1 декабря стартовала маркировка одежды, шин, духов и фотокамер: разбираемся без паники

К 2024 году обяжут маркировать все товары, чтобы было меньше контрафакта и больше налогов. Но прямо сейчас нужно знать, как быть с отдельными группами, особенно стоит напрячься импортерам и продавцам обуви — дедлайн уже 29 февраля.

Всё началось в 2016 году с маркировки шуб и дубленок. Сейчас их нельзя легально продать без зарегистрированной марки с RFID-меткой. Сигареты запретили производить и импортировать без марки в виде кода DataMatriх с 1 июля 2019 года, а продавать разрешили до 1 июля 2020-го. Потом пришла очередь лекарств и обуви, на которые тоже надо размещать DataMatrix.

Полгода назад я на примере обуви рассказала, как маркировка изменит бизнес-цепочку — от производителя до конечного покупателя. Пришло время подробнее ответить на некоторые вопросы про обязательную маркировку обуви и четырех новых групп товаров: легпрома, шин, духов и фотокамер.

Статья будет полезна в первую очередь тем, кто уже закупает и продает товары, подпадающие под маркировку, но еще только в начале «маркировочного» пути.

Что значит «маркировать с 1 декабря»?

Это значит, что с 1 декабря открыта регистрация в системе цифровой маркировки «Честный знак» для всех, кто причастен к обороту новых групп товаров: производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. До этого в течение нескольких месяцев доступ был только у компаний, участвовавших в добровольном эксперименте.

Вот некоторые участники пилотной маркировки, которые обкатывали процессы на себе: «Яндекс.Маркет», «Детский мир», Canon, Nikon, Bridgestone, Yokohama, «Петрошина», «Мэлон Фешн Груп», «Л’Этуаль», «Рив Гош». Они помогли решить спорные ситуации, например — нужно ли учитывать в системе пробники духов, ведь их же не продают. Решили, что не нужно.

Как мы вообще должны узнать, что и как маркировать?

Верный способ не пропустить маркировку своего товара — подписаться на напоминание от «Честного знака».

На сайте «Честного знака» разъясняют, как начать работать в системе, заказать марки, ввести товар в оборот и вывести из оборота. Вот, например, раздел с нормативкой и инструкциями для маркировки обуви или подробная инструкция, как установить и настроить софт для работы с усиленной электронной подписью, которая обязательно понадобится.

Еще полезно прочитать распоряжение правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р:

По коду ОКПД2 или ТН ВЭД станет понятнее, что конкретно нужно маркировать. Допустим, мы продаем женские пальто из пряжи из тонкого волоса животных (что бы это ни значило). «Раскрываем» код ТН ВЭД для пальто (6202) в одном из сервисов, например здесь, и видим наш товар. Получается, его нужно маркировать:

Правда, есть нюансы. Правительство подготовило проекты постановлений, которые исключают часть товарных подгрупп из этого распоряжения. Уже не планируется маркировать велосипедные, авиационные и любые восстановленные шины.

Когда запретят продавать обувь и «декабрьские» товары без марок?

Пока понятно только насчет обуви: оборот без кодов DataMatrix запрещен с 1 марта 2020 года. То есть 29 февраля можно на кассе пробить немаркированные кроссовки, а потом уже нет.

По поводу других товаров в министерстве торговли и промышленности высказались немного туманно.

Запрет на производство и импорт немаркированных духов должен наступить 1 октября 2020 года, по шинам — 1 ноября 2020 года, по товарам легпрома — 1 января 2021 года. По фотокамерам — 1 октября 2020 года.

Денис Мантуров,

министр промышленности и торговли России

Точно не известно, будет ли ощутимый запас времени между запретом импорта и запретом продажи на кассе, как в случае с сигаретами. Возможно, все будет как с обувью, где запаса не предусмотрели.

Обувь пришла без марок из Китая после 1 марта 2020. Как быть?

Если партию обуви оплатили до 1 марта, а в Россию из любой страны ввезли после 1 марта, есть месяц, чтобы ее зарегистрировать — до 1 апреля. Для таких случаев придумали упрощенную схему, кроме того, марки получите бесплатно (так они стоят 50 копеек без НДС на каждую пару).

На складе обувь лежит с тех пор, когда про маркировку речи не было. Тоже маркировать?

Да. Такие остатки тоже маркируются собственником товара по упрощенной схеме с бесплатными марками, только это надо сделать до 1 марта 2020-го. Не до 1 апреля!

Шьем обувь на заказ, нам тоже подключаться к маркировке?

Нужно смотреть, что именно вы продаете. Если в договоре с клиентом значится «услуга по пошиву» или «услуга по изготовлению» — забудьте про маркировку, на услуги код не приклеишь. Это касается любого товара, подпадающего под маркировку. Если вы все-таки продаете обувь или одежду по индивидуальному заказу, придется всё маркировать и выводить из оборота на кассе.

Мы закупаем контейнерами. Каждый товар сканировать при приемке?

Закон разрешает использовать агрегированные коды групповой и транспортной упаковки, к которым «привязаны» DataMatrix. Сканируем один агрегированный код — распознаем паллету с 20 коробками. Заказывают такие коды тоже в «Честном знаке», а для работы с ними нужна доработка товароучетной системы — как правило, это нетиповой функционал.

Бывают случаи, когда отправитель что-то напутал, и агрегированный код паллеты включает в себя не совсем те коды DataMatrix. Это серьезная проблема, поэтому на начальном этапе лучше вручную проверять каждую коробку, сверять ее с составом агрегированного кода, хотя бы выборочно. Если товар поступает из-за рубежа, проверку надо устроить до таможни.

Товар производится за границей. Как и где его маркировать?

На таможню товар должны привезти с марками, поэтому варианты такие:

1. Маркировать сразу на фабрике (оптимальный вариант).

Обычно не проблема для тех, кто закупает крупные партии — например официальных дистрибьюторов Adidas. Марки в «Честном знаке» заказывает российское юридическое лицо и высылает на фабрику в формате PDF. Там их распечатывают и наклеивают на кроссовки. Лучше, если кроме коробки коды наклеят на каждую кроссовку — так продавцам будет проще понять, в какую коробку вернуть обувь после примерки.

2. Построить склад где-то перед российской таможней.

Вариант для тех, кому не удалось договориться с производителем. Некоторые наши клиенты, импортирующие обувь из Европы, строят склады в Эстонии и Литве, где печатают и наклеивают марки. Понятно, что это требует немалых затрат.

3. Передать маркировку на аутсорсинг.

Вариант для поставщиков небольших партий, не готовых тратить деньги на строительство своего склада. Компании-аутсорсеры со складами в той же условной Литве заключают договоры на маркировку как с импортерами, так и напрямую с производителями.

Обувь производят в странах Таможенного союза, как быть?

Надо промаркировать до ввоза на территорию России, даже если на пути нет таможни.

Говорят, на ЕНВД и ПСН нельзя продавать маркированные товары, правда?

Почти. С 1 января 2020 года предпринимателям на «вменёнке» и «патенте» нельзя продавать только три группы маркированных товаров:

  • лекарства,
  • обувь,
  • меховые изделия: шубы и дубленки из меха и овчины.

Если вы это продаете, надо до 31 декабря подать в налоговую уведомление о переходе на УСН или ОСНО. Отдельно налоговая разъяснила, что немаркированной обувью на ЕНВД можно торговать до 29 февраля 2020 года включительно.

Такую шапку и куртку можно продавать на ЕНВД и ПСН, они не считаются меховыми изделиями. Куртки с меховым капюшоном, а также меховые рукавицы и сумки тоже пока не надо маркировать, а значит их можно продавать на ЕНВД и ПСН

Возможно, будет компенсация от государства за вынужденную смену налогового режима из-за маркировки. Во всяком случае, в Госдуму внесли проект закона о компенсациях.

Я закрыл ИП, но остались маркированные товары, что с ними делать?

Такие товары считаются выведенными из оборота, их нельзя продать. Так что лучше устроить распродажу, перепродать другому ИП или юрлицу до закрытия своего ИП.

Передаточные документы теперь только электронные?

Да. Чтобы движение маркированных товаров моментально отражалось в системе «Честный знак», нужно использовать электронный документооборот (ЭДО). Конечно, никто не запрещает распечатывать акты и накладные для водителей и товароведов, но вся информация обязательно дублируется в ЭДО.

Какое оборудование нужно рознице?

Если говорить про «железо», для продажи маркированных товаров понадобится:

  • Онлайн-касса с прошивкой под маркировку — прошить нужно в течение месяца после регистрации в «Честном знаке». Касса должна поддерживать реквизит «код товара».

  • Любой принтер, который напечатает коды DataMatrix, хотя удобнее использовать принтер для печати этикеток — надежные модели можно купить за 10–15 тыс. руб. Еще коды печатают некоторые модели онлайн-касс.

  • 2D-сканер на кассу, который умеет сканировать код DataMatrix версии ECC 200. Если такой код поврежден даже на 30%, сканер все равно его «прочитает». Есть удачные варианты, например, от Zebra и Honeywell, за 4–5 тыс. руб.
  • Беспроводной терминал сбора данных с 2D-сканером на склад. Нужен не всем и не всегда, бюджетные модели стоят около 30 тыс. руб.

Что касается товароучетных систем — нужно скачать обновления и сделать доработки для корректной работы с системой маркировки. Тут всё индивидуально.

У меня товароучетная система «1С». Там уже всё готово для маркировки?

Все актуальные изменения в программах «1С», касающиеся маркировки, лучше отслеживать здесь.

Если обновления для вашей программы пока нет, а работать с маркировкой уже нужно, у «1С» есть быстрые временные решения. Чтобы их внедрить, обратитесь к партнеру «1С», с которым заключен договор, там знают, что делать.

Покупатель вернул товар без марки. Выбрасывать, что ли?

Если это не брак, просто закажите в системе новую марку и снова введите товар в оборот. При этом обязательно укажите реквизиты документа, которые подтверждают возврат — иначе налоговая подумает, что вы торгуете контрафактом.

Секонд-хендам и комиссионкам тоже подключаться к системе маркировки?

Да, если продают товары, подпадающие под маркировку — даже если это старые тридцатилетние кроссовки Nike Air Force 1. В правилах маркировки обуви (смотрите страницу 20) для этих случаев прописали упрощенную схему: нужно указать, что сведения о товаре отсутствуют и что он получен от физического лица. Такое же официальное послабление было для шуб и скорее всего будет для других групп товаров.

Неужели кто-то уже маркирует обувь и эти новые четыре группы?

Конечно. Для обуви, к примеру, выпустили 260 млн кодов. Если учесть, что в России ежегодно продается около 400 млн пар (включая контрафакт), получается, что марки заказали на две трети годового оборота.

Счетчик маркировки обуви на сайте «Честного знака» на 17 декабря 2019

Для товаров легкой промышленности 6 300 участников заказали полмиллиона кодов. Меньше всего торопятся замаркировать фотокамеры:

Счетчик маркировки фотокамер и ламп-вспышек на сайте «Честного знака» на 17 декабря 2019

Какой штраф за продажу товара без марки?

  • 5–10 тыс руб. для ИП.
  • 50–300 тыс. руб. для юрлиц.
  • Конфискация товара без марок — для всех.

Следить за выполнением закона будут налоговики, таможня, Роспотребнадзор и бдительные граждане, которые сообщают о нарушениях в приложении «Честный знак».

Кроме того, крупные обувные сети уже используют маркировку для конкурентной борьбы. Раньше их «конкурентная разведка» следила за ценами других поставщиков и розницы, а теперь будет следить еще и за происхождением товара. С маркировкой проще обнаружить серый импорт и добиться конфискации товара у конкурента. Кстати, по оценке Национального обувного союза, в ожидании маркировки доля нелегальной обуви превысила 60% (до маркировки — 35–40%).

Здесь нет ответа на мой вопрос. Где узнать?

1. Позвоните на горячую линию «Честного знака»: 8 800-222-15-23. Мы проверяли в начале декабря — специалисты отвечают в течение 2–3 минут. Вас попросят назвать ИНН, но если не помните, все равно выслушают. Если сразу не смогут ответить — запишут адрес вашей почты и пообещают ответ в течение 10 дней. Нам ответили через три дня.

2. Приходите на бесплатные семинары и вебинары от партнеров «Честного знака». У нас, например, ближайший вебинар будет 20 января, про обувь.

3. Задайте вопрос в комментариях под статьей — я обязательно отвечу.

Автор — руководитель направления «Маркировка» в компании «Первый Бит».

0
115 комментариев
Написать комментарий...
Black Лебедь

Назвать цифровой рэкет Честным знаком - это тонко.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Chimbur

Очередной побор и головная боль для бизнеса = повышение цен для конечного потребителя

Ответить
Развернуть ветку
Russian Сhinese

Для крупного белого бизнеса - это средство от головной боли за незначительный рост затрат и конкурентная защита от «серых» продавцов. Для смешных цен наверное да - это головная боль 🤕 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Каренина

Тут нет никакого открытия.
За все всегда платит конечный потребитель

Ответить
Развернуть ветку
Andy Ch

Руководство для чайников - Как устроить пиздец и ад на пустом месте

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Потемкина

если я как физлицо покупаю обувь на asos или ali, то всё ок?
такую обувь без маркировки на таможне не заберут?..

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко
Автор

В этом случае вы покупаете как обычное физическое лицо, а значит марка не нужна. 

А вот если вы захотите перепродать такой товар в шоуруме, то нужно будет отмаркировать! 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Фаиз Мангутов

Маркировку они должны будут делать. 

Маркировку для того и сделали, чтобы исключить серые товары из Китая.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Наталья Комиссарова

Спасибо за ответы на вопросы. Надеюсь будут живые встречи проводиться с организаторами. 

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко
Автор

В январе запланирован семинар по обуви, так же проведем вебинары по легкой промышленности и молочке. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Vladimir Kondakov

Если вспомнить, такое "было" проходит раз в три / четыре года. 
НДС, ЕГАИС, 54ФЗ, НДФЛ-6 и многое многое другое. 
А мне удалось застать время, когда каждый год меняли печатную форму то Торг-12 то счета фактуры. 
И 1С всегда обеспечивала своих пользователей решением (иногда сырым, но решающим проблему). Таким образом риск "1С" не велик. 

Маркировка это не про бухгалтера и не про программиста. Уже сейчас надо заниматься аудитом и починкой процессов движения товара. Люди, а не технологии несут в этом проекте максимальные риски 

Ответить
Развернуть ветку
it-trend

А все началось с медикаментов. Неужели уже обкатали?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

с шуб же, в 2016-м

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Анна Каренина

Обкакали... Настолько, что разрешили продавать лекарства без маркировки до истечения срока годности ))
https://pharmvestnik.ru/content/news/Gosduma-prinyala-zakon-o-perehodnom-periode-dlya-vnedreniya-markirovki.html

И началось все с табака вроде как

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко
Автор

Началось с табака, шуб и лекарств. Более того, даже обувь уже некоторые обкатали. 
Главное начать с учета, посмотреть своим проблемам в глаза и понять что с ними делать в новых реалиях. 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"А все началось с медикаментов. Неужели уже обкатали?"

Нет.

И есть немалый шанс, что опять сдвинут срок "2020.01.01".

Поскольку все сырое и глючное. И разработчики тупые как пробки, за два месяца не могут уместить код на этикетке.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Как обувь может быть нелегальной? Это какой-то сюр. 

Ответить
Развернуть ветку
Black Лебедь

Суть операции - Усманов получает 50 копеек с каждой транзакции.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Russian Сhinese

Все мелкие магазины завалены контрафактом, начиная от найков до ньюбэлэнс. С чего ей быть легальной?!

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Kirill Kirill

А если физлицо на авито продает башмаки, то тоже маркировка нужна? И что будет если ее нет?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко
Автор

Для продажи между физическими лицами маркировка не требуется. А вот если ИП купит на Авито, то продать без марки легально не получится. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Максим Опилкин

А ЕГАИС и Маркировка - одно и тоже?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко
Автор

Если говорить про принцип учета продукции, то Маркировка условный аналог ЕГАИС. Если говорить про технические особенности и регулирующие органы, то это разные системы. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Анна Каренина

Скоро будет практически одно и тоже. Алкашка тоже через кассу будет выбывать с передачей тега 1162

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Мусин

Нет, ЕГАИС только для пива и алкоголя.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алёша Потапов

Полезная статья, не понятно было, что с возвратом товара делать.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Слепушкина

Возврат от покупателя, если это не брак, принимается заново к учету продавцом. Заказывается в честном знаке новы код маркировки и товар входит в оборот (согласно официальной версии).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrew Bogorodsky

У меня знакомый из-за такой маркировки перестал торговать алкоголем. Она копируется быстрее, чем он успевает ящик распродать.

То есть он на оптовой базе берёт условный ящик коньяка, проводят по ЕГАИС, везёт в свой магазинчик и начинает продавать. Дня через три эти же бутылки значатся в ЕГАИС как уже проданные. То есть кто-то на оптовке отфоткал все марки нераспечатанного ящика и за несколько дней уже вышли и продались "копии" этих марикрованных бутылок. У него, соответственно, эти бутылки уже не могут быть проданы. На выброс. В убыток.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Каренина

Гонит ваш знакомый... ФСРАР с предъявой придёт конечно к тому, кто дубль продажи сделал. Но товарищ предъявит накладную, где данный ящик алкашки был продан только ему и он чист перед законом.
И вот тогда уже контролирующие органы пойдут ко второму товарищу и отзовут лицензию.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Роман Крыгин

"3. Задайте вопрос в комментариях под статьей — я обязательно отвечу."
Вопрос: есть ли информация по направлению продуктов строительной химии?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Андрющенко
Автор

На текущий момент сроков по химической продукции нет. Но если у вас производство, лучше начать раньше решать проблемы учета. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна Каренина

Видите текущее состояние? ПРОДАН

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Анна Каренина

Код маркировки уникальный
Считал приложением и увидел, а уже как полгода продана эта пара обуви. Пожаловался на продавца куда надо и пошёл в другой магаз

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Виктория Потемкина

вот это схема... )))

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Bogorodsky

Ни потребителю, ни участнику торговли, - никак

Ответить
Развернуть ветку
Олег Астахов

1. Быть  может известны какие  то сроки  в ведения такой маркировки  на нательную одежду: термо белье, спортивную одежду, футболки, нательное белье. 
2. Получается что импорт  промаркировать  можно будет  только в стране  производителе - до таможни? А  как быть  с  уже в везенными  партиями? 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Каренина

1. По легпрому также только начинается эксперимент
2. Аналогично как сейчас с обувью - остатки можно маркировать по упрощённой схеме (это минимум описания). И для остатков выдача кодов маркировки бесплатно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анна Каренина

Вот так выглядит в приложении промаркированный остаток обуви по упрощённой схеме

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Константин Шелковников

1С сроки выпуска обновлений по маркировке постоянно сдвигает. На данный момент по УПП стоит часть на 30 января, а обмен документами о праве собственности аж на конец апреля поставили. Это для того, чтобы успеть продать то самое быстрое временное решение большее количество раз? Подскажите, в чем оно заключается? И вот не понятно, ждать обновления или быстрее пилить самостоятельно. А то спокойно ждали, что обновление будет 30 ноября (вначале эти строки на упомянутой странице были), потом ближе к дате сдвинули на 30 декабря. Жим-жим начался, но ждём дальше. И неделю назад все сдвигают на 30 января)) и что-то подсказывает, что это не последний сдвиг.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мусин

Что-то мне помнится, что при введении ЕГАИС по алкоголю так же было у 1С.

Ответить
Развернуть ветку
interzone Макс

3.14здец какой-то)))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Asinovskiy

Как же"достали" эти дряни со своими бесконечными нововведениями. Разберитесь с таможней, сволочи, а потом уже трясите народ за контрабас и прочие грехи. 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Pereverzev

А примерно сколько по деньгам выйдет передача маркировки на аутсорсинг? Есть ли уже сейчас какие-то компании, которые занимаются этим?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

как минимум аутсорсит компания - производитель тапочек из трех букв. Во всяком случае, заявляла об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Барон

Здравствуйте! У меня маленький магазин обуви. Покупаю обувь единичными размерами на разных сайтах, распродажах. Как мне её маркировать? Если интернет магазин продаёт мне обувь как физлицу.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Каренина

Продажа физлицу это конечная точка цепочки.
Покупайте как юрик

Ответить
Развернуть ветку
112 комментариев
Раскрывать всегда