Тенденции работы на маркетплейсах в 2023: Почему оборот растет, а прибыль падает?
Идея написать эту статью появилась во время проведения аудита продаж одного из наших клиентов, торгующего на Wildberries.
Клиент обратился к нам с просьбой разобраться с его ситуацией: «В последние несколько месяцев мои продажи растут, а прибыль почему-то падает. Помогите разобраться и исправить эту ситуацию».
Наш опыт показывает, что многие продавцы на маркетплейсах периодически сталкиваются с похожей проблемой, поэтому результаты нашего исследования и рекомендации по выходу из данной ситуации будут полезны для большого количества продавцов на маркетплейсах.
Что мы делали? Проанализировали общие показатели.
Итак, мы загрузили все данные о продажах клиента по API протоколу в наше приложение аналитики и управленческого учета продаж MPpower.
По результатам анализа данных о продажах мы получили следующую картину работы селлера в III квартале:
Тренды и тенденции. Что мы выяснили?
Что сразу бросается в глаза:
- Существенное снижение прибыли от продаж при постоянном увеличении объема продаж и выручки.
- Многократное (~5 раз) увеличение стоимости затрат на хранение товара.
Анализируя ключевые показатели продавца (рисунок 1) можно сделать вывод, что основными факторами снижения чистой прибыли(в порядке убывания значимости), с учетом поправки на рост продаж, - являются :
- Себестоимость +29,2% или 171,33 тыс.руб.
- Хранение +442,5% или 96,6 тыс.руб.
- Логистика +25,5% или 47 тыс.руб.
- Реклама 39,44 тыс.руб.
Ситуация похожа на то, что поставщики нашего клиента и Маркетплейс, желая заработать - повысили свои цены в преддверии высокого сезона.
Анализ матрицы товаров
Общие показатели – это конечно хорошо, но нам необходимо разобраться какие конкретно товары тянут вниз нашу прибыль. Для этого, проведем анализ продаж и затрат по каждому SKU.
1. Всего у клиента в матрице 65 активно торгуемых товаров.
2. 33 товара (а это половина!) продавались в III квартале с «убытком».
3. Маржинальность убыточных товаров составляет от 2Х до 5,5Х;
4. 90% убыточных товаров – товары самого низкого ценового сегмента себестоимостью до 200 руб.;
5. 73% убыточных SKU имеют складские запасы более 60 дней;
6. По 18 убыточным товарам проводились Рекламные кампании;
7. Цены на товары не корректировались с 05.08.2023.
8. 71% SKU товарной матрицы – товары дешевого ценового сегмента с низкой маржинальностью.
Основные причины или почему так произошло?
Итак, мы разобрали по кирпичикам (товарам) доходы и затраты клиента и выявили товары, которые тянут прибыль вниз. Остается только выяснить причины плохих результатов.
Основными причинами убыточности товаров являются:
- По 16 товарам уровень действующей цены не покрывает возросших затрат на хранение и доставку товаров до клиента. Ситуация усугубилась с запуском рекламных кампаний по группе низкомаржинальных товаров.
- 78% (14 из 18) Рекламных компаний были убыточными.
Выводы и рекомендации
В результате проведенного анализа причин убыточности продаж отдельных товаров, и условий, способствующих этому, мы подготовили следующие рекомендации (представленные здесь рекомендации носят обобщенный характер. Отчет по результатам аудита содержит набор рекомендаций для каждого SKU) для исправления сложившейся ситуации:
Приостановить все убыточные рекламные кампании.
- Проанализировать UNIT экономику товара (в приложении MPpower расчет UNIT экономики (со всеми сопутствующими затратами на маркетплейс) делается быстро для любого количества SKU), и поднять цену до уровня 5-10% выше среднерыночной цены. Данные изменение цены позволят получать прибыль с продаж для 28 убыточных товаров.
По товарам, для которых цена была убыточна, – в IV квартале внимательно следить за условиями проводимых акций и не принимать участие в акциях, по условиям которых будет использоваться «убыточная цена». Разработанный в приложении MPpower калькулятор расчета акций поможет быстро оценить экономические результаты «вхождения» в акции.
- Минимизировать складские запасы по дешевым товарам. Для этого, по «массовым» товарам запустить рекламную акцию (не реже 1 раза в неделю проводить тестирование эффективности рекламы). Для минимизации затрат, товары с низкой маржинальностью перераспределить на склады того же региона, с более низкими расходами на хранение и логистику.
Каждые 2 недели, а также после изменений тарифов на Маркетплейсе, - пересчитывать цены на все товары (все изменения условий работы на Маркетплейсах вносятся в систему MPpower. Это позволяет нашим пользователям корректировать цены - быстро и точно).
- В связи с ростом тарифов Маркетплейса на хранение и доставку товаров, происходит существенное снижение прибыльности продаж товаров с дешевой ценой. В связи с этим, рекомендуется проводить еженедельный анализ затрат и прибыли по каждому SKU, уделив особое внимание низкомаржинальным товарам.
- Постепенно переходить на ассортимент с ценой продажи от 700 руб.
- Провести ABC анализ ассортимента по валовой прибыли, маржинальности и количеству продаж. Сосредоточиться на продвижении товаров с высокой маржинальностью и продажами. Запустить по ним рекламную кампанию. Принимать участие в акциях. Но все решения подкреплять расчетами (MPpower поможет Вам и в этом - рис. 3).
- Подумать над созданием наборов/комплектов из нескольких товаров. Это поможет увеличить маржинальность продаж и средний чек, снизить расходы.
Провести переговоры с поставщиками о снижении цены, отсрочке платежа, и других бонусах и/или искать другие источники поставок. Грамотное прогнозирование и планирование поставок позволяет перейти к более выгодным условиям при закупке товаров у поставщика.
Как не допустить повторения данной ситуации в будущем?
Во избежание подобных ситуаций, а также с целью быстрой адаптации работы под изменяющиеся условия работы на Маркетплейсе, мы проводим постоянный аудит продаж наших клиентов. Все выводы и рекомендации разрабатываются конкретно для действующих условий, ситуации и данных.
30% - средний рост прибыли продаж наших клиентов по результатам внедрения рекомендаций аудита. Хотите также?
До конца октября мы проводим бесплатный аудит продаж на Wildberries для селлеров с выручкой более 500 тыс.руб.
Буду рад ответить на любые интересующие Вас вопросы в телеграм @solverytic
Присоединяйтесь к нашему телеграм каналу mppower_ru. Объясняем, как масштабировать продажи и прибыль.
Наш сайт mppower.ru
Всем хорошего сезона и роста прибыли!