1 декабря стартовала маркировка одежды, шин, духов и фотокамер: разбираемся без паники

К 2024 году обяжут маркировать все товары, чтобы было меньше контрафакта и больше налогов. Но прямо сейчас нужно знать, как быть с отдельными группами, особенно стоит напрячься импортерам и продавцам обуви — дедлайн уже 29 февраля.

Всё началось в 2016 году с маркировки шуб и дубленок. Сейчас их нельзя легально продать без зарегистрированной марки с RFID-меткой. Сигареты запретили производить и импортировать без марки в виде кода DataMatriх с 1 июля 2019 года, а продавать разрешили до 1 июля 2020-го. Потом пришла очередь лекарств и обуви, на которые тоже надо размещать DataMatrix.

Полгода назад я на примере обуви рассказала, как маркировка изменит бизнес-цепочку — от производителя до конечного покупателя. Пришло время подробнее ответить на некоторые вопросы про обязательную маркировку обуви и четырех новых групп товаров: легпрома, шин, духов и фотокамер.

Статья будет полезна в первую очередь тем, кто уже закупает и продает товары, подпадающие под маркировку, но еще только в начале «маркировочного» пути.

Что значит «маркировать с 1 декабря»?

Это значит, что с 1 декабря открыта регистрация в системе цифровой маркировки «Честный знак» для всех, кто причастен к обороту новых групп товаров: производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. До этого в течение нескольких месяцев доступ был только у компаний, участвовавших в добровольном эксперименте.

Вот некоторые участники пилотной маркировки, которые обкатывали процессы на себе: «Яндекс.Маркет», «Детский мир», Canon, Nikon, Bridgestone, Yokohama, «Петрошина», «Мэлон Фешн Груп», «Л’Этуаль», «Рив Гош». Они помогли решить спорные ситуации, например — нужно ли учитывать в системе пробники духов, ведь их же не продают. Решили, что не нужно.

Как мы вообще должны узнать, что и как маркировать?

Верный способ не пропустить маркировку своего товара — подписаться на напоминание от «Честного знака».

На сайте «Честного знака» разъясняют, как начать работать в системе, заказать марки, ввести товар в оборот и вывести из оборота. Вот, например, раздел с нормативкой и инструкциями для маркировки обуви или подробная инструкция, как установить и настроить софт для работы с усиленной электронной подписью, которая обязательно понадобится.

Еще полезно прочитать распоряжение правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р:

По коду ОКПД2 или ТН ВЭД станет понятнее, что конкретно нужно маркировать. Допустим, мы продаем женские пальто из пряжи из тонкого волоса животных (что бы это ни значило). «Раскрываем» код ТН ВЭД для пальто (6202) в одном из сервисов, например здесь, и видим наш товар. Получается, его нужно маркировать:

Правда, есть нюансы. Правительство подготовило проекты постановлений, которые исключают часть товарных подгрупп из этого распоряжения. Уже не планируется маркировать велосипедные, авиационные и любые восстановленные шины.

Когда запретят продавать обувь и «декабрьские» товары без марок?

Пока понятно только насчет обуви: оборот без кодов DataMatrix запрещен с 1 марта 2020 года. То есть 29 февраля можно на кассе пробить немаркированные кроссовки, а потом уже нет.

По поводу других товаров в министерстве торговли и промышленности высказались немного туманно.

Запрет на производство и импорт немаркированных духов должен наступить 1 октября 2020 года, по шинам — 1 ноября 2020 года, по товарам легпрома — 1 января 2021 года. По фотокамерам — 1 октября 2020 года.

Денис Мантуров,

министр промышленности и торговли России

Точно не известно, будет ли ощутимый запас времени между запретом импорта и запретом продажи на кассе, как в случае с сигаретами. Возможно, все будет как с обувью, где запаса не предусмотрели.

Обувь пришла без марок из Китая после 1 марта 2020. Как быть?

Если партию обуви оплатили до 1 марта, а в Россию из любой страны ввезли после 1 марта, есть месяц, чтобы ее зарегистрировать — до 1 апреля. Для таких случаев придумали упрощенную схему, кроме того, марки получите бесплатно (так они стоят 50 копеек без НДС на каждую пару).

На складе обувь лежит с тех пор, когда про маркировку речи не было. Тоже маркировать?

Да. Такие остатки тоже маркируются собственником товара по упрощенной схеме с бесплатными марками, только это надо сделать до 1 марта 2020-го. Не до 1 апреля!

Шьем обувь на заказ, нам тоже подключаться к маркировке?

Нужно смотреть, что именно вы продаете. Если в договоре с клиентом значится «услуга по пошиву» или «услуга по изготовлению» — забудьте про маркировку, на услуги код не приклеишь. Это касается любого товара, подпадающего под маркировку. Если вы все-таки продаете обувь или одежду по индивидуальному заказу, придется всё маркировать и выводить из оборота на кассе.

Мы закупаем контейнерами. Каждый товар сканировать при приемке?

Закон разрешает использовать агрегированные коды групповой и транспортной упаковки, к которым «привязаны» DataMatrix. Сканируем один агрегированный код — распознаем паллету с 20 коробками. Заказывают такие коды тоже в «Честном знаке», а для работы с ними нужна доработка товароучетной системы — как правило, это нетиповой функционал.

Бывают случаи, когда отправитель что-то напутал, и агрегированный код паллеты включает в себя не совсем те коды DataMatrix. Это серьезная проблема, поэтому на начальном этапе лучше вручную проверять каждую коробку, сверять ее с составом агрегированного кода, хотя бы выборочно. Если товар поступает из-за рубежа, проверку надо устроить до таможни.

Товар производится за границей. Как и где его маркировать?

На таможню товар должны привезти с марками, поэтому варианты такие:

1. Маркировать сразу на фабрике (оптимальный вариант).

Обычно не проблема для тех, кто закупает крупные партии — например официальных дистрибьюторов Adidas. Марки в «Честном знаке» заказывает российское юридическое лицо и высылает на фабрику в формате PDF. Там их распечатывают и наклеивают на кроссовки. Лучше, если кроме коробки коды наклеят на каждую кроссовку — так продавцам будет проще понять, в какую коробку вернуть обувь после примерки.

2. Построить склад где-то перед российской таможней.

Вариант для тех, кому не удалось договориться с производителем. Некоторые наши клиенты, импортирующие обувь из Европы, строят склады в Эстонии и Литве, где печатают и наклеивают марки. Понятно, что это требует немалых затрат.

3. Передать маркировку на аутсорсинг.

Вариант для поставщиков небольших партий, не готовых тратить деньги на строительство своего склада. Компании-аутсорсеры со складами в той же условной Литве заключают договоры на маркировку как с импортерами, так и напрямую с производителями.

Обувь производят в странах Таможенного союза, как быть?

Надо промаркировать до ввоза на территорию России, даже если на пути нет таможни.

Говорят, на ЕНВД и ПСН нельзя продавать маркированные товары, правда?

Почти. С 1 января 2020 года предпринимателям на «вменёнке» и «патенте» нельзя продавать только три группы маркированных товаров:

  • лекарства,
  • обувь,
  • меховые изделия: шубы и дубленки из меха и овчины.

Если вы это продаете, надо до 31 декабря подать в налоговую уведомление о переходе на УСН или ОСНО. Отдельно налоговая разъяснила, что немаркированной обувью на ЕНВД можно торговать до 29 февраля 2020 года включительно.

Такую шапку и куртку можно продавать на ЕНВД и ПСН, они не считаются меховыми изделиями. Куртки с меховым капюшоном, а также меховые рукавицы и сумки тоже пока не надо маркировать, а значит их можно продавать на ЕНВД и ПСН

Возможно, будет компенсация от государства за вынужденную смену налогового режима из-за маркировки. Во всяком случае, в Госдуму внесли проект закона о компенсациях.

Я закрыл ИП, но остались маркированные товары, что с ними делать?

Такие товары считаются выведенными из оборота, их нельзя продать. Так что лучше устроить распродажу, перепродать другому ИП или юрлицу до закрытия своего ИП.

Передаточные документы теперь только электронные?

Да. Чтобы движение маркированных товаров моментально отражалось в системе «Честный знак», нужно использовать электронный документооборот (ЭДО). Конечно, никто не запрещает распечатывать акты и накладные для водителей и товароведов, но вся информация обязательно дублируется в ЭДО.

Какое оборудование нужно рознице?

Если говорить про «железо», для продажи маркированных товаров понадобится:

  • Онлайн-касса с прошивкой под маркировку — прошить нужно в течение месяца после регистрации в «Честном знаке». Касса должна поддерживать реквизит «код товара».

  • Любой принтер, который напечатает коды DataMatrix, хотя удобнее использовать принтер для печати этикеток — надежные модели можно купить за 10–15 тыс. руб. Еще коды печатают некоторые модели онлайн-касс.

  • 2D-сканер на кассу, который умеет сканировать код DataMatrix версии ECC 200. Если такой код поврежден даже на 30%, сканер все равно его «прочитает». Есть удачные варианты, например, от Zebra и Honeywell, за 4–5 тыс. руб.
  • Беспроводной терминал сбора данных с 2D-сканером на склад. Нужен не всем и не всегда, бюджетные модели стоят около 30 тыс. руб.

Что касается товароучетных систем — нужно скачать обновления и сделать доработки для корректной работы с системой маркировки. Тут всё индивидуально.

У меня товароучетная система «1С». Там уже всё готово для маркировки?

Все актуальные изменения в программах «1С», касающиеся маркировки, лучше отслеживать здесь.

Если обновления для вашей программы пока нет, а работать с маркировкой уже нужно, у «1С» есть быстрые временные решения. Чтобы их внедрить, обратитесь к партнеру «1С», с которым заключен договор, там знают, что делать.

Покупатель вернул товар без марки. Выбрасывать, что ли?

Если это не брак, просто закажите в системе новую марку и снова введите товар в оборот. При этом обязательно укажите реквизиты документа, которые подтверждают возврат — иначе налоговая подумает, что вы торгуете контрафактом.

Секонд-хендам и комиссионкам тоже подключаться к системе маркировки?

Да, если продают товары, подпадающие под маркировку — даже если это старые тридцатилетние кроссовки Nike Air Force 1. В правилах маркировки обуви (смотрите страницу 20) для этих случаев прописали упрощенную схему: нужно указать, что сведения о товаре отсутствуют и что он получен от физического лица. Такое же официальное послабление было для шуб и скорее всего будет для других групп товаров.

Неужели кто-то уже маркирует обувь и эти новые четыре группы?

Конечно. Для обуви, к примеру, выпустили 260 млн кодов. Если учесть, что в России ежегодно продается около 400 млн пар (включая контрафакт), получается, что марки заказали на две трети годового оборота.

Счетчик маркировки обуви на сайте «Честного знака» на 17 декабря 2019

Для товаров легкой промышленности 6 300 участников заказали полмиллиона кодов. Меньше всего торопятся замаркировать фотокамеры:

Счетчик маркировки фотокамер и ламп-вспышек на сайте «Честного знака» на 17 декабря 2019

Какой штраф за продажу товара без марки?

  • 5–10 тыс руб. для ИП.
  • 50–300 тыс. руб. для юрлиц.
  • Конфискация товара без марок — для всех.

Следить за выполнением закона будут налоговики, таможня, Роспотребнадзор и бдительные граждане, которые сообщают о нарушениях в приложении «Честный знак».

Кроме того, крупные обувные сети уже используют маркировку для конкурентной борьбы. Раньше их «конкурентная разведка» следила за ценами других поставщиков и розницы, а теперь будет следить еще и за происхождением товара. С маркировкой проще обнаружить серый импорт и добиться конфискации товара у конкурента. Кстати, по оценке Национального обувного союза, в ожидании маркировки доля нелегальной обуви превысила 60% (до маркировки — 35–40%).

Здесь нет ответа на мой вопрос. Где узнать?

1. Позвоните на горячую линию «Честного знака»: 8 800-222-15-23. Мы проверяли в начале декабря — специалисты отвечают в течение 2–3 минут. Вас попросят назвать ИНН, но если не помните, все равно выслушают. Если сразу не смогут ответить — запишут адрес вашей почты и пообещают ответ в течение 10 дней. Нам ответили через три дня.

2. Приходите на бесплатные семинары и вебинары от партнеров «Честного знака». У нас, например, ближайший вебинар будет 20 января, про обувь.

3. Задайте вопрос в комментариях под статьей — я обязательно отвечу.

Автор — руководитель направления «Маркировка» в компании «Первый Бит».

0
115 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Bogorodsky

Ни потребителю, ни участнику торговли, - никак

Ответить
Развернуть ветку
112 комментариев
Раскрывать всегда