Маркировка товаров — это вообще обязательно?
На одном из семинаров по маркировке, на котором мы объясняли ритейлерам, как зарегистрироваться в системе, из зала прозвучал вопрос: «А это вообще обязательно?». Чем меньше бизнес, тем больше шансов, что его владелец до последнего будет делать вид: маркировка его не касается. Что же, есть новости: маркировка коснется всех, кто имеет отношение к товарам в нашей стране. Я, Юлия Русинова, директор по развитию бизнеса фискальных решений IT-компании АТОЛ, расскажу, почему.
Что такое маркировка
В декабре 2017 года Владимир Путин одобрил решение правительства: до 2024 года должна быть создана национальная система цифровой маркировки товаров. Что это значит? Каждый товар на территории России будет иметь уникальный код, который, в свою очередь, будет зафиксирован в онлайн-системе. Покупатель может просканировать его и в специальном приложении проверить, легально ли произведен товар.
То есть маркировка коснется:
производителей и импортеров — они должны будут нанести цифровой код на товар и занести его в систему;
логистических компаний и оптовиков — они должны отразить движение товара по цепочке в системе;
- розницы — они должны принять товар и при продаже конечному покупателю показать, что он выбыл из системы.
Зачем и кому это нужно
От внедрения маркировки выигрывают все:
- потребители будут защищены от нелегальной и контрафактной продукции;
- легальный бизнес нарастит долю рынка за счет того, что серый сектор будет ликвидирован, а бизнес-процессы — оптимизированы;
- государство увеличит таможенные и налоговые сборы.
Почему это обязательно
Потому что этого требует закон. Правила маркировки регулируются федеральным законом № 381-ФЗ.
По закону, все решения касательно проекта принимает правительство. Как реализуется проект, подробно описано в постановлении правительства № 515 от 26 апреля 2019 года.
Когда маркировка станет обязательной и для кого
В перспективе маркировке подлежат все социально значимые товары. Но проект внедряется поэтапно.
Распоряжением правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р был утвержден перечень товаров, которые подлежат маркировке в этом году. Когда и как будет внедряться маркировка, правительство определяет в отдельных постановлениях для каждой группы товаров.
По плану, маркировка станет обязательной для табачной индустрии:
- для производителей и продавцов — с 1 июля 2019 года;
- для остальных участников оборота табака (логистических компаний и оптовиков) — с 1 июля 2020 года;
- для производителей, продавцов и остальных участников оборота лекарств — с 1 января 2020 года (но для высокозатратных нозологий внедрение системы идет уже в этом году);
Подробнее — в постановлениях правительства, срок обязательного внедрения маркировки — в 425-ФЗ.
- для производителей, продавцов и остальных участников оборота обуви — с 1 марта 2020 года.
Когда маркировка станет обязательной для остальных групп товаров, пока неизвестно. Для ряда товаров в этом году уже идут или стартуют эксперименты по маркировке: молочной продукции, кресел-колясок, велосипедов, фотоаппаратов, шин, товаров легкой промышленности и духов.
Как будут наказывать
Те, кто проигнорируют старт проекта, рискуют получить предупреждение или штраф по статье 15.12 кодекса об административных нарушениях. Для тех, кто работает с табачной продукцией, они более суровые.
Производителей
Производители товаров, которые должны маркироваться, но по каким-то причинам не маркируются, рискуют получить предупреждение или штраф.
В общем случае штраф для должностных лиц составит от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц — от 50 000 до 300 000 рублей, также предусмотрена конфискация предметов правонарушения.
Для производителей табачной продукции штраф составит для должностных лиц — от 10 000 до 15 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 150 000 рублей, также предусмотрена конфискация предметов правонарушения.
Розницу
Штраф для продавцов меньше, чем для производителей. Для граждан он составляет от 2 000 до 4 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц — от 50 000 до 300 000 рублей, также предусмотрена конфискация предметов правонарушения.
Также для продавцов табака штрафы больше. Для граждан — от 4 000 до 5 000 рублей, для ИП и должностных лиц — от 10 000 до 15 000 рублей, для юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей, также предусмотрена конфискация предметов правонарушения.
Придумали очередную штуку для отжима денег предпринимателей.
- Сначала платил только 6% от оборота и страховые взносы 29354 рублей в год +1% от суммы дохода свыше 300к.
- Потом добавился эквайринг с ~2% от оборота
- Затем добавились онлайн-чеки, касса 1900 рублей в месяц + ОФД 300 рублей в месяц + 6500 за фискальный накопитель в год
- Плюсуем к этому интернет банк за 900 рублей в месяц
Уже получается 9% от оборота + 73 054 рублей расходов.
Теперь те же ОФД радостно мне сообщают, что могу у них купить какие-то услуги для маркировки товаров, добавив еще денег за обслуживание.
Друзья, мне все эти ваши навязанные услуги не нужны, каждая новая инициатива, делает бизнес все более дорогим, и итоговые расходы все равно повысят цену для потребителей, а понять настоящие это кроссовки Nike или телевизор Sony люди могли и раньше.
Из новых инициатив повышение ставки налога по доходу для УСН с 6% до 8%(при обороте больше 150млн), НДС повысили с 18% до 20%, давайте, продолжайте в том же духе, все для простых граждан :)
ОФД сейчас многие стали отменять доплату за маркировку товаров - хотя бы тут можно не докупать.
На сколько помню, Астрал.ОФД и ОФД.ру бесплатно позволяют с маркировкой товаров работать.
Комментарий недоступен
Максим, любой желающий производитель и разработчик может совершенно спокойно обратиться в ЦРПТ и подать заявку на сертификацию. Если решение отвечает требованиям маркировки, выдаётся сертификат. При наличии замечаний - идёте дорабатывать и возвращаетесь обратно в ЦРПТ. Все открыто и прозрачно!
Не пойму будет ли конфа для партнёров осенью?
Комментарий недоступен
Основные выгодоприобретатели не АТОЛ - законы пишут не они и приказы подписывают тоже.
Комментарий недоступен
Никита, АТОЛ не пишет и не лоббирует такие законы. Мы как производитель и разработчик создаём инструменты для соответствия принятым нормам, использовать или нет - Ваш выбор.
Комментарий недоступен
Ещё один налог, причём легко повышаемый, сейчас марка на каждый товар стоит 0.6 руб, потом легко 5,10 руб и т. Д. Посмотрите на ютуб интервью на bigmoney с российской компанией, которые это придумали. 25% компании государс., остальное частные лица, которые запустят руки в наши карманы. По расчётам в первый год на марках соберут 100 млрд руб, не говоря программах, сканера и т. Д. Где протесты бизнеса против нового закона-обдираловки?
Интервью с галицким almaz capital, в конце интервью рассказывает как они придумали маркировку для улучшения экономики россии. Ужасно бесит, что в стране где нет нормальных больниц, образования и дорог проводят уникальный эксперимент по маркировке товара и обворовывают нас всех.
Как обычно - идея хороша, а реализация будет типичная. Как и с кассами, просто соберут дополнительные деньги, которые лягут на потребителя.
Скоро процент себестоимости самого товара утонет в окружении разных сборов
А чем идея хороша? Представить будущее такого товаропроизводителя страшно. Кто сможет конкурировать с крупными производителями? За счет чего интересно?
Идея хороша тем, что будет систематизация товара и возможность анализировать производство, сбыт, длину цепочки от производителя до потребителя. И можно гарантировать, что путь был оптимальный, а производство реальное. Точнее, можно было бы. Но у нас этого ничего не будет, конечно.
По поводу "конкурировать с крупными производителями" - поясните? Зачем с ними конкурировать? И почему это вас беспокоит?
Торговцы сами знают путь своего товара. А кому нужно - сами оцифровывают (без таких издержек, которые сейчас практически тотально воспринимаются как поборы и давление со стороны регуляторов).
Что касается потребителя - а Вы сами как потребитель хоть раз интересовались такой инфой (откуда товар путь держит)?
Вы правильно меня поправили - речь не о конкуренции с крупняком, а о выживании мелких торговцев, у которых уменьшится маржинальность (и возможно, у многих просто уйдет стимул заниматься бизнесом).
Вот именно, если мыслить на уровне желания отдельных торговцев, то все грустно. А с точки зрения развития нашего общества все не так однозначно. Торговцы нужны для перераспределения благ. И раньше другого способа не было, кроме как создать цепочку из нескольких посредников. Сейчас цепочки сокращаются и все чаще мы имеем дело с F2C. Интернет позволяет уменьшать количество посредников.
Я, как потребитель, обращаю внимание на цену. И покупаю там где выгоднее.
А стандартизация может позволить ещё сократить цепочки, а также дать огромный набор данных для анализа. Это может позволить увидеть состояние рынка. И, разумеется, проследить за деньгами. С точки зрения развития общества - это хорошо. Но так не будет, конечно.
С точки зрения общества, что делать с 1 000 000 ИП, которые закрывали потребность в дешёвых товарах, а теперь окажутся вне рынка?
В стагнирующей и монополизирующейся экономике, где в перспективе будет пара онлайн площадок одного или двух холдингов.
И второй вопрос - как долго эти самые две площадки будут давать вам как пользователю лучшую цену с секунды, когда де факто станут монополистом и вы будете покупать, потому что у вас не будет выбора?
А причем тут миллион ИП? Нужны будут рынку (будет спрос), будет миллион. Не нужны будут (что скорее всего), не будет. Вы сами прекрасно знаете как работают эти все ИП. Это выживание и вечные мутные схемы. По хорошему, этого всего быть не должно.
По ценам тоже не все однозначно. Монополисты, который на рынке выкручивает цену... и при этом нет ни одного конкурента, который бы воспользовался этим... и все продолжают покупать от безысходности...
Такое ощущение, что вас заставляют покупать iPhone по текущей цене, а альтернативы никакой нет.