , одежда, и т.д и т.п.). Сами пользуемся этим каналом, никаких конфликтов с розницей нет. Средний чек 15 т.р. , делают 2-3 выкупа в месяц, очень прибыльный канал. Таргетиороваться на них проще некуда через ВК, сп приходят в клиентов по 100-150 руб , это крейзи + у них сарафан работает мама не горюй :)). Ниша: продукты питания с долгим сроком хранения.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Прокопенко

Антон, вы пытались как-то оценить влияние контента на продажи, который готовите для постов. Качественное изменение повлияло на результат количественный?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Semenov
Автор

Это очень сложно вычленить и оценить достоверно прям в рублях и копейках. Пока мы оцениваем интегрально - по совокупности и обсуждаем разные гипотезы. Но мы знаем главное - многие сотрудничают с нами не из за "каких-то коробок с картоном", им нравится в целом наш подход. Нам смм - это такой же продукт, ничем на самом деле не уступающий материальным продуктам от нас.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Птиц

Продвинутые СП закупают как ИП с максимальной скидкой и рушат розницу. Но если удается продавать им немного дороже, то почему бы и нет...

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

Продвинутый сп это и есть розница.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Матреманн

Сетевой только в профиль.
Ранее постоянно подобные мамочки закупали рекламу в локальных пабликах. Теперь понятен процесс изнутри.
Благодарю за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Semenov
Автор

Возможно, в нашем случае сильное влияние оказывает сам продукт, та ценность, которая создается им. У нас очень много "идейных" СПшников. Им нравится сам продукт, а не только те деньги, что он генерирует. Про бронирование скидки не понял.

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Лора Маслова

я дико извиняюсь : "Специальное предложение для новых друзей: фиксированная скидка 30% без минимальной суммы заказа" - зачем покупать ваши игры в рознице? Регистрируешься у вас как СП и покупаешь себе то что нужно

Ответить
Развернуть ветку
Anton Semenov
Автор

у СП есть ряд признаков, по которым мы понимаем, что это СП. Да и потом, такой клиент может допустим один раз нас так обхитрить - он молодец, дальше он может войти во вкус и начать продавать нас своим знакомым. Такое происходит :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Лев Щенин

В "жирные" года считается хорошим тоном подтрунивать над сетевиками, которые носятся по своему городу с большими клетчатыми сумками с надписями "Гербалайф" или "Орифлейм".
Когда на дворе - шестой год кризиса, а становиться банкротом не хочется - приходится сжав булки публиковать на сайте "Цукерберг позвонит" статью про то, что "организаторы совместных покупок не ломают розницу".
Антон Семёнов, вы сами признались, что помогаете новичкам, рассылая советы по организации новых СП.
Почему бы вам не сделать последний шаг - создать полноценную мульти-левел компанию (MLM) по продаже вашего товара по образцу "Фаберлик" или "Сибирского здоровья" ?
У вас есть всё:
1. Расходуемый товар, который по-настоящему нужен покупателям
2. Готовая база торговых агентов, которую вы накопили за годы работы
Вам не хватает так называемого "маркетинг-плана" (таблицы выплат по структуре), что можно набросать на салфетке на полчаса.
Если это окажется сложно для вас - обращайтесь.
Или вам психологически легче продолжать обвинения сетевиков в занятии "пирамидальным бизнесом" ?

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

Вот пункт про пересечение розницы и клиентов СП на 20-30% - это откуда такие данные? Ведь клиенты СП уже идут за конкретным вашим товаром, они пришли бы в розницу, если бы не было канала СП. Это как давать большую скидку уже текущим клиентам, которые вам обходятся дешевле, а не давать - новым, которых сложнее привлечь.

Сколько вы потеряли, если бы к примеру 80% клиентов СП пошли бы к вам в розницу даже просто по скидке на первую покупку?

P/S вообще, думал СП как класс умерло в 2014 в период кризиса, так как покупки не первой необходимости тоже умерли. А те, кто себе не прекращал отказывать в удовольствии, тот также купил бы по полной цене розницы в итоге, если бы вариантов не было

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Основная идея - дадим скидку СП меньшую чем магазину. Тогда и магазину не обидно и СП будет доволен.
Сразу появляется нюанс - а не выгодно ли тому же оптовику купить у вас и перепродать СП с минимальной наценкой. (А то и вообще без нее - у СП то "волшебный кеш без богомерзких чеков." Это сразу +10% )
В целом СП вещь популярная, хотя от моего образа жизни очень далекая.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Semenov
Автор

у нас есть оптовики, которые продают СПшникам :) и такое тоже, да!

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

а где оптовик найдет организатора СП?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Шатаев

У вас Орифлейм отклеился. Простите.

А тема интересная. Сам хочу организовать нечто подобное для сферы спортивного питания. То есть организовать работу с СП.

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

А сейчас уже продаёте оптом или в розницу?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Askar Seitov

Интересный канал, что-то впервые слышу о таком )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

Шикарный кейс - и реализация, и рассказ о ней просто отличные.
Очень хороший пример анализа, выстраивания отдельной структуры под СПшников, ну и результаты, конечно же! Успехов Банде, ее клиентам и партнерам!

Ответить
Развернуть ветку
Olga Che

Потратить столько сил на налаживание доброжелательной коммуникации с СП и обозвать их в ключевых моментах статьи "непаразитами", а их клиентов "ненищебродами" - ну такое... Посыл у вас противоречивый, чувствуется подавленная агрессия.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Демьяненко

Когда нет собственных средств и возможностей для кредита, с нуля можно начать бизнес с СП.
10% распространенная комиссия в закупках, но далеко не на всё.
Как только мой оборот вышел на уровень 300 и в месяц, оформила ИП (с кассой и УСН доходы - расходы). Случилось это через 4-ре месяца.
Я у всех поставщиков изначально получала лучшие цены, благодаря большим объемам, а не жалобам и просьбам. Для этого работаю 15 часов в сутки. Читаю о бизнесе и прохожу тренинги.
Да, нужно быть эффективнее, чтобы развиваться с меньшей накруткой.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Демьяненко

Мне кажется, что многие магазины чрезмерно накручивают цены. Часто нет даже минимального знания товара и расположенности к клиенту. Маркетинговые акции ограничиваются сезонными распродажами.
Скоро сп будет в какой-то степени перекрывать розницу, т.к. в сп всегда присутствует личностные отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рабченок

Отличный пример работы с необычным каналом!

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Гришачина

Ну почему же и в статье и в комментариях об СП упоминается исключительно как о нецивилизованной форме торговли, с учетом в тетрадочке и узеньким ассортиментом. Есть разные примеры уже. Например 63pokupki.ru. Огромный портал. Со своими тараканами, конечно. Но позволяет существенно экономить. И нахожу я там то, что в рознице ни разу не видела. Ту же "Банду умников", например. И налоги они, насколько я знаю, они платят. Так как организаторы все ИПшники.

Ответить
Развернуть ветку
Olqa Prochina

Людмила, полностью согласна с вами. Прочла комментарии и создалось впечатление, что каменный век на дворе. А тем временем сайты СП развиваются, и очень успешно. Из форумов и дневников выросли полноценные сайта с функционалом интернет-магазина и полной автоматизацией всего процесса выкупа. Яркий пример такой площадки это сайт https://spaf-mega.ru. И налоги платятся, как положено по нашему законодательству.

Ответить
Развернуть ветку
155 комментариев
Раскрывать всегда