Мелких производителей вытеснят, а оптовики зачахнут сами?

Как влияет развитие электронной торговли на систему дистрибуции от производителя до потребителя. Мнение руководителя компании Opto.Market Андрея Епишкина о современных тенденциях в оптовой торговле.

Сообщество VC в комментариях неизменно хоронит оптовый рынок, прогнозируя развитие прямых связей между производителями и потребителями. Фраза, вынесенная в заголовок, - далеко не самое резкое суждение. Поводом для таких настроений являются тренды, наблюдаемые во всем цивилизованном мире.

Что происходит на «загнивающем западе»?

А там прямо сейчас наблюдаются революционные изменения в сфере e-commerce: основной рост расходов на разработку цифровых технологий происходит в b2b-сегменте – производстве и оптовой торговле.

Причина очевидна: индивидуальный пользовательский опыт участников рынка входит в конфликт с устаревшими бизнес-процессами и ограниченностью традиционных каналов сбыта. Человек, постоянно пользующийся соцсетями и онлайн-сервисами, считает анахронизмом необходимость делать закупку, дозваниваясь до менеджера и анализируя прайс. А в оптовой торговле это именно так и происходит. Четверть века развития электронной коммерции практически обошли стороной сегмент b2b.

Планка качества обслуживания, которую задали Alibaba и Amazon, требует автоматизировать разнообразные системы ценообразования, характерные для рынка b2b; синхронизировать обработку заказов по всем каналам сбыта; снизить стоимость владения системой электронной торговли за счет облачных технологий и многое другое.

Российские реалии. Производители

Считается, что в розничной электронной торговле мы отстаем от США на 5-7 лет. А в оптовой торговле, похоже, что мы еще на уровне первой половины 2000-х годов. Многие руководители компании считают онлайн-сервисы неким баловством, которое не нужно их серьезным клиентам. Не все, естественно.

Вот, например, оптовая торговля металлопрокатом. Производят и продают вагонами. Куда уж более серьезный бизнес. Суммарный оборот Новолипецкого металлургического комбината по всему миру – более $10 млрд. Президент НЛМК Григорий Федоришин считает стратегической задачей развитие электронной b2b-платформы, чтобы напрямую дотянуться до тех потребителей, которых компания не может обслужить традиционными бизнес-процессами. Вашему вниманию короткий (1 мин 15 сек) фрагмент его интервью.

Ресурсы отечественных промышленных гигантов позволяют развиваться темпами, сопоставимыми с мировыми.

С малым и средним бизнесом ситуация принципиально иная:

  1. В стране есть высокопрофессиональные команды разработчиков, способных создать b2b-платформы любого уровня сложности, учитывающие любые особенности бизнес-процессов компании;

  2. Но в компании производителя этим заниматься, как правило, некому: все заняты текучкой в борьбе за выживание;

  3. Денег на разработку у небольших производителей нет.

Это означает, что крупные игроки с помощью своих информационно-логистических систем «дотягиваются» до потребителей, которых обслуживали локальные игроки. А этим игрокам некогда, «у них ёлки». Именно поэтому небольшим производителям наша компания предлагает готовое решение, которое можно внедрить за 2 дня, полностью берет на себя все обслуживание онлайн-сервиса.

И у локальных производителей есть только две перспективы:

  • За счет своего знания местного рынка оперативно отстроить собственную электронную сбытовую сеть. Раньше, чем это сделают неповоротливые гиганты.
  • Или довольствоваться «остатками с барского стола» - обслуживать только клиентов, не интересных крупным производителям.

Российские реалии. Оптовики

Традиционная система дистрибуции модифицируется:

  • Крупные производители не хотят делиться прибылью с дистрибьюторами и создают собственные многоуровневые сбытовые сети;

  • На рынок пришли глобальные игроки, связывающие напрямую производителей с потребителями;

  • Создаются крупные отечественные компании для посреднических функций в сбытовой цепочке. В том числе, с участием банков, которым интересны масштабные b2b-транзакции.

Ситуация усугубляется застарелыми проблемами оптового рынка: традиционным снижением конкуренции за счет эксклюзивных контрактов с дистрибьюторами, непрозрачностью процессов, неразвитостью ERP-систем, интуитивностью ценообразования, откатами и др.

Но для оптовых компаний все равно только два варианта:

  • Оперативно отстроить собственную часть электронной сбытовой сети;

  • Или со стороны наблюдать за успехами гигантов (условно: Alibaba, Беру и кто-нибудь еще), поделивших между собой все сбытовые цепочки.

Уроки e-commerce в сегменте b2c

На глазах одного поколения электронная коммерция прошла путь от скептицизма до банальности. Многие еще помнят свое недоверие к первым интернет-магазинам, убеждение, что «в интернете платят только лохи». Впрочем, и сейчас кто-то покупает билеты в кассе, платежи совершает с помощью операционистки в Сбербанке, а смартфон использует только в качестве телефона. Но, по объективным причинам, их становится все меньше.

А технологически розничная электронная торговля прошла путь от эксклюзивности до стандартизации. От дорогостоящих индивидуальных разработок до универсальных конструкторов, позволяющих создать интернет-магазин «на коленке». От «вау-эффекта» до UX стандарта: не заставляйте пользователя думать – каталог, кнопка «Купить» и все остальное должны быть там, где у всех.

В сегменте b2b нам предстоит пройти тот же путь. Только значительно быстрей.

  • Мультиканальные b2b-порталы, личные кабинеты дилеров и оптовых клиентов станут такой же повседневной реальностью, как и розничные интернет-магазины. До этого нам пока далеко. Но жизнь заставляет двигаться в этом направлении.

  • Бизнес-процессы оптовой торговли будут стандартизированы. Все необходимое для оптовой торговли что металлопрокатом, что сметаной можно будет получить в универсальном готовом продукте за совсем небольшие деньги. А это на рынке уже предлагают разные разработчики, в т.ч. и наша компания.

PS: Мои прогнозы не мешают многим считать, что все закупщики только и мечтают о том, чтобы дозвониться до менеджера и обстоятельно с ним пообсуждать свой заказ.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Борис Васильев

Ольга, вот есть у Вас замечательный абзац (чуть сокращу его):
... проблемами оптового рынка: ... снижением конкуренции за счет эксклюзивных контрактов с дистрибьюторами, непрозрачностью процессов, ..., интуитивностью ценообразования, откатами (!!!) и др.
Как же Вы не увязываете его суть со своим же, последним абзацем:
...все закупщики только и мечтают о том, чтобы дозвониться до менеджера и обстоятельно с ним пообсуждать (!!!) свой заказ?

Вот мы - мы производители уникального товара. Уже имеем регулярных B2B потребителей, но мало.
Предлагаем в розницу - ответ: войдите в матрицу крупного дистрибьютора, вы нам одни не удобны/не интересны.
Идем к дистрибьюторам - ответ: докажите, что розница возьмет. И это если разговор состоялся. А обычно или нет ответа, или намеки на откаты или на пообсуждать.
И вот, к примеру, потратим мы Х усилий (не дай Бог, ещё и денег) на внедрение чего-то из предлагаемого. Что изменится содержательно и кардинально?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Пономарева
Автор

Борис, спасибо за отклик.

Сначала о продажа уникального товара. Если для товара нет рынка; если этот рынок надо формировать - то здесь задачи не автоматизации продаж, а маркетинговой упаковки.

Если же у вашего товара все же есть конкуренты (прямые или косвенные - товары, которые удовлетворяют ту же потребность, но иным способом), тогда могут быть полезны и цифровые продукты вроде наших.

Для этого случая - про услуги конкретно нашей компании:

1. Взаимодействие с нами требует минимум усилий: запуск проектов от 2 дней; полное обслуживание проекта нашей техподдержкой. Основной способ оплаты наших услуг: % от продаж; нет продаж - вы нам ничего не должны. Есть полностью бесплатный тариф "Старт".

2. Потенциальному клиенту можно сразу предлагать доступ в его личный кабинет с вашим ассортиментом. Это - возможность для клиента познакомиться с вашей продукцией тогда, когда у него возникнет желание или потребность. Или когда просто взыграет любопытство: сравнить ваши цены с ценами на конкурентные товары от его обычных поставщиков. Так наш инструмент может помочь войти в клиента.

3. Если ваш потенциальный клиент - оптовик (перекупщик), то ему можно предлагать (по договору с нами) "ваш товар + бесплатный инструмент для  продажи вашего товара". Инструмент - это личные кабинеты для всех его клиентов и всех его товаров. Такое УТП может его заинтересовать. Ему такой инструмент достанется бесплатно, а ваши затраты - все тот же % от продаж вашего товара.

Повторюсь: автоматизация продаж и вывод на рынок нового продукта - это совершенно разные задачи.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда