Как я отказался от своего интернет-магазина в пользу маркетплейсов и что из этого вышло
Мы - единственный в РФ структурный производитель мясной продукции из дичи под торговой маркой Лесная Диковинка www.dikovinka.su, сначала в 2014-2017 годах работали на арендованных площадях, в московской области а потом взяли 2 года паузы за которые построили собственный новый заводик в Тульской области, и перезапустили проект.
После перезапуска Диковинки я твердо решил отключить интернет-магазин. Мы живем в век Алибабы и Амазона, и негоже самому морочиться с логистикой, сборкой заказов, денег, претензиями и прочей он-лайн ерундой. Решил осваивать маркетплейсы. Благо их немало и продажи у них стремительно растут.
Начали с Беру.ру. Кто не знает - это общее детище Сбербанка и Яндекса. Процесс от "а давайте" до появления товара на виртуальной полке растянулся на два месяца - больше всего времени занимает проверка товара на стороне Беру. Что они там проверяют непонятно, но видимо субъективный фактор. Всё остальное оцифровано донельзя - за несколько месяцев работы я не пообщался с живым сотрудником маркетплейса НИ РАЗУ. Продажи пошли, увеличиваются, но мега-цифр нет. Комиссия замороченная, что-то платится напрямую, что-то удерживает площадка при перечислении денег, на круг выходит 25%, + если товар залежался на складе Беру больше двух месяцев, нужно оплачивать хранение (недорого но стимул контролировать оборачиваемость есть). Удобные формы он-лайн отчетов и статистики, в целом всё френдли. Но мегапродаж, повторюсь, нет.
Дальше мы запустили ОЗОН, в форме витрины (товар на сайте ОЗОНа, а физически находится у нас - при поступлении заказа нужно в установленный срок его собрать и отвезти на пункт приема, их штук 10 по Москве). Подключались примерно месяц, всё удобно, отчеты, заказы, он-лайн помощь, запустили продажи. Средний чек на ОЗОНе оказался в 1,5 раза выше чем на Беру, а количество заказов примерно вдвое выше. Площадка явно более раскрученная. Плюс есть возможность самому запустить продвижение и увеличить количество показов клиентам. Также регулярно идут акции, в которых хочешь участвуешь, хочешь нет. Работаем, все нормально. В день 3-5 заказов стабильно.
Но когда мы запустились на Вайлдберрис... Я вам так скажу - Беру и ОЗОН просто дети. За 5 дней мы продали товара больше, чем на двух других площадках вместе взятых - за месяц. Из минусов - крайне замороченный ЭДО, который не дружит с 1С, с ним разбирались недели две, а всего на процесс входа потратили около 2,5 месяцев. При этом функционал личного кабинета - просто космос. Все нервно курят в стороне. Десятки форм отчетов, прогнозы продаж и оплат, полноценная рекламная система, там вообще можно сутками сидеть. География заказов - от Калининграда до Камчатки. При этом ВБ ежедневно мониторит наши цены на других площадках, и если видит что мы где-то дешевле, тут же требует выровнять цены, иначе бан :-) В общем сплошной WIN. Комиссия те же 25%.
Скоро еще подключим goods.ru, и на этом остановимся. Всем торгашам совет - начинайте с Вайлдберрис. Как ни странно, но это реально самая крутая он-лайн площадка на сегодня, хотя и частная.
Кстати, у нас в Диковинке нет главного бухгалтера, финансового директора, маркетолога, и даже РОПа. Если пост наберет 100 лайков, расскажу как мы функционируем без этих незаменимых кадров.
Полностью согласен. Тоже решил отказаться от поддержки своего интернет магазина в пользу продаж через маркетплейс. Тоже надоело все поддерживать в рабочем состоянии: комплектация заказов, упаковка, закупка расходных материалов, транспортировка, уведомления клиентов и т.д. Сейчас активно проверяю продажи своего ассортимента на OZON. Конверсия конечно в разы больше чем в своем интернет магазине и все благодаря большой аудитории и лучшему поисковому индексу.
Сейчас в ближайшем будущем маркетплейсы будут впитывать в себя весь номенклатурный трафик по товарам массового спроса, поэтому классические интернет магазины будут терять все больше аудитории, т.к. маркетплейсы будут тупо отбирать трафик у них. Поэтому либо нужно работать с маркетплейсами либо готовиться к забвению. Тот бизнес, который сейчас пытается запускать свой интернет магазин (особенно на базе своего склада) - обречен на мизерные продажи. Это мое видение ближайшего будущего интернет коммерции.
Что бросилось в глаза при работе с Ozon - очень плохая seo оптимизация, нет страниц в каталоге, ориентированных на СЧ запросы. Например, есть категория "Телевизоры", а страницы "Телевизоры 40 дюймов" нет. Причем такая страница могла бы формироваться динамически на основе так называемого seo фильтра - модуля , который я в своем интернет магазине реализовал уже лет 5 назад. Плохая seo оптимизация по сути причина недополучения трафика из поисковых систем на целевые страницы с перечнем товаров по поисковому запросу потенциального покупателя. В итоге пользователи приходят либо на страницы НЧ запросов - конечные страницы товаров, либо на страницы ВЧ запросов с огромным перечнем товаров без какого либо дальнейшего разделения на подкатегории.
Еще огромный минус - нет возможности партнеру на сайте Ozon создавать свой нетоварный контент, который бы был ориентирован на околокоммерческие запросы. Например, статья "Обзор и сравнение 40-дюймовых телевизоров" могла бы дать представление о том, чем отличаются модели телевизоров и с такой страницы потенциальный покупатель бы уже переходил на страницу товара. Что опять же позволило бы экономить Ozon на трафике и обзавестись своим комьюнити, которое создает бесплатно контент для продажи товаров.
Печально, что сотрудники и руководство @Ozon максимально закрыты для общения с партнерами и этого комментария никто из них не увидит. В свете плохой seo оптимизации и отсутствии сопутствующего контента, маркетплейс Ozon мне представляется эдаким чуваком разбрасывающимся деньгами на контекстную рекламу как в фильме "Волк с Уолл стрит". Если кто то из сотрудников Ozon увидит это и заинтересуется готов бесплатно рассказать и показать что нужно сделать на примере своего интернет магазина и объяснить почему это нужно было сделать еще вчера. Куча бесплатного трафика из ПС гарантировано.
Некоторые успешно развивают продажи и привлекают трафик через соцсети, и, возможно, эта стратегия, вместе с развитием собственного ресурса, в итоге будет более конкурентноспособной, поскольку без конских комиссий маркетплейсов продукция для конечного потребителя будет получаться дешевле.
Не факт. Тот рост трафика который сейчас на ozon дает им преимущество в поисковом индексе. При прочих равных заведение товарной позиции на Ozon и на своем ресурсе дает кардинально разные результаты. "Конская" комиссия полностью оправдана затратами маркетплейса, по крайней мере так в моей категории товаров. Само собой, с такими комиссиями перекупам на маркеплейсе делать нечего, так оно и не надо, останутся только серьезно вовлеченные в свою отрасль компании.
да, останутся производители/крупные дистрибьюторы
посредникам в инете имхо вообще делать нечего