Как я отказался от своего интернет-магазина в пользу маркетплейсов и что из этого вышло

Мы - единственный в РФ структурный производитель мясной продукции из дичи под торговой маркой Лесная Диковинка www.dikovinka.su, сначала в 2014-2017 годах работали на арендованных площадях, в московской области а потом взяли 2 года паузы за которые построили собственный новый заводик в Тульской области, и перезапустили проект.

После перезапуска Диковинки я твердо решил отключить интернет-магазин. Мы живем в век Алибабы и Амазона, и негоже самому морочиться с логистикой, сборкой заказов, денег, претензиями и прочей он-лайн ерундой. Решил осваивать маркетплейсы. Благо их немало и продажи у них стремительно растут.

Начали с Беру.ру. Кто не знает - это общее детище Сбербанка и Яндекса. Процесс от "а давайте" до появления товара на виртуальной полке растянулся на два месяца - больше всего времени занимает проверка товара на стороне Беру. Что они там проверяют непонятно, но видимо субъективный фактор. Всё остальное оцифровано донельзя - за несколько месяцев работы я не пообщался с живым сотрудником маркетплейса НИ РАЗУ. Продажи пошли, увеличиваются, но мега-цифр нет. Комиссия замороченная, что-то платится напрямую, что-то удерживает площадка при перечислении денег, на круг выходит 25%, + если товар залежался на складе Беру больше двух месяцев, нужно оплачивать хранение (недорого но стимул контролировать оборачиваемость есть). Удобные формы он-лайн отчетов и статистики, в целом всё френдли. Но мегапродаж, повторюсь, нет.

Дальше мы запустили ОЗОН, в форме витрины (товар на сайте ОЗОНа, а физически находится у нас - при поступлении заказа нужно в установленный срок его собрать и отвезти на пункт приема, их штук 10 по Москве). Подключались примерно месяц, всё удобно, отчеты, заказы, он-лайн помощь, запустили продажи. Средний чек на ОЗОНе оказался в 1,5 раза выше чем на Беру, а количество заказов примерно вдвое выше. Площадка явно более раскрученная. Плюс есть возможность самому запустить продвижение и увеличить количество показов клиентам. Также регулярно идут акции, в которых хочешь участвуешь, хочешь нет. Работаем, все нормально. В день 3-5 заказов стабильно.

Но когда мы запустились на Вайлдберрис... Я вам так скажу - Беру и ОЗОН просто дети. За 5 дней мы продали товара больше, чем на двух других площадках вместе взятых - за месяц. Из минусов - крайне замороченный ЭДО, который не дружит с 1С, с ним разбирались недели две, а всего на процесс входа потратили около 2,5 месяцев. При этом функционал личного кабинета - просто космос. Все нервно курят в стороне. Десятки форм отчетов, прогнозы продаж и оплат, полноценная рекламная система, там вообще можно сутками сидеть. География заказов - от Калининграда до Камчатки. При этом ВБ ежедневно мониторит наши цены на других площадках, и если видит что мы где-то дешевле, тут же требует выровнять цены, иначе бан :-) В общем сплошной WIN. Комиссия те же 25%.

Скоро еще подключим goods.ru, и на этом остановимся. Всем торгашам совет - начинайте с Вайлдберрис. Как ни странно, но это реально самая крутая он-лайн площадка на сегодня, хотя и частная.

Кстати, у нас в Диковинке нет главного бухгалтера, финансового директора, маркетолога, и даже РОПа. Если пост наберет 100 лайков, расскажу как мы функционируем без этих незаменимых кадров.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Валерий Калиниченко

Полностью согласен. Тоже решил отказаться от поддержки своего интернет магазина в пользу продаж через маркетплейс. Тоже надоело все поддерживать в рабочем состоянии: комплектация заказов, упаковка, закупка расходных материалов, транспортировка, уведомления клиентов и т.д. Сейчас активно проверяю продажи своего ассортимента на OZON. Конверсия конечно в разы больше чем в своем интернет магазине и все благодаря большой аудитории и лучшему поисковому индексу. 
Сейчас в ближайшем будущем маркетплейсы будут впитывать в себя весь номенклатурный трафик по товарам массового спроса, поэтому классические интернет магазины будут терять все больше аудитории, т.к. маркетплейсы будут тупо отбирать трафик у них. Поэтому либо нужно работать с маркетплейсами либо готовиться к забвению. Тот бизнес, который сейчас пытается запускать свой интернет магазин (особенно на базе своего склада) - обречен на мизерные продажи. Это мое видение ближайшего будущего интернет коммерции.
Что бросилось в глаза при работе с Ozon - очень плохая seo оптимизация, нет страниц в каталоге, ориентированных на СЧ запросы. Например, есть категория "Телевизоры", а страницы "Телевизоры 40 дюймов" нет. Причем такая страница могла бы формироваться динамически на основе так называемого seo фильтра - модуля , который я в своем интернет магазине реализовал уже лет 5 назад. Плохая seo оптимизация по сути причина недополучения трафика из поисковых систем на целевые страницы с перечнем товаров по поисковому запросу потенциального покупателя. В итоге пользователи приходят либо на страницы НЧ запросов - конечные страницы товаров, либо на страницы ВЧ запросов с огромным перечнем товаров без какого либо дальнейшего разделения на подкатегории.
Еще огромный минус - нет возможности партнеру на сайте Ozon создавать свой нетоварный контент, который бы был ориентирован на околокоммерческие запросы. Например, статья "Обзор и сравнение 40-дюймовых телевизоров" могла бы дать представление о том, чем отличаются модели телевизоров и с такой страницы потенциальный покупатель бы уже переходил на страницу товара. Что опять же позволило бы экономить Ozon на трафике и обзавестись своим комьюнити, которое создает бесплатно контент для продажи товаров.
Печально, что сотрудники и руководство @Ozon  максимально закрыты для общения с партнерами и этого комментария никто из них не увидит. В свете плохой seo оптимизации и отсутствии сопутствующего контента, маркетплейс Ozon мне представляется эдаким чуваком разбрасывающимся деньгами на контекстную рекламу как в фильме "Волк с Уолл стрит". Если кто то из сотрудников Ozon увидит это и заинтересуется готов бесплатно рассказать и показать что нужно сделать на примере своего интернет магазина и объяснить почему это нужно было сделать еще вчера. Куча бесплатного трафика из ПС гарантировано.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Некоторые успешно развивают продажи и привлекают трафик через соцсети, и, возможно, эта стратегия, вместе с развитием собственного ресурса, в итоге будет более конкурентноспособной, поскольку без конских комиссий маркетплейсов продукция для конечного потребителя будет получаться дешевле. 

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan

сейчас нет конских комиссий. Вы продавали через свой магазин? Сколько денег съедает реклама, наем работников? аренда складов и так далее?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Вон в недавней статье пишут, что у Озона до 35%, например, было, по-вашему  - это не конская комиссия? Моя точка зрения в том, что вряд ли со стороны производителя разумно полностью отказываться от собственного ресурса и других каналов привлечения клиентов в пользу исключительно маркетплейса (ов), как предлагают автор и первый комментатор этой ветки.

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда