{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Недобросовестная конкуренция на маркетплейсах: как бороться с идиотами?

  • Негативные отзывы.

У меня всегда возникал немой вопрос к конкурентам, которые тратят собственные деньги на негативные отзывы для конкурентов. Почему не использовать эти деньги на собственные положительные, например? Но мыслительные процессы некоторых предпринимателей очень нелогичны и непрофессиональны (предприниматель - это тоже работа, которая требует компетенций). Однако этот неприятный инструмент недобросовестной конкуренции существует до сих пор.

Что делать?

Во-первых вам придется оперативно перекрыть их положительными отзывами. Поэтому всегда стимулируем покупателей оставлять отзывы (только не за деньги), следим за качеством упаковки, товара и другими факторами, которые могут как-то повлиять на мнение покупателя. То есть работаем с тем, что мы в состоянии контролировать. Дальше, связываемся с ТП маркетплейса и просим отследить фродный трафик, так и пишем: подозрительные отзывы с ноунэйм аккаунтов, примерно в один промежуток времени. Ну и третье, конечно же грамотно обрабатываем этот негатив. Помним одно важное правило - мы пишем ответ не тому, кто написал отзыв, а будущему клиенту.

  • Самовыкупы.

Этот способ недобросовестной конкуренции (правда, это еще и способ продвижения) существует до сих пор. Использование самовыкупов превращает бизнес на маркетплейсах в конкуренцию между бюджетами селлеров. Логично, что у кого бюджеты больше, тот и выиграет эту битву (но не всегда). Истории штрафов на Вайлдберриз за самовыкупы - это для меня больше похоже на показательные выступления. Потому что маркетплейсам в целом какая разница, кто выкупает их товар? Клиент или сам поставщик? Они все равно на этом зарабатывают. Поэтому не ждите, что площадки сильно будут бороться с этим инструментом. Ну разве что особо наглых будут штрафовать.

Что делать?

Самовыкупы на площадках - это необходимый инструмент продвижения, как минимум на первых этапах, чтобы сделать первый рейтинг карточки. Но для меня, как для профессионала, гораздо эффективнее и дешевле по итогу подключать инфлюенсеров из нельзяграма, телеграмма или ютьюба. Отлично работает. Да, нужно поискать свою звездочку среди большого количества блогеров и тематических блогов. Но одно рекламное размещение выйдет вам по итогу дешевле. Плюс вы работаете и с узнаваемостью бренда. Это стратегически более эффективный способ.

  • Псевдожалобы «пользователей» на качество товара .

Этот способ используют очень часто в категориях электроника, аксессуары, косметика. Потому что чаще всего там сидят продавцы без сертификатов и конкуренты это знают. То есть прилетает жалоба на товар-контарфакт. Такие же жалобы могут прилететь и на товары, которые не подлежат обязательной сертификации. Однако, система все равно запросит у вас документы (на разных площадках отличается этот процесс проверки). Карточку могут блокнуть на время. Это собственно, и нужно конкурентам.

Что делать?

Следить за наличием актуальной разрушительной документации. Сертификаты, декларации, отказные письма, КИЗы и тд. Все это сразу делать и сразу же загружать на маркетплейсы. Также папка с этими документами должна быть собрана, чтобы можно было сразу же отправить ее по запросу маркетплейсы, в случае какой-то жалобы. Торговля без разрушительных документов будет прокатывать до тех пор, пока вы маленький и незаметный селллер, но как только вы станете дышать в спину конкурентам или перегоните их, вам может прилететь жалоба. И логика «ща отобьюсь немного и куплю сертификаты» - не сработает, потому что начало действия сертификата должно быть до момента старта продаж на маркетплейсы (читаем оферты).

  • Выкуп товара и отказ.

Этот способ используют до сих пор на Вайлдберриз, на других площадках есть похожая схема, разберу ее ниже. Конкурент заказывает ваш товар, желательно куда-нибудь во Владивосток, чтобы вы еще за логистику нормально заплатили. И не выкупает его. Что имеем? Имеем недоступный к заказу товар, который может долго лежать на ПВЗ, потом он зависнет еще и на складах Владивостока, а потом еще и снизится ваш внутренний рейтинг для алгоритмов из-за процента отказа. Такие заказы делают массово с подставных акаунтов. Ваши позиции упали ниже, а конкурент включает в этот момент рекламу. Вуаля.

Что делать?

Ох ребята, рабочего иснтрумента здесь нет. Ну то есть противостоять сложно. Можно только работать на понижение последствий. Получили отказы, сразу сделали выкупы, чтобы нивелировать и вернуть % выкупов в норму.

  • Блокировка остатков товара.

Конкурент заказывает все ваши остатки товара и начинает оформление товара, например, в рассрочку, но не оплачивает сразу. Товары попадают в резерв и становятся недоступны для других. Вы падаете в тот самый out of stock. Ваша карточка временно выпадает, а конкурент встает на ваше место.

Что делать?

Держать приличные остатки, отслеживать такие ситуации и вовремя ставить остаток по ФБС.

  • Демпинг.

Чтобы не лицемерить, скажу так: демпинг как краткосрочный способ продвижения можно и порой нужно использовать, но как длительная стратегия - это дно. Я писала об этом здесь . Тот, кто использует демпинг как основной способ конкурировать, не понимает как устроен рынок. Не дает заработать ни себе, ни другим. Часто я вижу, как некоторые торгуют практически в ноль или с микроскопической прибылью и даже объемы не спасают.

Что делать?

Учитесь отстраиваться от конкурентов. Об этом я подробно писала здесь.

  • Регистрация чужих ТМ .

Я бы даже это назвала мошеннической схемой. То есть третьи лица (не обязательно ваши конкуренты), ищут поставщиков с незарегистрированными брендами, регистрируют их и требуют либо выкупить бренд, либо они подадут жалобу на авторское право и вам придется менять нейминг.

Что делать? Регистрировать ТМ.

Я постаралась перечислить основные способы. К сожалению, не все предприниматели готовы работать честно и выдерживать конкуренцию. Но это не значит, что нужно играть по их правилам. Прикройте все свои слабые места и не надо отвечать им тем же. Лучше потратьте эти деньги и силы на ваше развитие. Недобросовестная конкуренция помогает на короткое время, но как длительная стратегия она не работает.

Желаю отличных продаж! Подписывайтесь на мой канал и приходите на бесплатные вебинары.

0
1 комментарий
Сергей Федоров

Не читал, но: в войне все средства хороши!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда