Автоматизация интернет-продаж
Привет, vc.ru! В этой статье я хочу поделиться своими наработками по автоматизации интернет-продаж, без которых можно забыть о рентабельном бизнесе. Статья вводная, в ней мы пройдемся по ключевым процессам в торговле и векторам автоматизации таковых.
Основы автоматизации бизнеса
Если сильно упростить, то задача бизнеса сводится к тому, чтобы платить людям за работу меньше, а получать в результате работы бизнеса - больше.
Любую работу, выполняемую человеком, можно разделить на три элемента:
- принятие решений;
- действия;
- ответственность.
Соответственно, процесс автоматизации - это исключение из бизнеса человеческих факторов, связанных с этими процессами.
Например, вы можете хорошо платить сотрудникам склада, дабы исключить кражи, а можете оборудовать склад системами безопасности, обеспечивающие превентивную защиту от краж и порчи имущества, в том числе и фиксирующих доказательства потенциальных правонарушений.
Чем меньше требований к сотрудникам в области принятия решений и чем меньше у них ответственность, тем больше вы можете сэкономить на зарплатах.
А чем более автоматизирована и механизирована сама работа, тем меньше потребуется трудочасов и сотрудников на зарплате.
Автоматизированный бизнес - масштабируемый бизнес, не требующий для своего развития и устойчивости большого количества умных и ответственных сотрудников.
Какие процессы мы можем автоматизировать в интернет-продажах?
В той или иной степени - все: закупки, работу склада, продажи и даже рекламу.
Здесь важно правильно подходить к вопросу:
Автоматизация - это не просто внедрение или создание какой-то программы, это не просто закупка роботов для вашего склада.
Автоматизация - это процесс исключения из бизнеса человеческого фактора, в том числе, методов выноса процессов за пределы бизнеса.
Примеры:
Модель супермаркета позволяет переложить процесс выбора товара, комплектации корзины, а также оформление и оплату заказа на покупателя (кассы самообслуживания).
Маркетплейсы автоматизируют процесс закупок, перекладывая функции по выбору товара и оформлению продающих материалов (карточка товара) на поставщика.
Интернет-магазины позволяют пользователям писать отзывы о товарах, дабы сократить работу консультантов.
Так давайте рассмотрим: какие процессы и каким образом мы можем автоматизировать в оптовой или розничной интернет-торговле.
1. Склад
Склад в интернет-торговле может быть организован как на базе аутсорсинга, так и собственными силами.
Сейчас мы не будем обсуждать минусы и плюсы того или иного подхода, а разберем автоматизацию собственного склада.
Первым делом, что нужно внедрить - это:
- складскую программу (1-С, Мой Склад, ЕКАМ и т.д.);
- ячеичное хранение.
Теперь. когда вам пришел заказ, вы уже видите: где какой товар хранится, что позволяет быстро его скоплектовать и отправить.
Также складская программа нужна для следующих задач:
1. Учет остатков, оприходование и списание товаров
2. Выгрузка остатков в интернет-магазин
3. Отключение товаров с нулевыми остатками
4. Ведение статистики продаж
5. Формирование листа заказа, основанного на статистики продаж и т.д.
Что еще нужно на склад, даже на старте:
1. Стол для комплектации заказов
2. Оборудование для быстрой упаковки
3. Фотооборудование для фиксации процесса комплектации и решения спорных вопросов с клиентов, если такие возникнут.
2. Закупки
Автоматизация закупок - это автоматизация процесса принятия решений.
Бизнес, в котором надо думать какой товар закупить - плохой бизнес, с которым вы ничего не сделаете.
Автоматизация закупок - тема большая сама по себе, в которой нет универсального подхода и необходимо исходить их конкретной ситуации.
Тем не менее, применим универсальный подход: скинуть задачу на других. Несколько последовательных вариантов:
1. Дропшиппинг - продажа товара без собственного склада и закупок.
По сути, это форма партнерства, где за дропшиппером закреплены функции рекламы и продаж.
А если закупок нет, то и чего голову ломать: продавай то, что дает партнер-поставщик.
2. Товар под реализацию.
Товар под реализацию найти не так сложно, как может показаться. Ведь для товара нужны деньги, а деньги - это просто бумажки и циферки в компьютере.
Однако, просто брать все подряд под реализацию - тоже не вариант. И зачастую проще купить самому, чем искать поставщиков на выгодных условиях.
3. Статистика продаж
В простейшем виде - это статистика того, сколько было продано товаров за период времени. Однако, это крайне примитивный подход, имеющий место быть, но не достаточный.
Во-первых, если вы продали N-единиц товара за последний месяц, то это вовсе не значит, что в следующем месяце продадите столько же.
Во-вторых, такой подход не учитывает сезонность, не учитывает появление новых моделей на рынке, не дает информации по новым позициям и т.д.
Куда более действенный подход в анализе продажи - это скоринг, т.е. прогнозирование продаж на основе совокупности факторов.
Например, поставщик вам предлагает некий товар. Вы не знаете этот товар, но вам нужно как-то автоматизировать процесс принятия решения: берем или нет, если да, то сколько.
Используя скоринг-подход, мы присваиваем товару произвольный набор тегов, например: "зима", "новинка", "не основной ассортимент", "тренд" и т.д.
Система смотрит статистику продаж по товарам с такими же тегами, а также сопоставляет его по другим имеющимся данным и таким образом может спрогнозировать потребность в таком товаре, учитывая и сезонность, и праздники, и другие факторы.
4. Аналитика интернет-запросов позволяет также автоматизировать процесс принятия решений и исключить человеческий фактор.
Например, если мы закупаем под опт, то нам нужны товары с наиболее активным спросом.
Если под интернет-магазин, то нам нужен эксклюзив.
Поиск и первой, и второй категории товаров можно автоматизировать.
3. Привлечение клиентов (реклама)
Если верить интернету, то, чтобы раскрутить бизнес и привлечь клиентов, нужно найти хорошего специалиста по рекламе и дать ему хороший бюджет.
Не удивительно: ведь об этом пишут сами "специалисты", которым надо платить деньги и давать хорошие бюджеты.
Вообще, маркетологи, рекламщики и все, кто так или иначе предлагает услуги, связанные с продвижением и рекламой, люди интересные:
Если они поработали в проекте и проект принес миллион, то это их заслуга. Если проект унес миллион - это вина собственника и его продукта.
Поэтому привлечение клиентов - это один из ключевых процессов, требующих автоматизации.
Самый простой вариант - это перейти на продажи через партнеров за % (дропшиппинг).
Вариант чуть более продвинутый - это сделать так, чтобы не вы искали клиентов, а клиенты - вас.
Сделать это можно двумя (опять же - не взаимоисключающими) способами:
- сделать свой бренд;
- присесть на существующий бренд.
О том, как использовать в бизнесе существующий бренды (устойчивые ассоциации), у меня есть отдельная подробная статья.
Здесь же попробую дать информацию более сжато:
Если вы начинаете что-то продавать в интернете, то обычно за основу взять какой-то конкретный товар.
И это разумно - так проще начать.
Но если же задача - это сделать системный бизнес и автоматизировать в том числе вопросы привлечения клиентов, то нужно продвигать не товар, а сервис.
Например, продажа беспроводных наушников - это плохо автоматизируемый процесс в плане рекламы.
А вот обеспечение наушниками определенной целевой аудитории - это уже основа для системного бизнеса.
В общем, тема большая, требует отдельной статьи, сейчас ограничимся этим и продолжим дальше.
4. Продажи
Продажа - это набор процессов, идущих с момента проявления интереса к предложению до момента совершения покупки.
Простейший пример автоматизации продаж - это формат супермаркета против формата советских магазинов.
Собственно, что касаемо интернет-продаж, то вектор автоматизации такой: чем больше клиентов и в большей степени смогут самостоятельно пройти путь от захода на сайт до оформления заказа и оплаты, тем процесс более автоматизирован.
Принципы автоматизации процессов
Основное правило бизнес-процессов - это правило "слабого звена".
Другими словами, нет смысла вваливать миллионы в рекламу, если у вас нет соответствующих данному бюджету системы продаж и самого продукта.
Также нет смысла создавать крутой продукт, если нет средств на его продвижение: пока вы его раскрутите, его 10 раз скопируют.
Таким образом, развивать и автоматизировать процессы необходимо по принципу колеса: все гайки закручивать равномерно с равным усилием.
Очень частая ошибка - это перевес в пользу одного процесса (например, создание дорогого сайта, закупка интересного товара, бюджеты на рекламу).
Помните: бизнес будет работать так, как работает самое слабое звено.
Допустим, если вы начинаете системный бизнес с нуля.
Первым делом вам нужно взять товар, который легко продать. Имея такой товар, вы можете легко и быстро наработать базу партнеров-дропшипперов, которые потом будут продавать и другую вашу продукцию.
Если же за основу возьмете товары, которые "очень вам нравятся", "в которых вы видите перспективы", "с большими наценками", но которые сложны в реализации, то будете продавать их сами или же будете платить большие зарплаты специалистам, которые рискнут связать себя с вашим стартапом.
Когда у вас автоматизированы продажи на базе партнеров, то можно уже заняться и другими вопросами: автоматизировать закупки, работу склада, отгрузку товаров и т.д.
Очевидно, что сделать это можно тогда, когда есть стабильные отгрузки.
Когда у вас есть продажи и оборот, есть отлаженные процессы, можно уже искать поставщиков, предлагая продавать товар по вашей базе сбыта.
Хорошая статья для малого бизнеса, главное правильно понять смысл