Что не так с российской транспортной культурой

Индивидуальный транспорт — спутник жизни.

Уверены, у 99% людей, стоящих в утренней пробке, возникала мысль: «Вот бы свободно проехать по отдельной полосе…». В предыдущей статье мы рассказывали о том, что это возможно сделать при помощи велосипеда.

Сразу обусловим, что «велокультура» и «велоинфраструктура» – обобщающие понятия. К категории их участников и пользователей относятся не только велосипедисты, но и владельцы «малых братьев» велосипеда: самокатов, гироскутеров, сегвеев, роликов. Назовём их коротко — СИМ (средства индивидуальной мобильности).

Кстати, 7 ноября 2019 года вынесен на общественные обсуждения законопроект, подготовленный Минтрансом России, ID проекта 01/01/10‑19/00096588 «О средствах индивидуальной мобильности». В соответствии с ПДД, пользователи СИМ будут использовать велосипедную инфраструктуру — велодорожки и велопарковки.

Многих людей вводит в ступор вопрос, может ли велосипед или самокат стать вашим основным средством передвижения в течение 5–6 месяцев в году.

Команда «Вело-Города» работает с 2009 года. За 10 лет мы сформировали полную картину российской транспортной культуры, которая включает в себя домыслы и чрезвычайно консервативные убеждения россиян по отношению к велосипеду и СИМам.

Ниже приведены 6 наиболее распространённых заблуждений, которые мешают человеку свободно выбирать средство передвижения. Говоря языком разумной экономии, удерживают жителя мегаполиса от получения выгод типа бесплатного проезда или ожидания транспорта, при передвижении на велосипеде, самокате и других СИМах.

1. Велосипед — это спорт

Гуляя по улицам города, люди замечают подтянутых велосипедистов в спортивной одежде. Они несутся на велосипеде так свободно и уверенно, что сразу возникает мысль: «Наверное, профессионал, не первый день на колёсах!».

Заметим, каким бы спортивным ни казался этот вид транспорта, передвигаться на велосипеде могут не только профессиональные спортсмены. Размеренная прогулка на велосипеде с мягким сиденьем — отличный семейный досуг. Активный отдых с друзьями будет намного ярче на лёгком многоскоростном байке. Компактный транспорт весом 10‑12 кг послужит надёжным спутником быстрого перемещения по городу, даже в метро.

Складной велосипед Strida в метро.

Сегодня в магазинах найдется множество видов велосипедов. Горные, шоссейные, прогулочные, городские, туристические. От сложной спортивной геометрии и навески до простейшей комплектации с педалями, рулём и колёсами. Но и этим список не ограничивается.

Помимо традиционного велосипеда можно приобрести или взять напрокат электровелосипеды и электросамокаты, сегвеи и моноколеса. Каждый найдет себе вариант, отталкиваясь от пользовательских задач. Для езды на велосипеде не нужно профессиональной спортивной подготовки.

Индивидуальный транспорт только для хорошей погоды

Россияне согласятся, что наш климат непредсказуем. То снег за ночь выпадет месячной нормой осадков, то дождь смоет всё желание выехать на вечернюю прогулку. В непогоду ездить на велосипеде неприятно и опасно.

Мы не призываем вас ехать по гололеду зимой или рекам грязи в межсезонье на неподготовленном байке. Для комфорта и безопасности нужна экипировка. Никто не выходит кататься на лыжах в мороз -20 °С в купальнике. Так и в зимней велопоездке не стоит пренебрегать утеплённой спортивной одеждой, лучше многослойной.

В спортивных магазинах можно приобрести одежду даже для самой непредсказуемой погоды. Ещё важнее подготовить сам велосипед. Проверить смазку цепи, трансмиссии, исправность тормозов. Надёжное сцепление с дорогой может сохранить жизнь!

Специализированные магазины предлагают покупателю большой ассортимент шин. Широкие и узкие, тонкие и толстые, с шипами и без. Необходимые приготовления не требуют больших финансовых вложений и временных затрат, зато ездить на проверенном надёжном велосипеде будет намного комфортнее и безопаснее.

Экономия на обслуживании байка оправдается в течение 2-3 месяцев в сравнении с тратой на проезд на общественном транспорте (при тратах 1500–2500 рублей в месяц).

Это несолидно

Со второй половины 20 века установился широкий диапазон цен на велосипеды — от 2 до 500 тысяч рублей и выше. Чем дороже велосипед, тем он удобнее, качественнее и красивее.

Если положение обязывает вас пользоваться только самыми солидными вещами, можно подобрать дорогой электробайк, который подходит под гардероб в стиле casual или спорт-шик.

К слову, на электробайке можно передвигаться по городу размеренно, не потея от перенапряжения благодаря электромотору-помощнику. Теперь можно не опасаться следов пота и «запаха спортзала» от одежды.

4. Негде хранить

Существуют простые, но надежные способы хранения велосипеда. Например, если хранить его на балконе в квартире, можно не беспокоиться о его безопасности. Для экономии пространства можно приобрести специальные крюки, которые крепятся на боковую стенку балкона.

Прогрессивные застройщики жилой недвижимости предусматривают в ЖК и таунхаусах специальные места для хранения велосипедов. Эту функциональность несут колясочные или велопарковки в автопаркингах и около подъездов.

Совет: не оставляйте на весь день или ночь велосипед на парковке под открытым небом. Дожди и снегопады смывают смазку с цепи и звёзд велосипеда, что приведёт к коррозии и выходу из строя трансмиссии. Велосипеды любят стоять под крышей!

5. Не женственный вид транспорта

Некоторые женщины предпочитают спортивной одежде и велоформе платья и элегантные костюмы. Но на велосипеде городского типа можно ездить в повседневной или деловой одежде. Дизайн и геометрия городского велосипеда обеспечивает посадку с прямой спиной, что удобно при передвижение в пиджаках, блузах, брюках.

В защиту спортивной одежды большинство знакомых мужчин высказали тезис: она подчёркивает фигуру, а регулярные велопрогулки помогают следить за телом и поддерживать себя в тонусе.

Да, бывают случаи, когда дресс-код на работе и в учебных заведениях обязывает дам к белым блузам и тёмному низу. В этой ситуации без раздевалок не обойтись. Тогда предлагаем прокатиться на велосипеде за покупками или на семейную велопрогулку, когда деловой стиль не может ограничить вашу свободу в выборе одежды.

6. Бюджетные деньги надо тратить на автодороги, а не на велодорожки

В 1962 году был выведен фундаментальный закон дорожных заторов.

Увеличение пропускной способности дорог влечет равное ему увеличение трафика.

Энтони Даунс, американский экономист и политолог, доктор философии Стэнфордского университета.

Простыми словами: чем больше широких автодорог, тем больше пробок.

Российская статистика подтверждает данный закон. Например, плотность населения Москвы по данным Росстата составляет 4924,96 человек на км² (на 2019 год). Но эти данные приведены по численности официально зарегистрированных граждан, а что насчет эмигрантов?

По ним статистика не приводится. Как известно, где большие показатели населения, там и большое количество единиц транспорта. Мосгортранс в 2019 году зарегистрировал порядка 3,6 млн автомобилей ежедневно передвигающихся по дорогам столицы.

Строятся новые дороги, старые расширяются, но с ними увеличивается автомобильный поток. В часы пик этот поток становится таким большим, что в пробке можно простоять куда дольше, чем дойти пешком или доехать на велосипеде.

Московские пробки По данным сервиса Яндекс.Пробки

Москвичи лучше других знакомы с инфраструктурными реалиями: иной раз, чтобы доехать на автомобиле из центра до МКАД, придется потратить больше времени, чем на полет из Москвы в Западную Европу. Крупные издательства, такие как «За рулём», «Авторамблер», и «Ъ», считают Московские дороги самыми перегруженными в Европе. Не будем копировать эти общедоступные сведения. И без них понятно, что пробочная проблема действительно существует.

В такой ситуации можно лишь сбавить пыл дорожников и отойти от любимого «закатывания» денег в асфальт для автодорог. Пора начать развивать системуальтернативных видов транспорта.

Некоторым читателям представленные выше заблуждения могут показаться очевидными. Но, опросив больше 3000 человек, выяснилось, что для многих россиян тезисы оказались в новинку. Это говорит о том, что люди даже не рассматривали индивидуальные виды транспорта как альтернативу традиционным.

2020 год, миллионы людей во имя спасения природы пришли к раздельному сбору мусора. Но вопрос передвижения по городу на машинах с двигателем внутреннего сгорания остается почти нетронутым.

В завершение важно отметить, что заблуждения в головах сами по себе не возникают. Они появляются из-за отсутствия комфортных условий для пользования велосипедом, самокатом. Поэтому, в следующей статье я приведу топ инфраструктурных проблем, которые мешают велосипедистам и пользователям СИМ безопасно и с удовольствием перемещаться по мегаполисам.

0
219 комментариев
Написать комментарий...
David Zaripov

Нужно учитывать что зимой зачастую холодно, в демисезон то дождь то лужи, а летом 10 раз вспотеешь пока доберёшься в офис, где скорее всего нет возможности принять душ перед работой. В Европе, где зимы не такие долгие и холодные, да и инфраструктура подготовленная - совсем другое дело.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Пименов

Да, у нас практически нет велосипедных дорожек для безопасной езды

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Наша задача, как общественной организации - решить вопрос по развитию велодорожек с властями. Мэры наших городов пока что по-разному смотрят на предложение по добавлению велодорожек хотя бы в городской генплан.

Ответить
Развернуть ветку
iMAX

А вы пробовали взять карту города и выделить там место для велодорожек?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Какого города? Москвы? Ну нашли же место для выделенок автобусных, по которым теперь такси катаются :)

А в регионах вообще проблемы нет. Более того, в малых городах на некоторых улицах можно свободно ехать в общем пространстве, один черт быстрее 10-15 км/ч там даже машины не едут из-за состояния "дороги".

Ответить
Развернуть ветку
iMAX

Такси, насколько я знаю, катаются там на законных основаниях. Не нужно сравнивать общественный транспорт который перевозит сотни тысяч людей и десять велосипедистов. Давайте будем откровенны, в первую очередь это не нужно самим гражданам, никто, в массовом порядке, на великах на работу ездить не будет. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nezhdanov

Будет инфраструктура - будут ездить. Тем более если начать нещадно щемить автолюбителей. Тогда велопропоганда была бы особенно эффективна..

Ответить
Развернуть ветку
iMAX

О, вот и сторонники диктаторских методов подтянулись. Люблю нынешних велосипедистов. Особенно нравится пересекаться  с ними на велодорожке, когда на пробежку иду, они вроде и хотят что-то сказать, но им ссыкотно, только глазки округляют и о чём то там тихонечко шепчутся, когда проедут  ) 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Вы оба (вы и Alexander) как раз блестяще иллюстрируете:

Взаимная ненависть на дорогах.

и

4. Неумение соблюдать правила.

Добрее, ребята, добрее. Война еще ничего в этом мире не сделала лучше (не считая оружия, разумеется).

Ответить
Развернуть ветку
iMAX

Если бы не война, боюсь мы бы из пещёр ещё не выбрались. Она принимает разные формы, но идёт постоянно, ежесекундно.

Зло нельзя победить, ибо борьба с ним и есть жизнь. (К/ф "Узник замка Иф")

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Тоже позиция. Могу только привести неточную цитату: "Я не знаю, чем будет вестись третья мировая война, но знаю, что будет оружием четвертой: палки и камни". Это к вопросу о пещерах :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

(с) Альберт Эйнштейн

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тришин

Третья - биологическим оружием. Но это не точно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nezhdanov

Хахах)  Я лишь ратую за смену приоритетов - чтобы пешеходы были главными на дороге, за ними индивидуальные средства передвижения с общественым транспортом и уже потом автомобили.

Ответить
Развернуть ветку
antiriusbeauty.ru

Велосипед может спокойно по бордюрам, тропинкам. До 20 лет это был основной транспорт. Не нужна для него инфраструктура, кроме охраняемых стоянок в офисе.
На мой взгляд нужно пересмотреть свои взгляды на него:
и первое "это не круто" - блин, какое вам дело до того, что подумают незнакомые люди?
Второе: буду потный на работе - если ехать не торопясь, то с этим проблем тоже не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Не все любят заезды/хопы на бордюры. У меня много знакомых мужчин и женщин среднего возраста, кому просто комфортно ехать на городском велосипеде по специально отведённым местам. Бордюры для них - препятствие. А что скажете о более старшем поколении? Пенсионеры тоже любят ездить на велосипеде, но, не везде могут проехать, так как нет условий для спокойной комфортной езды.. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Демидов

Вот почему так много людей абсолютно уверены что не воняют после физ нагрузок?
Воняете.
После вас, на втором месте по негодованию, у меня стоят люди, которые считают некультурный сказать, что от кого-то воняет и направить в душ. (Или к врачу, если вонь изо рта.)
Сидят, страдают, но молчат.

Ответить
Развернуть ветку
antiriusbeauty.ru

Я как бы и без велосипеда не цветочками пахну, после того, как пройдусь от того же автобуса)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Вы оба (вы и iMax) как раз блестяще иллюстрируете:

Взаимная ненависть на дорогах.

и

4. Неумение соблюдать правила.

Добрее, ребята, добрее. Война еще ничего в этом мире не сделала лучше (не считая оружия, разумеется).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Щемить автомобилистов, конечно, не стоит. Нужно дать им УДОБНУЮ альтернативу. Что думает автомобилист, когда выбирает транспорт при поездке на работу? "Поеду-ка я лучше на машине. В ней тепло, комфортно, никто не мешает и есть нормальная дорога". 
Но здесь же дело в том, что прежде всего работает здравый смысл - пользоваться тем, что удобнее.
Если это удобство перенести на велоинфраструктуру, люди массово по-другому начнут думать. Начнут пользоваться этими удобствами.

Ответить
Развернуть ветку
216 комментариев
Раскрывать всегда