{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Коммерция для нубов простыми словами

Коммерция, коммерческие организации, коммерческая деятельность и т.п. Что же это все такое?

Возможно, для многих эта тема и так понятна, но есть люди, которым это может быть интересно.

Кто-то хочет сменить профессию или думает, кем он хочет стать. Поэтому делюсь базовой информацией об отрасли.

И, конечно, раз вы открыли эту статью, чтобы почитать, то уж точно нубом вас не назовешь 😆

Когда я начинала свой коммерческий путь, мне было тяжело. Я задавала сотни вопросов. Пыталась найти ответы. И ответы находились сложно. Надеюсь, что моя статья облегчит кому-то поиск ответов.

Начну с самого начала. Списки и определения тоже будут 😅 чуть ниже.

После школы поступила я на экономический факультет по специализации Финансы и кредит. Во время учебы, честно говоря, вообще никак не прониклась я этой темой. А некоторые предметы давались прям очень тяжело.

Оглядываясь сейчас назад, я бы сказала: маленькому человеку в свои 17-18 лет сложно еще такие вещи изучать. Мне было тяжело и многое непонятно вообще. Доходило до того, что я просто зубрила какие-то темы. Сдавала зачеты... и благополучно все это забывала.

Когда я вышла на работу, связанную с бухгалтерией (был это 3-й курс института), я в панике звонила своим одногруппникам с просьбой помочь. Хотя, бухучет у меня в институте шел не один семестр.

Оказалось, что знать что-то недостаточно. Важна практика. И вот уже на практике я разбиралась. Благо, было у кого спросить.

Поработав в бухгалтерии 3 года, я поняла, что это, однозначно, не то, чем я хочу заниматься. И оформила резюме на секретаря. У меня тогда была такая мысль: секретарь знает понемногу все обо всем. Поработаю секретарем какое-то время, разберусь во всем (= нахватаюсь верхушек). А там посмотрим.

Секретарем я так никуда и не устроилась, потому что один неравнодушный HR нашел мне совсем другое применение. Стала я ассистентом отдела маркетинга и продаж в международной компании родом из Англии.

Тут и произошло то самое, как говориться, судьбоносное решение.

"Дорога судьбы" (фото город Blackburn, Март 2011, photo by Tania Barinova)

После этого я устроилась в международную DIY сеть.
Затем в международную нефтяную компанию.
Потом в международный маркетплейс.
Международную производственную компанию МБТ и посуды.
Странную российскую франшизу (писала о ней в другой статье, ссылку ниже дам).
И, наконец, в российский маркетплейс.

Все это время я работала в коммерции. На разных позициях, но в одной отрасли.

Что же это такое?

Коммерция - это торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг.

официальное определение

На самом деле, коммерция - это любая деятельность, связанная с получением прибыли. Когда ты работаешь в коммерческой организации, деятельность эта связана с любой торговлей.

Конечно, в институте мне это рассказывали, но тогда голова была забита романтикой, и такие серьезные мысли в ней просто не укладывались. Поэтому, я никак не могла тогда понять, кем же мне стать.

И суть должности ассистента отдела маркетинга и продаж я тогда не понимала. Но делать таблички, отправлять посылки и оформлять презентации умела.

Спустя столько лет, я понимаю (слава Богу 😂).

Чем я занимаюсь в коммерческой организации?

  • определяю направление развитие товарной категории;
  • строю планы, как к этому направлению придти;
  • планирую промо и маркетинговые мероприятия со своими товарами;
  • считаю эффективность товарного предложения с точки зрения получаемой прибыли (маржинальность);
  • веду переговоры с производителями и поставщиками продукции;
  • определяю, какие товары стоит поставить в продажу, а какие нет;
  • как эти товары оформить на витрине, и как их продавать;
  • какие товары нужно закупить на склад, а какие поставить на реализацию;
  • решаю вопросы от покупателей, поставщиков и смежных отделов, по моим товарам: качество, доставка, наличие, цена, доходность, промо, мотивация персонала и прочее;
  • готовлю отчеты и презентации по выполненной работе.
фото Ассортимент авто товаров на АЗС Shell (из моей прошлой рабочей жизни)

Как мне помогли тут знания финансового менеджмента? Или банковского дела? Которые я 5 лет учила в институте. Да, никак. Только факт наличия корочки, который помогал попасть на собеседования.

Примечание. Я не пытаюсь сейчас обесценить высшее образование. И если бы я пошла учиться сейчас, то много для себя узнала, а главное - поняла. Моя мысль - это обучение для меня было несвоевременным и неэффективным.

Потому что училась я на практике. Когда прилетали реальные кейсы. Когда надо было сделать что-то очень быстро. Когда результат твоей работы оценивался на уровне ТОП-менеджмента компании.

Также надо учитывать, что в любой коммерческой организации свои правила, своя стратегия развития, свой менталитет, свои ценности. Например то, что я успешно делала в сети DIY, нельзя было делать в сети АЗС.

Не потому что в этих компаниях было разное понимание устройства коммерческой деятельности. А потому, что там были разные ценности, разные ценовые сегменты, разные требования руководства, разные внутренние инструкции.

Т.е. переходя в другую компанию, нужно было снова учиться.

Чем еще занимаются в коммерческой организации (на примере торговой коммерческой организации)?

Основные отделы:

  • Отдел продаж. Это КАМы и менеджеры по продажам. Ведут переговоры с клиентами для совершения сделок по продажам.
  • Отдел категорийного менеджмента. Это категорийные менеджеры и руководители товарных направлений. Отвечают за определенную категорию товаров. Ее стратегию развития. Это, как раз я.

Отделы, отвечающие за продвижение:

  • Отдел маркетинга. Это маркетинг-менеджеры, бренд-менеджеры, трейд-маркетологи. Строят стратегии продвижения компании и товарных категорий или услуг. Думают про рекламу (indoor/ outdoor), рекламные охваты и прочее. Строят различные события вокруг бренда. Заботятся о стиле компании, ведут бренд-бук. Работают с мероприятиями "в полях" (дегустации, мастер-классы и прочее). Их задача: повысить узнаваемость.
  • Отдел PR. Это PR-менеджеры. Думают, как раскачать компанию, как рассказать про нее в СМИ. Например, какие эвенты организовать, с какими блогерами поработать и пр.
  • Отдел промо. Это промо-менеджеры. Планируют и запускают рекламные кампании внутри организации (в сети магазинов или на сайте). Определяют ТВ-героев, героев месяца и пр., т.е. какой товар будет крутиться в рекламе.
  • Отдел контента / мерчандайзинга (в зависимости от бизнеса: онлайн или офлайн). Это менеджеры по контенту, менеджеры по мерчандайзингу, менеджеры по шоппер маркетингу. Определяют, как визуально должны продаваться товары. Где их разместить, как подсветить, какие красивые ценники повесить, чтобы сразу захотелось купить и пр.

Операционные отделы:

  • Отдел логистики. Это менеджеры по логистике, менеджеры по клиентской логистике. Отвечают за приемку товаров на склад, а также отправку ее покупателям.
  • Отдел по работе с клиентами. Это менеджеры претензионного отдела, менеджеры по работе с VIP-клиентами, менеджеры клиентского сервиса, менеджеры техподдержки клиентов. Отвечают за решение внештатных ситуаций, помогают клиенту решить проблему и пр.
  • Отдел закупки. Менеджеры по закупкам. Физически закупают отобранные категорийными менеджерами товары. Оформляют все документы (накладные, счета-фактуры и прочее).
  • Отдел ВЭД. Это менеджеры по внешнеэкономической деятельности. Организовывают международные сделки.

Вспомогательные отделы:

  • Юридический отдел.
  • Отдел маркировки. Как маркировать товар, какие на нем должны быть значки, штрих-коды и прочее.
  • Отдел аналитики. Делают большие отчеты, работают с массивами данных.
  • Отдел разработки. Занимаются различными продуктовыми решениями и фичами.
  • Отдел по подбору и найму персонала. Он же HR.
  • Отдел по компенсациям и льготам. Тут платят зарплату, оформляют страховку, отпуска и прочее.
  • Отдел управления офисом. Это офис-менеджеры и секретари. Отвечают за комфортное пребывание в офисе: корреспонденция, чай-кофе-печеньки.
"Колесо отделов и направлений" (фото London Eye, Август 2010, photo by Tania Barinova)

Итог

Коммерческая организация - это организация, нацеленная на получение прибыли.
Всегда связана с торговлей.
Услуги или товары: "свои" (собственное производство) или "чужие" (так называемые "купи-продайки").

Как и обещала, ссылка на мою статью про странную российскую франшизу.

Если вы нашли для себя что-то интересное в этой заметке, поставьте мне реакцию.

Комментарии, пожелания и подписку также приветствую. ❤

Спасибо за внимание, Tania Barinova

0
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Юрий Копорх

Так волнительно читать о твоем профессиональном пути

Ответить
Развернуть ветку
Творческий коммерсант
Автор

Если это не сарказм, то спасибо ☺️

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда