{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему пора закрывать интернет-магазин

Потому что пришло время маркетплейсов, если кратко. А теперь давайте по порядку.

Что такое маркетплейс

Это технологическая платформа, выступающая витриной или фулфилмент-оператором для множества продавцов. А также самая популярная на сегодня бизнес модель в ecommerce.

Достаточно посмотреть на Amazon, чтобы понять, что модель работает. Да, тут можно возразить, мол, Amazon более половины выручки зарабатывает со своих ИТ-сервисов, но оставаться интернет-магазином номер один компании помогает тот факт, что она не магазин, а маркетплейс.

Ключевое отличие маркетплейса от интернет-магазина в том, что маркетплейс не является собственником товара. Он предоставляет владельцам товаров: производителям, дистрибьюторам, брендам, розничным продавцам — технологию и инфраструктуру для онлайн-торговли.

Почему все магазины не становятся маркетплейсами

Становятся. Все уважающие себя магазины, имеющие определённые ресурсы и технологические возможности, давно в такие или уже превратились, или в процессе трансформации. Упомянутая Amazon когда-то была обычным магазином книг. Сейчас это — 500 млн SKU. (500 млн, Карл!)

В Европе это — eBAY, La Redoutte, PriceMinister, Cdiscount, Rue du Сommerce, vidaXL, Home24, Hitmeister, Yatego, Rakuten и куча других поменьше.

В России маркетплейсами решили стать многие компании, которые в прошлом были традиционными игроками ecommerce, работавшими по модели собственной закупки товаров. Из более-менее известных: Ozon, Wildberries, Lamoda, Goods, «Беру».

Есть ещё нишевые: Aizel, Parfumoff, DonPlafon, RideStep и другие.

В чем преимущество маркетплейсов и работы с ними

Ваш товар покупают «заодно»

Для маркетплейса расширение ассортимента — возможность кратно расти в ассортименте во всех направлениях как в глубину, так и в ширину. Яркий пример — компания Wildberries, которая 15 лет назад начинала как интернет-магазин одежды, а теперь является интернет-маркетплейсом с ассортиментом 2,7 млн SKU в 50 разных товарных категориях.

Для вас как продавца широкий ассортимент, привлекающий покупателя на площадку, увеличивает вероятность кросс-покупки вашего товара, то есть «заодно», вместе с другим в той же или смежной категории.

Например, если вы продаёте спортивное питание, то покупатель, пришедший купить спортивный костюм, для вас целевой и велика вероятность покупки, сэкономив на доставке и вашего шоколадного батончика за 50 рублей. А каков реальный шанс, что человек придёт к вам в онлайн-магазин за одним батончиком?

Органический трафик на ваш товар

В онлайн-канале объём трафика и повторные покупки напрямую зависят от ширины и глубины ассортимента. Если компания является интернет-магазином и закупает все товары сама, то её рост будет ограничен бюджетом на закупку.

Расширение ассортимента влечёт за собой рост органического трафика и соответственно увеличение количества покупок в расчете на одного покупателя за некий измеряемый период времени.

Нет расходов на привлечение клиента (САС)

У маркетплейсов традиционно высокий LTV клиентов (lifetime value — совокупная прибыль компании, получаемая от одного клиента за всё время сотрудничества с ним). Те самые пресловутые повторные покупки.

Это не самый очевидный, но довольно значимый фактор роста. Представьте себе интернет-магазин средств гигиены полости рта, такой, как мой бывший stopkaries.ru.

Основную маржу даёт продажа ирригаторов и электрических зубных щёток, ведь на одних зубных пастах далеко не уедешь. Но, купив ирригатор, который прослужит покупателю несколько лет, он совершает разовую покупку и больше к вам не вернётся в обозримом будущем.

Это происходит не потому, что ваш маркетолог мышей не ловит, просто такой ассортимент не предполагает цикла повторных покупок.

Значит, ваша компания должна быть очень эффективна и маркетинговые затраты на привлечение новых покупателей должны окупаться сразу, с первого заказа, ведь второго может и не последовать.

Добиться окупаемости с первого заказа в таких сегментах, как наш, или например fashion и электроника, крайне сложно. Стоимость привлечения клиента иногда может быть даже больше, чем средний чек (AOV). То есть затраты на маркетинг съедят всю маржу и приведут компанию к убыткам.

Однако если вы продаёте на маркетплейсе, к которому подключены другие продавцы, в том числе товаров регулярного спроса, покупатели начинают совершать повторные покупки, что увеличивает LTV и максимизирует прибыль с одного покупателя исключая из ваших расходов статью затрат на привлечение клиента (САС).

Логистика

Современный покупатель — не тот покупатель, который был в 2012 году, когда я делал мои первые шаги и открывал свой первый магазин. В те далекие тёмные времена люди легко соглашались подождать доставку несколько дней (даже по Москве) и мирились с отсутствием возможности оплаты картой.

Сейчас, если ты не готов привезти товар завтра, а лучше сегодня, по самой низкой на рынке цене, принять оплату картой и положить в заказ бесплатный подарок, лучше тебе на рынок ecommerce даже не выходить. По этой же причине, кстати, буксует модель дропшиппинга, там сложно реализовать всё вышеперечисленное.

Маркетплейс обеспечивает бесперебойную, быструю и за счёт огромного количества заказов дешёвую доставку. Если у тебя интернет-магазин, ты не сможешь конкурировать по скорости, качеству и географии доставки с такими гигантами, как Ozon и Wildberries, и заведомо будешь в проигрыше по этому критерию.

Доверие стоит дорого

Большинство магазинов, работая в белую, живут на марже 10–15%, не больше. Факторами увеличения маржи почти всегда являются либо собственные торговые марки (СТМ), либо серый товар. Да-да, «Горбушка» всё ещё живет и прекрасно себя чувствует, поверьте мне, я в ecommerce около семи лет и абсолютно белых магазинов просто не встречал. Если выходить в белую без СТМ, экономика не сходится.

Покупатели тоже об этом знают и, взвешивая все за и против: яркий лендинг с iPhone на 500 рублей дешевле, чем в Ozon, но без гарантии, уже не так привлекателен. Да и маркетплейсы с их скидками, купонами, баллами и распродажами, суммируя все плюшки, дают часто ту же цену, что «Горбушка», а вот доверие к ним выше значительно.

Маркетинг

Маркетплейсы замыкают на себе гигантское количество трафика, тратя на маркетинг в месяц, как правило, больше, чем весь ваш годовой оборот. Вспоминая про LTV, мы уже знаем, что маркетплейсы могут себе позволить тратить на каждого клиента больше суммы среднего чека, и думать, что вы сможете этому что-то предложить и конкурировать с ними, извините, глупо.

Вывод

Время для открытия своего интернет-магазина прошло, рынок консолидируется, это очевидно, логично и неизбежно. Если нельзя конкурировать, нужно сотрудничать. В США и Европе пик оседлания маркетплейсов продавцами уже пройден, в России сейчас самое время.

В следующих статьях расскажу подробнее о нашем в NDCG опыте работы почти со всеми известными маркетплейсами, минусах и плюсах каждого из них.

Также готов поделиться своим опытом создания СТМ: с чего начать и каких наших ошибок лучше не повторять.

Отвечу на все ваши вопросы у себя в Instagram.

0
117 комментариев
Написать комментарий...
Elena Shteynikova

Согласна 👌😊

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Спасибо, мы ждали вашего одобрения!

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

С 26 января 2019! It's alive, alive!!!

Ответить
Развернуть ветку
114 комментариев
Раскрывать всегда