Что не так с российской транспортной культурой

Индивидуальный транспорт — спутник жизни.

Уверены, у 99% людей, стоящих в утренней пробке, возникала мысль: «Вот бы свободно проехать по отдельной полосе…». В предыдущей статье мы рассказывали о том, что это возможно сделать при помощи велосипеда.

Сразу обусловим, что «велокультура» и «велоинфраструктура» – обобщающие понятия. К категории их участников и пользователей относятся не только велосипедисты, но и владельцы «малых братьев» велосипеда: самокатов, гироскутеров, сегвеев, роликов. Назовём их коротко — СИМ (средства индивидуальной мобильности).

Кстати, 7 ноября 2019 года вынесен на общественные обсуждения законопроект, подготовленный Минтрансом России, ID проекта 01/01/10‑19/00096588 «О средствах индивидуальной мобильности». В соответствии с ПДД, пользователи СИМ будут использовать велосипедную инфраструктуру — велодорожки и велопарковки.

Многих людей вводит в ступор вопрос, может ли велосипед или самокат стать вашим основным средством передвижения в течение 5–6 месяцев в году.

Команда «Вело-Города» работает с 2009 года. За 10 лет мы сформировали полную картину российской транспортной культуры, которая включает в себя домыслы и чрезвычайно консервативные убеждения россиян по отношению к велосипеду и СИМам.

Ниже приведены 6 наиболее распространённых заблуждений, которые мешают человеку свободно выбирать средство передвижения. Говоря языком разумной экономии, удерживают жителя мегаполиса от получения выгод типа бесплатного проезда или ожидания транспорта, при передвижении на велосипеде, самокате и других СИМах.

1. Велосипед — это спорт

Гуляя по улицам города, люди замечают подтянутых велосипедистов в спортивной одежде. Они несутся на велосипеде так свободно и уверенно, что сразу возникает мысль: «Наверное, профессионал, не первый день на колёсах!».

Заметим, каким бы спортивным ни казался этот вид транспорта, передвигаться на велосипеде могут не только профессиональные спортсмены. Размеренная прогулка на велосипеде с мягким сиденьем — отличный семейный досуг. Активный отдых с друзьями будет намного ярче на лёгком многоскоростном байке. Компактный транспорт весом 10‑12 кг послужит надёжным спутником быстрого перемещения по городу, даже в метро.

Складной велосипед Strida в метро.

Сегодня в магазинах найдется множество видов велосипедов. Горные, шоссейные, прогулочные, городские, туристические. От сложной спортивной геометрии и навески до простейшей комплектации с педалями, рулём и колёсами. Но и этим список не ограничивается.

Помимо традиционного велосипеда можно приобрести или взять напрокат электровелосипеды и электросамокаты, сегвеи и моноколеса. Каждый найдет себе вариант, отталкиваясь от пользовательских задач. Для езды на велосипеде не нужно профессиональной спортивной подготовки.

Индивидуальный транспорт только для хорошей погоды

Россияне согласятся, что наш климат непредсказуем. То снег за ночь выпадет месячной нормой осадков, то дождь смоет всё желание выехать на вечернюю прогулку. В непогоду ездить на велосипеде неприятно и опасно.

Мы не призываем вас ехать по гололеду зимой или рекам грязи в межсезонье на неподготовленном байке. Для комфорта и безопасности нужна экипировка. Никто не выходит кататься на лыжах в мороз -20 °С в купальнике. Так и в зимней велопоездке не стоит пренебрегать утеплённой спортивной одеждой, лучше многослойной.

В спортивных магазинах можно приобрести одежду даже для самой непредсказуемой погоды. Ещё важнее подготовить сам велосипед. Проверить смазку цепи, трансмиссии, исправность тормозов. Надёжное сцепление с дорогой может сохранить жизнь!

Специализированные магазины предлагают покупателю большой ассортимент шин. Широкие и узкие, тонкие и толстые, с шипами и без. Необходимые приготовления не требуют больших финансовых вложений и временных затрат, зато ездить на проверенном надёжном велосипеде будет намного комфортнее и безопаснее.

Экономия на обслуживании байка оправдается в течение 2-3 месяцев в сравнении с тратой на проезд на общественном транспорте (при тратах 1500–2500 рублей в месяц).

Это несолидно

Со второй половины 20 века установился широкий диапазон цен на велосипеды — от 2 до 500 тысяч рублей и выше. Чем дороже велосипед, тем он удобнее, качественнее и красивее.

Если положение обязывает вас пользоваться только самыми солидными вещами, можно подобрать дорогой электробайк, который подходит под гардероб в стиле casual или спорт-шик.

К слову, на электробайке можно передвигаться по городу размеренно, не потея от перенапряжения благодаря электромотору-помощнику. Теперь можно не опасаться следов пота и «запаха спортзала» от одежды.

4. Негде хранить

Существуют простые, но надежные способы хранения велосипеда. Например, если хранить его на балконе в квартире, можно не беспокоиться о его безопасности. Для экономии пространства можно приобрести специальные крюки, которые крепятся на боковую стенку балкона.

Прогрессивные застройщики жилой недвижимости предусматривают в ЖК и таунхаусах специальные места для хранения велосипедов. Эту функциональность несут колясочные или велопарковки в автопаркингах и около подъездов.

Совет: не оставляйте на весь день или ночь велосипед на парковке под открытым небом. Дожди и снегопады смывают смазку с цепи и звёзд велосипеда, что приведёт к коррозии и выходу из строя трансмиссии. Велосипеды любят стоять под крышей!

5. Не женственный вид транспорта

Некоторые женщины предпочитают спортивной одежде и велоформе платья и элегантные костюмы. Но на велосипеде городского типа можно ездить в повседневной или деловой одежде. Дизайн и геометрия городского велосипеда обеспечивает посадку с прямой спиной, что удобно при передвижение в пиджаках, блузах, брюках.

В защиту спортивной одежды большинство знакомых мужчин высказали тезис: она подчёркивает фигуру, а регулярные велопрогулки помогают следить за телом и поддерживать себя в тонусе.

Да, бывают случаи, когда дресс-код на работе и в учебных заведениях обязывает дам к белым блузам и тёмному низу. В этой ситуации без раздевалок не обойтись. Тогда предлагаем прокатиться на велосипеде за покупками или на семейную велопрогулку, когда деловой стиль не может ограничить вашу свободу в выборе одежды.

6. Бюджетные деньги надо тратить на автодороги, а не на велодорожки

В 1962 году был выведен фундаментальный закон дорожных заторов.

Увеличение пропускной способности дорог влечет равное ему увеличение трафика.

Энтони Даунс, американский экономист и политолог, доктор философии Стэнфордского университета.

Простыми словами: чем больше широких автодорог, тем больше пробок.

Российская статистика подтверждает данный закон. Например, плотность населения Москвы по данным Росстата составляет 4924,96 человек на км² (на 2019 год). Но эти данные приведены по численности официально зарегистрированных граждан, а что насчет эмигрантов?

По ним статистика не приводится. Как известно, где большие показатели населения, там и большое количество единиц транспорта. Мосгортранс в 2019 году зарегистрировал порядка 3,6 млн автомобилей ежедневно передвигающихся по дорогам столицы.

Строятся новые дороги, старые расширяются, но с ними увеличивается автомобильный поток. В часы пик этот поток становится таким большим, что в пробке можно простоять куда дольше, чем дойти пешком или доехать на велосипеде.

Московские пробки По данным сервиса Яндекс.Пробки

Москвичи лучше других знакомы с инфраструктурными реалиями: иной раз, чтобы доехать на автомобиле из центра до МКАД, придется потратить больше времени, чем на полет из Москвы в Западную Европу. Крупные издательства, такие как «За рулём», «Авторамблер», и «Ъ», считают Московские дороги самыми перегруженными в Европе. Не будем копировать эти общедоступные сведения. И без них понятно, что пробочная проблема действительно существует.

В такой ситуации можно лишь сбавить пыл дорожников и отойти от любимого «закатывания» денег в асфальт для автодорог. Пора начать развивать системуальтернативных видов транспорта.

Некоторым читателям представленные выше заблуждения могут показаться очевидными. Но, опросив больше 3000 человек, выяснилось, что для многих россиян тезисы оказались в новинку. Это говорит о том, что люди даже не рассматривали индивидуальные виды транспорта как альтернативу традиционным.

2020 год, миллионы людей во имя спасения природы пришли к раздельному сбору мусора. Но вопрос передвижения по городу на машинах с двигателем внутреннего сгорания остается почти нетронутым.

В завершение важно отметить, что заблуждения в головах сами по себе не возникают. Они появляются из-за отсутствия комфортных условий для пользования велосипедом, самокатом. Поэтому, в следующей статье я приведу топ инфраструктурных проблем, которые мешают велосипедистам и пользователям СИМ безопасно и с удовольствием перемещаться по мегаполисам.

0
219 комментариев
Написать комментарий...
antiriusbeauty.ru

Если рассматривать средство передвижения именно как средство передвижения, идеальное - это #моноколесо

Легко перевозится в любом общественном транспорте. Выдвижная ручка позволяет катить его по любой поверхности на любое расстояние не напрягаясь (например в метро). 
В квартире очень мало места занимает.

 
Минусы: чуть сложней научиться... но это один раз потерпеть и будет как на велосипеде (хотя наверное у меня одинаковое время на учебу ушло, что на велосипеде, что на моноколесе). Второй минус: цена. 
Но это того стоит, очень сильно экономит время.

https://www.youtube.com/watch?v=lfbQ0LDKWcY 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Игрушка для хипстеров. При любой нештатной ситуации убивает/калечит вас еще ловчее велосипеда. Ну и шанс банально провалиться в люк больше, чем даже у самоката.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Alexey, в люк можно провалиться и пешеходу. По безопасности вопрос спорный. По отношению к пешеходу велосипедист и пользователь СИМ более подготовлен к внештатной ситуации, потому как он более сконцентрирован на дороге, нежели зазевавшийся в телефоне пешеход. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Проверочный вопрос здесь элементарный: как и куда вы падаете с велосипеда и как и куда вы падаете с моноколеса? Теперь накладываем это на разные аварийные ситуации: упали на яме, упали на грязи/говне, упали об пешехода, упали в результате столкновения с авто.

Велосипед вас покалечит. Моноколесо - убьет. За подробностями - в статистику СПМ и травмпунктов (по самостоятельным обращениям).

Ответить
Развернуть ветку
antiriusbeauty.ru

Можно ссылку? Я за сезон несколько раз "спотыкался" на колесе, колесо поцарапалось, а я пока отделывался пробежкой. Но все равно езжу в роллерной защите.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Я нигде не видел подобных данных онлайн. Моя статистика: обезличенные медицинские данные от СМП и травмпункта по городу проживания. За несколько лет.

Цифры сейчас уже не назову, но выводы простые: на "пешеходных" скоростях (при движении в пространстве пешеходов) покалечиться сложно. В основном это происходит при внезапном наезде на жесткое препятствие.

При движении на больших скоростях калечатся все. Но менее жесткие травмы у велосипедистов, а самые жесткие у моноколесников и гироскутеров. Причина - куда и как человек падает.

При столкновении с автомобилем (отдельный случай) ситуация двойственная: у велосипедистов больше (в разы) риск травмы ног (перелом - типовая травма), но ниже риск смертельных травм: шея/голова.

Здесь не описаны скейтеры и роллеры, потому что у них типовая причина травмы - спортивное/трюковое катание в местах общего пользования, включая дороги. Поэтому по ним статистика вообще нерепрезентативная.

Ответить
Развернуть ветку
antiriusbeauty.ru

В двух словах: если летать - поломаешься. Это ведь для любого транспорта подходит))
Если использовать как транспорт, без экстрима, то все будет хорошо.
Все производители моноколес пишут, что больше 25 не стоит разгоняться.
Со своей стороны скажу: 15 км в час, это идеальная скорость - это в 3 раза быстрей обычного пешехода и этого достаточно для офигительной экономии времени и сил. Плюс можно немного добавить на пустом ровном тротуаре.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Еще раз: разделяйте движение в пешеходной зоне и движение на дорогах общего пользования. В пешеходной зоне то, что вы пишите имеет смысл: вы контролируете свою скорость и регулируете степень риска и возможные последствия.

На дороге общего пользования это так не работает. Там важно не то, что делаете вы, а то что делают другие участники движения. Которые в отличие от вас имеют массу в тонну с лишним и в отличие от вас отделены от окружающих железом. И когда вас притрет к отбойнику автомобиль, не будет играть определяющей роли ваша скорость, а только его.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Гололобов

На моноколесе по дорогам ездят только прирожденные суицидники. Это ж нужно совсем без мозгов быть. Как и для поездок по тротуарам со скоростью 40+. Но дебилы были, есть и будут всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Вот в том и вопрос, как не позволить дебилам всех сортов лезть куда не следует: электросамокатчикам - на тротуары, а яжматерям - на велодорожки... Пока на ум ничего не приходит.

Ответить
Развернуть ветку
antiriusbeauty.ru

Можно подумать, что велосипедистов отмороженных нет. Их тоже дофига. Так что не надо самокатчиков обвинять. Есть просто уроды, которым на всех наплевать и транспортное средство тут роли не играет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Так уроды есть везде. Но если сейчас существует комплекс мер (начиная с бордюров, например), которые не позволяют уродам на авто (пояснение: "уроды на авто" - это уроды среди тех, кто на авто, а не "все, кто на авто - уроды") вылезать на тротуар, например.

У остальных пока такого разделения не сложилось. Отсюда имеем велосипедистов и самокатчиков 40+км/ч на тротуарах, а яжматерей с колясками - а велодорожках.

Ответить
Развернуть ветку
216 комментариев
Раскрывать всегда