{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

13 шагов импорта товаров в Россию

Может быть, вы студент. Может быть – начинающий предприниматель. Может быть, не начинающий, но еще не сталкивались с ввозом товаров в Российскую Федерацию (РФ).

Возможно, раньше вы отдавали эту задачу на аутсорс, но решили оптимизировать бизнес и заняться импортом самостоятельно. Или вы просто хотите расширить свой кругозор и эрудированность. Тогда эта статья для вас! Она не раскроет все тонкости и нюансы, но даст общее понимание процесса.

Итак, начнем по порядку. Что нужно для импорта некоего товара или партии товаров?

1. Выбрать товар для ввоза и предварительно договориться с продавцом о стоимости

Эта стоимость позже будет указана в таможенной декларации. Стоимость товара будет составлять основную часть «таможенной стоимости» товара – средств, фактически потраченных на приобретение товара, лицензии и транспортировку к моменту пересечения границы РФ.

Таможенная стоимость фактически является налоговой базой, по которой вычисляются и формируются пошлины, таможенные сборы, акцизы, НДС…

Определение таможенной стоимости товара – тема для отдельного материала в рамках этапа заполнения таможенной декларации. Мы вскользь упоминаем об этом в первом пункте, чтобы акцентировать ваше внимание на том, что первая задача импортера – просчитать все расходы до подписания контрактов.

2. Определить наиболее подходящий код товара в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД)

Почему это важно? Зная точный код ЕТН ВЭД, вы можете определить ставки налогов, пошлин и сборов, выяснить особенности ввоза конкретного товара на территорию РФ: какие, возможно, потребуются лицензии, сертификаты, разрешительные документы.

Может быть так, что этот товар запрещен или ограничен к ввозу на территорию РФ. Кроме того, один и тот же товар в рамках одной категории может быть классифицирован под разными позициями и субпозициями. От этого зависят ставки таможенных платежей.

Подбирая наиболее точный и подходящий код ЕТН ВЭД для своего товара, вы можете оптимизировать свои расходы. Однако код товара надо выбирать, основываясь на документах к товару (технические описания, описания производителя и т.п.). Соответствие товара тому или иному коду в ЕТН ВЭД должно быть документально подтверждено.

Для поиска кода ЕТН ВЭД, изучения специфики ввоза данного товара и расчета таможенных платежей и стоимости товаров можно воспользоваться ПО «ВЭД-Инфо», «ВЭД-Алфавит», «ВЭД-Контракт» и «ВЭД-Платежи» . Первые две программы – это информационно-аналитические справочники. Они помогают определиться с классификацией кода товара. А «ВЭД-Платежи» и «ВЭД-Контракт» помогут вам рассчитать таможенные платежи и таможенную стоимость товара. Вы вносите в программу данные о коде товара, стоимости, количественных и качественных характеристиках товара, и программа рассчитает вам все таможенные платежи, которые нужно будет уплатить в таможню в процессе таможенного оформления вашего товара.

3. Заключить договор с продавцом и получить от продавца все необходимые лицензии, сертификаты, которые продавец может предоставить на момент отправки партии вашего товара

Часть лицензий и разрешительных документов оформляется на этапе пересечения границы РФ, либо по прибытии в место назначения – после прохождения необходимых экспертиз.

Договор, инвойс, сертификаты, лицензии и транспортные накладные – ключевые документы, необходимые для организации операций импорта.

«Живые» (бумажные) документы всегда перемещаются с грузом: находятся у водителя, начальника поезда, капитана судна или представителя компании, который сопровождает (экспедирует) груз. Для корректного составления этих документов можно воспользоваться таким ПО, как «Транспортные документы» и Fill-Bill.

4. Заключить договор с транспортной компанией (если доставка осуществляется не продавцом и не покупателем)

Существует несколько комбинаций доставки товара: разными видами транспорта, на разных этапах движения груза – до границы, до порта/станции отправления, до порта/станции отправления с погрузкой на судно/поезд, до порта/станции назначения с отгрузкой или без. У каждой комбинации есть свой термин и специальная аббревиатура. Все виды и условия транспортировки изложены в международном документе «ИНКОТЕРМС 2010». Эти названия и формулировки (условия перевозки груза) важно знать, они указываются в таможенной декларации. Подробную информацию по ИНКОТЕРМС можно найти в программе «ВЭД-Инфо», пожалуй, самой полной и актуальной базе нормативно-правовых документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

5. Совершить оплаты по договорам на товар и транспортировку товара (многие банки предлагают возможность ведения валютных операций ВЭД через интернет-банк)

6. Обеспечить деньгами таможенное оформление товара:

На момент подачи таможенной декларации на ваш единый лицевой счет или «платежкой» в Федеральное казначейство должны поступить средства, обеспечивающие оплату таможенных платежей. Зачастую при расчете таможенных платежей на единый лицевой счет переводят сумму «с запасом», чтобы точно хватило средств. Остаток никуда не пропадет – его можно использовать в дальнейшем при импорте другого товара.

На этих 6 этапах заканчивается подготовительная стадия импорта товаров на территорию РФ. Теперь можно начать физическое перемещение товара к границе России.

7. Осуществить электронное предварительное информирование (ПИ) таможни РФ не позднее, чем за 2 часа до пересечения границы

Сейчас эта процедура является обязательной на железнодорожных, автомобильных и морских пунктах пропуска, а также внедряется в авиационных. Поданное вами уведомление позволяет сотрудникам таможни на пограничных переходах автоматизировать процесс подготовки транзитной декларации и ускорить проверку документов на границе.

Информация из ПИ не имеет юридической силы, административной и уголовной ответственности за некорректную информацию в ПИ не наступает, но имеются определенные правила оформления, которые облегчат жизнь вам и сотрудникам таможни. Многие участники ВЭД предпочитают оформлять ПИ в портале Fill-Bill. Кроме того, подготовить ПИ можно в личном кабинете участника ВЭД на сайте ФТС России. При подаче ПИ ей присваивается уникальный идентификационный номер – УИН, который перевозчик груза сообщает сотруднику таможни на пограничном переходе в момент пересечения границы.

8. Подать транзитную декларацию

В зависимости от вида транспорта, особенностей пограничного перехода и ввозимого товара «таможенная очистка» может произойти прямо на границе, но в подавляющем большинстве случаев на границе вместо декларации на товары подается транзитная декларация (ТД). Это значит, что груз подпадает под таможенную процедуру «таможенный транзит» и следует в статусе «груз таможенный» вглубь страны на внутренний таможенный пост в место доставки. Статус «груз таможенный» означает, что товар принадлежит государству до момента его полного таможенного оформления и выпуска. Для создания и подачи транзитной декларации можно также воспользоваться личным кабинетом на сайте ФТС России, программой «ВЭД-Декларант» или порталом Fill-Bill.

9. Доставить груз в указанные сроки от границы в место доставки на внутренний таможенный пост (ТП) и поместить в зону таможенного контроля (ЗТК) или склад временного хранения (СВХ).

Если транспортировкой занимаетесь не вы, то своевременно доставить товар – обязательство нанятого вами таможенного перевозчика. Товар, следующий по процедуре «таможенный транзит», находится под контролем ФТС России.

Если груз в рассчитанные таможней сроки не появляется на внутреннем таможенном посту, в органах запускается процесс поиска груза и расследования причин его недоставки.

По прибытии груза на внутренний ТП процедура «таможенный транзит» закрывается, груз помещается в ЗТК, сотруднику таможни должна быть предоставлена декларация на товары (ДТ). Прибывший груз может находиться в ЗТК бесплатно строго определенное время: для ж/д, морского, авто- и авиатранспорта это время разное.

Если ДТ не предоставлена вовремя или необходима выгрузка и досмотр товара, товар из ЗТК перемещается на склад временного хранения (СВХ). Хранение груза на ЗТК и СВХ платное, на СВХ – дороже. Зачастую физически разницы между ЗТК и СВХ нет, она существует только на бумаге. Наиболее часто это встречается на ж/д, морском и авиатранспорте.

10. Подготовить и подать декларацию на товары.

Как и в случае с транзитной декларацией, создать и подать декларацию на товары в личном кабинетом на сайте ФТС России, а также программой «ВЭД-Декларант».

11. Осуществить таможенные платежи ФТС на этапе таможенного оформления (проверки ДТ таможенным инспектором).

Платежи можно осуществить таможенной картой на таможенном посту, таможенной картой через интернет - личный кабинет участника ВЭД на портале ФТС, через личный кабинет таможенной карты или через программу «ВЭД-Декларант».

12. Перевезти товар на свой склад.

После того, как таможенный инспектор проверил груз и декларацию на соответствие и не нашел нарушений, он закрывает декларацию и «выпускает» товар (товар приобретает статус «выпущен для свободного обращения»). Принятый ранее на хранение в ЗТК/СВХ груз выпускается по документам отчетности (ДО1 – прием груза и ДО2 – выпуск груза). С этого момента вы можете везти свой груз в любую точку страны и распоряжаться им как полноценный собственник.

13. Хранить всю документацию по завершенному импорту не менее 5 лет

Фактически процесс импорта товара завершается на 12 шагах, но существует и 13-й – отложенный. Информация о ввезенном товаре и предоставленная документация хранятся в ФТС и могут быть «подняты» и перепроверены спустя какое-то время. Чаще всего декларации перепроверяются на предмет занижения таможенной стоимости и как следствие – недоплаты таможенных платежей, а также – на предмет неправильной классификации товара. Это так называемая процедура пост-контроля.

По завершении этих 13 шагов вы можете поздравить себя – вы успешно импортировали товар на территорию Российской Федерации и теперь являетесь его собственником!

Ниже – схема, которая описывает общий алгоритм импорта груза на территорию РФ. На схеме процедура импорта товара начинается с этапа подачи ПИ и прибытия груза к границе РФ.

​Упрощенная схема импорта товаров на территорию России

Каждый из вышеперечисленных шагов имеет массу деталей и нюансов в зависимости от вида транспорта, типа товара, особенностей транспортировки и пересечения границы, документации. Чтобы подробно описать все этапы импорта, потребуется такого же объема статья по каждому из них. Если эта тема вызовет большой интерес читателя, я разберу каждую стадию отдельной статьей.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Kolbasin

я бы сузил понятие "наиболее подходящий код товара" до "единственно верный" и добавил непременную необходимость предварительного классрешения в любых сомнительных случаях.

Так же обратил бы общее внимание что "выпуск продукции в обращение" - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. То есть многие не догадываются что в момент, когда нанятый ими перевозчик ввозит иностранные товаров на там территорию, именно эти лица выпускают продукцию в обращение на территории ЕАЭС

Ответить
Развернуть ветку
Павел Верещагин
Автор

Спасибо за замечания! По первому пункту соглашусь в том смысле, что в теории должен быть единственно верный код. Но на практике даже профессионалы часто имеют трудности с определением кода ЕТН ВЭД. Особенно в случаях с мультифункциональными товарами.

По второму пункту я не совсем понял, что вы хотели сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kolbasin

Устаревшие, но не искоренившиеся в сознании понятия, когда банк сам оплатит, перевозчик сам привезет а брокер сам растаможит и отдаст, могут помешать правильному восприятию данной статьи. Поэтому второе я написал больше для формирования мировоззрения, чем для прикладного применения.
Для лиц, которые, что называется “из леса” выходят на внешнеэкономическую сделку, важно понимать степень вовлеченности в процесс задолго до получения импортного товара. Эта степень высока уже с момента подписания контракта:  - Ответственность по валютному законодательству,  - Обязанность принять товар к бухгалтерскому учету при переходе права или отгрузки,    - Обязанность соблюдения мер технического регулирования, запретов и ограничений ещё до пересечения границы 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Гусаров

Когда будет продолжение?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Верещагин
Автор

Спасибо за интерес! Если он будет массовым, я напишу подробно по каждому этапу. Может быть, вас интересует какой-то конкретный этап?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Гусаров

Подача ПИ, если за неё ответствености нет, можно чепуху подавать?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Верещагин
Автор

Если вы хотите таки ввезти товар в РФ, то чепуху подавать не стоит :) Возьму на заметку. Про ПИ постараюсь написать в первую очередь.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Садовский

Отличная статья! Буду рекомендовать студентам на курсах "Таможенный декларант" 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Верещагин
Автор

Спасибо! Это очень лестная оценка для меня и моего текста! Вы преподаете?

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Nazarikov

Очень крутая статья-преза! Ничего подобного ранее не встречал. Очень бы хотелось сущностные вопросы увидеть от автора и далее. Люди с лимитом времени, уверен, оценят такое изложение на 5+. Благодарю автора

Ответить
Развернуть ветку
Павел Верещагин
Автор

!

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда