{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему в России нет рынка электронной коммерции

"Новая статистика рынка электронной коммерции"... Уже смешно? Нет? Хорошо, идём дальше. "Статистика продаж в интернет-магазинах". Снова не смешно? Давайте разберёмся, почему должно быть смешно.

Действительно, когда-то давным-давно на рубеже веков интернет-магазины были отдельным видом деятельности. У них по большей части не было оффлайн точек и они конкурировали с традиционным, обычным, каменным, оффлайновым ритейлом (причем, по большей части по цене). Они продвигались в интернете, в отличие от того же ритейла, продвигавшегося традиционными оффлайновыми способами, чуть пробуя себя в онлайн-рекламе. Можно было говорить, что есть рынок екоммерс.

Потом появилось понятие мультиканального ритейла, а затем и всеканального (omni). Сюда попали и интернет-магазины, открывшие оффлайн точки, и ритейл, запустивший интернет-магазины. Казалось бы, делить ритейл на "интернет" и "не интернет" надо прекращать, так как уже нет чётких границ. Но нет...

Самое смешное, что на западе никогда екоммерс не считали рынком (за исключением услуг и сервисов для екоммерс). Там считают онлайн-продажи, но, согласитесь - это совсем другое. Можно еще считать продажи дистанционным способом (с доставкой). И это - третье множество. Ведь онлайн продажи могут быть и без доставки, а с доставкой можно получить заказы, не обязательно оформив их онлайн.

Параллельно с этим менялось поведение людей. Им теперь не важно, кто вы (ритейл, интернет-магазин, омни-, мульти-) - им важно, что вы - продающая организация, с которой можно при необходимости общаться тем каналом, которым удобно покупателю. И оформить и получить заказ тоже - так, как удобно покупателю. Ведь конкуренция уже очень серьёзна, и сам факт возможности сделать заказ онлайн - никакая не конкуренция, как и возможность посмотреть цену в Сети, а затем приехать за товаром в магазин.

В этот момент де-факто умерли понятия "мульти" и "омни". Всё. Их больше нет. Сейчас любой ритейл должен быть омни, иметь интернет-магазин и присутствовать во всех каналах коммуникации, где есть его клиент. Казалось бы, это очевидно.

И вот... близится к концу 2019 год. Мы снова читаем про "рынок екоммерс в России" (нигде в мире нет такого рынка, а в России есть). Самое смешное, что в этой статистике присутствуют и чисто оффлайн продажи. Ведь если компания имеет весьма посещаемый интернет-магазин, то она.... интернет-магазин? Снова не смешно? Посмотрите в любом рейтинге топ-100 магазинов и выделите тех, у которых есть свой оффлайн. Вы удивитесь.

Мы радуемся росту "екоммерса", тогда как эти цифры абсолютно бесполезны. Речь лишь об изменении покупательского поведения. Речь об онлайн-заказах (но отчёты и цифры не про это, так как выделить чисто онлайн-заказы почти невозможно, можно прикинуть, но зачем?).

Так а какие же цифры полезны? Это очень просто.

1. Логично считать долю онлайн-заказов и деньги относительно оффлайн продаж на каждом конкретном рынке. Ведь не секрет, что на рынке электроники - это одни цифры, а на DIY - совсем другие. И это интересно, так как это поможет маркетологам планировать свои активности. Мы понимаем, как люди реализуют свои потребности.

Те же аптеки не просто растут в онлайне, происходят же изменения и в оффлайне.. или нет? или это просто рост рынка? или смещение? Какой отчёт это показывает?

2. Логично считать долю дистанционных продаж (aka продажи дистанционным способом) на разных рынках. Причём, разделяя их на самовывоз из магазинов и ПВЗ, ибо это совсем разные вещи. В ПВЗ клиент обычно общается не с продавцом (за редким исключением). А в магазине - да (обычно, опять же).

3. Очень интересно смотреть динамику оффлайн и онлайн рекламы и её эффективность, снова по разным рынкам. Это тоже очень и очень интересно. Вот эти компании, например, применяют телек, а вот эти - не применяют, зато применяют аудиорекламу или используют биллборды на улицах, подключённые к Яндекс Директу.

Но мы продолжаем считать несуществующий "рынок екоммерс". И, извините меня, но я утомился каждый раз, когда я читаю или слышу это выражение, бить себя по лбу и испытывать испанский стыд.

0
1 комментарий
Timofey Shikolenkov
Автор

Интересно, минуса - это несогласие или непонимание? :)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда