Почему пора закрывать интернет-магазин

Потому что пришло время маркетплейсов, если кратко. А теперь давайте по порядку.

Что такое маркетплейс

Это технологическая платформа, выступающая витриной или фулфилмент-оператором для множества продавцов. А также самая популярная на сегодня бизнес модель в ecommerce.

Достаточно посмотреть на Amazon, чтобы понять, что модель работает. Да, тут можно возразить, мол, Amazon более половины выручки зарабатывает со своих ИТ-сервисов, но оставаться интернет-магазином номер один компании помогает тот факт, что она не магазин, а маркетплейс.

Ключевое отличие маркетплейса от интернет-магазина в том, что маркетплейс не является собственником товара. Он предоставляет владельцам товаров: производителям, дистрибьюторам, брендам, розничным продавцам — технологию и инфраструктуру для онлайн-торговли.

Почему все магазины не становятся маркетплейсами

Становятся. Все уважающие себя магазины, имеющие определённые ресурсы и технологические возможности, давно в такие или уже превратились, или в процессе трансформации. Упомянутая Amazon когда-то была обычным магазином книг. Сейчас это — 500 млн SKU. (500 млн, Карл!)

В Европе это — eBAY, La Redoutte, PriceMinister, Cdiscount, Rue du Сommerce, vidaXL, Home24, Hitmeister, Yatego, Rakuten и куча других поменьше.

В России маркетплейсами решили стать многие компании, которые в прошлом были традиционными игроками ecommerce, работавшими по модели собственной закупки товаров. Из более-менее известных: Ozon, Wildberries, Lamoda, Goods, «Беру».

Есть ещё нишевые: Aizel, Parfumoff, DonPlafon, RideStep и другие.

В чем преимущество маркетплейсов и работы с ними

Ваш товар покупают «заодно»

Для маркетплейса расширение ассортимента — возможность кратно расти в ассортименте во всех направлениях как в глубину, так и в ширину. Яркий пример — компания Wildberries, которая 15 лет назад начинала как интернет-магазин одежды, а теперь является интернет-маркетплейсом с ассортиментом 2,7 млн SKU в 50 разных товарных категориях.

Для вас как продавца широкий ассортимент, привлекающий покупателя на площадку, увеличивает вероятность кросс-покупки вашего товара, то есть «заодно», вместе с другим в той же или смежной категории.

Например, если вы продаёте спортивное питание, то покупатель, пришедший купить спортивный костюм, для вас целевой и велика вероятность покупки, сэкономив на доставке и вашего шоколадного батончика за 50 рублей. А каков реальный шанс, что человек придёт к вам в онлайн-магазин за одним батончиком?

Органический трафик на ваш товар

В онлайн-канале объём трафика и повторные покупки напрямую зависят от ширины и глубины ассортимента. Если компания является интернет-магазином и закупает все товары сама, то её рост будет ограничен бюджетом на закупку.

Расширение ассортимента влечёт за собой рост органического трафика и соответственно увеличение количества покупок в расчете на одного покупателя за некий измеряемый период времени.

Нет расходов на привлечение клиента (САС)

У маркетплейсов традиционно высокий LTV клиентов (lifetime value — совокупная прибыль компании, получаемая от одного клиента за всё время сотрудничества с ним). Те самые пресловутые повторные покупки.

Это не самый очевидный, но довольно значимый фактор роста. Представьте себе интернет-магазин средств гигиены полости рта, такой, как мой бывший stopkaries.ru.

Основную маржу даёт продажа ирригаторов и электрических зубных щёток, ведь на одних зубных пастах далеко не уедешь. Но, купив ирригатор, который прослужит покупателю несколько лет, он совершает разовую покупку и больше к вам не вернётся в обозримом будущем.

Это происходит не потому, что ваш маркетолог мышей не ловит, просто такой ассортимент не предполагает цикла повторных покупок.

Значит, ваша компания должна быть очень эффективна и маркетинговые затраты на привлечение новых покупателей должны окупаться сразу, с первого заказа, ведь второго может и не последовать.

Добиться окупаемости с первого заказа в таких сегментах, как наш, или например fashion и электроника, крайне сложно. Стоимость привлечения клиента иногда может быть даже больше, чем средний чек (AOV). То есть затраты на маркетинг съедят всю маржу и приведут компанию к убыткам.

Однако если вы продаёте на маркетплейсе, к которому подключены другие продавцы, в том числе товаров регулярного спроса, покупатели начинают совершать повторные покупки, что увеличивает LTV и максимизирует прибыль с одного покупателя исключая из ваших расходов статью затрат на привлечение клиента (САС).

Логистика

Современный покупатель — не тот покупатель, который был в 2012 году, когда я делал мои первые шаги и открывал свой первый магазин. В те далекие тёмные времена люди легко соглашались подождать доставку несколько дней (даже по Москве) и мирились с отсутствием возможности оплаты картой.

Сейчас, если ты не готов привезти товар завтра, а лучше сегодня, по самой низкой на рынке цене, принять оплату картой и положить в заказ бесплатный подарок, лучше тебе на рынок ecommerce даже не выходить. По этой же причине, кстати, буксует модель дропшиппинга, там сложно реализовать всё вышеперечисленное.

Маркетплейс обеспечивает бесперебойную, быструю и за счёт огромного количества заказов дешёвую доставку. Если у тебя интернет-магазин, ты не сможешь конкурировать по скорости, качеству и географии доставки с такими гигантами, как Ozon и Wildberries, и заведомо будешь в проигрыше по этому критерию.

Доверие стоит дорого

Большинство магазинов, работая в белую, живут на марже 10–15%, не больше. Факторами увеличения маржи почти всегда являются либо собственные торговые марки (СТМ), либо серый товар. Да-да, «Горбушка» всё ещё живет и прекрасно себя чувствует, поверьте мне, я в ecommerce около семи лет и абсолютно белых магазинов просто не встречал. Если выходить в белую без СТМ, экономика не сходится.

Покупатели тоже об этом знают и, взвешивая все за и против: яркий лендинг с iPhone на 500 рублей дешевле, чем в Ozon, но без гарантии, уже не так привлекателен. Да и маркетплейсы с их скидками, купонами, баллами и распродажами, суммируя все плюшки, дают часто ту же цену, что «Горбушка», а вот доверие к ним выше значительно.

Маркетинг

Маркетплейсы замыкают на себе гигантское количество трафика, тратя на маркетинг в месяц, как правило, больше, чем весь ваш годовой оборот. Вспоминая про LTV, мы уже знаем, что маркетплейсы могут себе позволить тратить на каждого клиента больше суммы среднего чека, и думать, что вы сможете этому что-то предложить и конкурировать с ними, извините, глупо.

Вывод

Время для открытия своего интернет-магазина прошло, рынок консолидируется, это очевидно, логично и неизбежно. Если нельзя конкурировать, нужно сотрудничать. В США и Европе пик оседлания маркетплейсов продавцами уже пройден, в России сейчас самое время.

В следующих статьях расскажу подробнее о нашем в NDCG опыте работы почти со всеми известными маркетплейсами, минусах и плюсах каждого из них.

Также готов поделиться своим опытом создания СТМ: с чего начать и каких наших ошибок лучше не повторять.

Отвечу на все ваши вопросы у себя в Instagram.

0
117 комментариев
Написать комментарий...
Юрий Макарычев

Когда сам производишь «наукоемкий» товар и только начинаешь производиться наценка у тебя едва ли получится выше 80-100%, что с трудом покроет обслуживание клиентов и все издержки (про R&D молчу). FBA слишком дорогой, о прибыли стоит забыть. Но в США полно 3pl компаний которые заказы и соберут и доукомплектуют и отправят куда надо в день заказа. Много мелких производителей, и не очень (whistle, fi.dogs) продают напрямую на своих сайтах через 3pl партнеров. Покупателей это не смущает, а производителю хоть что-то остается.

Я не представляю чем и с какой наценкой (от 200% точно!) надо торговать чтобы продаваться на маркетплейсах.

На VC познакомился, кстати, с разработчиками Neebo, они тоже не пошли на маркетплейс, экономика не сходится.

По теме домашних животных в сша рулит chewy, и амазон его не прикончил (50%/35% соответственно, https://www.google.ru/amp/s/www.sun-sentinel.com/business/fl-bz-petsmart-acquiring-chewy-20170418-story.html%3foutputType=amp )

В РФ иннет магазы тех же кормов для питомцев представляют из себя по сути «нано-маркетплейсы» размещающие прайсы дистрибьюторов и добавляющие свои 5%.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Gorlach

Нас (яхтенная Электроника www.yachtd.com ) дилеры активно продают на маркетплейсах, сливая свою маржу, но вытягивая объемом. Говорят, дело того стоит. Был бы благодарен, если бы подсказали fulfillment сервис в США.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Макарычев

shipmonk - работают с мелочью пузатой, мы, скорее всего, будем использовать их. поддерживают кастомные операции по твоим сценариям

tagg logistics - минимальное количество отправок в месяц 3000 - 5000

rushorder - вчера случайно на их сайт попал

dcl logistics - один из товаров конкурентов ими процессился, шел и обрабатывался супердолго!

вообще все продажи строятся строго через платформу shopify, они берут 3% за обработку онлайн платежей (это средняя ставка по рынку в сша) она интегрируется с тонной 3pl (third party logistics - в гугле по запросу уверен еще десятки найдете), пиксели там уже все настроены и тд, чуть ли не догоняет клиента сама реклама

но платежи через шопифай лучше не трогать, у моих товарищей захолдили на 90 дней деньги, типа «подозрительные вы»

для работы вам понадобится c-corporation в usa и корпоративный банк счет (с токсичными паспортами типа русских открыть его целая история)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Макарычев

интеграция с 3pl означает что они сами увидят заказ, отправят его и клиент будет получать трекинг уведомления

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Макарычев

на упаковке кстати прям стандартное место для shipping label тут отводят, куда наклеят штрихкод

кстати поддерживаетсч и апи с выбором способов доставки. если клиенту очень надо можно товар в течение двух дней получить и все это без какого-либо геморроя, работает само по себе.

Ответить
Развернуть ветку
114 комментариев
Раскрывать всегда