От идеи к 34 точкам в Москве за пять месяцев: интервью с руководителем «Яндекс.Лавки» Ильёй Красильщиком Статьи редакции

О том, как медиаменеджер занялся бакалеей, почему проекту не страшны крупные офлайн-ритейлеры и кого он считает конкурентом на самом деле.

В июне 2019 года «Яндекс» запустил в Москве сервис «Лавка», который обещает доставить продукты и хозтовары за 15 минут.

Для этого компания открывает магазины-склады, которые обслуживают жителей ближайших домов — чтобы сделать заказ, им нужно воспользоваться приложением «Яндекс.Еда» или «Яндекс.Такси».

Проектом руководит Илья Красильщик — бывший главный редактор «Афиши» и издатель «Медузы». У него не было опыта в ритейле, тем не менее за пять месяцев он успел открыть 34 точки «Лавки» и запустить в сервисе доставку готовой еды, горячих блюд и продуктовых наборов «Яндекс.Шеф».

До конца года Красильщик планирует открыть в Москве ещё 16 точек, а в 2020 году — охватить всю территорию столицы и выйти на рынок Санкт-Петербурга.

В интервью vc.ru он рассказал:

  • Как создавалась «Лавка» и кто помогал ему на первом этапе.
  • По какому принципу выбирали поставщиков и что из этого вышло.
  • Зачем сервису доставлять блюда по рецептам из «Яндекс.Шефа».
  • А также о том, почему считает конкурентами всех, кто продаёт продукты.

Первые дни

Расскажи, как именно ты попал «из "Медузы" в арбузы»?

Все получилось довольно сумбурно. Ровно год назад я загрузил в Риге тонну коробок и уехал в Москву.

Я мало чего тогда понимал, но что я знал точно — не хочу жить в Риге, хочу жить в Москве. Дальше месяц на меня падали предложения о работе, а моя паника возрастала. И чем дальше, тем я больше понимал, что хочу заняться совершенно другим — то есть не медиа.

Всегда, когда я даю лекции про медиа, то говорю, что профессия журналиста короче профессии футболиста.

Есть десятилетний срок, после которого ты попадаешь в некоторый кризис.

Я больше всего боялся, что дальше всё будет примерно так же как раньше, просто чуть похуже. Когда тебе тридцать один год, страшно себе признаться, что твоя работа — это навсегда.

У меня был душевный кризис, и я не хотел переводить его в профессиональный.

С другой стороны, я прожил четыре года в Риге. И все эти четыре года я смотрел на Москву впервые в жизни со стороны. И понял, что это мой любимый город.

И еще я видел, как тут развиваются городские сервисы (такси, еда, каршеринг — vc.ru). Я такого нигде больше не видел, это поражало воображение. В какой-то момент меня «добил» сервис «Яндекс.Драйв».

Не то, чтобы я решил, что буду ими заниматься. Я просто понимал, что не хочу больше работать в медиа, и есть вещи поинтереснее. Поэтому я воспользовался супервозможностью, своим давним знакомством с [Аркадием] Воложем, и поехал к нему, чтобы посоветоваться, чем заниматься.

У меня была тайная надежда, что что-то так и придумается, но в целом я хотел, чтобы он меня убедил, что медиа больше заниматься не нужно.

Когда ты поехал общаться с Воложем?

В январе [2019 года]. Это был момент максимальной паники, когда понимаешь, что деньги заканчиваются, есть двадцать предложений о работе, на которые ты должен много раз сказать «нет», объяснив себе и всем, почему «нет». А я вообще плохо умею говорить «нет».

В общем, на встрече придумалась некоторая небольшая авантюра, которая быстро превратилась в «Яндекс.Лавку» — её мы начали делать в марте.

Тут мне, конечно, сильно свезло. «Эй, чувак из медиа, а давай ты будешь строить сеть магазинов?». Когда ещё получишь такое предложение? Грех отказываться, я считаю.

Ты можешь рассказать, у кого возникла идея «Яндекс.Лавки»?

Это очень простой вопрос. Идея экспресс-доставки продуктов возникла в 2015 году в городе Стамбуле. Придумал это сервис Getir. Если ты откроешь в LinkedIn страницу Аркадия Воложа, то увидишь, что он был инвестором этого сервиса.

Мы точно не первопроходцы в этом смысле.

Ты говоришь, что идея завладела умами многих. В конце 2018 года в Санкт-Петербурге запустился «Самокат». «Лавка» запустилась летом 2019. «Яндекс» общался с сервисом?

Я ни с кем не общался. Про Славу (основателя «Самоката» Вячеслава Бочарова — vc.ru) могу сказать, что в июне, после запуска «Яндекс.Лавки», я с ним один раз выпивал на Патриарших. Это единственное моё общение с сервисом «Самокат».

Во сколько вы оценили рынок доставки продуктов в Москве?

Можно я буду от себя говорить? Рынок, безусловно, оценивался. Но я люблю про продукт: про то, зачем это нужно человеку.

Люди чаще всего тратят свои деньги в продуктовых — причём в основном в магазинах у дома. Некоторые люди планируют покупки, некоторые нет. Некоторые планируют, но им всё равно чего-то не хватает в течение недели. И совсем недавно решить эту задачу в онлайне было либо невозможно, либо очень неудобно.

Если тебе прямо сейчас понадобилось что-то купить в магазине, ты, конечно, можешь сходить сам вниз. Но есть фактор погоды, есть фактор, что тебе неудобно, есть дети или просто лень. Дикое количество факторов, которые мешают это сделать.

Вопрос в следующем. Как построить реальную альтернативу походу в магазин за углом? Хорошая альтернатива — это когда твоя услуга не проигрывает по ключевым параметрам. В нашем случае это должно быть так же быстро (а лучше быстрее) и так же надежно как самостоятельный поход в магазин.

Понятно, что купить самому — это максимальная надежность. Твоя покупка — твоя ответственность. В интернете ты не видишь качества помидоров и ещё у многих сервисов есть проблема замен: ты заказал, курьер пошёл в магазин, увидел, что этого нет, и тебе позвонили и заменили.

Единственный способ решить проблему скорости и надежности: строить свои магазины и контролировать остатки.

И если решить эти проблемы, то вопрос размера рынка не стоит — он бесконечный. Мы сейчас сидим на девятом этаже в центре города и видим тысячи домов. В каждом из этих окошек есть человек, который может воспользоваться нашим сервисом.

Чем ты занимался на начальном этапе, помимо того, что общался с жителями Хамовников?

Общение с жителями Хамовников было совершенно не на начальном этапе. Начальный этап — это когда мы в марте решили, что надо делать сервис.

Первый вопрос — что конкретно мы хотим сделать. Там на самом деле не один, а миллиард вопросов:

  • Какой мы магазин?
  • Что мы хотим продавать?
  • Как хотим его позиционировать?
  • Как это должно быть устроено внутри?

Любой продукт — живой. Человек, увидев его, должен понять, где он находится. Нельзя просто взять и открыть магазин. Если зайдёшь в «Пятёрочку» — увидишь одно, в «Азбуку Вкуса» — совершенно другое.

Нам нужно было понять, что мы хотим создать. Это сложная штука: потребовалось потратить много часов и дней, чтобы сформулировать некоторые смыслы.

Дальше — с кем это делать? Я занимался медиа десять лет, а ритейлом — ноль минут. Можно сколько угодно быть уверенным в своих безграничных силах, но вообще-то каждое утро ты просыпаешься в ужасе от того, что происходит и как это вообще вышло.

Нужна команда, которая тоже будет этим заниматься. А ещё в тот момент я работал в «Яндексе» месяц и мне нужно было освоиться. И это тоже проблема.

Здесь людей принимают на работу по вторникам, и для них есть вводный курс. Когда я устроился, решил, что к черту курс, я выше этого.

После этого два месяца жалел — не понятно не было ни черта: куда идти, зачем идти. Это сложность «Яндекса».

А плюс «Яндекса» в том, что здесь полно людей, которые хотят что-то делать, тут полно самой разной движухи. Здесь любят говорить про экосистему, и здесь правда есть технологическая экосистема, безусловно, но есть и, на мой взгляд, более важная экосистема — человеческая.

Собрать людей, которые прямо сейчас начнут что-то делать, помогут и зажгутся этим, можно за неделю. Всех не соберёшь, но большинство — да.

Кого ты собрал в свою команду? К кому пошёл первым?

Люди стали приходить сами, но необязательно ко мне. Есть люди, которые заинтересованы в запуске этого проекта. Много было тех, кто в этом прям участвовал. Например, Тигран Худавердян, Даня Шулейко, Максим Фирсов — это все мои начальники, и все участвовали с самого начала, и всем было интересно.

«Яндекс.Лавка» — часть фудтех-направления «Яндекс.Такси».

Тигран Худавердян был руководителем «Яндекс.Такси», c 2019 года — управляющий директор «Яндекса».

Даниил Шулейко — сооснователь сервиса Delivery Club, бывший директор по маркетингу «Яндекс.Такси», сейчас — гендиректор «Яндекс.Такси».

Максим Фирсов — сооснователь сервиса FoodFox. В 2017 году «Яндекс» купил этот сервис, в 2018 году запустил его под брендом «Яндекс.Еда». Фирсов — руководитель фудтех-направления «Яндекс.Такси».

справка vc.ru

И к ним ко всем приходили люди и говорили «я хочу это делать». Дальше это аккумулировалось у меня, и так собралась команда. Пришел Макс Автухов из другого отдела «Яндекса», мы поговорили полчаса и договорились.

Пришел Олег Шевлягин из другого отдела, мы не до конца договорились, но он привёл своего друга Вадима Петрова. Пришел Илья Салтанов, со стороны, не из Яндекса, и его познакомили со мной. Это все, наверное, неделю заняло.

Это всегда очень важный знак, что что-то получается — когда люди сами приходят. Когда появляется хорошая идея, всё начинает само складываться.

Когда с идеей что-то не так, тебе надо долго бороться с ветряными мельницами, не понимая, что происходит.

Когда идея толковая, реальность сама начинает под нее подстраиваться.

Сколько времени вы потратили на разработку приложения?

Я очень хотел, чтобы мы делали отдельное приложение. Мне все объяснили, что не надо: у «Яндекс.Еды» есть неплохая дистрибуция, к тому же я буду пилить это приложение вечность.

Я поворчал, но довольно быстро стало понятно, что это суперправильная идея. Фактически нам нужно было сделать небольшую доработку внутри «Яндекс.Еды», чтобы запуститься — плюс развернуть систему управления складом.

Обсуждать проект мы начали в марте, а тест в закрытом режиме из ста человек запустили с 30 апреля. В открытую думали запустить 15 мая, но поняли, что все слишком сыро, и запустились 10 июня. Суммарно — три месяца.

В конце апреля была готова только доработка в «Яндекс.Еде»?

Всё было готово, просто в «Лавку» можно было попасть секретным образом. Сервис был недоделанным, но приложение работало. 30 апреля мы с командой сидели в первой «Яндекс.Лавке» в Хамовниках и поняли, что пора открываться. Нажали на кнопку, написали в секретный чат.

И дальше откуда ни возьмись прибежали десять курьеров, которым нужно было развозить заказы. Естественно, ничего не работало. Все бегали с выпученными глазами и пытались понять, что происходит. В общем 30 апреля мы открылись не совсем, а 10 июня — совсем.

С вами работают курьеры «Яндекс.Еды»?

В «Яндекс.Еде» нет своих курьеров, доставку осуществляют профессиональные курьерские службы. Мы работаем с теми же партнёрами, что и «Яндекс.Еда».

Сколько сейчас времени требуется на открытие одной точки?

В среднем от трёх недель от подписания договора до открытия.

Без поиска помещения?

Без. Поиск помещения может занимать сколько угодно времени. Там много человеческих факторов, переговоров.

Сколько инвестиций потребовалось?

Не могу сказать тебе никаких сумм, прости.

По какому принципу вы выбирали поставщиков продуктов, которые будут в «Яндекс.Лавке»?

Процесс выбора можно разделить на три этапа. Первый — этап «суперсуперстартап», второй — «суперстартап», а сейчас — «стартап».

Этап «суперсуперстартап» был тогда, когда мы собрали некоторое количество данных из аналитики, составили набор продуктов, а дальше сели и стали обсуждать каждый товар, который нужно продавать.

Вы брали из поиска или «Яндекс.Маркета»?

Мы много чего брали.

Вы смотрели, что чаще всего покупают?

Да. Это некоторая вводная. Дальше Макс Автухов создал из этого гигантскую табличку со всеми товарами. Их было типа 2000. Дальше мы пошли сверху вниз: «Будем продавать брокколи? Ну не знаю» .

Когда дошли до личной гигиены и бытовой химии, возникли некоторые проблемы. В комнате сидят три мужика и обсуждают прокладки.

Мы просто не понимали, что делать.

Сейчас мы, конечно, не так работаем. У нас появились категорийные менеджеры с опытом, появилось больше аналитики — но человеческий фактор я стараюсь сохранять. То есть аналитика аналитикой, но если мы считаем, что есть какой-то выдающийся товар, он к нам попадает. Кроме того, мы пробуем сами всё, что потом попадает к нам на полки.

Естественно, мы прежде всего занимаемся тем, что чаще всего покупают, а за какие-то вещи нам еще стыдно, потому что просто не дошли руки — вроде бытовой химии.

Почему было важно поговорить на первом этапе? Можно сейчас на основе графиков и цифр собрать некоторый набор товаров — и ничего не получится.

Очень важно понять, в чём суть магазина. Мы специально договорились, что начнём с маленького количества товаров, чтобы самим понять логику появления каждого из этих товаров на полке. Что-то подтвердится, что-то нет, но у нас должна быть базовая логика, почему это появилось на полке.

Ты можешь зайти в «Пятёрочку» или «Перекрёсток», отсканировать все полки и скопировать весь ассортимент. Но это, скорее всего, не сработает, потому что люди в телефонах покупают не так, как если бы они пошли в офлайн-магазин.

Раньше я думал, что самая спорная вещь на свете — дизайн. Когда ты делаешь продукт, у всех на свете есть мнение по поводу дизайна, каждый считает себя специалистом. Так вот, выяснилось, что с помидорами всё гораздо хуже. По поводу помидоров можно спорить бесконечно.

И это по-прежнему происходит. Мы обсуждаем какие-то суперважные вещи про то, как выстоять и обслужить всех желающих перед Новым годом, и тут кто-то говорит: вы знаете, у нас проблема с мишурой, у неё один штрих-код на все цвета, поэтому клиент может заказать синюю, а мы привезём желтую. И всё, мы 10 минут спорим, можно ли продавать клиентам мишуру с неизвестным цветом.

Товары — это то, на что ты тратишь больше всего времени. И это правильно.

Были ли товары, которые вы закупили в первую очередь, но потом отказались от них, потому что они не нужны?

Ну конечно. Но тут скорее проблема не в том, что не нужно, а в том, что мы не рассчитали спрос. Кажется, не одно поколение московских школьников будет писать прописи в наших тетрадках. Если что, можем ещё обеспечить город и лавровым листом надолго.

Слава богу, бывают и обратные примеры — с арбузами вот неплохо вышло.

Как вы оптимизируете склад, чтобы собирать заказ за две минуты? Ты рассказывал, что тяжёлые вещи стараетесь ставить ближе к выходу. А ещё?

Нужен маршрут сборки заказа, нужно удобное приложение, нужно минимальное количество препятствий типа дверей.

Важно, чтобы похожие вещи не стояли на одной полке. Если ты решил разложить все лампочки на одной полке, тебе кранты. Кладовщик пришёл, а там их десять видов, и он потратит три минуты на поиск нужной. Похожие вещи должны быть на разных местах.

Развитие

«Яндекс.Шеф» перестанет продавать наборы с рецептами на неделю и переориентируется на доставку наборов для приготовления отдельных блюд через «Яндекс.Лавку». В чём логика и зачем?

Я могу сказать про недавний эксперимент, который нам очень нравится.

Мы магазин, который решает проблему внезапных потребностей. Мы не про планирование, мы против планирования, мы боремся с холодильниками. Холодильник — место, куда ты кладёшь что-то, потому что закупился. Наша задача сделать так, чтобы человек купил, съел и заказал ещё, а мы быстро привезли.

А есть «Яндекс.Шеф», который привозит большие коробки продуктов с рецептами на неделю — их нужно готовить каждый день. Я иногда заказывал там, для меня это сложная штука — я работаю, прихожу домой и не уверен, что сегодня буду готовить.

Но когда мне предлагают маленькую коробку с одним ужином, из которой ты ничего не выкинешь, на мой взгляд, это суперпредложение.

Это всё попадает в философию «Яндекс.Лавки»: заказал ужин, сразу получил, приготовил и съел. Порог входа существенно снижается. Классно было проверить эту гипотезу — мы взяли и проверили.

Мы увидели, что людям реально нравится. Более того, начали заказывать многие люди, которые раньше не заказывали «Яндекс.Шеф».

Мы тестировали идею в трёх «Лавках», в Хамовниках всё закончилось за несколько часов. Сейчас наборы от шефа в 20 «Лавках» из 34, в ближайшее время появятся во всех.

Что будет с Михаилом Перегудовым?

Это точно не ко мне вопрос.

Михаил Перегудов по-прежнему остаётся в компании. Сервис «Яндекс.Шеф» сохранится, но будет отвечать за производство еды и разработку рецептов, а «Яндекс.Лавка» — за доставку.

комментарий пресс-службы «Яндекса»

До 2020 года зоны доставки «Яндекс.Лавки» должны полностью покрыть Москву и Санкт-Петербург. Сколько точек потребуется открыть?

Про Санкт-Петербург посмотрим, а Москву должны покрыть, да. В конце этого года у нас будет 50 точек в Москве (сейчас 34 — vc.ru). Но суммарно для Москвы нужно более 200 точек.

Дальше вопрос: что такое «покрыть»? Сейчас у нас «базовое» покрытие, но чем больше будет спрос в существующих точках, тем больше новых точек придётся открыть по соседству.

Не переживаешь, что столкнётесь с проблемами масштабирования? Время доставки будет меняться, с курьерами может что-то пойти не так.

Этот вопрос у меня вызывает нервный смех, потому что у нас в апреле было ноль точек, а к 25 декабря окажется пятьдесят точек. Поверь мне, мы уже столкнулись с проблемами масштабирования.

Потому что нужно масштабировать все процессы. Мы быстро растём, по «Лавкам» — на 10–15% в неделю. Это невероятно быстрый интенсивный и экстенсивный рост. В декабре мы будем открывать по несколько точек в день.

Естественно, у тебя все процессы в этот момент трещат.

Есть и другая проблема — мы ещё не нашли оптимальную пиковую загрузку для точки. В последнее воскресенье (8 декабря — vc.ru) мы получили 666 заказов в Хамовниках. Этой точке полгода, и мы думали в июне, что такие числа просто невозможны.

Нагрузка на точки становится слишком сильной, а у нас всё-таки небольшие помещения. Мы не можем быть размером с мини-маркет, а обеспечивать заказами как гипермаркет.

И в магазин не может прийти одновременно сто курьеров — иначе жители этого района попросят нас оттуда.

В какой-то момент зону доставки нужно разделять на несколько зон доставки. Это самая важная штука и для компании при масштабировании, и для пользователей — при разделении зоны доставки на две части время доставки уменьшается.

В нашем случае масштабирование идёт волнами: открываемся, сначала всё хорошо, потому что мало заказов. Потом из-за количества заказов время доставки начинает увеличиваться, открываем ещё одну точку, и время доставки начинает резко снижаться, потому что ты улучшил качество и эффективность.

Честно говоря, не встречал более понятно масштабируемый бизнес, чем этот. Ты понимаешь, как ты растёшь, постепенно увеличиваешь зону покрытия, которую потом дробишь.

Очень похоже на компьютерную стратегию. Я иногда себя чувствую в Civilization или Europa Universalis.

Вообще, у меня есть зависимость от стратегий, но благодаря «Лавке» я справился с ней на ближайшие годы точно.

Какое сейчас оптимальное соотношение домов на один магазин?

У меня нет ответа на этот вопрос. Это правильный способ мерить, и мы тоже начнём так мерить, но пока мы оцениваем по количеству заказов, потому что для нас это более понятная метрика.

Есть и другие метрики — мы распространяемся через «Яндекс.Еду» и «Яндекс.Такси» и оцениваем относительно количества пользователей «Еды» и «Такси» в этой зоне доставки.

Это тоже довольно важный показатель для нас — мы работаем с аудиторией, которая уже сформирована. Это наше очень большое преимущество. Но вообще, когда ты очень быстро растешь, твоя задача справиться с ростом, а не посчитать долю. Доля важна, когда рост маленький.

Ты сказал, что максимальное количество заказов в одной точке — 666. А сколько заказов по всем точкам?

Это в пике на одну точку на текущий момент, и мы активно растем. Я бы хотел раскрыть общие цифры, но к сожалению, не могу.

А сколько всего активных пользователей?

Тоже не раскрываем.

Как насчёт среднего чека?

Он в районе 700 рублей.

Возвращаемость?

Пять-шесть заказов в месяц. Возвращаемость в три раза выше, чем в доставке готовой еды. Наш сервис по определению более высокочастотный.

Пять-шесть заказов в месяц — это среднее по всем пользователям?

По когортам: берём когорту новых пользователей и смотрим, как они себя ведут.

Сколько всего товарных единиц (SKU) в одной точке?

Мы стремимся к двум тысячам. Но мы не очень ориентируемся на количество товаров, потому что оно не говорит о том, что ты продаёшь.

Важно, что именно за товары: 700 SKU могут качать магазин гораздо лучше, чем 3000 SKU. Мы постепенно близимся к двум тысячам, а начинали с меньше чем одной тысячи.

По твоим прогнозам, когда сервис станет прибыльным?

Разумеется, я тебе это не скажу.

Рынок

Как ты думаешь, в чём сильные и слабые стороны «Яндекс.Лавки»?

Вообще, на этот вопрос должны отвечать пользователи, а не я.

Но ладно, попробую. Мне важно, чтобы у сервиса была душа, интонация, образ. Мне кажется, это у нас есть. Мне важно, чтобы сервис удивлял. Когда мы доставляем за 15 минут, мы удивляем. Люди думают: «Вау, как это возможно». Это и есть наша сильная сторона.

Еще одна сильная сторона — экосистема. В «Яндексе» правда много очень разной экспертизы, она все время на расстоянии вытянутой руки. Ещё одна сильная сторона экосистемы в том, что у нас есть дистрибуция — доступ к огромной платформе с пользователями. Это одновременно и соблазнительная, и опасная вещь.

Потому что велик соблазн начать этим злоупотреблять — ты можешь давать какой угодно сервис, у него все равно будут пользователи. Но это обманчивая цифра — потому что твоей заслуги в этом нет. Важно повышать ценность платформы.

А слабые стороны?

Давай про мои слабые стороны. Я не из ритейла. С другой стороны, это моя сильная сторона: я задаю много тупых вопросов, которые человек c 20-летним опытом в ритейле не задаст. И иногда это даёт неожиданные решения. Ну, я надеюсь.

Ещё один момент — мы работаем в большой компании. С одной стороны, это большая сила, а с другой — некоторые вещи получаются сложнее, чем в маленькой. Маленькие компании в чем-то быстрей, зато большие лучше масштабируются, потому что у них уже есть этот опыт.

Крупные ритейлеры за счёт объёма могут получать у производителей скидки и предлагать покупателям более низкие цены. Как вы будете конкурировать с ними? Или у вас нет такой задачи?

Важно, чтобы это не становилось проблемой покупателя. Это наши проблемы. Мы маленькие, да удаленькие. У нас маленькая закупочная сила, но мы быстро растём.

Решать проблемы с закупочной силой можно массой разных способов. Для начала наша задача — сделать так, чтобы максимальное количество людей начали пользоваться «Яндекс.Лавкой». Дальше всё приложится.

Самое сложное — создать спрос и вырастить привычку. Если получится, это будет гораздо большая сила, чем закупочная. Закупочная сила идёт вслед за этим.

Как только мы изменим людей, у нас появится сила.

Возьмём сервисы вроде «Утконоса» и крупных ритейлеров с доставкой продуктов. Вы с ними конкуренты или больше союзники, которые приучают людей к новой модели?

Это примерно как конкуренция магазинов у дома с гипермаркетами. С одной стороны, они конкуренты. А с другой — у них разные сценарии.

Думаю, что магазины у дома больше конкурируют друг с другом, чем с гипермаркетами, которые конкурируют между собой. В этом смысле любой «Утконос» — гипермаркет, а мы максимум супермаркет, а скорее — минимаркет.

Что касается вообще конкуренции, я считаю, что она в любом случае нам на руку — это новый рынок. Мне интересно заниматься «Лавкой», потому что это новая штука, которой не существовало раньше — новый рынок, новая потребность.

Чем больше усилий и денег будет вложено в этот рынок, тем больше вероятность, что он раскачается. Я первый раз в жизни нахожусь в условиях такой конкуренции — в медиа такой конкуренции нет даже близко.

С другой стороны, медиа находятся в таком плачевном состоянии из-за отсутствия сильной конкуренции, а здесь — настоящая конкуренция. Мне ужасно нравится.

Кого ты считаешь конкурентом?

Всех, кто продаёт продукты. У человека есть потребность: «Мне нужны бананы». И у него есть двадцать пять способов их купить. Наша задача в том, чтобы он реализовал её через «Яндекс.Лавку».

Совсем недавно «Лента» запустила «Ленточку». Она начинала примерно в то же время, что и вы. Речь об этом шла ещё в начале 2019 года, но сервис запустился только сейчас. Как ты думаешь, он может вас догнать?

Всё возможно. Мы не такие старые и не настолько сидим на вершине горы, чтобы нас нельзя было догнать. Проблема в том, что мы тоже довольно быстро бежим.

Открыть много магазинов может любой. Это сложно, но возможно. Можно ли нанять орду людей, которые будут открывать сто магазинов в месяц? Наверное, можно — они будут открываться быстрее.

Могут ли они догнать нас по количеству пользователей? На этот вопрос у меня ответа нет, потому он зависит от дистрибуции. Как они будут решать проблему собственной дистрибуции — очень интересно. Нам это проще.

Они эксперты в ритейле. У них есть много данных по продажам, что и как покупают люди. Хотя у «Яндекса» есть «Едадил», но насколько достаточно этих данных?

Время идёт, данные появляются. Главная проблема сейчас в том, чтобы люди начали пользоваться «Лавкой». Дальше есть миллиард способов оптимизации.

Естественно, за полгода сложно оптимизировать сервис: ты видишь 20 мест, в которых можно стать сильнее, но главная задача сейчас — чтобы сервисом начало пользоваться максимальное количество людей и они нас любили.

Мы в «Яндексе», это может создавать ложное ощущение. На самом деле мы настоящий стартап, просто нас сильно поддерживают внутри большой компании. У стартапа главный вопрос: «Как сделать так, чтобы сервисом начали пользоваться, и создать привычку потребления».

На рынке готовой еды вы будете конкурировать с ресторанами из «Яндекс.Еды», а также с «Кухней на районе» и Bright Kitchen. Что ты думаешь о них?

Bright Kitchen я не пользуюсь. «Кухня на районе» классная, я их люблю. Конечно, мы будем конкурировать. Как я говорил про банан, тут точно так же: если ты хочешь съесть что-то горячее, то у тебя есть варианты, где и как это сделать.

Мы предлагаем покрыть гораздо больше потребностей, чем только «поесть прямо сейчас». Я рассчитываю, что мы будем быстрее.

Задача — чтобы люди ассоциировали с «Лавкой» всё, что может срочно понадобиться дома.

Если у тебя сломался проводок от смартфона, то мы тоже эту проблему решим. Если ты хочешь съесть суп — мы и его привезём. Наша сильная сторона в этом.

Тебе не кажется, что появление собственного ресторана с едой от «Яндекса» — нечестно по отношению к другим ресторанам в «Яндекс.Еде»?

Я занимаюсь «Яндекс.Лавкой». Это скорее вопрос к «Яндекс.Еде».

Но вы ведь тоже будете доставлять горячую еду.

Мы уже её доставляем.

Очевидно, что задача «Яндекс.Еды» — усиливать собственную платформу и сделать так, чтобы все участники этой платформы получали заказы.

У многих платформ есть чужой и собственный контент. Например, я занимаюсь подкастами (раньше — «Два по цене одного», сейчас — «Деньги пришли» — vc.ru). Они распространяются в «Яндекс.Музыке». У «Яндекс.Музыки» есть собственные подкасты, а есть подкасты, которые делают другие. Задача в том, чтобы и то, и то работало.

Как мне кажется, наличие на платформе своего и чужого — это нормально. Какие даются акценты и как развивается то и другое — это открытый вопрос, и можно смотреть, как делают это в мире разные люди.

Какие планы на 2020 год, помимо 200 точек в Москве?

Сейчас мой главный план на 2020 год — дожить до 2020 года, потому что декабрь 2019 года обещает нам много сюрпризов. Я уверен, что за ближайшие две-три недели мы узнаем про наш сервис много нового.

Когда мы начнём 20 декабря на специальных велосипедах развозить ёлки за 15 минут, тут у нас начнётся особое веселье. Наша большая задача на 2020 год — покрыть Москву, а желательно — Санкт-Петербург. Надо бежать как можно быстрее. Пока мы будем быстро бежать, моя задача — оставаться стартапом в душе.

Стартап — это свобода идей, неожиданные штуки, которые ты делаешь, попытки всё время понять и переосмыслить себя, при этом масштабируя бизнес.

Важно, чтобы мы выполняли обещанное. Когда у тебя одна точка, обещать доставить заказ за 15 минут — это просто, а когда 250 точек должны так работать — это чуть-чуть посложнее, но это всё равно нужно сделать.

Много про себя нужно будет понять, понять про бизнес, пользователя, масштабы, процессы. И несмотря на то что это будет крупная сеть, у пользователя должно быть ощущение, что эту вещь делают живые люди.

0
110 комментариев
Написать комментарий...
Kharitonov Николай

"..Поэтому я воспользовался супервозможностью, своим давним знакомством с [Аркадием] Воложем, и поехал к нему, чтобы посоветоваться, чем заниматься..." - вот он, секрет современного успеха.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nikita Ilevskii
Ответить
Развернуть ветку
Товарищ

Иногда, читаешь требования для руководителя или продакта сервиса. Куча требований и самое главное опыт. А тут приехал, поговорили и по рукам). 

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Потом удивляешься таким менеджером) Сейчас он в медиа, а завтра управляет ит).

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sugar

Ну, у многих так с одной лишь разницей - не знакомы с Воложем и работают в Яндекс Такси :) 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Steve Evets

Сколько... ? - Не могу сказать тебе.
А когда... ? - Разумеется, я тебе это не скажу.
А какое... ? - У меня нет ответа на этот вопрос. 
А вот например... ?- Это точно не ко мне вопрос.
Какие планы на 2020 год? - Сейчас мой главный план на 2020 год — дожить до 2020 года

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin
Холодильник — место, куда ты кладёшь что-то, потому что закупился. Наша задача сделать так, чтобы человек купил, съел и заказал ещё, а мы быстро привезли

представляю себе не очень далёкое будущее: подавляющее число людей сидит и работает дома, лениво толстея. Магазинов нет. По улицам бегают только курьеры Яндекс.Еды, Деливери.Клаба и прочих торговых компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Podosenov

Если честно, поход в магазин - это то ещё удовольствие. А на готовку часто вообще нет времени. Мне кажется, вы утрируете, иначе мы можем скатиться к «представляю, скоро люди начнут ходить в магазины, вместо того чтобы в лес за грибами да ягодами ходить. Совсем разжиреют». Я, конечно, тоже утрирую, но такой себе спорт - до магазина у дома выйти.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Korian Sanders

Представляю себе "товаропроводы" (магистральные трубы сугубо для товаров), с разводками до подвальной части домов, типа hyperloop. Вот это был бы поворот )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
N A

Судя по развитии индустрии такси наступит тот момент, когда продукты в холодильник будут загружаться сами из облака. А курьеры устраивать забастовки и бойкоты.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Королев

Курьер - профессия будущего!

Ответить
Развернуть ветку
Леша Махьянов

Дмитрий ты предсказал недалекое будущее в реалиях короновирусной пандемии.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex Trush

занятно читать это комент в июне 2020 в первый день снятия режима самоизоляции в Москве. Кто бы мог представить что именно "подавляющее число людей сидит и работает дома, лениво толстея... По улицам бегают только курьеры Яндекс.Еды, Деливери.Клаба и прочих торговых компаний."

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Цой жив

Нисколько не хочу занижать заслуги Ильи, но он же не на свои деньги открыл все эти точки. Было полно ресурсов, стояла четкая не уникальная задача. В чем именно его заслуга - в эффективном менеджменте?

Ответить
Развернуть ветку
passer2003
В чем имеено его заслуга - в эффективном менеджменте?

Какой тут эффективный менеджмент?
Поливать все вокруг чужими деньгами?
Вы тоже сможете, быть таким же "эффективным" менеджером :)
За все интервью ни разу не прозвучало слово прибыль.
А почему?
Да потому что там ее в принципе быть не может.

Почему все в супермаркетах дешевле, чем в магазинах у дома?
Да тупо потому что супермаркеты - магазины САМОобслуживания.
Т.е. тупо экономия на количестве людей, на единицу проданной продукции.

Все сами - сами взяли, сами выбрали, а с недавних пор и сами отсканировали штрих код и сами заплатили.
За счет этого у супермаркета прибыль.

Тут же все наоборот, все перевернуто с ног на гойлову - врукопашную (!) курьер выбирает, кладет в сумочку и несется к покупателю.

Посмотрите на классические магазины у дома - кто там работает?
Да там семейный бизнес - жена, муж и дети.

Почему? Да тупо потому что на продавца даже денег нет, экономика с продавцом не сходится, не говоря уже про курьера.

Зато движняк создается знатный - все бегают, все при делах.
Энтропия увеличивается.
А то что там все в минус, это никого не волнует. Даже Воложа видимо - Яндекс становится пригосударственной конторой. а там мыслят другими категориями..

Имхо

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артем Богданов

Интересно, как долго Директ сможет тащить остальные убыточные темы. Даешь еще одно спецразмещение!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev

Справедливости ради, ещё есть такси

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Имя Фамилия

«Через некоторое время будут строиться дома куда как в почтовые ящики будут загружать еду. 
И она будет попадать напрямую в квартиры. При этом даже не придётся выбирать тип продуктов. Они будут подобраны с учетом Ваших предпочтений и будут учтены все её полезные свойства для вашего организма.»

А потом... Вы проснетесь и пойдете в Пятерочку)))

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Мы сейчас себе в подъезд новые почтовые ящики выбиваем. В Совке после войны фасон не меняли :-) Элитом называют такие же, только без скоса снизу.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

В исполнении программистов выглядеть будет так: вы заказываете еду и для этого строят специальный дом, посещают вас туда и отдают заказ.

После того как вы выйдете из дома (25 этажка, пустая,там только вы)- дом разрушают, а затем обнуляют.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Ти

Классическая проблема фудтеха - ты живешь на обороте из-за низкой маржинальности, но увеличение оборота критически нагружает операционные процессы, опять же снижая эффективность и выручку. Преимущество Яндекса над конкурентами лишь в том, что запасы кэша позволят долгое время субсидировать эту гонку за хваостом из других проектов. Но, будет крайне интересно наблюдать за тем, как Яндекс будет грызться за крайне ограниченные логистические ресурсы внутри самого себя. Думаю, у Яндекс.Еды самые высокие шансы победить в этой войне

Ответить
Развернуть ветку
Александр Цай

Вечно плагиатный Яндекс, ничего нового не придумали... опять взяли за основу «самокат» который стартанул первым и понеслась. Хотя все крупные IT это клоны американских компаний. Своего нет хотя бы копировать будем. Хотя нет Punto Switcher скорее всего разработка Яндекса.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Malyshev

Если не ошибаюсь, Пунто был выкуплен уже готовым продуктом

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ако Чавчавадзе

Согласен в этом плане. Инноваций оттуда не выходит

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Kelerius

Рамблер напрягся...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Хорошо иметь бесконечно денег и людей. Много проблем исчезнет.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Трофимов

Сервис просто огонь, большое спасибо!
В воскресенье утром лежа в постели никуда не идти, а нажать кнопку и получить через 15 минут сырники и блины по 80 р (!!!), и не в Хамовниках, а в Красногорске (!!!) - бесценно!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алина Локтева

Дада, тоже беру сырники и запеканку с круассанами в пойме

Ответить
Развернуть ветку
Алина Локтева

Жеребец, который покроет мир)))

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Нужна фотка Дейнерис.

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

Какое совпадение, просто выпили один раз, а потом запустили аналогичный сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Львов

сервис уже работал, когда они выпили

Ответить
Развернуть ветку
Роман Коржнев

в очередной раз люди отдадут часть свободы в обмен на "удобство", пичалька. это как фейсбук (бесплатно, но товар - это ты), только они проникают во все новые и новые сферы жизни. пользоваться не буду

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

Яндекс.Бабки выбирают Яндекс.Лавки

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Мануйлов

Ребята, не знаю, что там с демпингом и прибылью, про которую пишут комментаторы выше. Но я желаю вам успехов. Сервис супер, радует качество товаров, оно зачастую выше, чем сам будешь в среднестатистическом магазине выбирать. Можно было бы добавить функционал - сделал заказ и потом в течение какого времени доказал забытое - не гнать 2-х курьеров.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"У него не было опыта в ритейле" - Можно пригласить Потапенко.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

"мы все сдохнем, Путина скоро уберут, система рушится"(с).
Ваш Потапенко.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
victor

Пустозвон Ваш Потапенко.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Фахреддин Мирзоев

не понимаю, как они работают с такой маржой и откуда столько оптимизма 

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Нет задачи заработать, есть задача занять рынок любой ценой.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Профиль Удален

Футурико!.. "Илья Красильщик" я только сейчас допер, гениально.

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
Важно, чтобы мы выполняли обещанное. Когда у тебя одна точка, обещать доставить заказ за 15 минут — это просто, а когда 250 точек должны так работать — это чуть-чуть посложнее, но это всё равно нужно сделать

Очень нужно, но что-то пока не получается. В ноябре 3-4 заказа подряд ехали час и больше ¯\_(ツ)_/¯ 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry YandexEda

Соня, добрый день! Я сотрудник сервиса. В ноябре были проблемы на некоторых точках, но обычно решались достаточно быстро. За час заказы точно доставляться не должны. Можно вас попросить о дополнительной информации? Если несложно, пришлите номер телефона, с которого оформлялись эти заказы, на почту [email protected]. Разберемся, почему такие проблемы системно возникали.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy

Как не крути, но отдельное приложение под этот проект сделать нужно. Мне бы так было удобнее. Всегда непонятно слышать от таких гигантов как Яндекс, что приложение сложно сделать и его будешь пилить вечно... Ну как так? С таким штатом разработчиков...?

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Kagan

Я могу понять зачем нужно отдельное приложение самому сервису, но не понимаю зачем отдельное приложение вам, как пользователю. Мне наоборот гораздо удобней пользоваться "Лавкой" внутри приложения "Я.Еды".

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Нарушев

Почему бы тогда не сделать просто сервис курьерской доставки из обычных магазинов "по-соседству" по заказам постоянных покупателей?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Они думают, что основная ценность для клиента - это время доставки в 15 минут, а такое условие, закупаясь в магазинах по соседству, соблюсти невозможно (пока до туда добраться, пока найти нужный товар, пока отстоять очередь, плюс еще нужно всегда четко знать и обновлять ассортимент и проверять сроки годности). 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Цой жив

Чтобы цену сбивать. Магазин же свою маржу берет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Misha Khapov

Я воспользовался 4 раза за 3 дня и, признаться, уже заранее начинаю плакать по тому моменту, когда просядет скорость доставки, появятся большой процент ошибок и цена за доставку. Но на данный момент сервис - огонь.

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

зря только убили сервис яндекс шеф, мне готовая еда приготовленная непонятно из чего и непонятно кем категорически не нужна :D

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин

Обещают оставить рецепты. Как постоянного пользователя Шефа, тоже этот вопрос волнует :)

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Не сложилось впечатление, что у Яндекс.Лавки есть четкое понимание рынка, сервиса и стратегии развития. Текущая практика Яндекс - быстрее занимать рынки, ввязаться в бой, а там как пойдет. С 2012 тренд на доставку, выделили деньги, запустили уже понятный сервис. Бесспорно, Яндекс запускать умеет.  Ну и чего дальше? Опять демпингом хотят рынок занять?

Конкретно в этом случае запустились позже всех: 
https://medium.com/@ivanook/23b42d84db3a?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Цай

KILL CHILL =) аднака)))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Нестер

офигенная стратегия! давайте сравним с каким-нибудь банком - полгода обосновывать, делать микро-пилот, отчитаться о нём и забыть навсегда, потому что уже поздно. 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Васильев

Все хорошо, только как в "готовую еду" не зайдешь, то 80% "разобрали" :(

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry YandexEda

Кирилл, здравствуйте! Спрос растет, но мы стараемся за ним успевать! Ситуация обязательно изменится к лучшему.

Ответить
Развернуть ветку
Соснин Никита

Значит спрос хороший)

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov

Молодцы ) хорошая быстрая реализация )

Ответить
Развернуть ветку
Марат Хайров

.......А есть «Яндекс.Шеф», который привозит большие коробки продуктов с рецептами на неделю — их нужно готовить каждый день. Я иногда заказывал там, для меня это сложная штука — я работаю, прихожу домой и не уверен, что сегодня буду готовить.

Но когда мне предлагают маленькую коробку с одним ужином, из которой ты ничего не выкинешь, на мой взгляд, это суперпредложение.

Это всё попадает в философию «Яндекс.Лавки»: заказал ужин, сразу получил, приготовил и съел. Порог входа существенно снижается. Классно было проверить эту гипотезу — мы взяли и проверили.....

Зачем что то проверять. Если делаете кальку с чужого бизнеса, не стесняйтесь об этом говорить ))
Уже давно работающая тема одного ужина с 2017 года у Plated, Amazon, Hellofresh.

 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zhuk

"Похожие вещи должны быть на разных местах." эмм, лампочки по всему складу?)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Lobachev

У нас сервис запустился в начале осени, но охватывает только половину района :) Не очень понятно, почему нельзя сделать доставку на 5-10-15 минут дольше, но удовлетворить спрос этих людей.

Ответить
Развернуть ветку
Nadine Dhiver

Обожаю Яндекс-Лавку! Сплошной кайф! Пожалуйста, продолжайте в том же духе! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Самойлов

Некоторое время назад. 
-И воооот моя супер презентация про мега медиа проект на вашей платформе, которая одновременно и моё резюме на должность руководителя этого мега проекта подходит к концу...
- Ну чот слабенько...вот у нас тут есть идейка про логистику, еду
- Это очень приземленно!
- Но ведь ты то что ты ешь! Изменишь рацион - изменишь людей!
Наши дни. Ты читаешь этот комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Интересно, что реализовывать в приложение еды это было не уместно. С учетом, что у еды до сих пор нет нормальной яндексовой авторизации. 

Интересно если бы была критика сервиса напрямую данному человеку, он бы согласился общаться или добавил как его коллеги из такси в ЧС, даже с учетом критических проблем в сервисе?

Почему подобные люди не проходят стандартные интервью в компанию? Почему двойные стандарты? 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Masterov

просто восторг. впереди планеты всей

Ответить
Развернуть ветку
107 комментариев
Раскрывать всегда