Разделяй и властвуй: как экономика шеринга захватывает медицину, промышленность, образование и рынок услуг питания

Директор департамента инновационного развития «Норникеля» Александр Виноградов — о том, как принципы совместного потребления помогают вызвать на дом врача, обменяться промышленными ноу-хау и заработать на приготовленном ужине.

В закладки
Аудио

Пожалуй, одна из самых любопытных особенностей экономики шеринга — её двойственная природа.

С одной стороны, она выступила против тысячелетнего стремления человечества к материальным ценностям: на самом пике эпохи капитализма люди перестают покупать квартиры, автомобили, офисы и даже повседневные вещи, предпочитая брать все эти блага во временное пользование.

С другой стороны, проекты, основанные на принципах совместного потребления, капитализируются в огромных масштабах: оценка компании Airbnb уже перевалила за $30 млрд. Это выше, чем у сети отелей Hilton.

Популярность Uber привела к кризису рынка такси во многих странах и массовым забастовкам, а чистая прибыль интернет-аукциона eBay в 2018 году достигла $2,5 млрд.

Nasdaq

Sharing economy захватывает всё новые страны и отрасли, создав рынок, который сегодня оценивается в $15 млрд и растёт огромными темпами.

Принципы экономики шеринга уже вышли за рамки привычных форматов аренды жилья и транспортных сервисов и находят своё применение в столь далёких от этой сферы индустриях, как медицина, промышленность, образование и рынок услуг питания.

Аренда врача на дом

В медицине задача сервисов шеринга во многом схожа с той, что стояла перед Uber на рынке такси, — оптимизировать и ускорить процесс доставки услуги.

Нью-йоркский стартап Pager усовершенствовал традиционный вызов врача на дом: с помощью сервиса можно пригласить на дом любого свободного специалиста в течение двух часов, не дожидаясь, пока освободится запись в вашей больнице.

Anti Аge Medical

По аналогичному принципу работают сервисы телемедицины — в России это, например, DocDoc и Doc+. Они позволяют удалённо получить врачебную консультацию, не привязываясь к конкретной клинике и не требуя времени на дорогу и ожидание.

Конечно, такая модель подойдёт не для каждого случая: часто пациенту требуется диагностика на специальном оборудовании, поэтому её можно провести только в больнице.

Однако телемедицина стала оптимальной заменой традиционной очной консультации: врач может обсудить с клиентом все проблемы в онлайне, а уже после решить, направить ли его на обследование в больницу.

Концепция шеринга применяется и в области диагностических сервисов. Так работает американский стартап Figure 1, peer-to-peer — сервис, который объединяет врачей-профессионалов и студентов.

Figure 1 даёт пользователям возможность делиться случаями из медицинской практики (разумеется, при условии сохранения конфиденциальности пациентов), чтобы помогать друг другу искать похожие и ставить правильные диагнозы.

Figure 1

Другой пример применения принципов шеринга в медицине связан с техническим оснащением клиник: многие учреждения не могут позволить себе дорогое медицинское оборудование, что сильно ограничивает их диагностические возможности.

Но в тех больницах, где нужная аппаратура имеется, она часто простаивает: по данным исследования GE Healthcare, любая единица медицинской техники в клиниках используется не более 42% времени.

Эту проблему пытается решить бостонский стартап Cohealo, который помогает распределять оборудование между больницами. Благодаря этому сервису клиники могут не тратить ресурсы на приобретение дорогостоящей аппаратуры, ускорить доступ к медицинской помощи и монетизировать имеющиеся мощности.

По подсчётам с помощью Cohealo клиники могут сэкономить до $5–7 млн. Подобные проекты уже запускаются и в России: например, екатеринбургская компания «Мед-Шеринг» предоставляет услуги по аренде медицинского оборудования для лечения желтухи у новорождённых.

Наконец, принципы шеринга могут использоваться и для более сложных медицинских продуктов вроде HealthMap — открытой системы для мониторинга вспышек инфекционных заболеваний, которой пользуются врачи, чиновники из сферы здравоохранения, учёные и путешественники.

Healthmap

Промышленный шеринг

Казалось бы, промышленный сектор с его жёсткой b2b-природой максимально закрыт для любых экспериментов с концепцией шеринга. Но это не так: принципы совместного потребления уже нашли применение на предприятиях сразу на нескольких уровнях.

Первый из них — прокат оборудования: от простого сварочного или строительного инструмента до 3D-принтеров, которые уже предлагает во временное пользование ряд площадок.

Bustle

«Шерится» также промышленный транспорт, труд специалистов, складские помещения и лаборатории. Последнее в нашей стране обычно реализуется на территории технопарков («Сколково», МИСиС и других).

Более того, несмотря на жёсткую привязку производства к конкретным заводам и месторождениям, компании иногда предпочитают собирать проектные команды в коворкингах, например для разработки ИТ-продукта.

Следующий уровень проникновения sharing economy в производственную сферу — аренда профессиональных компетенций.

Работа промышленного предприятия требует постоянного освоения новых технологий и их внедрения в рабочие процессы. Такие разработки очень затратны, а финальные решения обычно применяются в рамках отдельной компании и не выходят на широкий рынок.

На первый взгляд, этот подход должен обеспечивать каждому игроку конкурентное преимущество, но на практике всё оказывается не столь радужно: в силу схожести проблем, над которыми работают компании из разных отраслей, их продукты зачастую дублируют друг друга.

Оптимизировать этот процесс можно с помощью обмена R&D-компетенциями между участниками рынка. Это помогло бы им, с одной стороны, монетизировать свои ноу-хау, а с другой — получить доступ к новым интересным решениям со значительно меньшими затратами.

Сейчас уже запущен проект по созданию ИТ-платформы, которая свяжет между собой участников рынка, готовых делиться результатами своих исследований. Эта платформа, в создании которой «Норникель» тоже принимает участие, позволит компаниями продавать и приобретать инновационные разработки, способствуя таким образом развитию всей индустрии в целом.

«Норникель»

Учись сам, учи других

Развитие EdTech открыло путь для широкого обмена знаниями по всему миру, без привязки к конкретной школе или университету. Всё большей популярностью пользуются онлайн-платформы, представляющие собой сборники учебных программ от разных авторов.

Самая известная из них, Coursera, объединяет более 40 млн слушателей свыше 3200 курсов, а оценка компании в 2019 году превысила $1 млрд. По схожему принципу работают проекты EdX и LinkedIn Learning. Среди российских сервисов: Skillbox, «Нетология», iSpring.

Ещё один пример «шеринга» в образовании — многочисленные сайты по поиску репетиторов, которые помогают связать учеников и преподавателей.

Чуть дальше пошла компания по изучению английского Skyeng: её функция не ограничивается «знакомством» репетитора и клиента, а включает полноценную поддержку всего процесса обучения: предоставление учебных материалов, методических наработок и сервис автоматической проверки домашних заданий.

Одновременно развиваются проекты, работающие по модели peer-to-peer (от потребителя к потребителю), в рамках которых ученики сами делятся друг с другом знаниями или материалами.

Австралийская площадка StudentVIP позволяет студентам перепродавать подержанные учебники, помогать друг другу в освоении разных дисциплин и даже делиться собственными конспектами по разным дисциплинам.

StudentVIP

А пользователи P2PU (Peer 2 Peer University) могут организовывать курсы и учебные группы для изучения тех или иных тем.

Airbnb для еды

Когда в 2008 году Airbnb предложила путешественникам сменить отели на частные квартиры, многим это казалось сомнительным экспериментом, но в итоге инициатива обернулась коммерческим успехом.

Примерно тот же процесс сейчас происходит на рынке услуг питания: активно появляются сервисы, работающие по принципу «Airbnb для еды». Развиваются Traveling Spoon, EatWith и Meal Sharing, которые предлагают людям (прежде всего путешественникам) попробовать местную кухню в собственных домах жителей, готовых монетизировать свои кулинарные навыки и принять у себя гостей.

Ещё один проект, BonAppetour.com — своеобразный «Uber для шеф-поваров»: любой, кто захочет попробовать блюдо высокой кухни, может найти с помощью сервиса подходящего мастера, пригласить его к себе домой или приехать на стороннюю площадку.

Запущенная в Сингапуре в 2013 году, она изначально была нацелена на туристов, желающих познакомиться с аутентичной кухней. Сейчас сервис работает уже более чем в 100 городах по всему миру и сотрудничает с более чем 1000 поваров.

Чтобы подключиться к BonAppetour, шеф-повар должен пройти онлайн-проверку, а для получения статуса «Проверенный хозяин» — представить собственное блюдо на суд специалистов BonAppetour.

О потенциале экономики шеринга свидетельствует не только коммерческий успех и популярность таких проектов, но и внимание к этому явлению со стороны государств.

Новый план Китая по модернизации промышленности сосредоточен именно на принципах совместного пользования. Журнал Times поместил sharing economy в список идей, способных изменить мир, а PwC полагает, что к 2025 году этот сектор вырастет до $335 млрд. Насколько сбудутся эти прогнозы — покажет время.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Норильский никель", "author_type": "self", "tags": ["\u0448\u0435\u0440\u0438\u043d\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0430","\u0448\u0435\u0440\u0438\u043d\u0433"], "comments": 17, "likes": 28, "favorites": 164, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 94503, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 Nov 2019 17:23:41 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 94503, "author_id": 402503, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/94503\/get","add":"\/comments\/94503\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/94503"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
9

Технологии шеринга в области медицины уже опробованы в Ставропольском крае - там медсестра одним(!) шприцом колола пациентов. Заразила их. 
Вот такие технологии шеринга.

Ответить
0

Россиюшка..

Ответить
7

Подмена понятий идёт, псевдо врачи с шеринговыми курсами, с набитыми ботами отзывами выходят щериться. У нормальных врачей итак все расписано по графику.

Ответить
2

"пока освободится запись в вашей больнице" - Из реальной жизни. Вчера. Местная поликлиника. Запись. Электронные табло, очередь. Короче, все дела. Только вот до завершения работы врача остался 1 час. А в очереди еще 6 человек.

Ответить
0

У них норматив что-то в районе 11 минут на человека. По этому если записываться через госуслуги, то там время записи 18:36, а не 18:30.

Ответить
0

Наверное, в мухосранске это работает. В мухосранске и плитку можно перекладывать каждый год.

В "нашей" поликлинике это не работает. 

А если есть желание испортить напрочь отношения с участковым терапевтом - ну, да, можно это сделать один раз.

Ответить
0

А у вас Москва?

Ответить
1

У нас дистрикт мухосранска.

Ответить
0

Департамент инновационного развития значит. Что же у них ,,лампово,, продолжают гибнуть рабочие, за два года почти 10 человек, может вам какой-то другой департамент создать внутри компании лучше, на что-то другое внимание обратить.

https://www.rbc.ru/society/22/10/2019/5daefcaa9a7947c4b8990fc2

Явно шеринга со стороны Ростехнадзора не достаёт.

Ответить
–1

Запасы никеля будут исчерпаны и самое время вложить деньги в какого-нибудь единорога, а не в развитие активов

Ответить
0

Я бы даже сказал что это прожектерство/маниловщина. Т.е. мы не заморачиваемся жизнями наших людей, штрафы копеечные, они нас ни на что не мотивируют, коллективных исков нет, в суде с нас тоже ниче не взыщут, давайте тогда в угоду моде создадим инновационный департамент, ну а че, в рабочих чтоль вкладывать и их жизни, лучше вложимся в новое приложение на IOS, где фотки можно редактировать, старить себя и т.д., перспективно же. И ещё попилим рекламный бюджет, статейки запилим, какие мы классные, как все хотят у нас работать, какие мы ,,новаторы,,.

Ответить
–1

Да это все понятно, просто на фоне того, как у компании в шахтах гибнут люди на регулярной основе странно выглядят PR статьи про что-то там инновационное, сообщения о том, что это компания лучший - работодатель в России.

Ответить
0

Раньше каждому приходилось иметь собственного врача, а теперь с появлением шеринга мы используем общих.

Ответить
0

Врачей к слову уже довольно достало то что их шерают всей страной

Ответить
0

2 тысячи единиц медицинской техники в аренде. 1000 клиник пользуется по всей России. 18 лет уже этим занимаемся но не знал, что это называется шеринг :)
webclinic.ru

Ответить
0

В развитых странах это реальность

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }