Как вылечиться от неликвидов

Эта болезнь приходит, когда бизнес хватает лишнего. Из-за неликвидов кажется, что директора ослепли, менеджеры оглохли, а вы сошли с ума. А правда в том, что все здоровы. Просто не туда смотрите.

Симптомы

У меня 5 строительных магазинов. Директор каждого старается затариться по максимуму: если товара не будет в наличии, то упадут продажи, а значит, и директорская зарплата. Поэтому все пять директоров набирают товар с центрального склада про запас.

В результате ходовой товар на складе всегда в дефиците. Но при этом в трёх магазинах его может быть с запасом на год, а в двух других не быть вообще. Денег на покупку нового тоже нет, ведь всё вложено в зависший в магазинах товар. Неликвиды растут. Нужно как-то показать директорам, что они неэффективно работают. Что делать?

Как опытный управленец я начинаю с того, что беру из 1С отчёт по остаткам и продажам, свожу в одну табличку Excel с помощью ВПР, добавляю колонку, где делю одно на другое, получаю срок, на который хватит текущих запасов, и делаю по нему сортировку. И так по каждому магазину.

Получается пять таблиц, в которых видны излишки. Показываю их директорам, обращаю их внимание на неликвидный гипсокартон. Те разводят руками, извиняются, бегут исправляться.

Излишки перемещают на центральный склад. Но не все, а что смогли: всё-таки товар преимущество габаритный, и перевозить гипсокартон из магазина в магазин очень накладно. По ходу отгрузки выясняется, что некоторые товары стали неликвидными из-за своей цены. Молоток у нас стоит 1000 рублей, а у конкурентов — 400. Я начинаю что-то подозревать, директора продолжают что-то делать. Проходит 3 месяца. У меня наконец есть время, чтобы ещё раз сделать отчет по неликвидам. Смотрю в свои пять табличек: директора стали заказывать меньше гипсокартона, но вместо этого набрали краски на пять лет вперёд. То ли оптимисты, то ли пессимисты, то ли дураки.

Объявление на vc.ru Отключить рекламу
Сервисы
Краудлендинг. Честный обзор. «АтомИнвест»
Disclaimer: Представленный материал носит исключительно информационно-аналитический характер и не должен…

С директорами всё ясно. Переключаюсь на менеджеров по направлениям. Поручаю им ежемесячно готовить отчёты по неликвидам, дополнив мою форму отчёта двумя колонками — причиной перезатарки и предложением по решению проблемы (товар переместить, уценить, вернуть на склад или поставщику). Сначала менеджеры бунтуют, забывают, отказываются делать нормально.Ещё немного внимания к ним — и начинают делать отчёты за полдня.

Потом один из них, чтобы не собирать отчеты вручную, находит бесплатную обработку для 1С «Помощник работы с неликвидами». Всё-таки лень — двигатель прогресса: 15 минут, и отчёт готов. Плюс из него сразу делаются перемещения между магазинами, проверяются цены и, где это надо, проставляются скидки. Чувствую, что победа близко.

Но нет. Неликвиды вычислены и уценены, а товар продолжает зависать. Смотрю в отчёты и понимаю причину: директора продолжают пытаться урвать со склада побольше товара себе в магазин, опасаясь, что потом его им не хватит. Из-за этой привычки и появляются новые неликвиды. Всё это время мы только лечили насморк, когда надо было ещё и перестать стоять голыми на морозе.

Лечение

Итак, дело в закупках. Вместо разноса директорам я продумываю хитрый план: как бы сделать так, чтобы они физически не могли ничего лишнего заказать. Первая мысль — заменить их роботами, но это дорого. Дешевле поставить программу, чтобы показывала им, какой товар и сколько его нужно купить.

Всё бы ничего, но

  • директор магазина – это полевой работник, всегда на ногах и с компьютером не особо дружит;
  • любая программа требует корректировок, а значит, нет запрета и есть физическая возможность заказать больше необходимого;
  • нужно обучать директоров новым правилам закупок, что сложно, учитывая, что они появляются в офисе раз в неделю на планёрке.

Нового сотрудника нанимать затратно, ещё и обучать нужно. Да и справится ли с пятью магазинами один человек?

Вспоминаю про менеджеров направлений. Менеджеры тоже меня вспоминают (недобрым словом). Раньше они занимались только закупками у поставщиков, отслеживанием продаж и выкладкой товаров. А теперь я предлагаю им заняться ещё и перемещениями между магазинами. Времени у них на это, конечно, нет. Да и себе дороже.

Решили попробовать программу для автоматизации закупок. Особых проблем не возникло и теперь через этот модуль каждый менеджер делает отчёт по своей группе товаров, просматривает историю продаж и остатки на каждой точке. Потребности в товаре на складе и в магазинах рассчитываются автоматически. Там же создаётся заказ на перемещение и заказ поставщику. И все эти операции занимают у менеджера 4 часа в неделю.

Процессы поменялись кардинально. Менеджеры, в отличие от директоров, понимают, что основной товарный запас должен храниться на центральном складе. А в магазине — максимум на месяц торговли.

Раньше директора звонили кладовщику на склад и делали заказ. Теперь кладовщику запрещено принимать заявки напрямую от магазинов. Все заявки делают менеджеры в офисе. Если директору что-то нужно, он звонит менеджеру.

Таким образом решили ту начальную проблему, когда директора пытались заполучить максимум товара к себе в магазины. Теперь директора, менеджеры и я сам идём на поправку. Вернулось чувство контроля над ситуацией.

По моим прикидкам, за счёт оптимизации покупок объем свободных денег вырос процентов на 10-15, а чистая прибыль сети выросла не менее чем на 5%. Мы больше не закупаем лишнего, а ходовой товар всегда в наличии и в магазинах, и на центральном складе. Никаких больше неликвидов.

{ "author_name": "boris kolomin", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0435\u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u044b","1c"], "comments": 2, "likes": 3, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 89413, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 24 Oct 2019 10:37:48 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
2

Базовые принципы ТОС, действительно, начинают внедряться только сейчас. Полагаю, что дело в развитии логистики

Ответить
2

Хорошая нативная реклама. 

И с пользой.

Ответить

Комментарий удален

Комментарии

null